Введение
Понятие о расколе вообще и русском расколе старообрядчества, и сектантстве в частности: общий характер русского раскола и сектантства, различие между ними
В Свящ. Писании словом «раскол» (по-гречески σχισμα) называется распря (Ин.7:43; 9:16; 10:19), разделение (1Кор. 11:18) – церковное (1Кор. 7:10), а в творениях св. отцов и учителей Церкви и канонических памятниках под ним разумеется разделение «в мнениях о некоторых предметах церковных и о вопросах, допускающих уврачевание» (Твор. Вас. Вел. ч. VII, стр. 2), т. е. таких, заблуждение в которых не причиняет существенного вреда вере и спасению, каковы, напр., вопросы обрядовые. Манихеи, валентиане, маркиониты и пепузиане, замечает св. Василий Вел. – еретики, «ибо здесь есть явная разность в самой вере», кафары же (новациане, чистые), не принимавшие на покаяние отпадших во время гонений (1 всел. соб. 8 пр. и толк.) – раскольники, потому что «о покаянии мыслити инако, нежели как сущие в Церкви, есть раскол» (Твор. Вас. Вел. ч. VII, 2). Равным образом и наши старообрядцы – тоже раскольники, потому что старообрядчество, в сущности, есть последование церковной старине в той области, которая касается внешней стороны Церкви, и существенным признаком его служит содержание «старых», т. е. употреблявшихся до патр. Никона, книг и обрядов. Книги эти напечатаны при первых 5 патриархах не вполне исправно и заключают в себе множество слов и выражений, ошибочно напечатанных или неясно и неточно переведённых с греческого языка, много разностей, прибавлений и отъятий, а обряды не совсем точно выражают заключающиеся в них православные мысли и учение. Между тем старообрядцы признают те и другие не только вполне правильными и спасительными, но и требуют их исключительного употребления. По их мнению, в «старых» книгах содержится все необходимое для спасения: каждое выражение, каждое слово, каждая буква, в них начертанная, заключают в себе тот или другой великий догмат веры православной; равным образом и обряды, употреблявшиеся до патр. Никона, напр.: двуперстие, сугубая аллилуия, хождение посолонь, исполнение поклонов, какие, когда положены, даже ношение старинного платья и т. п. – премудрые догматы православной веры, получавшие своё начало от Иисуса Христа и апостолов. Поэтому, когда патр. Никон решил привести русскую церковь в согласие с тогдашнею греческою относительно обрядов и обычаев и исправить наши богослужебные книги по греческим, то некоторые из русских людей подняли протест против этого согласования, отказались принять ново-исправленные книги и обряды, отделились от православной Церкви и образовали своё особое, раскольническое общество. Таким образом русский раскол старообрядчества есть явление церковной жизни русского народа, и существенной, характеристической чертой его служит букво-обрядо-верие. Правда, впоследствии старообрядцы стали учить неправильно и о некоторых догматических вопросах, например, о Церкви и таинствах, об антихристе, а некоторые и о Втором Лице Св. Троицы, но так как учение их появилось не с начала раскола и общим, существенным признаком служить не может, то Церковь оставляет за ними прежнее название – раскольников.
Слово «сектантство» (от латин. seco – рублю, отделяю) по своему первоначальному значению близко подходит к слову «раскол», но по существу совершенно отлично от него. Так, рационалистическое сектантство (сюда относятся: духоборчество, молоканство, штундизм, пашковщина и толстовство), совершенно отвергает авторитет Церкви и допускает свободомыслие в толковании св. Писания, не придаёт должного значения церковной внешности и тайнодействиям, отвергает иерархию, почитание икон и мощей, крестное знамение, посты в смысле неядения той или другой пищи и т. д. Мистическое же сектантство (сюда относятся хлыстовщина и скопчество) признает начало внутреннего озарения и откровения и учит о непосредственном, таинственном единении человека с Богом путём воплощения Божества в человеке, а в учении о нравственности держится дуалистических идей, т. е., что в мире два начала: доброе и злое; душа – произведение доброго начала, а тело – злого, почему последнее (т. е. тело) следует умерщвлять. Самою основною, существенною частью богослужения сектантов-мистиков служат «радения», т. е. молитвенные собрания, сопровождающиеся пением, пляской, верчением и мнимыми пророчествами. Отсюда ясно, что сектантство отнюдь не подходит под понятие о расколе, а скорее должно быть подведено под понятие «ересь».
Понятие о науке расколо-сектантства, характер её и значение, разделение на части
Наука, излагающая в системе сведения о расколе старообрядчества и сектантстве, называется: «История и обличение русского раскола старообрядчества, и сектантства». Характер её – полемический. В круг семинарских наук она введена недавно (в 1886 г.), но имеет весьма важное значение, особенно для пастырей Церкви. Раскол старообрядчества и сектантство распространены почти повсеместно в России, и потому приходские пастыри «всегда должны быть на страже и обладать способностью, чтобы и православные свои паствы оградить от увлечения расколо-сектантством, и самих раскольников и сектантов обличать и вразумлять с целью обращения их на путь истины. Для этого они должны быть основательно знакомы со всем, в чем раскольники-старообрядцы и сектанты не согласуются с православною Церковью, должны уметь доказать, почему именно неправильны все их положения и толки» (Объясн. зап. к прогр.). Неправота эта обнаруживается, с одной стороны, историей раскола старообрядчества и сектантства1, а с другой – обличением их. Но так как раскол старообрядчества и сектантство существенно различаются между собой и приёмы обличения их совершенно различны, то и самая наука подразделяется на две главных части:
1) история и обличение2 русского раскола старообрядчества и
2) история и обличение русского сектантства3.
* * *
История русской церкви не может вместить в себе подробной истории русского раскола старообрядчества и сектантства, а в видах успешной полемики эти подробности и важны.
Обличение раскола старообрядчества см. в нашей книге «Руководство по обличению русского раскола старообрядчества», изд. 7, вновь переработанное применительно к последней семинарской программе и указаниям 4 Всероссийского миссионерского съезда. СПБ., 1911 г.
Эта часть науки мною изложена в сочинении под заглавием: «История и обличение русского сектантства»; в 1910 г. вышел I вып., заключающий в себе введение, краткую историю и разбор русских мистических сект, а II (и последний) готовятся к печати.