Поучение при совершении таинства Елеосвящения
По благочестивому желанию болящего брата нашего, раба Божия (имя рек), мы, священнослужители церкви, пришли сюда совершить над ним св. таинство Елеосвящения. Вместе с нами и вы, братия, пришли сюда вознести свои молитвы к Богу о ниспослании благодати и милости Божией болящему рабу Божиему (имя рек). Прекрасно поступаете вы, что в ваших немощах прибегаете к св. таинству Елеосвящения. Хорошо и то, что по усердию вашему пришли вы помолиться о болящем рабе Божием (имя рек). И то, и другое есть дело христианское и угодное Богу. Пользуясь настоящим случаем, для назидания вашего и в утешение болящего брата нашего, я хочу сказать вам, братие, о таинстве Елеосвящения и свое посильное слово.
Таинство Елеосвящения состоит в том, что больной помазуется св. елеем, и призывается на него благодать исцеляющая. Таинство сие ведет свое начало от св. Апостолов, которые, получив власть от Самого Иисуса Христа, помазывали маслом многих больных, и исцеляли (Марк. 6:13). Апостолы передали сие таинство своим преемникам – священнослужителям церкви, что видно из следующих слов св. Апостола Иакова: болен ли кто из вас? – да призовет пресвитеров церкви, чтобы они помолились над ним, помазав его елеем в имя Господне: и молитва веры исцелит больного, и Господь возставит его; и грехи, какие он сделал, простятся ему (Иак. 5:14, 15). Из этих апостольских слов ясно видно и то, какую именно благодать и милость получаем мы от Иисуса Христа в таинстве Елеосвящения. Если молитва наша приносится с истинною верою и бывает угодна Богу, то в сем таинстве подастся христианину отпущение грехов и исцеление от болезни телесной. В этом именно и состоит сила сего таинства. И мы нередко видим примеры, что многие больные и, по-видимому, близкие к смерти, после таинства Елеосвящения, выздоравливают и живут несколько лет. Если же некоторые больные после таинства Елеосвящения умирают, то умирают, конечно, потому, что на это есть Божие определение, по которому, рано или поздно, и всем нам нужно умереть.
Но как в нашем выздоровливании, так и в самой смерти нашей Господь являет нам Свою великую милость. Если мы после таинства Елеосвящения, по благодати Господней, выздоравливаем, то выздоравливаем для того, чтобы добрыми делами и жизнью своею угождать и служить Богу. А если по воле Господней умираем, то умираем с отпущением грехов и с твердым упованием получить облегчение и отраду своей душе в жизни загробной, если только, повторим опять, наша вера бывает истинна и молитва угодна Богу. Если мы пред смертью своею успеем очистить души свои от грехов истинным покаянием, освятить и укрепить и душу и тело таинствами св. Причащения и Елеосвящения, то это будет с нашей стороны самое лучшее приготовление к жизни будущей. Тогда не страшны будут для нас темные полчища бесов, которых душа встречает после разлучения с телом. Душа наша, как наследница Божия царства, украшенная и огражденная св. таинствами, делается неприступною для демонов: она охраняется св. ангелами, которые и приводят ее на вечное и радостное жительство в светлые обители Отца небесного. О, сколь спасительны для нас таинства св. церкви! Что может быть для христианина дороже того высокого блага, когда он получит отпущение грехов, избежит вечных мучений ада и наследует вечный покой в небесном царстве? Вот почему добрые христиане в своих немощах душевных и телесных прибегают к таинству Елеосвящения – и прочим таинствам церкви, – чтобы душу очистить от грехов, тело исцелить от болезни, а в будущей жизни получить вечный покой. А кто из нас не бывает подвержен немощам душевным и телесным? Старайтесь же, братие мои возлюбленные, всегда прибегать к таинствам св. церкви, да подает нам Господь в земной нашей жизни отпущение грехов и здравие тела, а в будущей жизни наследие небесного царства.
Теперь же, братие, исполним то, зачем пришли мы сюда – помолимся о болящем рабе Божием (имя рек). Благословен Бог наш всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.