Псалом 48
Пс.48:1. В конец, сыном Кореовым, псалом.
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу из сынов Кореовых песнь.
СОДЕРЖАНИЕ
Сей поучительный псалом содержит весьма полезное увещание любить добродетель, и удаляться пороков, презирать богатство, бояться Божия суда и готовиться к смерти.
Пс.48:2. Услышите сия, вси язы́цы, внушите, вси живущии по вселенней,
Пс.48:3. земнороднии же и сынове человечестии, вкупе богат и убог.
Сие предисловие относится к возбуждению внимания слушающих, и берется из того начала, что предлагаемое слово равно приличествует всем человекам, не токмо настоящим, но и будущим. Итак созывается весь человеческий род к слышанию. Но как ни место не вместило бы толикаго множества людей, ни глас всякаго проповедника не мог бы слышан быть от толь многих слышателей, то мы должны ведать, что Пророк предвидел, что псалмы его петы будут по всей земли, и во все будущия времена: и потому всех живущих по вселенней без изъятия призывает к слышанию, то есть, как язычников, так и Евреев, как живущих во градах, так и разсеянных по горам и пустыням. А дабы не подумал кто, что приглашает к слышанию одних токмо ныне живущих или настоящих людей, то присовокупляет нечто всеобщее, глаголя: земнороднии же и сынове человечестии; аки бы сказал: послушайте все родившиеся от земли и от человеков, ибо все человеки, сколько их ни есть, и сколько ни будет, имеют общую мать землю и общаго отца Адама, или, что то же есть, общее имеют вещество, из котораго произведены, то есть землю, и общее начало, чрез которое произошли человеки. За сим присовокупляет наконец: вкупе богат и убог, дабы показать, что учение, предлагаемое здесь, равно относится ко всем, то есть как к богатым, так и к убогим, и что в училище сем не должно смотреть на различие лиц.
Пс.48:4. Уста моя возглаголют премудрость, и поучение сердца моего разум.
Пс.48:5. Приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое.
Сии слова составляют вторую часть предисловия, в которой паки Пророк предуготовляет слышателя от двух начал, то есть от достоинства материи, и от достоинства учителя. Достоинство материи показывает оттуду, что слово имеет быть о мудрости, и притом не простое, но приточное и гадательное, то есть высокое, какову прилично быть о вещах важных, дабы не было презираемо и понимаемо от одних прилежных и внимательных слышателей. А понеже сказал, что уста его возглаголют премудрость, то дабы кто не подумал, что слово имеет быть о вещах умозрительных, непонятных и к человеческим делам не относящихся, сего ради присовокупил: и поучение сердца моего разум. Которыми словами означает, что слово имеет быть о вещах, содержащих премудрость и купно разум, то есть о вещах таких, которыя делают человека в созерцании высочайших предметов мудрым, а в поведении жизни благоразумным. За сим касается великости Учителя, присовокупляя: приклоню в притчу ухо мое, отверзу во псалтири ганание мое. Аки бы сказал: не аз буду глаголати, но Дух Божий чрез мене возглаголет. Ибо я первее приклоняю ухо мое сему премудрому Учителю, и слушаю, что речет во мне: потом отверзаю уста, и провещаваю слово, вдохновенное и сообщенное мне, и не гласом токмо провещаваю, но и псалтирию воспеваю, дабы приятность мусикии усладила важность учения, и полезныя наставления соделала вожделеннейшими.
Пс.48:6. Вскую боюся в день лют? беззаконие пяты моея обыдет мя.
Вот та самая притча, или то гадание, которое Пророк, предположив вышереченное предисловие, предлагает всему человеческому роду, и решит: но решение столько же темно, сколько и самое предложение, так что и то и другое может нарещися гадательным, однако для одних токмо людей, предубежденных любовию века сего; ибо духовным Божиим сынам и гадания и притча зело суть ясны. Вскую, глаголет, боюся в день лют? Аки бы сказал, предлагаю вам всем живущим по вселенней, решите сей вопрос: что может устрашить меня в день оный лютый, который у Софонии нарицается днем гнева, скорби и нужды, безгодия и исчезновения, тьмы и мрака, облака и мглы, трубы и вопля (Соф. 1:15)? Или, что может меня соделать безопасным в день онаго судилища, от котораго зависит все мое благополучие и неблагополучие? Великая подлинно задача, и такая, которая касается всех без изъятия. Пророк решит оную так: беззаконие пяты моея обыдет мя. Аки бы сказал: то, что может устрашить меня в день тот лютый, не есть нищета или бедность, ибо Судия не подкупается дарами; не есть низкость состояния или рода, ибо Судия не взирает на лица; не есть злоба свидетелей или доносителей, ибо Судия все знает; не есть могущество противников, ибо Судия никого не боится: наконец, нет ничего другаго, кроме одного беззакония пяты моея, то есть беззаконныя жизни моея, или беззаконных стезей, продолжающихся до конца жития моего. Сие беззаконие, ежели обрящется во мне в день оный, то непременно обыдет мя, то есть, на подобие некоей громады или стены обрушится на меня, и совсем подавит, так что я никоим образом спастися не возмогу: ибо тогда не будет места покаянию или милости. И напротив то, что возможет соделать меня безопасным и спокойным в день тот лютый, не будет богатство, или благородство, или тщание ходатаев, или могущество друзей, но одна токмо правда, и притом не другая какая-либо, но правда стезей моих, продолжающаяся до конца жизни моея, ежели то можно чрез добродетель, а коли не можно, то чрез истинное покаяние, заглаждающее грехи и на место их поставляющее правду.
В Еврейском подлиннике стих сей иначе читается так: вскую имам боятися в день лют, егда беззаконие запинателей обыдет мя? И разум имеет такой, что сынове Божии не должны чрез меру смущаться во время несчастных обстоятельств, ниже бояться беззаконных сынов века сего, сколь бы дерзко ни нападали на них. Аки бы сказал Пророк: хотя вероломные и хитрые люди сплетают на меня коварныя сети, но я не боюся их. Таким образом новейшие толковники разумеют место сие о врагах, и беззаконныя козни их, устрояемыя праведным, сравнивают с пятою, запинающею стопы их. Но мы последуем здесь толкованию святаго Златоуста, который место сие относит к праведному Божию суду.
Пс.48:7. Надеющиися на силу свою и о множестве богатства своего хвалящиися:
Сей неполный стих должно дополнить так: суть нецыи надеющиися, и проч. Пророк, рекши, что ничего не должно бояться тому, кто хощет в день оный безопасен быть, кроме беззакония и греха, присовокупляет здесь, что много есть в свете таких людей, кои не разумея сего, надеются на силы свои и хвалятся богатством, всякими неправдами собранным, и потому мнят, что сим образом пребудут безопасны во всякое время, или во всякий несчастный случай; и купно доказывает, что они много обманываются, и что предложенный вопрос и решение его весьма справедливо. Ибо хотя богатство много может в веке сем, как справедливо сказал Премудрый: сребра послушают всяческая, (Еккл. 10:19), но в день оный лютый ктому не обрящется богатство, а хотя бы и нашлось, но не поможет. Сего ради Пророк присовокупляет:
Пс.48:8. брат не избавит, избавит ли человек? не даст Богу измены за ся,
Пс.48:9. и цену избавления души своея: и утрудися в век,
Пс.48:10. и жив будет до конца, не узрит пагубы.
Пс.48:11. Егда увидит премудрыя умирающыя, вкупе безумен и несмыслен погибнут, и оставят чуждим богатство свое.
Здесь показывает Пророк, что надежда людей, уповающих на богатства свои, есть суетна: ибо в день оный лютый никто ни себя, ни другаго даже и самым величайшим богатством избавить не возможет. Ежели бо брат брата не избавит, то кольми паче другой, так что хотя бы кто стяжал все сокровища света, и все оныя Богу предложил, дабы умилостивить Его, но то ни мало не поможет ему, как то и Господь во Евангелии у Матфея глаголет: что даст человек (во) измену за душу свою (Мф. 16:26)? Цена души человеческия превосходит вся благая мира сего; и потому одна токмо кровь единороднаго Божия Сына была цены безконечныя: она едина могла искупить души. Ежели кто, презрев сию великую цену, останется в плене диавола, тот не даст избавления за душу свою, когда достигнет дня онаго лютаго.
Рекши о богатых и сильных, и показав, что отсюду нет им никакия пользы, глаголет прочее о живших в добродетели, ублажая подвижников любомудрия. Не говорите мне, глаголет, что праведник имел труд и болезнь в веке сем, но вообразите плод, происходящий отсюду, то есть жизнь безсмертную, жизнь конца не имеющую. Колико убо лучше, потрудившися здесь мало, получить вечный покой и отраду, нежели угодив себе здесь не много, навсегда в болезнях быть? Потом показуя, что не тамо токмо воздаяния и венцы, но и здесь бывает начало возмездий, присовокупляет, глаголя: не узрит пагубы, егда увидит премудрыя умирающия. Аки бы сказал: не глаголи мне точию будущая, я здесь тебе даю залог венцев, паче же самыя венцы и воздаяние. Ибо человек любомудрый и надеждами будущих благ одушевляемый, и самую смерть не почтет смертию; но видя пред очами лежащаго умершаго, не в таком обрящет себя состоянии, в каком обретаются многие мнимые мудрецы мира сего, но совсем в противном, исчисляя венцы воздаяния, неизреченныя почести, их же око не виде, и ухо не слыша, якоже глаголет Апостол (1Кор. 2:9). Егда, глаголю, узрит мнимых мудрецов оных умирающих, плачущих, рыдающих и со слезами износимых, тогда он не возчувствует в себе ничего такого; но паче и паче воодушевлен будет благими надеждами, ведая, что сия пагуба не есть существа истребление, но отложение смертности и уничтожение тленности: смерть бо сия не душу погубляет10, но истребляет тление плоти.
Пс.48:12. И гроби их жилища их во век, селения их в род и род, нарекоша имена своя на землях.
Понеже выше сказал Пророк, что люди, надеющиеся на богатство, всуе надеются на оное; сего ради нарицает их здесь безумными и несмысленными, якоже и Господь во Евангелии у Луки глаголет некоему богачу: безумне, в сию нощь истяжут от Тебе душу твою, а яже уготовал еси, кому будут (Лк. 12:20)? Сие же доказывает тем, что они богатства своего употреблять не умеют, и оставляют оное тем, коих не знают. Сего ради глаголет: вкупе безумен и несмыслен погибнут. Безумные же и несмысленные суть те, кои надеются на богатства свои, и чтоб яснее доказать безумие свое, оставляют чужим богатство свое. Ибо хотя и детям и внукам оставляют, но и сии чужими назваться могут; поскольку скоро забывают тех, коих имение наследовали: а хотя бы и не забывали, но мертвым нечестивцам помочь не могли бы, так как Евангельский богач оный, имевший пять братьев при жизни, не мог получить помощи от них, ниже избавиться от геенны (Лк. 16:24, 28). И потому все оные пять братьев, по справедливости, могли почесться между собой чужими: один токмо Лазарь, который мог помочь ему, был бы ближний, а не чужий, ежели бы богач восхотел сделать с ним милость. За сим присовокупляет: и гроби их жилища их во век. Сими словами означает, что безумные богачи умирая, богатство свое чужим оставляют, себе же не иное что сокровищствуют, как токмо самое теснейшее жилище, то есть гроб, в котором лежать должны до скончания века.
Следующия за сим слова, нарекоша имена своя на землях, означают, что по смерти людей безумных, каковы суть богачи и мудрецы века сего, ничего не остается, кроме одних пустых имен их. Ибо смертные, знающие одну токмо жизнь сию, многоразличными способами тщатся предать имена свои вечности, то написуя их на стенах, то придавая городам, построенным от них, то поставляя в заглавии книг, написанных ими, то наконец налагая оныя на детей и внуков. Тако сынове века сего пишут имена свои на землях: ибо не надеются, чтоб были они написаны на небесех.
Пс.48:13. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им.
Пророк, окончив слово о безумных, и на богатство надеющихся, обращается ко всему человеческому роду, и вместо заключения говорит, что человек, пред прочими животными почтенный от Бога мудростию, разумом, свободною волею, образом Божества, безсмертием души, властию над всеми тварьми, сущими на земли, не уразумел чести сея, но приложился несмысленным скотом, и уподобился им. Ибо подобно им не проникл в будущая, но к настоящим токмо устремился, поработившися страстям плотским, коими повелевать долженствовал, и вместо того, чтоб, презрев все временное, снискать жизнь вечную, презрел истинная и присносущная благая, дабы насладиться ложными и тленными. Далее, продолжая оплакивать бедность человеческаго рода, присовокупляет:
Пс.48:14. Сей путь их соблазн им, и по сих во устех своих благоволят.
То есть, сия жизнь, которую они препровождают подобно скотам, или сей путь, по которому они ходят, живучи на подобие скотов, сей закон, сии нравы, сие поведение, превращается в соблазн, подает случай ко многим преткновениям, и бывает причиною тяжкаго падения: но они и по сих во устех своих благоволят, то есть, льстят себе во грехах, и хвалятся, делая злое. Не малый убо соблазн, не малое препятствие, не малая препона есть сей путь к деланию добродетели.
Пс.48:15. Яко овцы во аде положени суть, смерть упасет я: и обладают ими правии заутра, и помощь их обетшает во аде: от славы своея изриновени Быша.
Понеже сказал, что люди сделались чрез грех подобны скотам несмысленным, сего ради присовокупляет, что и кончина их такая же, то есть, подобна несмысленным овцам, ведомым на заклание. Яко овцы во аде положени будут. Сими словами показывает как число, так и слабость людей, низлагаемых по смерти во ад: ибо овцы стадами загоняются в ограду, и без всякаго сопротивления ведутся на заклание. Но Бог еще с меньшим трудом, нежели как пастух загоняет во овчарню, или выводит на заклание слабых и безоружных овец, низринет во ад на вечную смерть всю толпу нечестивых, сколько бы они в мире сем сильны и богаты ни были. Следующия за сим слова, смерть упасет я – двояким образом разуметь можно: по первому означается, что смерть подобна будет пастуху, а люди овцам, ведомым на безплодныя и изсохшия пажити, где они ничего кроме стенаний и болезней не находят; по второму – означает, что смерть на подобие голоднаго волка восхитит и пожрет нечестивых людей, яко овец, уготованных в пищу.
Продолжает описывать бедствие людей нечестивых, во ад низходящих, и говорит, что они заутра, то есть, в самом начале новаго века, который начнется по всемирном воскресении всех, будут совершенно преданы во власть праведных. Ибо сии в последний оный день, который имеет быть началом грядущаго века, вместе со Христом судить будут нечестивых, и вечно возобладают ими. Тогда ничто не поможет им против власти праведных: ибо вся помощь их, состоявшая здесь в могуществе и силе, исчезнет, так как и слава их, которую имели они в мире сем, совсем померкнет во аде. Слово заутра показывает, что все время века сего подобно некоей нощи, якоже Апостол в послании к Римлянам глаголет: нощь убо прейде, а день приближися (Рим. 13:12). В нощи века сего часто превозмогает неправда, но заутра явится, где будут праведные и где неправедные.
Пс.48:16. Обаче Бог избавит душу мою из руки адовы, егда приемлет мя.
К вышереченным присовокупляет и сие, каков будет жребий людей благочестивых, в числе коих и себя самаго полагает, аки бы сказал: то, что рекл я о нечестивых, непременно приключится им: мне же и подобным мне – противное. Ибо Господь избавит душу мою из руки адовы, то есть, не потерпит, чтоб душа моя восхищена была силою ада, и низведена на место мучения, когда Он, по исходе ея из тела смертнаго сего, к Себе приимет мя. Здесь, как кажется, пророчествует о искуплении душ чрез Христа Спасителя, и о сошествии Его во ад.
Ибо Христос тогда избавил ценою крови Своея души праведных из руки адовы, когда по воскресении Своем, снизшед во ад, с Собою возвел их на небо. Мы здесь видим пресветлое свидетельство веры древних святых Отцев, живших под законом, в которой они и жили и умерли. Они не останавливалися на пределах жизни сея, но, возводя мысли свои на небо, текли исполинскими шагами по кругу мира, донележе, совершив течение, достигли предназначенныя цели. Давид, надеяся жить по смерти, превозмогал тьму мира, возводя очи свои к оному утру, которое приносило ему вечный день.
Пс.48:17. Не убойся, егда разбогатеет человек, или егда умножится слава дому его:
Пс.48:18. яко внегда умрети ему, не возмет вся, ниже снидет с ним слава его.
Пророк из вышереченных слов выводит нравоучительное наставление, что не должно бояться силы богачей мира сего, поскольку есть кратковременна. Не убойся, (глаголет всякому бедному, угнетаемому от богатых), егда разбогатеет человек, то есть, не устрашайся силы его, дабы, бояся силы временныя, не раздражил ты всемогущия вечнаго Творца. Не устрашайся также и тогда, когда увидишь, что человек враг твой не токмо сделался богат, но и усилился славою дома чрез многочисленное семейство, чрез богатства, чрез силу друзей. Ибо когда умрет, то не избежит смерти, которой никто избежать не может, и которая общая есть и богатым, и убогим. Тогда не возмет ничего с собою. Итак богатство и слава нечестивых, на самое кратчайшее время служит им: а нищета и срам во веки продолжатся. Напротив нищета и посрамление благочестивых суть мгновенны. Их богатство и их слава пребывает во веки веков. Сие Апостол изобразил следующими прекрасными словами: яко скорбяще, присно же радующеся (2Кор. 6:10).
Пс.48:19. Яко душа его в животе его благословится, исповестся тебе, егда благосотвориши ему.
Пророк дает причину, чего ради слова нечестивых не будут совозследовать им во ад. Понеже, как они хвалили и благодарили Бога тогда, когда Он им благодетельствовал, подавая временная благая: так и Бог благословлял их в жизни сей. Исповестся Тебе, егда благосотвориши ему. Сие сказано по свойству Еврейскаго языка, а по свойству нашего означает: хвалил Его тогда, (ежели только мог и хотел хвалить Его), когда Он благодетельствовал ему; напротив, когда или несчастие посылал на него, или бедностию усмирял, или намерения его не исполнял, тогда хулил Его: ибо был и есть не из числа тех, которые говорят: благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33:1).
Пс.48:20. Внидет даже до рода отец своих, даже до века не узрит света.
Нечестивый живет в жизни сей во свете честей и славы, и хвалит Бога, но только тогда, когда Он ущедряет его временными благодеяниями, дабы или наградить его за некоторыя добрыя дела, или привести к покаянию и обращению. Но когда он не соответствует сим намерениям Бога, тогда входит до рода отец своих, то есть, во мрачный гроб, где не увидит света во веки: ибо по праведному Божию суду пребудет в вечной тьме, дабы тот, который наслаждался светом честей и славы временных, и не искал света славы вечныя, пребыл навсегда во мраке кромешном.
Пс.48:21. И человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им.
Пророк повторяет 13 стих как для того, дабы показать причину бедности и безумия людей, и то, что премногие из них во веки праведно не узрят света, и пребудут во тьме кромешной, поскольку светом разума пользоваться не хотели: так и для того, чтоб мы не удивлялись, ежели многие совсем не понимают предложенной в псалме сем задачи. Сие бывает от того, что человек греха ради приложился скотом несмысленным, и уподобился им.
* * *
Святый Златоуст в толковании на сие место.