Источник

Псалом 49

Пс.49:1. Псалом Асафу. Бог богов Господь глагола, и призва землю от восток солнца до запад.

Пс.49:2. От Сиона благолепие красоты его:

НАДПИСАНИЕ

В первой книге Паралипоменон, в гл. 16 читаем, что Асаф был начальнейший певец из хора Давидова: но сам ли он слагал псалмы, под именем его обносящиеся, или только пел их, начальствуя над поющими, – заподлинно неизвестно. Почему иные переводят, Асафа, аки бы он творец был сего псалма; другие Асафу, яко начальнейшему певцу данный для пения псалом: как бы то ни было, сие к материи псалма не относится.

СОДЕРЖАНИЕ

Пророк беседует здесь о двух пришествиях Христа Спасителя, из коих первое было на проповедь, а второе будет на суд: первое было сокровенное и смиренное, а второе будет явное и славное. К сему присовокупляет, о чем наипаче в день суда воздадим мы слово.

ТОЛКОВАНИЕ

Пророк начинает слово от перваго пришествия Божия Сына, и говорит, что Господь, Который прежде глаголал устами Пророков, напоследок возглаголал устами Своими, и призвал на проповедь Свою не Иудеев токмо, но и всю землю, то есть, всех живущих на земли. Сие же соделал чрез Апостолов Своих, как сказано о них во псалме Пс. 18:3: во всю землю изыде вещание их. Господь нарицается здесь Богом богов того ради, дабы ведали мы, что Христос есть истинный Бог и Сын истиннаго Бога, имеющий единое со Отцем Божество: едино бо есть истинное Божество и не сообщаемое. А что многие нарицаются богами, сие бывает или по благодати усыновления, как например святые Ангели и святые люди, или по подобию, как например цари и судии земли, или наконец по заблуждению и ложному мнению, как например языческие боги, кои нарицаются бесами, как сказано во псалме Пс. 95:5. Все сии боги подвержены власти единаго истиннаго Бога, Который посему и нарицается Бог богов. Итак ежели воззрим мы на первое пришествие Христово, то увидим, что Он прямо показал Себя Богом богов, как потому, что страшен был демонам, то есть богам языческим, так и потому, что по благодати усыновления многих богов сотворил. Ежели же воззрим на второе пришествие Христово, то увидим, что Он весьма прилично нарицается Бог богов: ибо имеет судить и самых царей и судей, именуемых здесь богами, – и не токмо царей и судей, но и диавола, и последователей его, хотя бы то были бесы, хотя бы злые люди. Следующия за сим слова, от восток солнца до запад, суть истолковательныя: ибо Пророк объясняет себя, что он чрез землю не разумел одну токмо землю Палестины, или другую некую частную страну, но без изъятия весь круг земный. Далее показывает самое место, откуду возглаголал Господь, аки перстом указуя на гору Сион, или Иерусалим, по оному пророка Исаии изречению: от Сиона изыде закон, и слово Господне от Иерусалима (Ис. 2:3). Благолепие красоты, о которой Пророк упоминает во втором стихе, означает вид прекрасный, или совершенную красоту, и относится к похвалам Иерусалима, как и пророк Иеремия в книге Плача (Плач. 2:15) нарицает его венцем славы, и веселием всея земли. Ибо был град благороднейший, самый древнейший, многолюднейший, почтенный царским и первосвященническим седалищем, скиниею, ковчегом завета и другими преимуществами, кои соделовали его главою веры и царства: почему прилично наречен образом небеснаго града. Впрочем коль ни прекрасен был град Иерусалим, но глас проповеди, оттуду произшедшей, достоин большаго удивления. Ибо проповедь Евангельская имела совершеннейшую красоту: она содержала в себе высочайшия таинства искупления, познания Пресвятыя Троицы, и закон совершеннейший, она проходила всюду, будучи сопровождаема безчисленными чудесами, и людей слышащих и верующих обновляла, освящала, и от концев земли на превыспреннее небо возводила.

Пс.49:3. Бог яве приидет, Бог наш, и не премолчит: огнь пред ним возгорится, и окрест его буря зельна.

Здесь пророчествует о втором пришествии Христовом, и говорит, что Бог богов пришел уже, и призвал землю, но пришел сокровенно, и во образе раба, во смирении и кротости, дабы дать место искуплению, страданию и смерти: по сих же приидет яве со властию и славою многою, не во яслях скотских возлегий, но на облацех небесных грядый: не на кресте висяй между разбойниками, но на престоле Судии седяй со Ангелами. И не токмо приидет яве, но и не премолчит, якоже молчал при первом пришествии, когда яко агнец незлобивый, ведомый на заколение, не отверзал уст своих: или якоже ныне молчит, когда видит грехи, и не наказывает: но приидет во гласе трубне и с воплем страшным: послет бо, Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырех ветр (Мф. 24:31). И паки: вострубит бо, и мертвии востанут нетленни (1Кор. 15:52). Следующия за сим слова, огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна, вообще относится к возгорению мира, то есть всех вещей, сущих на земли, яко то градов и домов, полей и вертоградов, животных и сим подобных вещей тленных, о коих говорит святый апостол Петр: приидет день Господень яко тать в нощи: воньже небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят (2Пет. 3:10). Все сии выражения вообще означают гнев праведнаго Судии, с каковым Он приидет в последний день, и купно представляют величество всемогущаго Бога, каковое явил Он на горе Синайстей, когда снизшел на нее предать закон Своему народу (Исх. 19:16).

Пс.49:4. Призовет небо свыше, и землю, разсудити люди своя.

Здесь описывает то удивительное позорище, на которое аки на некий величайший театр должны собраться зрители в безчисленном множестве. Ибо Судия призовет небо свыше, т.е. от вышния части мира повелит предстать всем небесным жителям, сиречь, всем святым Ангелам. Тако бо Господь глаголет у Матфея: егда приидет Сын человеческий в славе Своей, и вси святии Ангели с Ним (Мф. 25:31). От низшия же части мира призовет землю, то есть, всех людей, живших чрез безпрерывное преемничество родов на земли, от начала мира даже до кончины его. Итак предстанут вси Ангели и вси человецы вкупе. Потом дает причину, чего ради призовет толь великое собрание, глаголя: разсудити люди Своя, то есть, сделать разбор между людьми и людьми, и разлучить избранных от отверженных, по оному изречению Господню: в скончание века изыдут Ангели, и отлучат злыя от среды праведных (Мф. 13:49): и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ (Мф. 25:32).

Пс.49:5. Соберите ему преподобныя его, завещающыя завет его о жертвах.

Хотя все без изъятия люди на суд предстать должны, но суд особенным образом отнесется к верным: ибо неверующий уже осужден есть (Ин. 3:18). Почему и у Матфея одни токмо верные на суд приводятся, и о делах, а не о вере истязуются (Мф. 25:34). Итак под именем преподобных должно разуметь здесь верных, бывших в числе Божия народа, которые древле были посвящаемы Богу чрез обрезание, а ныне посвящаются чрез крещение. Тако Давид во Пс. 85:2, нарицает себя преподобным: сохрани душу мою, яко преподобен есмь; и Апостол в посланиях своих часто нарицает верных Христиан святыми, или, что то же есть, преподобными. Речет убо Судия к Ангелам: соберите Мне преподобныя Моя, то есть, приведите на суд верных Моих, коих Я освятил Себе чрез таинства. Следующия за сим слова, соделавшия завет со мною при жертве, относятся к объяснению имени преподобных. Ибо преподобными нарицаются те, кои делают завет или договор с Богом, как бывало в древния времена у Иудеев при жертвоприношениях.

Пс.49:6. И возвестят небеса правду его: яко Бог судия есть.

По собрании всех на суд, как сказано выше, напоследок произнесен будет от небеснаго Судии решительный приговор как на благих, так и на злых: откуду явно будет всем, колика есть Божия правда, которая ныне часто не является, когда по Божию попущению праведные угнетаются от нечестивых. Тогда убо возвестят небеса Божию правду, когда судяй праведно с небесе приидет, и седя на облацех небесных, праведный приговор произнесет: и когда все небо, то есть все жители небесные, согласием своим и похвалами праведный приговор подтвердят, и рекут: праведен еси Господи, и прави суди Твои (Пс. 118:137)! Сие провозвестие небес не может быть ложно потому, что Судия Бог есть, на Котораго неправда упасть не может.

Пс.49:7. Услышите, людие мои, и возглаголю вам, Израилю, и засвидетельствую тебе: Бог, Бог твой есмь аз.

Пророк обращает здесь слово к наставлению Божия народа, и показывает, какая будет сущность суда онаго, то есть, о чем надлежит воздать слово на суде оном, дабы всяк мог приуготовиться к оному. Но чтоб наставление возимело больше достоверности, вводит самого Бога глаголющаго, и отечески увещавающаго: послушайте людие мои, и возглаголю вам! аще бо не послушаете, то не вам возглаголю, но иным, иже имут уши слышати, и слышат. Ибо не без причины Господь во Евангелии у Матфея, и инде часто глаголет: имеяй уши слышати, да слышит (Мф. 11:15). Якоже бо глухие хотя имеют уши, но токмо для украшения тела, а не для слышания: так и те, кои имея разум, не внемлют учению Божию, и имея уши внутренния, не слушают Божиих глаголов, подобны суть глухим. Потом яснее изображая то же самое, присовокупляет: Израилю, и засвидетельствую тебе. То есть, послушайте Мене людие Мои Израильтяне, и возглаголю вам с засвидетельствованием, и с твердым удостоверением: Я реку вам то, что наипаче до вас касается. Следующия за сим слова: Бог, Бог твой есмь Аз, содержат причину, чего ради Израиль должен послушать: понеже Тот, Который глаголет, Бог есть, и притом Бог твой, а потому ведает и хощет преподать тебе наиполезнейшия правила. Ибо ежели Бог есть, то вся ведает; а ежели твой, то любит тебя, и потому хощет полезному наставить.

Пс.49:8. Не о жертвах твоих обличу тя, всесожжения же твоя предо мною суть выну:

Сущность сего Божественнаго учения в том состоит, что Бог не требует от Израиля внешних даров, каковы суть жертвоприношения, аки бы имел в них нужду, или аки бы они особливо были Ему приятны: но требует внутренних добродетелей, каковы суть – вера, надежда, любовь, послушание; сих бо ради и дары ему приятны, и жертвоприношения угодны, без сих же не угодны. Сие сказано согласно с словами пророка Самуила: еда угодны Господу всесожжения и жертвы, якоже послушати гласа Господня? (1Цар. 15:22) и Исаии: что Ми множество жертв ваших, глаголет Господь? исполнен есмь всесожжений овних (Ис. 1:11). Тако убо и здесь глаголет Бог не о жертвах твоих обличу тя; аки бы сказал: Я не обвиню, или не осужу тебя на суде за то, что ты не много жертв Мне приносил. Потом приводит многия причины, относящияся к материи сей, из которых первая содержится во второй части стиха сего, где сказано: всесожжения же твоя предо Мною суть выну, аки бы сказал: не обличу тебя за недостаток жертв, ибо всесожжения твоя всегда обретаются на олтаре моем.

Пс.49:9. не прииму от дому твоего тельцев, ниже от стад твоих козлов.

Пс.49:10. Яко мои суть вси зверие дубравнии, скоти в горах и волове:

Пс.49:11. познах вся птицы небесныя, и красота сельная со мною есть.

В сих словах содержится вторая причина, чего ради Бог не требует жертв от Израиля, поскольку есть Творец всяческих: и потому ежели бы пожелал или овец, или волов, или птиц, или чего-нибудь другаго, то ничего бы Ему не стоило сыскать их, когда Сам все знает, и всеми обладает.

Пс.49:12. Аще взалчу, не реку тебе: моя бо есть вселенная и исполнение ея.

Пс.49:13. Еда ям мяса юнча? или кровь козлов пию?

Третия причина, чего ради Бог не требует от людей Своих ни даров, ни тучных жертвоприношений, есть та, что ни алчет, ни жаждет, и потому ни в чем нужды не имеет: а ежели бы и имел, то все бы для Него готово было, яко есть Господь всяческих.

Пс.49:14. Пожри Богови жертву хвалы и воздаждь вышнему молитвы твоя:

Пс.49:15. и призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя.

Доселе поучал Пророк Божиих людей, что не должно возлагать надежды на внешния жертвоприношения, так как бы оныя без внутренняго расположения и любви довольны были умилостивить Бога: а здесь напротив того учит, что истинное и прямое жертвоприношение, которым услаждается Бог, и которое на страшном суде может соделать нас безопасными, состоит во внутренних действиях добродетелей, каковы суть: жертва хвалы, воздаяние обетов, призывание и прославление Божия имени во всякое время, то есть, не токмо в прискорбное, но и в благополучное и радостное. Пожри, глаголет, Богови жертву хвалы, то есть похвали Бога, однако не одними токмо устами, но и внутренним расположением сердца. И воздаждь Вышнему обеты твоя, то есть, похвалив Бога по внутреннему расположению сердца, воззри на Него и отвне яко на виновника и источника всех благ твоих, коими изобилуеши; принеси ему благодарение, и исполни долг послушания, которое составляет главный обет между всеми обетами твоими. Сие бо обещал ты, когда причислен был к людем Его, то есть к членам церкви Его: чего Он требует от тебя паче всякаго жертвоприношения. Послушание бо есть паче жертвы благи, и покорение паче тука овня (1Цар. 15:22). Наконец, призови Мя в день скорби твоея. Якоже в день радости должен ты признавать, что вся благая твоя от Мене источника всех благ ниспосылаются: тако в день скорби должен ко Мне прибегать, и во Мне всю надежду твою полагать. Аз изму тя от всякия скорби, и ты взаимно прославиши Мя жертвою хвалы и благодарения.

Пс.49:16. Грешнику же рече Бог: Вскую ты поведаеши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими?

Пророк, преподав наставление благочестивым, здесь приступает к обличению беззаконных лицемеров, кои по внешнему токмо виду благочестивыми казались. Грешнику же рече Бог, то есть Бог повелел мне тебе грешнику сказать: вскую ты поведаеши оправдания Моя? и проч.; то есть, почто ты говоришь, что знаешь закон Мой и заповеди Моя, в которых вся содержится правда, когда не исполняешь их делом? Почто так же говоришь, что завет Мой, учиненный со Авраамом, к тебе принадлежит, когда ни закона Моего не хранишь, ни завета не соблюдаешь, ни стопам Авраама не последуешь?

Пс.49:17. Ты же возненавидел еси наказание и отвергл еси словеса моя вспять.

Здесь первее описывает внутренние пороки беззаконных лицемеров; потом в следующих стихах исчисляет грехи, бывающие делом и словом. Ты же, глаголет, возненавидел еси наказание Мое, то есть, ты совсем презрел наставление закона Моего. И отвергл еси словеса Моя вспять, то есть, ты сделался таким, как бы совсем забыл заповеди Моя, оставя их созади себя.

Пс.49:18. Аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси:

Сими словами Пророк изображает, что от забвения и презрения закона Божия раждаются грехи деятельные, каковы суть татьбы и прелюбодеяния. И как два сии греха весьма часто случаются, и происходят от сребролюбия и любострастия, сего ради о сих токмо двух упоминает, глаголя: аще видел еси татя, текл еси с ним, и с прелюбодеем участие твое полагал еси. И не глаголет, крал еси, или блудодействовал еси, но текл еси с татем, и участие твое полагал еси с прелюбодеем: понеже меньший есть грех красть или блудодействовать (хотя впрочем и то непростительно), нежели тещи вместе с ворами, и полагать участие с прелюбодеями; поскольку первое обыкновенно творится втайне, и по подстреканию похоти, а последнее явно и от развратной паче воли, нежели от нужды или от похоти.

Пс.49:19. уста твоя умножиша злобу, и язык твой сплеташе льщения:

Здесь упоминает о грехах устных, и говорит, что из уст нечестиваго, яко из нечистаго источника, многое проистекает зловоние. В Еврейском тексте мысль сия еще сильнее выражена так: уста твоя отверзл еси на зло, аки бы сказано было, что грешник необузданному языку своему дал свободу всякаго злословить. Следующия за сим слова, и язык твой сплеташе льщения, означают, что лицемер всегда говорит с намерением обмануть, употребляя или притворство, или ложь.

Пс.49:20. седя на брата твоего клеветал еси и на сына матере твоея полагал еси соблазн.

К устным грехам присовокупляет еще и сие, что злобный человек не токмо против чужих и посторонних людей, но и против единокровных братьев вооружается языком. Глагол, седя, означает, что злый человек, сидя празден и в спокойном духе, чрез долгое время зломыслит на брата своего. Сего не довольно: он полагает соблазн на сына матере своея, то есть, тому же брату своему злодействует, устрояя различныя козни, дабы преткнулся и пал.

Пс.49:21. Сия сотворил еси, и умолчах, вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен: обличу тя и представлю пред лицем твоим грехи твоя.

Когда нечестивые, забыв вовсе Божий страх, грешат, то кажется им, что грехи Богу не противны: но на страшном суде узнают совсем противное тому. Бог как всегда, так и ныне все видит, но не всех вскоре наказует, дабы дать место покаянию. Итак видит, и молчит, аки бы не видел. Но когда приидет день суда, который без сомнения приити не закоснит; тогда Господь не премолчит, как сказано выше. Сего ради Пророк прилично и здесь от лица Божия присовокупляет: сия сотворил еси, и умолчах; вознепщевал еси беззаконие, яко буду тебе подобен. Аки бы сказал Господь: ты мнишь нечестивец, что и Я такой же сообщник и друг грешникам, как и ты; но не так. Я обличу тебя в день суда Моего, и представлю пред лицем твоим грехи твоя. Я сделаю, что ты увидишь всю гнусность грехов твоих, и не возможешь сказать, что приговор произнесенный на тебя есть неправеден.

Пс.49:22. Разумейте убо сия, забывающии Бога, да не когда похитит, и не будет избавляяй.

Сие увещание предлагает Пророк от лица своего нечестивым, забывающим, яко Бог есть Судия праведный и всемогущий, дабы прилежно помыслили о вышереченных, ежели не хотят, чтоб Бог восхитил их, и повлек на суд в такое время, когда они ни о чем меньше не помышляют.

Пс.49:23. Жертва хвалы прославит мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение мое.

Сими словами заключает Бог глаголы Свои, научая, что путь спасения в единой жертве хвалы заключается, так что те токмо в день суда спасутся, кои жертву сию непрестанно приносили; и напротив те, кои о том нерадели, отвержены будут.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle