Источник

Псалом 47

Пс.47:1. Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы9.

СОДЕРЖАНИЕ

Сей псалом равнаго содержания с псалмом 45, ибо в нем приносится благодарение Богу за избавление Иерусалима от некоего великаго бедствия. Отсюду пророк, взяв случай, описывает красоту и величие сего града, взирая мысленно на красоту и величие церкви.

Пс.47:2. Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей его,

Пророк, намеревая хвалить здание Иерусалима, начинает от похвалы здателя, и говорит, что во устроении святаго града чудным образом проявляется искусство и премудрость Того, Который есть сам Бог, Господь велий и хвальный зело. Велий Господь, существо ли Его возьмем в разсуждение, или силу, или премудрость, или правду, или милость: ибо все в Нем безпредельно, все вечно, все непостижимо. Хвален зело: ибо ни Ангели, ни человеки, и все твари по достоянию восхвалить Его не могут. Гору Сион нарицает святою потому, что на ней устроен был храм; а во храме, по повелению Божию, поставлен был ковчег завета, в знамение особеннаго благоволения ко Иерусалиму.

Пс.47:3. благокоренным радованием всея земли: горы Сионския, ребра северова, град Царя великаго.

В подтверждение предыдущих слов, Пророк описывает здесь приятное местоположение святаго града. Сия приятность местоположения хотя была естественная, однако самым наружным видом своим ясно показывала изображенныя на ней черты Божия благоволения, и что место оное искони предназначено было свыше для некотораго священнейшаго употребления. Таким образом град Иерусалим не просто нарицается красивым и веселым, аки бы не было во Иудеи другаго равнаго ему: но потому, что к местоположению его присовокуплялося другое постороннее преимущество, которое начало свое производило от храма. Увеселением же всея земли нарицается не потому, что страна оная, где стоял Иерусалим, была благорастворенная и здравая, и что производила плоды, могущие увеселять чувства даже и самых иностранных народов, как баснословствуют Иудеи: но потому, что оттуду имело произойти спасение для всего мира, поскольку все народы заимствовали оттуду свет жизни и стяжание Божией благодати.

Следующия слова, гора Сион в странах северных, или по нашему переводу горы Сионския, ребра северова, также относятся к похвалам горы Сиона, которая хотя положение свое имела на север, но сие ничем красоты ея не уменьшало. По сей причине и пророк Исаиа преимущественно пред прочими гору сию похваляет; ибо в гл. Ис. 14:13, от лица Сеннахирима тако глаголет: взыду выше облак, сяду на горе высоце, яже к северу.

Пс.47:4. Бог в тяжестех его знаемь есть, егда заступает и.

Здесь паки похваляет достоинство Иерусалима от Божия заступления, как и во псалме 45 в сем же разуме сказал: Бог посреде его, и не подвижится. О чертогах же упоминает с намерением, дабы ведали Иудеи, что град святый хотя бы был огражден самыми крепкими стенами и имел бы огромныя здания, подобныя крепостям, но без Божией помощи безопасен быть не может. Итак, сими словами напоминает верным, чтоб они, живучи в светлых чертогах, прилежно блюлися, дабы светлость оная не затмила в них воспоминания о Боге.

Потом показуя, како знаем есть в чертогах его, присовокупляет: егда заступает и, означая сими словами отеческий промысл Божий, хранящий весь сей град повсюду, и не токмо пекущийся о целом, но и о каждом его доме.

Пс.47:5. Яко се, царие земстии собрашася, снидошася вкупе:

Пс.47:6. тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася:

Пс.47:7. трепет прият я тамо, болезни яко раждающия.

Здесь вкратце повествует Пророк о избавлении Иерусалима от опасности. Сущность повести состоит в том, что некоторые цари согласились между собою напасть на Святый град, и разорить его до основания: но умыслы их сделались тщетными, и исчезли на подобие дыма.

Пророк еще сильнее выражает, говоря, что они от единаго воззрения на Святый град вострепетали, и не токмо вострепетали, но подобно жене, мучащейся родами, объяты были смертельным страхом. Хотя заподлинно не известно, о какой истории упоминает Пророк, но, как кажется, весьма близко подходит к временам Ахаза, Езекии и Асы, царей Иудейских. Как бы то ни было, Пророк вкратце глаголет, что Иудеи на самом деле ясно познали, что Бог защитил и сохранил Свой град, противопоставя силе врагов Свою непобедимую силу.

Отсюду явствует, что не по человеческому мудрованию брань совершилася, но Бог был совершитель оныя, и мудрования врагов низлагаяй, и сердце их страхом сотрясаяй, и болезни им влагаяй, и странное некое изумление в них вдыхаяй.

Пс.47:8. Духом бурным сокрушиши корабли Фарсийския.

Сими словами живо изображает, что враги церкви не иначе были разсыпаны и преданы погибели, как если бы Бог, сильными бурями великие корабли сокрушив, низринул в глубину моря. И купно прославляет Божию силу, управляющую по воле Своей ветрами, аки бы сказал, что не чудно, ежели Бог, сокрушающий стремлением ветров крепкие корабли, сокрушил врагов, надменно гордящихся силами своими. Под именем моря Фарсийскаго у Евреев разумеется море Средиземное, по имени Киликии, которая в древния времена так именовалася, по свидетельству Иосифа Флавия.

Пс.47:9. Якоже слышахом, тако и видехом во граде Господа сил, во граде Бога нашего: Бог основа и в век.

Сущность слов сих, которыя произносит Пророк от лица верных, есть та, что какую силу являл Бог древле во избавлении отцев их, ту же самую явил и ныне во избавлении потомков их. Ибо слышали из уст отцев, и из священных повестей познали, коль милостиво и коль отечески хранил Бог церковь Свою: ныне же сами суть очевидными того свидетелями, ибо в самом деле ту же милость Его на себе самих видят. Впрочем благоразумно Пророк воспомянул о бывших за многое время происшествиях. Надлежало бо и от древних повестей, и от новых дел преподавать учение, дабы несмысленнейшие между ними от бывших веровали и бывающим, и сугубую приобретали пользу, и дабы слышание служило им вместо зрения, как замечает святый Златоуст в толковании на сие место.

Пс.47:10. Прияхом, Боже, милость твою посреде людий твоих.

Сими словами исповедуют верные, что они не своим силам или заслугам приписывают те чудныя дела, которыя соделал Бог посреде людей Своих, но единой милости Божией, аки бы сказали: Господи, мы познали человеколюбие Твое, и другия безчисленныя милости, о которых прежде слышали, а ныне нашими очами видим; мы прияли их от руки Твоея, а не сами собою приобрели. Исповедуем убо посреде храма Твоего, то есть, всенародно и пред всеми, что мы прияли милость Твою, и ей единой восписуем вся.

Пс.47:11. По имени твоему, Боже, тако и хвала твоя на концах земли: правды исполнь десница твоя.

Пророк от лица верных продолжает благодарить Бога за полученныя благодеяния, и как в начале псалма сказал: велий Господь, и хвален зело, тако и здесь глаголет: по имени Твоему Боже, тако и хвала Твоя на концах земли. То есть, по величеству имени Твоего велия и хвала Твоя. За сим присовокупляет причину хвалы, глаголя: правды исполнь десница Твоя. Того бо ради повсюду прославляется великое имя Твое: понеже праведно защищаеши благих, и праведно наказуеши злых. Здесь заметить должно оныя слова, хвала Твоя на концах земли: ибо в них подразумевается скрытное противоположение. Известно, что во времена древних повсюду твердилися имена ложных богов, которые, коль ни славны были, однако не заслуживали справедливыя хвалы, потому что не было в них истиннаго Божества. Но Пророк говорит здесь напротив, что имя Божие, где бы услышано ни было, везде с должною хвалою принято будет: ибо весь мир познает, коликия чудеса явил Он посреде избраннаго народа Своего.

Пс.47:12. Да возвеселится гора Сионская, и да возрадуются дщери Иудейския, судеб ради твоих, Господи.

Пс.47:13. Обыдите Сион и обымите его, поведите в столпех его:

Пс.47:14. положите сердца ваша в силу его, и разделите домы его, яко да повесте в роде инем.

По поводу вышереченных слов, правды исполнь десница Твоя, Пророк призывает здесь к веселию весь Божий народ по той причине, что он паче всех других испытал на себе Божию правду. Ибо имя судеб для того положил, дабы познать, что Бог, приняв на Себя дело церкви Своея, объявил Себя врагом гонителям ея, дабы смирить гордыню их, и обуздать зверскую ярость. Потом паки похваляет местоположение и красоту Иерусалима, говоря, что град наилучшим образом огражден и укреплен; ибо и в сих внешних знаках некоторым образом видимо было благословение Божие. Но между тем припоминает то же, что и выше в Пс. 47:4 сказал; ибо, упоминая здесь о столпах и стенах, не хощет, чтоб сердца и мысли благочестивых людей останавливалися на них, но аки некое зерцало предлагает, которое бы представляло им Божие лице. Обыдите убо, глаголет, Сион, то есть, прилежно осмотрите град Святый, изочтите столпостения его, воззрите на предградия его, разсмотрите домы его, и по достоинству оцените их. Вы увидите, что град ваш свыше избран, ибо несравненно превосходит все прочие грады; поскольку Бог избрал в нем святилище Себе, а избранному народу Своему жилище. Впрочем, присовокупляя конечныя оныя слова, яко да повесте в роде ином, прикровенно назнаменует, что будет некогда время, в которое более не узрят они красоты града сего; ибо хотя выше сказал, что град Божий вечно стоять будет, но здесь, как бы исправляя себя, говорит, что сия вечность продолжится токмо до устроения новыя церкви.

Пс.47:15. Яко той есть Бог наш во век и в век века: той упасет нас во веки.

Из сих слов явствует, что Пророк не с тем говорил о чертогах земнаго Иерусалима, чтоб очи верных всегда были обращены на них, но чтоб сердца их возносилися к Божией славе. Ибо Господь для того восхотел изобразить черты милости Своея на Святом граде, чтоб они, куда бы ни обратили очи свои, везде видели Его аки присутствующаго с ними. Указательное местоимение, Той, положено здесь не излишне, но оно достоверно и ясно отличает единаго истиннаго Бога от богов ложных. Ибо неверные коль бы дерзко не употребляли Божие имя, и сколько бы ни хвалилися своим богопочитанием, но ежели кто ближе разсмотрит их, тот найдет, что нет у них ничего известнаго и твердаго: и потому те, кои не основываются на истинной вере, непременно должны погибнуть с своими мнимыми богами. Единой убо вере свойственно есть предлагать нам ясное понятие о Боге, на котором бы утверждаяся, не могли колебаться. Почему более достойно нашего замечания сие указательное слово, Той, которому во всем почти подобно и оное пророка Исаии изречение: се Бог наш, на Него же уповахом, и спасет нас: сей Господь, потерпехом Его, и возрадовахомся и возвеселихомся о спасении нашем (Ис. 25:9).

Здесь верные как бы так говорят, что они не безизвестнаго имеют Бога, ниже такого, котораго понимает смутная мысль, но в Котором они твердо удостоверены. И потому несумненно веруют, что как они никогда не отступят от Него, так и Он никогда не отступит от них: и упасет их во веки, то есть будет хранить непрестанно.

* * *

9

Сих слов в Еврейском тексте нет, но приложены от Греков: Иероним и Августин под именем вторыя субботы разумеют следующий по воскресении день, то есть, понедельник, в который, по мнению их, псалом сей был пет.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle