Источник

Поучение в неделю Ваий

Нынешний день св. Церковь воспоминает торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, когда он шел на вольное страдание и смерть, чтобы разрушить темное царство греха и диавола и устроить на земле свое Божие царство. Народ Иерусалимский встречал Его тогда, как славного и великого царя, седящего на жребяти осли. С радостью выходя к Нему на встречу, одни снимали с себя одежду и постилали на Его пути, другие резали ветви с дерев, и также бросали на дорогу; все восклицали Ему: осанна (спасение подаждь!) Благословен грядый во имя Господне! (Иоан. 12:12, 13). Но потом, чрез несколько дней, тот же народ, движимый завистью к великой славе Его, предал Его на страдания и смерть.

Но, братие мои! Прошло то время, когда Господь во плоти человеческой приходил в гор. Иерусалим, страдал и умирал за нас. Темное царство греха и диавола разрушено Им, и для всех настало царствие Христово. И Он – Господь славы готов войти теперь в души наши, которые для Него дороже всякого земного города. Как же встретим мы грядущего к нам Господа, чтобы в душах наших воссияло Христово царство? Господь не пойдет теперь на страдания; но для нас наступит седмица святых страстей Христовых. С какими же душами вступим мы в эту великую седмицу, в которую Господь за нас страдал и умирал? Достойны ли мы, чтобы Господь вошел в наши души и царствовал в них?

Прежде всего вопросим самих себя: в прошедшие дни Великого поста все ли мы постились и молились, как требовала от нас матерь наша – св. Церковь? Так ли мы каялись во грехах своих, как должно каяться грешнику, достигающему Христова царствия? Если мы истинно не каялись, не постились и не молились, и доселе остаемся во грехах, не думая о покаянии и исправлении своей жизни, то Христос не войдет в наши души, Он минует нас: ибо мы не вышли к Нему навстречу с чистыми душами и добрыми делами. За нашими суетами и грехами нет и места Ему в наших душах. Своими беззакониями мы делаемся Его врагами, и второе распинаем Его. Недостойны мы, поэтому, и Его царства.

Правда, по примеру народа Иерусалимского и мы поем ныне Господу: осанна благословен грядый во имя Господне! И мы держим в руках своих древесные ветви, и как бы встречаем грядущего к нам Иисуса Христа. Но если все это есть только одно наружное выражение встречи нашей Господа, а душою и сердцем своим мы не вышли к Нему навстречу, то что будет значить и наше празднование? Что из того, что телом своим стоим мы в Божием храме, держим в руках древесные ветви, а душою далеки от Иисуса Христа? Нет, с нашими древесными ветвями св. Церковь научает нас соединять и духовное приношение Богу. А какое это духовное приношение? Наши теплые молитвы, истинный пост, искреннее покаяние во грехах, наша св. вера и любовь христианская, чистота души – вот достойное приношение, с которым должны мы выходить навстречу своему бессмертному Царю – Иисусу Христу, грядущему в наши души.

Да, возлюбленные, наши добрые дела для Иисуса Христа несравненно дороже и приятнее, нежели древесные наши ветви и наши одежды. Если мы не помрачаем их своими грехами, то они, как плод св. веры нашей в Иисуса Христа, сияют и цветут пред Богом и людьми Господнею благодатью, доколе живем мы на земле, украшают наши души, радуют св. Ангелов и прославляют Иисуса Христа. Но что я говорю – доколе живем на земле? Добрые дела наши идут с нами и по смерти нашей и украшают нам путъ к вечному царствию. Их записывают св. Ангелы и полагают на весы правды Божией. Их хвалит и приемлет Господь, и по своей любви устрояет из них для нас вечные обители на небесах, красотою своею превосходящие всякий ум. О, как высоко ценит Господь наши добрые дела! С этими-то делами, после общего воскресения мертвых, должны мы встречать Господа, грядущего с силою, славою многою на облаках небесных воздать каждому по делам. С этими же делами должны мы сретить и нынешний праздник входа Господня в Иерусалим. С ними же должны вступать и в седмицу святых Христовых страстей, чтобы явиться достойными великой жертвы, принесенной за нас Иисусом Христом на кресте. Если мы богаты этими делами, то и Господь войдет в наши души и воцарится в них. Тогда мы достойны будем «воспевать песнь Господу: благословен грядый во имя Господне! Благословен грядый в наши христианские души!

Но братие мои! Сознаемся, что мы недостойны бесценного посещения Господня: наши души не очищены постом и покаянием, не украшены святыми делами. К душе нераскаянного грешника не Господь приближается, не св. Ангелы, а темный полк лютых демонов. Везде они его встречают и удаляют его от Бога и царствия Христова. И горе тому человеку, которым овладеют демоны. Для такого человека и на земле ад, а в будущей жизни вечный ад. Постараемся же, по крайней мере, наступающую для нас седмицу святых Христовых страстей провести в богоугодном воздержании и молитвах, в истинном сокрушении и покаянии во грехах своих: ибо в сие, говорю, время Христос многомилостивый страдал и умирал за нас, чтобы избавить нас от смерти вечной и даровать нам свое царство. Умрем и мы для греха, оживем для Иисуса Христа и Его царствия и не будем более умирать для Него, не будем грешить. Тогда мы удостоимся с истинною радостью встретить пресветлый и всерадостный праздник Христова Воскресения. И если мы сохраним и умножим в себе добрые дела, то мы удостоимся вечно радоваться с Господом и в том славном царстве Его, в котором праведники просветятся как солнце и царствию Его не будет конца. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle