К Колоссаям послание Апостола Павла
Колоссая – был город в Римской Азии, когда-то знаменитый и богатый, но много оскудевший во время послания. Апостол Павел сам по-видимому и не посещал его, но проповедь его утвердилась в Колоссах и в сопредельных краях. Писание это писано было рассказом Епафраса, прибывшего на Колосс, где он постоянно действовал, о новой ереси, проникшей в иную христианскую общину.
Ересь эта имела, по-видимому, характер гностического мистицизма, мечтавшего видеть каких-то ангельских посредников между Божеством и человеком. На этом основано было учение о поклонении ангелам и о необходимости строгого изнурения плоти, в коей полагалось исконное начало зла, враждующего с Богом.
Для опровержения этих суеверных учений Апостол в своем послании стремится восстановить перед Колоссаями основную идею христианства, в лице Иисуса Христа, единого посредника человеку перед Богом и главы всякого создания.
Писано вероятно около 61 г. по Р. Х. из заключения в Риме.
Глава 1
Павел, волею Божией Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат.
Сущим в Колоссаях святым и верным братиям во Христе Иисусе.
Благодарственная молитва
Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Всегда молимся о вас и благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, слышав о вере вашей и о любви ко всем святым, в уповании на уготованное вам на небесах.
О том уповании слышали вы прежде в истинном слове благовестия.
До вас достигло оно, как и до всего мира, и приносит плод и возрастает, как и у вас, с того дня, как услышали вы и познали благодать Божию воистину.
Тому и научились вы от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,
он и известил нас о вашей любви в духе.
Посему и мы с того дня, как о том услышали, не престаем молиться об вас и просить, да исполнитесь вы познанием воли Его, во всякой премудрости духовной и разумении;
да ходите достойно пред Богом, во всем угождая Ему, принося плод во всяком благом делании и возрастая в познании Бога.
И будете вы укрепляться всякою силою, от могущества славы Его, чтобы все переносить в терпении и великодушии, с радостью, благодаря Бога и Отца:
Он призвал нас к участию в наследии святых, во свете;
избавил нас от власти тьмы и ввел в царство Сына Своего возлюбленного,
в Немже имеем искупление кровию Его и оставление грехов.
Христос Господь источник жизни, Глава церкви, Примиритель Бога с человеком
И есть Христос образ Бога невидимого, перворожден пред всякою тварью,
ибо Им создано было все, что́ на небесах и что́ на земле, видимое и невидимое, и престолы и господства и начала и власти, все Им и о Нем создано.
Он есть прежде всего, и все в Нем состоит,
и Он есть Глава тела церкви, Он – начаток, перворожден из мертвых, да будет Он во всем – первый.
Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
и чтобы чрез Него примирить Себе все, умиротворив кровию креста Его, и земное и небесное.
Были вы некогда отчужденные и враги, по чувству, склонному к злым делам:
и вас ныне примирил в теле плоти Его, смертию Его, да предстанете пред лицем Его святы и непорочны и неукорны,
если пребудете утверждены и неколебимы в вере, не отпадая от упования, явленного вам в благовестии.
Апостол служитель благовестия
Слышали вы его, и проповедано оно всей твари поднебесной, и стал я, Павел, его служителем. И ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю в плоти моей, к сему недовлеющей, скорби Христовы за тело Его, еже есть церковь.
Той церкви стал я служителем по смотрению Божию, мне вверившему исполнить в вас слово Божие,
тайну, сокрытую от веков и родов человеческих.
Ныне же явилась она святым Его, коим благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников. Тайна сия: Христос в вас, упование славы!
И Его мы проповедуем, наставляя всякого человека и научая всякой премудрости, да представим всякого человека совершенным во Христе Иисусе.
В сем я и труждаюсь и подвизаюсь по воздействию Его, действующею во мне силою.
Глава 2
Хочу, чтоб вы знали, в какой борьбе я здесь и за вас, и за тех, что в Лаодикии (и в Иераполе), и за всех, кто не видел лица моего во плоти.
Да утешатся сердца их, соединенные любовию, да обогатятся совершенством разумения, в познании тайны Бога Отца и Христа,
в Немже все сокровища премудрости и ведения.
Говорю так для того, чтобы кто не прельстил вас в беседе лукавыми речами.
Ибо, хотя телом и отсутствую, но духом пребываю с вами, радуясь и видя добрые порядки ваши и твердость вашей веры во Христа.
Посему, как прияли вы Христа Иисуса Господа,
так и ходите в Нем – укоренены и утверждены в Нем, укрепляясь в вере, как научены вы, приумножая в себе веру и благодарение.
Новая жизнь во Христе
Берегитесь, братия, как бы кто не соблазнил вас философиею, пустотою обольстительных учений, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу.
Ибо во Христе обитает вся полнота Божества воплощенная,
и в Нем тою исполнены будете. Он есть глава всякого начальства и власти.
В Нем вы и обрезаны обрезанием не от рук человеческих, когда совлекли с себя тело греховное плоти, и прияли обрезание Христово.
В крещении были вы погребены со Христом; в Нем и совоскресли вы верою в Бога, воскресившего Его из мертвых.
И вас, бывших некогда мертвыми во грехах ваших и в необрезании плоти вашей, оживил Бог вместе с Ним. Отпустил вам все прегрешения.
Истребил бывшее на нас рукописание заповедей законных, враждебное нам, взяв его от среды и пригвоздив ко кресту.
Отняв силу от начальств и властей (темных), властно подверг их позору в победном торжестве силы Своей.
Предостережение от суеверных учений
Итак, никто да не осуждает вас за пищу или питие или ради празднования дней или новомесячия или субботы,
все это есть тень будущего, тело же есть Христос.
Никто да не обольщает вас самовольным подвигом смирения и ангельским служением. Такие люди воображают видеть, чего не видели, и только без разума надмеваются плотским умом своим,
а не держатся Главы, от Коей все тело, содержимое и питаемое союзным составом членов, приемлет силу на возрастание возрастом Божиим.
Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, для чего вы, как живущие мирскою жизнью,
ставите себе правила: «не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»?
Все это тленное, истлевает от употребления, по заповедям и учениям человеческим.
И имеет только вид мудрости в добровольном служении, смирении и пренебрежении тела, в небрежении о насыщении плоти35.
Глава 3. Новая жизнь во Христе
Если же вы воскресли со Христом, то ищите горняго: там сидит Христос одесную Бога.
О горнем помышляйте, а не о земном,
ибо вы умерли, а жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге.
Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.
Итак, умертвите члены ваши, сущие на земле: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и любостяжание – оно есть идолослужение.
За все это гнев Божий грядет на сынов противления.
Во всем этом и вы обращались, когда для того жили.
Ныне же отложите все то: гнев, ярость, злобу. злоречие, срамословие, от уст ваших.
Не лгите друг на друга, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового;
а новый обновляется в разуме, по образу Создавшего его.
И в той новой жизни – нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все – Христос и во всем Христос.
Итак, облекитесь как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
приемля друг друга в благоволение и прощая взаимно, когда кто на кого укор имеет; как Христос простил вам, так и вы прощайте.
Паче же всего того да будет в вас любовь: любовию связуется совершенство.
И мир Божий да водворяется в сердцах ваших: к миру и призваны вы в едином теле; и будьте благодарны.
И слово Божие да вселяется в вас обильно, во всякой премудрости. Научайте и назидайте друг друга псалмами и гимнами и песнями духовными, во умилении воспевая в сердцах ваших Господу.
И все, что творите словом или делом, все во имя Господа Иисуса Христа, благодаря Бога и Отца о Нем.
Наставления о семейной жизни
Жены, повинуйтесь мужьям вашим, как подобает о Господе.
Мужи, любите жен ваших и не будьте к ним суровы.
Дети, будьте послушны родителям вашим во всем: так благоугодно Господу.
Отцы, не раздражайте чад ваших, чтоб не унывали.
Рабы, повинуйтесь во всем господам вашим по плоти, не пред очами только работая, чтоб угодить человеку, но в простоте сердца, боясь Бога.
И все, что́ делаете, от души делайте как для Господа, а не для человеков:
знаете, что от Господа приимете воздаяние в наследии: ибо Господу Христу вы служите.
А кто неправду творит, восприимет по своей неправде: нет лицеприятия у Бога.
Глава 4
Господа, правду и уравнение рабам подавайте: знаете, что и у вас Господь на небесах.
В молитве не преставайте, бодрствуя всею душою, благодаря Бога.
Молитесь и о нас, да отверзет нам Бог дверь слова, возвещать тайну Христову –
за нее ныне я и в узах – дал бы мне Бог слово, как должно возвестить ее.
Со внешними обходитесь рассудительно, соображайтесь с временем.
Слово ваше да будет всегда благоволительно, растворено солию, чтобы знали вы, как отвечать каждому.
Приветствия
А что́ со мною происходит, о том все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник о Господе:
для того его и послал я к вам, чтоб узнал он об вас и утешил бы сердца ваши36, –
с ним и Онисим, верный и возлюбленный брат – он же из ваших. Они расскажут вам обо всем, что́ здесь происходит.
Привет вам от Аристарха, заключенного вместе со мною, и от Марка, племянника Варнавина (о нем было вам указано – когда придет, примите его).
И от Иисуса, прозванного Иустом – оба из обрезанных, и из таковых они одни трудились со мною для Царствия Божия и были отрадою мне.
Привет вам и от вашего же Епафраса: раб он Иисуса Христа и всегда за вас подвизается в молитвах, чтобы пребыли вы совершенны и исполнены веры во всем, что́ есть воля Божия.
О нем свидетельствую, что имеет великую ревность и заботу о вас и о сущих в Лаодикии и в Иераполе.
Привет вам от Луки, врача возлюбленного, и от Димаса.
Привет наш братии, сущей в Лаодикии, и Нимфану и домашней его церкви.
И когда прочтется у вас это послание, устройте, чтобы прочитано было и в церкви Лаодикийской; а что будет из Лаодикии, то́ и вы прочтите.
И скажите Архиппу: смотри, исполняй служение, что принял ты о Господе, чтоб тебе совершить его.
Привет вам моею рукою Павловою. Поминайте мои узы. Благодать со всеми вами. Аминь.
* * *
Смысл неясен. Может быть он и такой: «но не имеет важного значения для природы, требующей насыщения плоти»?
Ближе кажется к греческому тексту: «чтобы узнал об наших делах и утешил сердца ваши».