Глава десятая
«Сын человеческий, изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» (Иез. 34:2).
«Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, говорит Господь» (Иер. 23:1).
В словах Господа, записанных Евангелистом Иоанном в главе десятой, заключается установление на вечно общины Христовой взамен древней ветхозаветной общины, которой пастыри оказались недостойными своего призвания.
Но независимо от того, что пастыри ветхозаветной церкви оказались недостойными, пришло время, Господом Богом назначенное для устроения на земле царства Божия, в коем Царь и Пастырь есть Сам Господь. Он же Господь, Сын человеческий есть Дверь в сие царство Божие, ибо никто не может перейти из мира материальных интересов к миру горнему духовному,– к миру высоких нравственных стремлений, к пренебрежению земных радостей и к светлым радостям духа, – иначе, как чрез ту Дверь, которая находится на рубеже двух миров, ибо Слову Божию, второй Ипостаси Святыя Троицы, угодно было спуститься до земли и человека и восприять плоть человека, дабы встретить человека с милосердием Сына человеческого, – когда он волею своею пойдет к воплотившемуся Богу, – и ввести его в мир духовный, в мир абсолютной правды и добра и чистой любви и в радостную жизнь вечную.
Таково значение Пастыря и Двери в нашей жизни, уже сложившейся под христианским влиянием, хотя конечно далеко еще не совершенной. Но перенесемся мыслию в церковь ветхозаветную, в церковь, которая в особенности в последние четыре века, до Рождества Христова1012 превратилась в общину, пасомую – как выражались и прежде пророки – пастырями для себя, при чем пастыри эти губили и разгоняли овец паствы Господней. Вместо духа Господня пастыри эти ввели дух казуистики, мелочной обрядности, и понизили уровень чувства и мышления души человеческой, или – говоря словами Самого Господа – «взяли ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали»1013.
Тогда Господь удаляет этих пастырей, Сам становится единым Пастырем стада Своего и учреждает церковь Христову, глаголя ей: «Аз есмь Пастырь»; «Аз есмь Дверь»; и «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века»1014.
Ин.10:1. Аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник:
Ин.10:2. А входяй дверми пастырь есть овцам:
Ин.10:3. Сему дверник отверзает и овцы глас его слышат, и своя овцы глашает по имени, и изгонит их:
Ин.10:4. И eгда своя овцы ижденет, пред ними ходит: и овцы по нем идут, яко ведят глас его:
Ин.10:5. По чуждем же не идут, но бежат от него, яко не знают чуждого гласа.
Ин.10:6. Сию притчу рече им Иисус: они же не разумеша, что бяше, яже глаголаше им.
Речь Господа не прерывается от последнего стиха предыдущей главы1015 и связуется с указанием Его фарисеям и книжникам, что они слепы, но что утверждая будто бы видят, – сим самым подвергают себя осуждению. Вместе с сим ясно, кого Господь называет вором и разбойником: «здесь Христос указывает, говорит Златоуст, и на тех, которые были прежде Его (лжеучителями) и на тех, которые явятся после Него»1016. Далее св. Иоанн Златоуст говорит, что в первых двух стихах Господь называет Писание дверьми, ибо оно приводит нас к Богу и отверзает путь Богопознания и охраняет овец и не позволяет приходить волкам. Заметим, что в этом смысле Дверь есть тоже Слово Божие, которое глаголало: «многочастне и многообразне во пророцех, в последок же дний сих глаголало в Сыне»1017: Посему Господь и говорил Иудеям: «аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте убо и Мне»1018. Но в этом и было значение фарисеев и книжников, как воров и разбойников в стаде Божием, что они не веровали Моисею и пасли стадо для себя1019, а не для Бога, «учаще учением, заповедем человеческим»1020, как упрекал их в том Господь, указуя на пророчество Исайи, который от имени Бога говорил народу, что он – народ сей – приближается к Господу устами своими и языком чтит Его, сердце же его далеко отстоит от Господа и благоговение его пред Господом есть только изучение заповедей человеческих. Эти люди, не хотевшие знать Духа Господня в писании, суть «перелазившие инде», они вносили в стадо мысли и стремления человеческия, а не Божии, а потому «перелазили инде», ибо Дверью войти не могли, так как истина охраняла собою стадо. Дверь во двор овчий есть Сам Господь; и никто не может вносить своих измышлений в писание, как осмелились то сделать фарисеи и книжники из властолюбия и хищничества, в чем упрекал князей и ученых народа и Иеремия (Иер. 23:1), и как то делали после Господа Иисуса представители разных сект из кичливой самонадеянности и гордости своей мысли.
Дверник отверзает дверь тому лишь пастырю, который входит дверьми, т. е. Господом, и этого должы слушать овцы. Здесь, как прекрасно замечает Златоуст1021, «Господь Себя называет и дверью и Пастырем (и агнцем), указывая на различные стороны Своего служения. Когда приводит нас ко Отцу, – называет Себя дверью, а когда выражает Свое попечение о нас, – пастырем. Он Сам «пред овцами ходит»...
Но сим не исчерпывается все глубокое значение сей притчи, которую и не поняли сначала (ст. 6) слышавшие Господа. Она устанавливала во-первых то, что только Дверью истины, т. е. Самим Господом может войти пастырь; во-вторых она указывала на главенство Самого Господа как Пастыря, но в-третьих она устанавливала и Христианскую Иерархию слуг Господних, которые также суть пастыри Его стада, под непременным условием входить Дверью во двор овчий, т. е. получив власть и повелевие управлять стадом Божиим от Самого Господа нашего Иисуса Христа. «Так и было (говорит Златоуст l. cit. стр. 158) с апостолами, которые свободно входили и исходили, как бы владели всей вселенной, и никто не мог изгнать их».
С точки зрении христианской притча сия с последующим развитием (см. ниже) знаменует церковь Христову, в которой пастыри, входящие не иначе как Дверью, т. е. Господом, пасут стадо не для себя, и не от себя, а лишь как доверенные Господа, который есть единый Пастырь. Сии пастыри при поставлении в звание «домоправителей Господа»1022 освящаются Духом Святым в таинстве священства и, говоря именем Господа, представляют на земле «глас Господа, его же слышат овцы» (ст. 3): «Подобно тому, как бы кто, отходя в путь и оставляя дом свой, дал слугам своим власть и каждому свое дело, и приказал привратнику бодрствовать»1023 так Господь, отходя с земли, видимым Своим образом приуготовляет тех слуг пастырей, кои будут пасти стадо Его. Посему Господь и сказал трижды в лице Петра всем Апостолам и рукоположенным ими епископам, и получившим от них священство (и диаконат, как особое служение1024), – «паси агнцев Моих, паси овец Моих»1025. При этом Господь многознаменательно спрашивал в лице Петра1026 всю преемственную рукоположением линию пастырей – «любишь ли ты Меня?» Это необходимое условие, равносильное вполне выражению: «Аз есмь Дверь» и «входяй дверьми пастырь есть овцам». Не может быть пастырем тот, кто не любит Господа; если он не любит Господа, он конечно тать и разбойник, перелазяй инде, ибо он не может войти дверью, которая есть Сам Господь. Поэтому чудовищное явление представляли собою книжники и фарисея, руководившие народом, «не имея в себе любви к Богу»1027, и таковое же явление, когда оно по несчастью случалось в христианском мире, было причиною ересей и несчастий церкви. Сохрани Боже, да не увидит когда-либо церковь Христова пастыря, лицемерящего атеиста1028, или пастыря думающего, будто благочестие служит для прибытка1029. «Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святой постави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею», говорил Апостол Павел, прощаясь с мало-азийскими епископами. «Дух же ясно говорит, что в последния времена отступят некоторые от веры, внимая учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников»1030, ибо, говорит и в другом месте Апостол1031, являются иногда и лжеапостолы, принимающие вид Апостолов Христовых». Все сии предсказаны Господом в читаемой нами притче под именем татей и разбойников, перелазящих инде и не входящих Дверью, которая есть Христос.
Мы должны сказать несколько слов о слове παροιμὶα (притча), которое употреблено в сем месте Евангелия св. Иоанна. Слово сие в Вульгате proverbium, в Biblia Sacra similitudo не то слово παραβολὴ, которое употребляется в Синоптических Евангелиях и которое в латинских переводах передается словом parabola. Со словом παροιμὶα соединяется понятие о более таинственном речении, чем со словом παραβολὴ. Сопоставление двух этих слов мы встречаем в 17 стихе 47 главы греческого текста кн. прем. Иис. сына Сирахова1032. В стихе этом читаем: «Имя твое (Соломона) пронеслось»... «за песни и изречения (παροιμὶαις); за притчи (παραβολαῖς) и изъяснения тебе удивлялись страны»1033. Пароимиа по-видимому отличается от притчи тем, что она содержит в себе учение высшее о действиях Божиих, а парабола, притча, есть учение Божие о действиях человеческих. В настоящем отделе Евангелия Иоанна Господь, как мы видели, указует на Себя, как на Дверь и как на Пастыря, и о действиях человеческих упоминает лишь для того, чтобы уберечь стадо Свое от вредных деятелей, влазящих инде».
Ин.10:7. Рече же паки им Иисус: аминь, аминь глаголю вам, яко аз есмь дверь овцам.
Ин.10:8. Вси, елико их прииде прежде мене, татие суть и разбойницы: но не послушаша их овцы.
Ин.10:9. Аз есмь дверь: мною аще кто внидет, спасется, и внидет и изыдет, и пажить обрящет.
Ин.10:10. Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит: аз приидох, да живот имут, и лишше имут.
В первой части притчи (ст. 1–6) Господь глаголет о Себе как о Двери и о Пастыре совокупно. Далее Господь разъясняет особенно и то и другое значение. В начале (ст. 7–10) Он глаголет о значении Двери: «Аз есмь Дверь»; ниже (со ст. 11–16) о значении Пастыря: «Аз есмь Пастырь добрый». В отношении всего христианского мира Он есть Дверь, в отношении каждого члена Христовой общины Он есть Пастырь добрый. «Я Сам отыщу овец Моих» глаголет Господь устами Иезекииля1034, и Сам во образе Пастыря глаголал о том, как Он отыскивает заблудшую овцу в горах1035, а Апостолам в начале приказывал идти «к погибшим овцам дома Израилева»1036.
Останавливаясь теперь исключительно на стихах 7–10, мы разумеваем, что слово Господне «Аз есмь Дверь» обнимает собою всю совокупность мыслей и деяний, соединяющих мир духовный с миром земным, материальным. Господь есть Дверь не только во двор овчий, т. е. в общение со стадом Христовым, но еще Дверь вообще в мир духовный для каждой овцы в отдельности, разумея под именем овец и самых пастырей, Господом поставленных. Нельзя человеку проникнуть в мир духовный иначе, как чрез Дверь, т. е. через веру в Господа и любовь в Нему.
В стихе 8 Господь опять указывает на татей и разбойников, приходивших прежде. По этому поводу мы заметим, что Господь не раз упоминал о пророках, как о глаголавших словеса Божии1037. Не о них и глаголет Он, говоря: «вси елика их прииде прежде Мене татие суть и разбойницы», а Он глаголет о тех, кои «сели на Моисеовом седалище»1038. Иоанн Златоуст говорит так об этом месте: «Здесь Господь говорит не о пророках, как утверждают еретики, ибо их послушали и чрез них уверовали все, кто только уверовал во Христа, но говорит о Февде и Иуде и других возмутителях»1039.
Мы полагаем, что следует еще шире рассматривать слова Господа о всех, «елика прииде прежде Мене». С пророком Малахией, – жившим около 420 г. до Р. Хр. во времена Неемии и пророчествовавшего после второго его прибытия в Иудею и позже 32 г. царств. Артаксеркса Лонгимана1040, – кончается проявление пророческого Духа Божия во Израиле. Четыреста лет народ не имеет пророков и как бы поставляется Господом в пример другим народам, до чего может пасть ум человеческий, предоставленный себе и своим измышлениям. Надо помнить, что после пленения вавилонского нет уже случая в Иудее идолопоклонства; народ помнит закон ему данный, старается держать его и исполнять его, но его ученые танаимы, не руководимые Духом Божиим, не в силах подняться на высоту, требуемую Богом, не в силах развивать народ духовно и нравственно, и погрязают совершенно в бесплодной казуистике и обрядности в Иудее, между тем, как Иудейская колония в Александрии подпадает под влияние языческих философских школ1041.
Но эти люди, утратившие всякое духовное понимание закона, «сели на Моисеовом седалище» и начали управлять народом со своекорыстною целью, извращая его духовное и нравственное чувство. Господь Иисус их обличал постоянно в погублении душ, говоря им: «Горе вам, книжники и фарисеи лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас»1042. О них-то именно, кои управляли мыслию народа от последнего пророка Малахии до явления Иоанна Крестителя, предвестника Господа, – и глаголет Господь: «вси елико их прииде прежде мене татие суть и разбойницы». За сим Господь присовокупляет: «но не послушаша их овцы», ибо влияние учителей Иудейских, хотя тяжелое для народа1043, – не могло по самой бессодержательности своей наложить тот вечный отпечаток, который кладет Дух Божий, проявлявшийся в пророческих речениях, а в последок дний глаголавший в Сыне1044. Посему Господь и глаголал им в другом месте: «горе вам книжники и фарисеи лицемеры, что затворяете царство небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете»1045. Господь не глаголет, что народ стал весь неспособным войти в царствие Божие, Господь указует, что они, татие и разбойники, фарисеи и книжники не допускают желающих войти. Они хотели сделаться сами единственными вратами, сквозь которые должны были проходить Иудеи, но это были врата обмана, ибо ими – вратами фарисеев – достигались слава земная и лесть толпы и председания на пиршествах и хвала лицемерию, – а не царствие Божие. Взяв на себя «ключ разумения и препятствуя входящим»1046, они восхищали у других царствие Божие. Толкуя закон по букве и не хотя разуметь его Духа, они лишали людей высшего счастия и мешали нравственному и духовному развитию человека, совершая преступление, уподобляемое воровству и разбою, ибо оно отнимало у людей лучшую драгоценность жизни их.
«Аз есмь Дверь», глаголет Господь; «Мною аще кто внидет спасется, и внидет и изыдет и пажить обрящет».
Что есть пажить души как не Слово Божие, о котором Господь сказал: «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих»1047. Но чтобы обрести эту пажить, надо войти Дверью, которая есть Сам Господь; входящий верою и любовию в сию Дверь получает спокойствие и безопасность (внидет) и свободу (изыдет) ибо «где Дух Господень – там свобода»1048. И входящий через Дверь сию спасется. Таково обетование, данное Господом верующим. «Аз приидох да живот имут и лишше имут», глаголет Господь (ст. 10), обещая в сих словах не только жизнь вечную нескончаемую, но жизнь света и радости, ибо: «Бе свет истинный, иже просвещает всякого человека, грядущего в мир»1049. Противопоставляя Себе учителей Израиля, Господь указует, что учение их есть смерть и тьма; «тать не приходит разве да украдет и убиет и погубит».
«Ав приидох да живот имут и лишше имут».
Ин.10:11. Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы:
«Господь пришел да живот имут»: но какою же великою ценою1050: ценою крови Пастыря, положением души Его за овцы1051. Прикровенны еще для слушающих слова Господа, еще не открыта для них завеса грядущих великих событий; еще ученики не знают, что они «восплачут и возрыдают, но что «печаль их в радость обратится», а мир не знает, что он возрадуется и вслед за тем сознает свое беззаконие и ужас охватит его1052; Господь глаголет здесь только слова любви, слова успокоения и милосердия, раскрывая однако людям, что Он, единый вечный Пастырь, берет на себя грех мира и подчиняет Себя горечи смерти да живот имут овцы стада Его.
«Все мы блуждали как овцы, совратились каждый в свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас», восклицал пророк Исайя1053, о Том, «Кто был презрен и наказуем и уничижен и изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши, и ранами которого мы исцелились»1054.
Ин.10:12. А наемник, иже несть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща и оставляет овцы и бегает, и волк расхитит их и распудит овцы:
Ин.10:13. А наемник бежит, яко наемник есть и нерадит о овцах.
Кто разгонял стадо Божие и погублял, кого мог? Мы полагаем, что в образе волка рисуется во-первых та озлобленная партия фарисеев и книжников, которая неумолимо преследовала христиан и после воскресения и вознесения Господа нашего Иисуса Христа1055. Вероятно также, что под образом волка надо разуметь и тех тиранов, кои воздвигали гонения на церковь Христову, т. е. римских императоров и их кровожадных проконсулов и правителей. Но есть и третье значение волка: это еретики, возмущавшие со второго века церковь Божию и отторгавшие от нее овец, погубляя их своими учениями1056. В этом смысле волк есть и диавол, который яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити»1057, и орудиями его являлись ересиархи, проповедники лжеучений, и производившие пагубные расколы в церкви. От всех сих нападений на овец Христовых только единый Пастырь может сохранить, поручая однако сие хранение и людям, Им поставленным. Но среди сих поставленных Пастырем слуг Господь различает верных слуг и наемников. О слугах верных Он не глаголет ничего; пребывая едиными верою и любовию с Пастырем, они исполняют волю Его и когда нужно кладут душу свою за овец, следуя примеру своего Архипастыря и приемля мученический венец во имя Пастыря. Таковы были мученики и исповедники и весь святой сонм любящих Господа и положивших душу свою за истину, из которых значительная часть были предстоятели церквей Христовых в разных странах, вызываемые первые к ответу и мучению за стадо свое1058.
Эти святые мученики получают награду свою от Господа; но Господь, приуготовляя будущее церкви Своей, предрекает о тех, коих Он называет наемниками, ибо душу свою они отдают не церкви, не стаду Христову, не Господу и делу Его, а своему тщеславию, или властолюбию или даже корыстолюбию. Они таким образом не домочадцы Господа, любящие дом Его, а наемники, которые имеют в виду свои цели. Они, по словам Господа, не представляются творящими зло непосредственно стаду, но они бегут при первой опасности, ибо в них нет высшего требования души, привязывающейся к благам вечным, а есть только стремление в благам земным: а потому они наемники и не радят об овцах, и волк (во всех его значениях) расхищает и губит овец, которых Господь вверил этим нерадивым и себялюбивым пастырям.
Ин.10:14. Аз есмь пастырь добрый и знаю моя, и знают мя моя:
Ин.10:15. Якоже знает мя Отец, и аз знаю Отца: и душу мою полагаю за овцы.
Бог сердцеведец и «знает Своя», ибо Он ведает, кто Ему принадлежит и принадлежать будет, ибо и павшего, если он пойдет к Господу, – Он «не изгонит»1059. «И знают Господа принадлежащие Ему», ибо человек в душе своей чувствует, что он принадлежит Богу. В человеке не испорченном окончательно есть естественное стремление к Богу и сознание, пробивающееся в душе его, не смотря на наслоения всяких философских и рационалистических систем, что счастье его все-таки в одном Боге, что не может душа человеческая не тосковать по Богу: а это указывает тоскующей, хотя бы и сомневающейся душе, что она будет Божия: «знают мя моя». Таков общий закон для всего человечества; общий Свет, «просвещающий всякого человека грядущего в мир»1060. Но есть люди, которые возлюбили и возлюбят тьму паче света1061, и паче всех других грехов до сего состояния доводит самонадеянность и гордость, кои чаще всего уничтожают ту естественную связь, которая по существу образа и подобия Божия в человеке должна соединять душу человеческую с Богом. Своею злою волею и гордостью человек может затемнить в себе образ Божий и заглушить в себе насильственно столь естественно ему присущую веру, и тогда он достигает грустного результата: он остается одинок в мире, Господь его не знает и он не знает Господа.
Установив единение овец с Пастырем. Господь возводит мысль человеческую еще в высшую область познания. Он указует: «якоже знает мя Отец и аз знаю Отца». Последнее же слово Его относится к тому священному действию, которое служит соединяющим звеном человека с Богом и земли с небом. «И душу Мою полагаю за овцы». Посему, рассматривая 14 и 15 стихи в совокупности, мы воспринимаем учение:
а) О единении души человеческой с Господом Иисусом узами веры и любви.
б) Учение о единении Господа Иисуса как Богочеловека во плоти и образе человеческом со Отцем.
в) Учение о полном единстве по существу Отца и Сына.
г) Учение о единении человека с Богом ценою великой жертвы искупления.
Сын во образе Богочеловека полагает за овцы Свои человеческую душу Свою1062, да, уничтожив Милосердием Своим грех, соделает очищенных людей способными быть воспринятыми в общение и даже единение со Всемогущим Богом через Господа нашего Иисуса Христа: «да вси едино будут: якоже Ты Отче во Мне и Аз в Тебе, да и тии в нас едино будут»1063.
Сие единение есть конечная цель, Богом назначенная для человека, и для достижения оной пришел Бог во плоти, и пострадал и умер, яко человек, и воскрес, яко Бог. По сему да будет понято, что единение человека с Богом было невозможно, доколе не явился в мир Бог во плоти. Посему Он есть Дверь, посему Он есть Пастырь добрый. Он Дверь, ибо помимо Господа нашего Иисуса Христа нет спасения и вечной радостной жизни для человека, нет ему возможности возвыситься душою до единения с Богом. Он Пастырь, ибо что только человек понял, что он получил, что он полюбил, что он только восприял и уразумел и чему возрадовался, – все сие мог он только восприять чрез Господа нашего Иисуса Христа.
«Аз есмь пастырь добрый и знаю Моя и знают Мя Моя, якоже знает Мя Отец и Аз знаю Отца: и душу Мою полагаю за овцы».
Ин.10:16. И ины овцы имам, яже не суть от двора сего, и тыя ми подобает привести: и глас мой услышат, и будет едино стадо и един пастырь.
Господь не ограничивает Свои благодеяния народом обетования. Вся земля Господня, весь мир Господень. Господь глаголет: «Аз ины овцы имам, яже не суть от двора сего». Не чужия это овцы, это овцы Господни, но только «не от двора сего» и те приидут к стопам Господа и обрящут пажить и мир и покой души у милосердого. И услышали язычники милостивый глас Господень и стеклись и создали единое стадо во имя Христа. Не слышали язычники трубного звука с горы Синая и землетрясения и грозного гласа Божия, и не видели, как трепетавшие Израильтяне, святую гору, горящую огнем посреди окружающего мрака1064, и не восприяли древняго завета, – но услышали тот тихий глас, то веяние тихого ветра «и там Господь», который появился пророку Илии на Хориве после бурного ветра и землетрясения и огня1065. Первые знаменовали законодательство Синая, «веяние тихого ветра и там Господь» знаменовало пришествие Милосердого во образе смиренном человеческом и сей тихий глас, овладевающий душами, услышали язычники и сбегались к Господу как овцы, узнавшие глас своего истинного Пастыря.
«И будет, сказал Господь, – едино стадо и един Пастырь».
И сие чудное слияние всех рас и народов и языков совершилось по гласу Божию в Христовой церкви, овладевшей миром.
И Ветхий Завет пророчествовал об этом ясно, хотя Иудеи не понимали и не хотели понимать всего сего, совершавшегося перед глазами их в первом веке Христианства.
Во Второзаконии (Втор. 32:43) сказано: «веселитесь язычники с народом Его». И Псалом 116 говорит: «хвалите Господа все народы». И еще яснее у пророка Исайи (Ис. 2:3): «И пойдут многие народы и скажут: приидите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева1066, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне из Иерусалима».
И в другом месте пророк Исайя (Ис. 66:18–21) говорит именем Господним: «вот прииду собрать все народы и языки и они приидут и увидят славу Мою. И положу на них знамение... из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь».
Много и других пророчеств произнесено о призвании к царству Божию язычников: посему надлежало исполниться и исполнилось повеление Божие, устами Самого воплощенного Бога Слова данное: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа»1067.
Ин.10:17. Сего ради мя Отец любит, яко аз душу мою полагаю, да паки прииму ю:
Ин.10:18. Никтоже возмет ю от Мене, но аз полагаю ю о себе: Область имам положити ю и область имам паки прияти ю: сию заповедь приях от Отца моего.
Господь явно и открыто глаголет о грядущей вольной смерти Своей по человечеству, устанавливая наперед ее истинное значение, как акта Его воли человеческой во исполнение Его воли Божией. Отец, глаголет Господь Иисус, мя любит как человека, за то, что Я полагаю мою человеческую душу с тем, чтобы паки восприять ее. Мы возвращаемся к указаниям вселенских учителей, чтобы настойчиво напоминать учение вселенских соборов и православной церкви, что Господь Иисус есть и Бог всемогущий и совершенный человек по плоти и по душе человеческой.
«Излиянием крови, говорит св. Афанасий великий, утверждено бытие плоти, а произнесенные слова1068 свидетельствовали о бытии души». Сию душу и полагает Он за овцы. Божество не оставило тела во гробе, и не отлучилось от души во аде, ибо сие то значит сказанное пророком в Пс. 15:10: не оставиши душу Мою во аде, ниже даси преподобному Твоему видети истления. Посему и сказал Господь: «никтоже возьмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе»1069.
Вторая Ипостась Святыя Троицы являет во плоти человеческой Бога человекам. Бог Отец любит воплощенного, который есть Он Сам во второй Ипостаси Своей, и любовь эта к Богочеловеку обнимает в лице Его и все человечество, образ коего по плоти и по душе восприял Бог. Отец любит Сына в образе человеческом, и в сем образе любит любовь, горящую в душе человеческой Богочеловека к человеку. Бог Отец любит в Богочеловеке то возвышение души человеческой, которая для исполнения воли Божией предает плоть Свою на страдание и душу Свою на скорбь и на сошествие во ад. Бог милосердия и истины, и любви освящает ту жертву, которая приносится человеком Иисусом, но которая потому только могла быть принесена, что ее приносил Бог.
Указав слушателям величие любви Божией, проявляемой во второй Ипостаси Святыя Троицы жертвою, а в первой Ипостаси любовию за приносимую жертву, – Господь раскрывает далее полную Божескую власть Свою над плотию Своею, ибо, полагая душу Свою и допуская отделение ее от плоти, Он снова в воскресении принимает душу человеческую, восстановляя опять полного человека со плотию и духом, но в новом просветленном образе, который Он передает по наследию верующим в Него.
Весьма важно было для успокоения учеников Господа и всех верующих, чтобы они ранее насильственной смерти Богочеловека знали, что не злоба Иудейская одолела Господа, но Сам Он, волею, полагал душу Свою и воспринимал страдание и смерть. Посему и разъясняет сие Господь. Не по неволе и не по принуждению совершается великая Жертва. «Никтоже возьмет от Господа душу»: по святой воле Своей Он полагает ее, и по святой воле Своей воспринимает ее, во исполнение Божественного определения о спасении человека, и сие выражается словами: «сию заповедь приях от Отца Моего».
Ин.10:19. Распря же паки бысть во Иудеех за словеса сия.
Ин.10:20. Глаголаху же мнози от них: беса имать и неистов есть: что его послушаете?
Ин.10:21. Инии глаголаху: сии глаголи не суть беснующагося: еда может бес слепым очи отверсти?
Паки бысть распря. Св. Евангелист напоминает прежние случаи распри среди народа, т. е. того разделения, которое происходило среди слушавших Господа при раскрытии Им тайн царствия Божия. Так было (Ин. 7:43) после того, как Господь в праздник Кущей возгласил: «кто жаждет иди ко Мне и пей!» Так было (Ин. 9:16) по поводу дарования Господом зрения слепорожденному. И теперь, как прежде во многих случаях, великие дела Божии и великие слова откровения возбуждают среди слушающих распрю. В сердцах духовно мертвых людей и душевно слепых, считавших себя зрячими (Ин. 9:41), слова Господа более всего будят неугасимый адский огонь злобы. Скрежет зубов у них начинается еще в этой жизни и он выражается богохульством непроизносимым и непрощаемым1070, ибо в нем выражается полное растление души, не понимающей совершенно горняго, и предавшейся окончательно «князю мира сего»1071.
Но бе распря: стало быть среди слушавших были души, готовые восприять слово Божие; они еще в колебании, в сомнении, они призывают на помощь еще не внутреннее чувство зарождающейся веры и любви, а разум, логику, вопрошая себя и других: «еда сии глаголи суть беснующагося? еда бес может слепым очи отверсти?» Это люди не простые, а ученые, не привыкшие отдаваться чувству, но и в них, вследствие того, что они честнее других, является чувство возмущения против хульных и дерзостных слов их сотоварищей. Быть может, что многие из них со временем примкнули к общине Христовой.
Обвинение столь нелепое 20-го стиха и столь часто повторяемое против Господа явно идет из лагеря фарисеев с особою целью, – умалить по-возможности действие слов Господа на народ. Мы читаем в этом хулении не только злобу, но мы читаем страх фарисеев и книжников, которые чувствуют божественную силу слов Господа и «трепещут яко бесы»1072. Они «смежили очи свои»1073, намеренно закрыли или сомкнули глаза, чтобы не видеть того, что они не хотят видеть и признать, и употребляют все усилия, чтобы закрыть очи духовные и другим, отвращая их от Господа хулою. Потому и сказал им великий первомученик Стефан: «Жестоковыйные люди с необрезанным сердцем и ушами! Вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы»1074.
Если во Израиле, как выразился хорошо один писатель1075, были люди, «стоявшие на страже на высоте веры в ожидании Мессии», как Анна, дочь Фануилова, Симеон Богоприимец, Захария, Елизавета, Иосиф и Святая Дева, пастыри, которым явились ангелы, и другие «чающие избавления», коим говорила о младенце Господе престарелая Анна1076, – то с другой стороны начальники народа, «севшие на Моисеовом седалище», издавна «противились Духу Святому», и навлекли на весь народ гнев Божий. Народ как единица погиб, но из пламени, его пожравшего , спаслись те, которые просили о помощи Господа Иисуса и спасены на корабле христианской всемирной общины.
Ин.10:22. Быша же тогда обновления во Иеросолимех, и зима бе.
По-гречески праздник назван εγκαὶνια: это воспоминание очищения и обновления древнего храма Неемии и Зоровавеля1077, после его осквернения Антиохом Епифаном1078. Праздновался день обновления в месяце Кислеве (Декабрь) 25 числа и продолжался семь дней1079. Этот праздник назывался также праздником светильников по словам Флавия Иосифа. В ссылке Флавия и в краткой выписке его из Гекатея Абдерского (против Аппиона 1, гл. 8) видно, что этот грек, живший вскоре после Александра Македонского, видел еще древний храм Зоровавеля, но описал его весьма неясно и поверхностно.
Существует и другое мнение, что праздник обновления храма воспоминал не Маккавейское очищение оскверненного храма, а начало постройки храма Зоровавелем, упомянутое в Ездре 5и оконченное в шестой год Дария по Ездре 6:15. Такого мнения держится и св. Иоанн Златоуст в бес. 61 на Иоанна1080. «И зима бе».
Ин.10:23. И хождаше Иисус в церкви, в притворе Соломони.
Указание, что было холодно, объясняет, почему Господь учил не на воздухе, не на одном из открытых дворов храма, а в крытой галерее (στοὰ)1081, называемой притвором Соломоновым. У Флавия Иосифа в кн. 15 древностей Иудейских (гл. 14) есть указание о галереях или притворах, построенных Иродом I. Эти крытые галереи, крыша которых поддерживалась массивными колоннами, были сделаны наподобие тех, кои по преданию были устроены Соломоном около здания близь храма1082. В галерее нового храма, называемой Соломоновым притвором, и после отшествия Господа, при начале устроения церкви Иерусалимской, собирались христиане, – вероятно в воспоминание Господа, как указано в кн. Деян. 5:12. Здесь Господь с учениками Своими каждый день был окружаем толпой Иудеев, которые искали Его смерти, подыскивая против Него обвинение.
Ин.10:24. Обыдоша же его Иудее и глаголаху ему: доколе души наша вземлеши? Аще ты еси Христос, рцы нам не обинуяся.
Вопрос предлагается Иудеями несомненно с целью создать на нем обвинение, точно также как вопрос, предложенный Господу позже перед синедрионом, ответ на который послужил поводом к заключению судилища, что Он повинен смерти1083. Но тогда Господу угодно было восприять страдания и смерть, а ныне «не пришел час Его», и потому Он дает ответ совершенно ясный, но на котором не могло быть построено прямое обвинение.
Ин.10:25. Отвеща им Иисус: Рех вам, и не веруете: дела, яже аз творю о имени Отца моего, та свидетельствуют о мне:
Для чего вы спрашиваете меня о том, что вы сами очень хорошо знаете и понимаете, говорит Господь. Дела, которые я творю, носят на себе печать Моего происхождения и значения: во первых это суть дела Божии, во вторых и творятся Мною от имени Отца Моего. Когда фарисеи и книжники злословили Господа как человека, то они доказывали только дурное сердце и отсутствие всякого чувства правды и добра, но когда они хулили дела, совершаемые Духом Святым, то они становились противниками Богу1084 и погибель их делалась несомненною.
Ин.10:26. Но вы не веруете, несте бо от овец моих, якоже Рех вам:
Ин.10:27. Овцы моя гласа моего слушают, и аз знаю их, и по мне грядут:
Вы не веруете и не можете следовать за Мною, говорит Господь Иудеям, – не потому, что Я не пастырь, но оттого, что вы не мои овцы. Так толкует это место Златоуст в бес. 61 на Иоанна1085. Он же замечает, что и в продолжение сего поучения Господь не оставляет привлекать их, да последуют примеру овец Господних и да идут за Ним, чтобы Он и их исцелил. Но они были «от мира сего» и потому не могли понять Того, Который был «не от мира сего»1086, и потому они не уверовали и «умирали в грехах своих»1087.
Господь с другой стороны указует на своих овец и упоминает о том признаке, по которому они узнаются: «оне глас Господень слушают и Господь знает их и оне грядут по Господе». Выражение Аз знаю их весьма важно и встречается уже в ветхом Завете, как напр. Исх. 33:12, 17, Исайи 43и др. Выражение: «Господь знает по имени» равносильно выражению: Я призвал тебя потому, что душа твоя достойна ко Мне приблизиться. Это сказано об избранных в Ветхом Завете орудиях Божиих, но в Новом Завете Господь зовет всякую душу человеческую приблизиться к Себе, а достойна стала всякая душа человеческая приблизиться к Господу лишь после того, как она искуплена и очищена Милосердием Божиим. Посему необходимо, сопоставить слова Господа «Аз знаю их» с пророчеством Исайя (l. cit.). «Ныне же так говорит Господь (спасенному Израилю): не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой». Естественно, как мы говорили выше неоднократно, – по зову Господа идут лишь те души, кои злою волею не противятся гласу, зовущему их; эти только суть овцы Господни не только по призванию, но и по собственному человеческому произволению, ибо драгоценный дар Божий – воля человеческая – никогда не отъемлется от человека.
Мы должны оговорить, что в некоторых западных учениях сие место Иоанна Богослова толкуется как указание «предопределенного спасения», и эта теория приводит в квиетизму, доходящему до небрежности, переходящей в мусульманское верование о предопределении. Но Господь обещает спасение овцам, остающимся в Его стаде, а не тем, которые отстают от стада. Благодать, дарованная Господом церкви как собранию верующих, вечно действует, но ее надо желать, надо жаждать пользоваться ею, чтобы воспринять ее. Небрегущие этим даром не суть овцы Господни: «противники Господа Иисуса Христа, говорит св. Иоанн Богослов1088, вышли от нас, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли и чрез то открылось, что не все наши». «Великий дар есть та уверенность, что, оставаясь верными Христу и пребывая в Его церкви, мы получим спасение, но сие спасение мы должны совершать со страхом и трепетом», как учит Апостол1089, и с благоговением служить Богу»1090.
Ин.10:28. И аз живот вечный дам им, и не погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки моея:
Ин.10:29. Отец мой, иже даде мне, болий всех есть, и никтоже может восхитити их от руки Отца моего:
Ин.10:30. Аз и Отец едино есма.
В двух параллельных поучениях Господь Иисус указует, что Он дарует жизнь овцам Своего стада, и что во-первых никто не может восхитить их от руки Его, и далее – что никто не может восхитить их от руки Отца: но сии два указания суть единое указание, ибо Отец и Сын воплощенный суть одно.
Прежде всего обратим внимание на обещания Господа. Тем, кои пребывают верными Ему, Он дарует жизнь вечную, и им нечего бояться, ибо они ограждены силою высшею Господа нашего Иисуса Христа: но чтобы еще более утвердить в вере слушающих, Господь еще более и яснее раскрывает единство Свое с Богом Завета, чтимым и поклоняемым по закону Моисееву. Указуя на известное евреям величие Бога Завета, Творца вселенной, и на то, что Он единый есть властелин мира, Господь Иисус в образе человеческом глаголет об овцах: «Мне даде их Отец», и прибавляет, что от руки давшего мне сих овец кто же может восхитить?
Сим Господь на веки успокаивает Христианина, давая ему разуметь, что над ним бодрствует и его охраняет высшая сила, доколе он остается верным Господу. А с сим убеждением христианин смело встречает временные скорби и страдания, ведая, что Господу угодно было попустить их для его же пользы.
Но высший пункт поучения Господа выражается в величественном слове Его:
«Аз и Отец едино есма»: ἒν ἐσμεν, unum sumus. Здесь полное откровение тайны, что Сам Бог восприяв плоть, глаголет к людям. Здесь полное откровение любви Божией, ибо Сын единый со Отцом, восприяв образ человеческий, как человек возводит братьев Своих по человечеству к подножию престола славы Отца, а как Бог усыновляет их ради воплощенного Бога Слова. Посему и говорит Господь Иисус: Отец даде Мне сих овец, оне Мои и оне Отца, ибо Я и Отец одно. «Отец и Сын суть два, и вместе нераздельная и не различаемая Единица Божества», говорит св. Афанасий Великий1091.
Ин.10:31. Взяша же камение паки Иудее, да побиют его.
Настоящее намерение Иудеев было убить Господа под прикрытием суда и закона, дабы законным приговором уничтожить влияние Господа на народ. Но иногда, как в 8 и здесь, злоба овладевала ими как настоящими бесноватыми. Отметим однако в настоящем случае следующее обстоятельство. Господь ходил в притворе Соломона, где камней конечно не было, ибо вероятно галерея была выложена плитами; и в этом притворе (ст. 23, 24) Иудеи обступают Господа. Откуда же у них вдруг в руках появились камни? Мы сильно подозреваем, что Иудеи, обступившие Господа, имели уже при себе спрятанные камни, и обступили Господа с прямым намерением убить его тут же на месте, не дожидаясь выполнения плана, хитро начертанного фарисеями, членами верховного судилища1092. Вероятно эти Иудеи с каменьями были особо фанатическая фарисейская шайка, тяготившаяся замедлением выполнения всем известного намерения убить Господа1093 и решившаяся исполнить это убийство под предлогом народной вспышки или ревности по законе1094.
Ин.10:32. Отвеща им Иисус: многа добра дела явих вам от Отца моего: за кое их дело камение мещете на мя?
Кроткий глас Богочеловека вопрошает их по человечеству, за которое из добрых дел хотят они побить Его каменьями? Господь хочет вразумить их и возвратить им хотя бы только человеческий разум и образ, которые они утратили в бешенстве своем. И Господь достигает сего, ибо они хотя с прежнею злобою, но выслушивают дальнейшие слова Его. Но Господь и в этом увещании напоминает, что дела, Им явленные, явлены от Отца, т. е. суть дела Божия1095.
Ин.10:33. Отвещаша ему Иудее, глаголюще: о добре деле камение не мещем на тя, но о хуле, яко ты, человек сый, твориши себе Бога.
Ин.10:34. Отвеща им Иисус: несть ли писано в законе вашем: аз рех: бози есте?
Ин.10:35. Аще оных рече богов, к нимже слово Божие бысть, и не может разоритися писание:
Ин.10:36. Его же Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех: Сын Божий есмь?
Мы ясно видим, что главное обвинение Иудеев заключается в том, что Господь раскрывал им, что Он Мессия. Они не могут отрицать в ответе своем, что дела его велики и добры, но они ясно указывают, что не хотят признать Его Сыном Божиим. Господь для этих узких умов, не могущих воспрянуть на крыльях веры, приводит выводы человеческой логики. Напоминая им слова псалма 81-го, обращенного преимущественно к начальствующим и судьям:... 2. «Доколе будете вы судить неправедно?.. 6. Я сказал вы боги и сыны Всевышняго все вы 7. Но вы умрете как человеки», – Господь указует им, что даже смертные человеки, поставленные Богом судьями1096, пользуются в сем звании божественными преимуществами и называются сынами Всевышняго. Но Господь еще ранее сего1097 говорил Иудеям, что Отец весь суд отдал Сыну, и что Он есть истинный великий Судия мира, а потому если те названы богами, «к нимже слово Божие бысть», – то как же они, Иудеи, откажут в имени Сына Божия тому, которого «освяти Отец и посла в мир». При этом Господь явно имеет в виду последние слова 81-го псалма, пророчествующего именно о Том, Которому «Отец суд весь даде». Слова сии – 8 «Восстань Боже, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы». Это пророчество раскрывало в Ветхом Завете будущее величие христианства, имеющего охватить все народы и признающего в воплощенном Боге Слове, Господе нашем Иисусе Христе, единого Судию всех.
Хулой осмелились назвать Иудеи откровение им Сына Божия, ибо «не могли никогда вместить (по злобе), словес Божиих»1098. Посему и говорил Господь: «Сего ради и премудрость Божия рече: послю в них пророки и апостолы, и от них убьют и изженут»1099. Господь, напоминая Иудеям, что те, к коим обращено было слово Божие, сами становятся богами, – ибо воспринимая его, освящаются и воздымаются, делаясь «присными Богу»1100, переходит к важнейшему моменту жизни человечества, когда Слово Божие воплотилось и Само глаголет миру.
Отец освящает не Бога Слово, а человека Иисуса. Но Иисус есть Бог, глаголющий к людям чрез завесу плоти, по выражению Григория Богослова, и сего освященного Богом человека не хотят признать Сыном Божиим Иудеи, называя это хулою. Господь знает, что они не могут вместить тайну Триипостасного Божества, что они видят в Нем лишь человека, но Он закрывает им уста словами закона, когда они осмеливаются назвать хулою то, что Он назвал Себя Сыном Божиим, ибо Он творил дела Божии1101 и глаголал слова Божии1102, в чем они сами сознавались1103.
Св. Иоанн Златоуст говорит еще на это место (ст. 35–36); «Эти слова означают вот что: если те, которые получили это название (сынов Божиих) по благодати не подвергаются обвинению, когда называют себя богами, то как может по справедливости подлежать укоризне Тот, Кто имеет это (существо Божие) по естеству»1104.
Ин.10:37. Аще не творю дела Отца моего, не имите ми веры:
Ин.10:38. Аще ли творю, аще и мне не веруете, делом моим веруйте: да разумеете и веруете, яко во мне Отец, и аз в нем.
Господь делает различие между верой в Него и верою в дела, которые Он творит. Первый вид веры есть высший; он есть полное упование на Господа, любовь к Нему, возженная благодатию, и полное подчинение воле Божией с совершенным отречением от себя и своей воли1105. Второй вид веры есть грубейший, но могущий вести к высшей ступени нравственного развития, и Господь по милосердию Своему, «иже всем человеком хощет спастися»1106, и этих озлобленных Иудеев хощет навести на тот путь, по которому они могут дойти до Него; «никого не изгоняющего»1107. Веруйте, глаголет Господь, по крайней мере в то, что видят очи ваши, вопросите свой человеческий разум, – кто может творить великие чудеса, дела Божии, если он не от Бога? Уверовав в то, что Я творю дела Божии, вы даже человеческим мышлением достигнете убеждения, «что во мне Отец и Аз в нем».
Но очи духовные их были ослеплены и они не хотели видеть. Истинная высшая вера, вспыхивая в сердце, не требует знамений и чудес. Иоанн Креститель в пустыне, когда Господь требовал от него крещения, – не видя еще великих знамений, совершившихся при крещении, узнал Его сердцем с первого взгляда, говоря Ему: «аз требую тобою креститися, и ты ли грядеши ко Мне?»1108. Точно также и ученики его Андрей и Иоанн пошли за Господом, влекомые сердцем, не видя еще ни знамений, ни чудес1109. Точно также вспыхнула вера в сердцах Симона Петра и Филиппа, не требуя знамений и чудес1110. Требуют же знамений и чудес настойчиво фарисеи1111 и, видя их, остаются в неверии своем. Но был один случай упомянутый евангелистом Иоанном1112, что царедворец, просивший об исцелении сына, уверовал в Господа, увидев и уразумев совершившееся чудо. Он был Иудей, воспитанный во всех их предрассудках, и достиг веры посредством того пути, который Господь указывает теперь Иудеям, говоря: «аще и мне не веруете, делом Моим веруйте, да разумеете и веруете, яко во Мне Отец и Аз в Нем».
Господь ставит им в сущности дилемму человеческой логики, так как они не в состоянии воспарить к Господу душою на крыльях разума высшего, духовного, который есть вера. Господь говорит им: вы не можете отрицать чудеса и знамения, вами виденные, – но если вы их видели, то должны сознать, что Я действую Духом Божиим1113. Но если это вы признаете, то не можете отрицать, что «Аз и Отец едино есма»1114, что «во мне Отец и Аз в Нем»1115, и что «конечно достигло до вас царствие Божие»1116.
Но именно этого и не хотели допустить фарисеи и книжники и партия первосвященника. Более всего боялись они, что «достигло до них царствие Божие», царство правды и света, пришедшее разрушить их дела тьмы и лукавства, ибо в царстве правды им не было места.
«Свои не прияша Его; елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти»1117.
Ин.10:39. Искаху убо паки яти его: и изыде от рук их,
Несколько раз, независимо от попыток убить Господа каменьями, пытались Иудеи схватить Господа. Но не смотря на то, что эти попытки происходили на дворах, или в галереях храма, вблизи от палаты верховного судилища, с участием и помощью организованной храмовой стражи, – Господь кротко и величественно проходит сквозь озлобленную и скрежещущую зубами толпу, уподоблявшуюся демонам, и никто не смеет протянуть рук «не у бе пришел час Его». И кто мог бы изменить судьбы Всевышняго и ускорить пришествие того темного времени, допущенного по воле Его; пришло оно, когда Он сказал:
«Се есть ваше время и власть тьмы»1118.
Ин.10:40. И иде паки на он пол Иордана, на место идеже бе Иоанн прежде крестя, и пребысть ту.
Ин.10:41. И мнози приидоша к нему и глаголаху, яко Иоанн убо знамения не сотвори ни единого: вся же, елика рече Иоанн о сем, истинна бяху.
Ин.10:42. И мнози веровашя в него ту.
И у святых евангелистов Матф. 19и Мк. 10есть упоминание о пребывании Господа Иисуса в стране заиорданской1119. Господь при окончании Своего великого служения избирает местопребывание там, где Он впервые благоволил явиться народу1120. Мы останавливаем внимание на том, что это не Салим, где позже крестил Иоанн1121, а Господь идет в Вифавар на Иордане, где Он призвал к служению первозванных Апостолов Своих. Быть может и в этом событии мы можем читать деяние, имеющее особое значение. Иордан был как бы рубежом двух миров – Иудейского и языческого; сюда же подходила и граница Самарии; дом Иудеев «оставлялся им пуст»1122. Господь становился на рубеже всех народов и «мнози приидоша к Нему».
По-видимому к Господу начали стекаться все Его овцы; сюда, кроме уверовавших Галилеян и Иудеев и Самарян, пришли вероятно и сотник, слуга которого исцелел, и Иаир, и царедворец, и даже язычники поморья Генисаретского, видевшие исцеление бесноватых, – и все они шли, влекомые верою и любовию, готовые войти в стадо Христово и восприять благодать Духа Святого, когда Господь будет прославлен1123.
Мы еще видим из сего места важное указание: это то, что Иоанн Креститель, величайший из пророков, не был чудотворцем. Это указание необычайной важности, ибо оно указывает что величайшие чудеса совершаются в душе человеческой, что великое слово Божие, изменяющее всего человека в душе его, есть проявление Божией силы славнейшее и величайшее, нежели отступления от обыденных законов природы, совершаемых по велению Божию. Посему то Господь, – как мы видели выше, в стихах 37–38, – выше всего ставит веру в Него, а потом уже веру в знамения и чудеса, Им явленные. Для народа было однако ясно, что Иоанн, хотя не совершивший ни одного чуда, был великий пророк и они начали сознавать ту связь, которая существовала между посланным перед лицом Мессии и Самим Мессиею, и они уверовали, что творящий дела Божии и глаголющий словеса Божии есть воистину Христос, Сын Божий.
* * *
От Mалахии до Иоанна Крестителя было четыре века молчания пророческого духа в Израиле.
Так Иоанн Златоуст, ч. 2, стр. 153–154 (бес. 59 на Иоанна).
Иоанн Златоуст бес. 59 ч. 2, стр. 154.
Выше цитата во вступлении из Иезекииля 34:2.
Loco supra cit. стр. 156.
О последнем Деян. 6:3–6.
Ин. 21:15–17. Вообще же об епископах ср. Деян. 20:28, 1Тим. 4 и 5; Титу 1 и др.
Надо отделить то, что лично касается Петра и очищения его от греха отречения, от того, что в словах Господа относится ко всем пастырям (о первом см. ниже при изучении Ин. 21:15–17).
Что было не редкостью в Риме.
1Тим. 6:5. Ср. 1Пет 5:2–3.
Стих этот соответствует 19-му стиху русского перевода 1872 г. Греч. текст мы читаем по Синод. изд. 1821 г.
Ср. в той же главе Прем. Иис. сына Сирахова ст. 15–17 о загадочной, или таинственной параболе.
Мф. 7:12; 11:13; Лк. 10:24; 16и мн. др.
Мф. 23о книжниках и фарисеях.
Иоан. Зл. бес. 59 на Иоан. ч. 2, стр. 158. О Февде и Иуде Галилеянине см. Деян. 5:36, 37.
Так Витринга, Кеникотт, Давидсон и др. в ссылках Smith’s Bibl. Dict.
См. Matter: Gnosticisme et Philo d’Alexandrie; cp. еще очень хороший трактат Англ. проф. Редфорда «Four Centuries of Silence» or «from Malachi to Christ» London 1885.
Мы напоминаем, что св. Aфанасий великий учит: «Душа полагаемая за овец есть дух... Сего то духа разлучение с телом совершилось на кресте». Слово второе на Aполлинария ч. 3, стр. 407. Подробнее см. в конце 1-й гл. о Сыне человеческом.
Ин. 16:20; и ср. об ужасе, охватившем мир Мф. 27:45, 51–54. Лк. 23:48.
См. многочисл. примеры в книге Деяний Апостолов.
По поводу этого места Богослова Златоуст говорит в бес. 59: но можно разуметь и волка мысленного (т. е. диавола).
Едва ли нужно упоминать великие имена первомученика Стефана, св. Апостолов, св. Игната, Поликарпа, Иустина, Иринея и других епископов первого и второго века, положивших души свои во имя Христа.
Афанас. Вел. против Аполлинария кн. первая. В изд. 1858, ч. 3, стр. 383, 403 и др.
Здесь весьма важно помнить видение Иакова лестницы, соединяющей небо и землю, и см. в 1-й главе Иоан. Богослова ст. 51 (ср. изучение сего стиха).
Мф. 26:46. «О девятом же часе возвопи Иисус гласом велиим глаголя: Или, Или, лима савахфани, еже есть Боже Мой, Боже Мой вскую Мя еси оставил!» И Лк. 23"И возглашь гласом велиим Иисус рече: Отче в руце твои предаю дух Мой».
Афанас. Вел. прот. Аполлинария посл. второе в изд. 1853, ч. 3, стр. 402–403.
Bedford: «four centuries of silence» p. 238.
Ездры 5:2; 6:15; Неем. 7:7; 11:35–36; 12:1, 47; 13:4, 9 о постройке древнего храма после плена.
1Мак. 1:10, 39; 4об очищении храма.
1Мак. 4и Флав. Иос. Др. Ист. Иуд. кн. 12, кн.11.
Ч. 2 стр. 185 (изд. 1862).
Так и Деян. 5:13.
Ср. у Флавия Иосифа Древн. 8 гл. 2 о четырех галереях, устроенных Соломоном не около самого храма, а около другого здания, стоявшего вне ограды храма.
Ср. Афанас. вел. 2-е посл. к Серапиону ч. 3, стр. 99 и 102 (1853).
Ч. 2, стр. 189.
Id. ib. и cp. Мк. 6и Мф. 13:14–15; Ис. 6:9–10.
Аф. Вел. Слово на Apиан 4-е изд. 1852 ч. 2, стр. 478.
Ср. окончательное решение синедриона в Ин. 11:53, когда саддукеи в лице Каиафы тоже признают необходимость убийства.
Ср. Числа 25(и в Свящ. Летоп. ср. пр. 5 in 1осо). Ср. еще псал. 68, 10 о ревности т. наз. jus selotyparum.
Ср. выше Ин. 5:17, 19, 30, 30; Ин. 8:28, 29.
Ин. 5:20, 36 и др.
Иоан. Зл. на Иоан. бес. 61 стр. 192 части 2.
Ин. 1:42, 44–45, Вспомним еще о сотнике, поверившем ранее знамения Мф. 8:8–10.
Изучаемое место.
Перея римлян.