Источник

Поучение в субботу Лазареву, 6-й недели Великого поста и пред причащением

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже (Троп. в суб. Лазаря).

Господь наш Иисус Христос пред своими страданиями в селе Вифании, недалеко отстоящем от Иерусалима, сотворил великое чудо. В этом селе жил друг Его Лазарь, с двумя сестрами – Марфою и Мариею. Случилось, что Лазарь тяжко заболел, а Иисус Христос шел в Иерусалим на праздник Пасхи. Узнав об этом, Марфа и Мария послали сказать Господу, что друг Его – Лазарь болен. Но Иисус Христос пробыл два дня на том месте, где находился, и Лазарь, не дождавшись Его, умер и похоронен. И едва только Иисус Христос пришел в Вифанию, как встречает плачущих сестер. «Господи, говорит Ему Марфа, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой!» Тоже сказала и Мария, упавши в слезах к Его ногам. Господь всемогущий отвечал Марфе: «воскреснет брат твой. Где похоронен друг Мой – Лазарь?"' И вот Он приходит ко гробу и повелевает отвалить от него камень. «Господи, говорит Ему Марфа, уже слышан от тела его гнилой запах; ибо четыре дня как он похоронен“. Несмотря на это, Иисус Христос громким голосом сказал мертвецу: «Лазарь! Вставай, выходи вон!“ И Лазарь ожил и вышел из гроба (Иоан. 11:1–44). Сие-то воскресение Лазаря воспоминает ныне св. Церковь. После этого чуда многие уверовали в Иисуса Христа; другие же вознегодовали на Него, и стали искать случая, чтобы убить Его; хотели убить и друга Его – Лазаря. Но Иисус Христос удалился; удалился на остров Кипр и Лазарь, где в сане архиерейском до конца жизни своей пожил благочестно и свято. – Теперь из этой св. истории мы извлечем для себя и слово назидания.

Великое чудо воскресения Лазаря уверяет нас, что Иисус Христос есть истинный Бог, во власти Коего наша жизнь и смерть. Пред Своими страданиями, пред Своею смертью и воскресением Он показал миру, что как воскресил Он четверодневного Лазаря, так воскресит и всех умерших людей. И все умершие, всемогущею силою Божиею, в свое время воскреснут и восстанут из гробов своих для жизни вечной. И потому, чтобы ожидаемое нами воскресение и будущая жизнь были для нас отрадны, мы должны всегда иметь твердую веру в Иисуса Христа и прославлять Его, истинного Бога, должны помнить свой смертный час и приготовляться к нему. А это прославление и приготовление наше состоят в наших добрых делах, в ревностном служении Иисусу Христу. Чем больше приготовим мы добрых дел, чем усерднее будем служить Иисусу Христу, тем чище и светлее будет наша вера и любовь христианская, тем отраднее будет нам в день общего воскресения и Божия суда.

Но чада мои духовные, готовящиеся ныне ко св. Причащению! Я хочу сказать вам ныне еще другую отрадную истину. Господь воскресил Лазаря: по всемогущей силе Господней и мы можем воскреснуть прежде общего воскресения мертвых; мы можем воскреснутъ в этот самый час, в эту самую минуту, и получить небесное царство, если только наше неверие и наше несчастье не повредят нам в этом.

Но, как же это, возразит кто-нибудь, как можем мы воскреснуть прежде общего воскресения и в настоящий час? Ведь все мы живы. Точно, бр., пред людьми мы еще живы; но живы ли пред Богом? Мы бываем живы тогда, когда удаляемся грехов и живем с Богом святою и богоугодною жизнью, когда в душе нашей пребывает благодать Святого Духа; а когда живем во грехах, тогда мы мертвы пред Богом. Грехи наши, как тяжкая болезнь умерщвляет нашу душу; она умирает для Бога и святой жизни, и лежит в грехах, как бы в мрачном и смрадном гробе. – Так, бр., грешник есть живой мертвец, и он пребывает во тьме, лишенной благодатного света и блаженства. А кто из нас без греха? Во грехах мы рождаемся, во грехах и жизнь свою проводим.

Что же делать нам, умирающим от грехов, чтобы ожить пред Богом? Обратимся к Вифанской Марфе и Марии. Много печалились они, когда заболел брат их Лазарь; горько плакали, когда умер он. И только один Иисус Христос, которому они возвещали свою печаль, принес им утешение. О, можно ли и нам, бр., не скорбеть и не плакать, когда душа наша и страдает, и умирает от грехов! Кому же возвестим мы печаль своей души? К кому прибегнем за утешением, как не к тому же Иисусу Христу? Да, братие, в таинстве покаяния и мы объявляли Ему о душевных наших болезнях: мы каялись в своих грехах, искали у Господа спасительного врачевства своим душам. Но что принесло нам наше покаяние? Все ли мы выздоровели от греховных болезней? Все ли мы ожили душою! Сознаемся, что покаяние наше редко бывает искреннее; наша исповедь очень часто бывает холодная. От того мы и после исповеди нередко страдаем во грехах, умираем для жизни святой и богоугодной, и тяжелый камень грехов остается приваленным к нашей душе. И как бы мы желали, чтобы Господь пришел к нам и оживотворил грешные наши души!

Не будем же терять благоприятного времени. Господь всемогущий пришел уже к нам; Он теперь в этом св. храме. Как любил Он друга своего Лазаря, так любит и души христианские, искупленные Его кровью; и Он не хочет смерти грешника, но хочет, чтобы все восстали от грехов и живы были во век. И вот, в сию минуту, как только отворятся эти царские врата, Он явится к нам под видом хлеба и вина в Таинстве св. Причащения, чтобы войти в наши души и оживотворить их. Он, говорю, придет к нам, чтобы воскресить нас от смерти греховной, подобно тому, как Он видимо приходил в Вифанию воскресить умершего Лазаря. От нас требуется только смиренное, чистосердечное раскаяние и сокрушение о грехах, Божий страх и твердая вера в Иисуса Христа. Св. церковь учит нас: со страхом Божиим и верою приступите. Приступите к Иисусу Христу с таким благоговением и верою, с какими приступали к Нему Лазаревы сестры – Марфа и Мария. И Господь, входя в наши души под видом хлеба и вина, как бы так скажет нам: вставайте вы – души христианские, выходите вон от гроба греховного! Тогда мы воскреснем душою, будем живы пред Богом.

Но обратимся к праведному Лазарю. После того, как Иисус Христос воскресил его, враги Христа хотели убить его. Лазарь, зная лукавые помыслы их, удалился на остров Кипр. Вот, бр., нам урок, как должны мы поступать после своего воскресения душевного, т. е. после животворящего Причащения. И мы имеем у себя врагов. Злой диавол, наши греховные страсти, суть такие враги наши, которые могут опять запутать нас во грехах, удалить от Бога и умертвить наши души. Что же делать нам? Удалиться от них, т. е. перестать творить диавольские дела, возненавидеть всякий грех и всем сердцем прилепиться к Богу. Лазарь после своего воскресения был епископом на острове Кипре, и в этом сане до конца жизни своей пожил благочестно и свято, всей душой послужил вере Христовой. Мы, бр., называемся христианами; а имя христианина разве не высокий сан? Всякий христианин есть также служитель Божий, который должен твердо хранить свою веру и добрыми делами служитъ Иисусу Христу. Вот, говорю, как должны жить и поступать христиане, причащающиеся животворящего Тела и Крови Христовой.

Но горе, если по принятии св. Причащения, своими грехами и служением диаволу станем опять умерщвлять и погублять свои души. Тогда мы будем крайне неблагодарны пред Иисусом Христом за то великое чудо, которое совершает Он над нами, как над мертвецами, в таинстве причащения. Мы будем подобны тогда тем иудеям, которые хотели убить Иисуса Христа и друга Его Лазаря. Да не будет сего, братие! Последуем лучше праведному Лазарю и всем уверовавшим во Христа после воскресения Лазаря. Укрепимся в святой вере и послужим Иисусу Христу всею жизнью и делами своими.

Вот, бр., посильное мое вам наставление для нынешнего дня. Оно скудно словом; но если вы решитесь в точности исполнять его, то не погибнете во грехах, не умрете душою: будете жить святою и богоугодною жизнью и от временной жизни перейдете к жизни вечной и блаженной. Аминь.


Источник: Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи / [Соч.] свящ. Кур. епархии Белгор. уезда, слободы Тамаровки, Николаев. церкви Иоанна Якимова. – 4-е, доп. изд. ред. еженед. духовного журн. «Пастырский собеседник». - Москва : Тип. И.Н. Шарапова, 1901. - VIII, 520 с.

Комментарии для сайта Cackle