Источник

Псалом 50

Пс.50:1. В конец, псалом Давиду,

Пс.50:2. внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии жене Уриеве.

Пс.50:3. Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова, внегда прииде к нему Нафан пророк по вшествии к Вирсавии (2Цар. 12).

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, сокрушаяся о грехе своем, прибегает к милосердию Божию, представляет первородный грех, и что человек сам собою пред Богом оправдиться не может: потом просит Бога, чтоб сердце и дух его обновил Духом Своим Святым.

ТОЛКОВАНИЕ

Пророк начинает псалом от молитвы, коею просит отпущения греха, и купно показывает первую причину, которая как его самого убедила прибегнуть к прошению, так по мнению его могла убедить и Бога к милосердию. Другия причины покажет в следующих стихах. Когда говорит, помилуй мя, Боже, тем самым признает и исповедует бедность свою пред Богом, хотя впрочем изобиловал всеми дарами, от естества и от счастия сообщенными, так как напротив во Пс. 111:1 блаженными нарицает одних токмо боящихся Господа, а не тех, кои богатством и честьми изобилуют. Из чего видим, коль превратно судят о счастии и несчастии сынове века сего. За сим присовокупляет: по велицей милости твоей, аки бы сказал, того ради милости Твоея просить дерзаю, понеже беден есмь; ибо милость взирает на бедность с тем, дабы отвратить ее. Нарицается же милость Божия, отпущающая грехи, великою, как потому, что грех есть великая бедность, так и потому, что милость, по которой сообщает нам Бог временная благая, в сравнении с сею милостию может назваться не великою. Ибо временная благая подает Бог и врагам Своим, и тем, коих при кончине их отвергнуть имеет. Благодать же отпущения грехов тем токмо дарует, коих удостоивает быть сынами и наследниками царствия Своего. Давид убо не удовлетворяся малою оною милостию, по которой получил он от Бога и честь, и славу, и многое богатство, и многих детей, и над врагами победу, и самое царство, и прочая сим подобная благая, просит милости великия, которая состоит во отпущении грехов, и в ниспослании благодати. За сим то же самое повторяя иными словами, присовокупляет: и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Здесь заметить должно оныя слова, очисти беззаконие мое: они относятся частию к повинности, а частию к скверне греха. Ибо ведал Давид, что по соделании греха остается в душе повинность вечныя смерти, которая написывается в совести, а скверна греха делает душу безобразною, потемненною и ненавистною Богу. И потому просит, чтоб Бог не поступил с ним по строгости правосудия, но по отеческой милости очистил беззаконие, и омыл скверну, возставя сияние благодати.

Пс.50:4. Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя:

Сими словами Давид ясно показывает, что скверна греха его малым измовением не могла быть очищена: ибо так глубоко проникла в душу, что требовала многократных измовений, не потому, аки бы Бог имел некое затруднение во очищении людей, но потому, что грешник чем больше чувствует себя оскверненна, тем скорее возбуждается к покаянию, дабы мог легче освободиться от мучения совести. Что касается до преноснаго слова омовения, оно часто в Священном Писании встречается. Ибо как грехи на подобие некоторой скверны делают нас пред очами Божиими безобразными, мерзкими и гнусными, то очищение их прилично омовением нарицается. Сие учение как к прославлению Божией милости, так и к омерзению греха служить нам долженствует. Ибо те чрез меру должны быть безчувственны, коих сие выражение не трогает.

Пс.50:5. яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.

Приводит вторую причину, коею тщится преклонить Бога, дабы простил согрешившему. Чего ради? Понеже исповедует грех свой, и сам себя наказывает непрестанным размышлением и воспоминанием. Прости, глаголет, яко беззаконие мое аз знаю, то есть, греха моего не извиняю, и не отрицаю; и не токмо знаю, но и непрестанно с сердечною болезнию о нем помышляю. Ибо предо мною есть выну, то есть, пред лицем моим всегда предстоит, и меня яко стрелою пронзает, и непрестанно мучит.

Пс.50:6. Тебе единому согреших и лукавое пред тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех твоих и победиши, внегда судити ти.

Третия причина, чего ради у Бога милости просит, есть та, что другаго судии не боится: Тебе, глаголет, единому согреших. Не глаголет, противу Тебе единаго согреших: ибо согрешил и против Урии, котораго неправедно убил, и против Вирсавии, которую прелюбодеянием осквернил, и против всего народа, котораго грехом своим соблазнил; но глаголет, Тебе единому согреших, то есть яко такому Судии, пред которым единым уличен быть мог. Ибо другаго судии не имел, а хотя бы и имел, но уличен быть не мог, понеже беззаконие соделано было без свидетеля; и хотя по подозрению слух о грехе в народе и пронесся, однако грех законным порядком доказан быть не мог: но пред судиею Богом доказан был, как потому, что Бог видел его, так и потому, что совесть его сама была свидетельницею пред Богом, испытующим сердца и утробы. Сего ради присовокупляет, глаголя: и лукавое пред Тобою сотворих. Хотя бо тайным образом согрешил Давид внутрь заключенныя ложницы, однако очей Божиих заключить не мог. Яко да оправдишися во словесех Твоих. Оная частица, да, не причину означает здесь, но последствие, и разум имеет следующий: Тебе единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих; откуду воспоследовало, что ты оправдался во словесех Твоих, когда меня грешником и неправедным объявил. За сим следует повторение и объяснение тех же слов: и победиши внегда судити Ти, аки бы сказал: ежели бы между мною и Тобою поставлен был суд и я захотел бы отрицать мой грех, в котором Ты меня обвиняешь, то Ты, конечно, одержал бы верх, а я не устоял бы на суде.

Пс.50:7. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.

Четвертую причину выводит из первороднаго греха, распространившагося на нас чрез естественное рождение: откуду сделались мы немощны и склонны ко всякому греху, а по сей причине и сожаления достойны. Но Давид не извиняется растлением естества своего, так как многие лицемеры обыкновенно употребляют сию завесу для прикрытия своея гнусности, говоря: согрешили, признаемся; но что нам делать? мы люди плотяные и от естества к порокам склонные; грешить есть дело человеческое, мы склонностям нашим противиться не можем. Таковых убежищ Давид не искал, чтоб укрыться от Божия суда: но паче увеличивая тяжесть преступления своего, производит начало от первороднаго греха, и чистосердечно признается,что он не ныне навлек на себя повинность греха, но заражен был тем от самыя утробы матерния. Сие протолковали мы о грехе первородном, последуя Еврейскому тексту, в котором читается так: в беззаконии воображен есмь, и во гресе согре мя мати моя.

Пс.50:8. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости твоея явил ми еси.

Из сих слов яснее видим, что Давид не для извинения своего отнес свой грех ко времени зачатия, но наипаче для того, дабы засвидетельствовать, что он от самаго младенчества повинен был вечной смерти. Почему не токмо не возлагает вины на Бога (как некоторые дерзкие люди безстыдно жалуются на Него потому, что Он не дал людям другаго естества), но паче со смирением суд Божий оправдывает. Он представляет себя пред очи Божии преступником, достойным вечнаго осуждения. Сего ради упоминает об истине, которую нарушил, не уважив тех священных и сокровенных тайн, которыя Бог открыл ему с тем, чтоб он истину любил, а пороков и всякия несправедливости бегал, будучи наипаче поставлен царем для научения других. Таким образом, во втором члене еще более увеличивает грех свой, показывая, что он не может взять в предлог извинения невежество свое, поскольку был свыше довольно вразумлен о должности своей.

Пс.50:9. Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся.

Сие собрание преносных слов показывает, колико попечителен был Давид об умилостивлении Бога. Упоминая об иссопе, приспособляется к древнему обрядовому закону: однако не потому, чтоб полагал свою надежду на внешний очищения знак, но поскольку ведал, что в законе ничего не предписывалося всуе. Ибо как жертвоприношения и обряды в ветхом завете были не что иное, как знамения Божией милости, то праведно искал в них средств к примирению с Богом, так как и мы сими же пособиями ныне подкрепляем колеблющуюся веру нашу. Ибо хотя не инде где, как токмо в единой крови Иисуса Христа должно искать нам очищения: но понеже духовная благодать телесными очами не зрится и руками не ощущается, то мы не можем иначе, как разве при помощи внешних знаков, обретать успокоение в милости Божией. А что сказано об иссопе, то же должно разуметь и об омовении: ибо прообразовательныя кропления, кои были во употреблении у Иудеев, живших под законом, свидетельствовали, что они посредством их очищалися от всякия нечистоты и тем умилостивляли Бога.

Пс.50:10. Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя.

Знамение совершеннаго примирения с Богом есть, когда Дух Святый свидетельствует духови нашему, яко есмы чада Божия (Рим. 8:16). Сие свидетельство в самом себе некогда испытав Пророк, ныне паки онаго просит, глаголя: слуху моему даси радость и веселие. Аки бы сказал: Господи, я уповаю, что грех мой по милости Твоей совершенно заглажен, и душа моя от скверны измовена; сего ради молю, присовокупи и сие благодеяние: возвесели и меня внутреннею радостию, в знамение отпущения греха. Сия радость будет для меня на подобие благаго вестника, котораго прииму я слухом сердца моего с неизреченным удовольствием. Следующия за сим слова: возрадуются кости смиренныя, относятся к силам душевным, а не к костям телесным, как и ниже говорится: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Откуду видим, что дух страха, которым сердце сокрушается и смиряется, происходит от Бога и располагает человека к духу любви, которым душа оправдается.

Пс.50:11. Отврати лице твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.

Здесь первее просит о том, чтоб Бог забвению предал грехи его. Отврати, глаголет, лице Твое от грех моих: то есть, не зри на грехи мои, но забвению предай, как некто и другой из святых сказал: не помяни Господи беззаконий моих (Тов. 3:3). Однако все сии выражения суть преносныя: ибо нельзя статься, чтоб Бог, от Котораго ничто не скрыто, отвращал лице Свое от грехов, или бы забыл их. Но Писание говорит, что Бог отвращает лице от грехов, когда не наказывает их, но отечески прощает. Потом присовокупляет: и вся беззакония моя очисти. Здесь просит, чтоб Бог не токмо презрел грехи его, но и совсем оные загладил. Ибо кто, например, отвращает лице свое от рукописания некоего, тот может паки обратить лице, и помыслить, что было написано в нем: но кто загладил рукописание,тот не может более читать его. Тако и Давид просит, чтоб Господь рукописание грехов его растерзал и загладил.

Пс.50:12. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Сие изречение соответствует оным словам: омыеши мя, и паче снега убелюся; ибо просит, дабы Господь не токмо грехи загладил, но и ниспослал благодать, которая обновляет душу и делает ее благообразною и светлою. Когда говорит: сердце чисто созижди во мне, Боже, сие разумеется о возсоздании чистоты, а не самаго сердца; ибо чрез грех не существо сердца погибает, но чистота, аки бы сказал: созижди чистоту в сердце моем. И зело свойственно сказал: созижди; ибо Бог ничего такого в сердце грешника не обретает, откуду бы мог чистоту в нем соделать, но сие творит по велицей милости Своей, без всяких человеческих заслуг. Грешники хотя к тому и располагаются чрез веру и покаяние, но и вера и покаяние, и другия сим подобныя дела, суть дарования Божии. А дабы познали мы, что возсоздать сердце чисто есть то же, что возсоздать чистоту в сердце, присовокупляет: и дух прав обнови во утробе моей. Под именем утробы разумеется внутренняя часть души, то есть, воля, которая немного выше сердцем названа. Под именем духа праваго разумеется правое расположение сердца, которое не что иное есть, как любовь. Ибо доброе расположение сердца чрез злое вожделение делается развращенным, обращаяся к дольним, а наипаче к себе самому: но чрез любовь исправляется, обращаяся к горним, а наипаче к Богу. Обновляется убо дух прав во утробе, когда, по благодатном очищении сердца, обновляется в душе святое расположение к Богу, которое грехом потеряно было.

Пс.50:13. Не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего святаго не отими от Мене.

Сими словами просит постояннаго в святости пребывания: ибо памятуя слабость свою, боялся, дабы будучи возставлен помощию благодати, паки падения не претерпел. В Священном Писании отверженным от лица Божия нарицается тот, кто оставлен и лишен Божией милости (1Цар. 16:1). Сего ради глаголет: не отвержи мене от лица Твоего (2Цар. 7:15), то есть, не попусти мне паки впасть в грех; дабы не быть мне вечно отринуту от милости Твоея (4Цар. 24:20); ибо какая была бы мне польза от того, что был я измовен, и паче снега убелен, ежели бы Ты наконец отринул меня от лица Твоего, вместе с отверженными? Убо да не буду отвержен от лица Твоего, – Духа Твоего Святаго не отими от Мене: то есть, дар постоянства ниспошли мне, творя благодатию Твоею, чтоб Дух Твой Святый, присно во мне пребывая, сохранил дух правый во утробе моей.

Пс.50:14. Воздаждь ми радость спасения твоего и Духом владычним утверди мя.

Сей стих соответствует оным вышереченным словам: слуху моему даси радость и веселие. Ибо как выше сказал, что по совершенном примирении человека с Богом, следует внутренняя радость, происходящая от свидетельства духа, внутрь нас глаголющаго, так и здесь, по испрошении отпущения греха и по принятии благодати с даром постоянства, просит знамения во удостоверение оправдания или примирения, глаголя: воздаждь ми радость спасения Твоего. Аки бы сказал: понеже чрез грех потерял я благодать и оттуду происходящее веселие: сего ради, как выше просил возвратить мне потерянную благодать, так и здесь прошу возвратить радость спасения Твоего, то есть, то удовольствие, которое раждается от спасения, Тобою мне дарованнаго. А дабы радость не произвела гордыни и не ввергла в пагубную безпечность, присовокупляет: и Духом Владычним утверди мя. То есть: прошу, утверди и укрепи меня во благе силою Духа Твоего Владычня, дабы я впредь не мог поработиться греху и из владыки не сделался невольником страстей.

Пс.50:15. Научу беззаконныя путем твоим, и нечестивии к тебе обратятся.

Сими словами обещает принесть благодарение Богу, и что плод оправдания отнесется к славе Его и послужит к пользе многих, аки бы сказал: Господи, ежели Ты услышишь меня и, после толь тяжких грехопадений, паки приимешь в милость Твою, то я и словами, и делами потщуся научить людей путям Твоим, то есть, милости и истине Твоей: вси бо путие Господни милость и истина (Пс. 24:10). В самом деле, поступок Давидов послужил для всего потомства знаменитым примером милости и правосудия Божия: милости, понеже и после толь тяжких преткновений, как скоро сказал, согреших Господеви (2Цар. 12:13), тотчас получил отпущение грехов, правосудия, понеже весьма тяжкия наказания понес от Бога. Ибо и сын, рожденный от прелюбодеяния, вскоре умер, и сам, не много после, свержен был с царскаго престола; жены его всенародно обруганы от сына; Амнон и Авессалом, два сына его, убиты. Сей пример милости и правосудия Божия воспользовал не токмо людей века того, но будет полезен и впредь для всех, даже до скончания мира. Ибо псалом, на сей случай Давидом сложенный, повсюду читается и будет читаться, доколе состояние воинствующия церкви продолжится. Таким образом Давид исполнил свое обещание; ибо научил беззаконных путем Господним, так что многие грешники обратилися к Богу, а другие впредь, без сомнения обратятся.

Пс.50:16. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде твоей.

Пс.50:17. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою.

Немного выше молился Давид о разрешении греха своего: а здесь молится об избавлении от казни, или от мщения, котораго требовала кровь Урии, неправедно пролиянная, и обещает хвалить Божию правду. Имя кровей положено во множественном числе, по свойству Еврейскаго языка, для означения многаго излияния крови. И, как Быт. 4:10, сказано: глас крове брата твоего вопиет ко мне от земли (где в Еврейском тексте читается глас кровей, то есть, глас многия излиянныя крови): так и в сем месте говорится: избави мя от кровей, – то есть, от гласа многия крови Уриины, которая, будучи неправедно мною излиянна, вопиет к Тебе и отмщения требует. И праведно глаголет: избави мя, понеже видел кровь оную, яко воина вооруженнаго против него стоящую. Прилично присовокупляет и оныя слова: Боже, Боже спасения моего, ибо Богу единому свойственно избавлять и спасать от належащия опасности. За сим паки свидетельствует, что не будет неблагодарен пред Богом, но имеет памятовать благодеяние Его; ибо не с другим намерением просит принять себя в милость, как чтоб быть громогласным проповедником Божией правды: проповесть язык мой правду Твою. В том же разуме говорит и следующия за сим слова: Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою. Сие непосредственно следует за совершенным оправданием и избавлением грешника, что уста, заключенныя прежде грехом, паки отверзаются на благодарение и прославление Избавителя.

Пс.50:18. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.

Дает причину, чего ради хощет принести жертву хвалы: ибо жертвы, состоящия из животных, Богу не угодны, а ежели бы угодны были, то не замедлил бы принести их; не возможно бо крови юнчей и козей отпущати грехи (Евр. 10:4). Но жертва хвалы потому благоприятна Богу, поскольку приносится на жертвеннике сердца, огнем любви возжженнаго; оная же часто соединена бывает с лицемерием, и потому неприятна Богу.

Пс.50:19. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Сими словами яснее изображает, что жертва хвалы еще приятнее бывает Богу, когда от сердца сокрушеннаго и смиреннаго происходит: то есть, когда человек, признавая бедность свою и милосердие Божие, смиряется под крепкую руку Его, и Ему честь и славу, а себе стыд и срам присвояет (Дан. 9:7). Дух сокрушен то же есть, что и сердце сокрушено; а сердце сокрушено то же есть, что душа, печалию уязвленная и скорбящая о грехе, содеянном против Бога. Сие сокрушение духа есть жертва благоприятнейшая Богу; ибо как грехами раздражается Бог, так покаянием и сокрушением духа умилостивляется, и потому прилично сказано: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, и инде: гордым Бог противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6).

Пс.50:20. Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския:

Сия есть последняя причина, которую употребляет Давид для умилостивления Бога, для испрошения оправдания и для возстановления своего после толь тяжкаго падения, представляя и глаголя, что сие возстановление будет полезно для всего Израиля, так как падение его причинило вред всему народу. Сего ради просит, дабы явил сию милость для града Сиона и Иерусалима, аки бы сказал: Господи, ежели я недостоин того, чтоб Ты меня услышал, то воззри на град, котораго я есмь глава, и сотвори с ним милость, исцелив главу его, да тако возсозиждутся стены Иерусалима, поколебавшагося падением моим. Возврати мне Духа Твоего Владычня, и ниспосли благодать, да возмогу на подобие стен защищать и сохранять народ Твой.

Пс.50:21. тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая: тогда возложат на олтарь твой тельцы.

Плоды оправдания суть дела правды, которыя для того благоугодны Богу, понеже суть истинныя жертвы духовныя. Сего ради глаголет: тогда благоволиши жертву правды: то есть, когда я совершенно Тобою буду возстановлен и оправдан, тогда и дела мои, и жертвы, и приношения и всесожжения будут Тебе благоугодны (1Пет. 2:5; Рим. 12:1). Тогда и людие Твои, увидя, что сии жертвы правды Тебе благоприятны, напрерыв потекут, и возложат на олтарь твой тельцы, яко жертву из всех тучнейшую и избраннейшую (Евр. 13:16).


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle