Поучение в день трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января)
Ныне у нас праздник в честь св. вселенских учителей и святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Всем этим святителям Церковь Христова в этом же январе месяце праздновала каждому особо: 1-го января она праздновала Василию Великому, 25-го – Григорию Богослову, 27-го – Иоанну Златоусту, а ныне она празднует сим трем святителям вместе. Почему же в нынешний день установлен праздник в честь трех святителей, и чему научает нас этот праздник? Об этом я и хочу теперь сказать вам, братие, свое посильное слово.
В XI-м веке, в царствование греческого императора Алексея Комнина, в Константинополе, между учеными людьми, об этих трех святителях был великий спор. Одни хотели поставить выше всех Василия Великого, так как он превосходил пред прочими учителями своим словом и великими делами, был строг и праведен, и казался не земным человеком; а св. Златоустого ставили ниже, почитая его слишком кротким и склонным к помилованию грешников. Другим поэтому казался выше всех св. Иоанн Златоуст; ибо он был пастырь самый человеколюбивый и милостивый, хорошо знавший человеческую немощь, и своими красноречивыми поучениями обращал грешников к покаянию. Иные же выше всех ставили Григория Богослова; ибо он своим высоким разумом и мудрым словом изъяснил высокое учение о Боге – Слове, почему и назван Богословом. Споры эти не прекращались, и люди доспорились до того, что одни стали называться Иоаннянами, другие – Василиа- нами, а иные – Григорианами. И вот, чтобы между спорящими поселитъ Божий мир и утвердить св. веру в церкви Христовой, сами эти святители явились Евхаитскому епископу Иоанну, сначала каждый особо, а потом все вместе, и сказали ему: «ты видишь, что мы одно у Бога, и нет между нами ничего спорного и противного; в свое время каждый из нас, научаемый Духом Святым, писал то, что нужно было для спасения людей; между нами нет ни первого ни второго. Повели спорящим об нас не разделяться, а быть в мире и согласии: сего желали мы для всех в жизни нашей на земле, сего желаем мы и ныне“. А чтобы и всегда память об них в церкви напоминала всем верующим о единомыслии и согласии, святители в тоже время повелели епископу установить в память их праздник в один день. Епископ Иоанн приличным нашел установить сей праздник в конце настоящего месяца (30 янв.), в котором все эти три святителя воспоминаются особо (Чет.-Мин. 30 января).
Теперь, братие мои, для нас понятно, чему научает нас нынешний праздник: он научает нас доброму единомыслию, согласию и миролюбию. Если между нами нет доброго единомыслия и мира, любви и согласия, то что будут значить пред Богом и наши добрые дела? Где нет мира и любви, там и вражда; а где вражда, там и диавол, который нашим немиролюбием и враждою, как темнотою свет, потемняет наши добрые дела, и заграждает нам путь в небесное царство. Даже и у мучеников Господь отнимает Свою благодать и лишает их небесного венца, когда в душе их нет Божия мира и любви к ближним. Во время гонения на христиан взяты были и заключены в темницу за исповедание Христа два брата, которые находились во вражде между собою. Их мучили, принуждая отречься Христа и поклониться идолам, но, несмотря на все мучения, они остались твердыми в своей вере, тогда их осудили на смерть. Находясь в темнице в ожидании смерти, один брат раскаялся и, пришедши к другому, сказал ему: «примиримся, любезный брат! Завтра мы должны будем умирать и предстать пред Бога“. Но другой брат не хотел и слушать его. Настало утро, их вывели из темницы, чтобы вести на место казни. Тот, который не хотел примириться с братом, убоялся смерти и отрекся Христа; а другой небоязненно принял мученическую смерть и получил венец. – Когда судья спросил отрекшегося от Христа, для чего он не отрекся вчера, тогда избежал бы мучений, то он отвечал: «в то время, как я решительно отказал брату моему в примирении, о котором он умолял меня, помощь Божия оставила меня, – и я убоялся смерти, и отрекся» (Прол. 22 марта).
Добрые мои слушатели! Сами теперь видите, до какого греха, до какого несчастья доводит человека немиролюбие и неединомыслие. Возлюбим же всей душой истину и мир (Захар. 8:19). Сему научают нас св. великие святители, которым ныне мы празднуем. И если в душах наших будет Божий мир и доброе единомыслие, то и молитвы наши, и добрые дела наши будут сиять пред Богом, как свет небесный. Много радостей будем мы иметь тогда от Господа и на земле, а на небесах. Он просветит нас вечною радостью. И потому, трудимся ли мы, постимся, молимся и кладем поклоны, подаем ли милостыню, ставим пред иконами свои свечи, каемся во грехах, беседуем с ближними, – будем всегда стараться иметь в душе своей Божий мир, единомыслие и любовь христианскую. Где Божий мир и любовь христианская, там и Господня благодать. Аминь.