Источник

Псалом 138

Пс.138:1. В конец Давиду, псалом Захариин, в разсеянии. Господи, искусил мя еси и познал мя еси: ты познал еси седание мое и востание мое.

НАДПИСАНИЕ

В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова.

СОДЕРЖАНИЕ

В сем псалме доказывает Давид, что Бог есть праведный мздовоздаятель дел благих, и строгий судия злых. А дабы в том удостоверить людей, пространно разсуждает о всеведении Бога, посредством котораго знает подробно всю нашу природу, дела, слова и самыя помышления, дабы никто сказать не мог, что Бог на наши дела не смотрит и что мы можем или суда Его избежать, или за заслуги венца не получить.

ТОЛКОВАНИЕ

Давид в предисловии сем говорит, что он представляет себя пред лице Бога не с тем, чтоб мнил что-нибудь утаить пред Ним, как делают лицемеры, кои безстыдно и пред Самим Богом притворяются, но понеже удостоверен был, что от Бога ничто сокрыто быть не может: сего ради все свои чувства обнажает пред Ним, и предает себя на испытание. Ты Господи, глаголет, искусил мя еси. К сему присовокупляет некоторыя обстоятельства, коими означает, что не одно действие в жизни его даже и малейшее не сокрыто от Бога. Ты познал еси седание мое, и востание мое, то есть, хожу ли я, или сижу, или встаю, Ты все сие видишь, Ты все движения мои замечаешь, ибо не удовлетворяешися простым познанием вещей, но хощешь все наиточнейшим образом знать, и самым делом подробно и точно все знаешь.

Пс.138:2. Ты разумел еси помышления моя издалеча:

Пс.138:3. стезю мою и уже мое ты еси изследовал и вся пути моя провидел еси.

Сими словами научает, что Бог не токмо знает все внешния обстоятельства нашей жизни, но и все внутренния помышления, все советы и все намерения. Ты разумел еси помышления моя издалеча, то есть, прежде нежели я что-нибудь помыслю, Ты задолго наперед сие знаешь. Ты издалеча знаешь стезю мою, то есть поступки мои, и пути мои как телесные, так наипаче духовные. Ты, наконец, и уже мое изследовал еси, то есть, тот конец, или ту цель, к которой предназначен я, Ты ведаешь и то, достигну ли я ее или не достигну. Кратко рещи: Ты разумел еси от вечности и начала, и средства, и конец деяний моих.

Пс.138:4. Яко несть льсти в языце моем: се, Господи, ты познал еси

Пс.138:5. вся последняя и древняя: ты создал еси мя и положил еси на мне руку твою.

Понеже сказал, что Бог издалеча предвидел и помышления, и советы, и намерения: сего ради вообще присовокупляет здесь, что Он знает и все другия движения наши, даже до самых праздных слов, яко несть слова на языце моем, котораго бы Ты не предвидел. Отсюду бо и Господь во Евангелии свидетельствует, что люди за всякое слово праздное воздадут ответ в день суда (Мф. 12:36): ибо Бог все замечает и на все зрит, дабы все во время свое на суд привести. Сего ради и праведный Иов со страхом сказал: исчислил еси словеса моя, и ничтоже Тя мимоидет от грехов моих (Иов. 14:16). А что Бог знает все, что до нас касается, сие доказывает Пророк двумя доводами: во-первых, что Он знает все прошедшее и будущее, почему не дивно, что Он подробно знает и все дела человеческия, которыя, между прочим, не последнее занимают место; во-вторых, что Он создал человека, следовательно, нельзя сомневаться, чтоб Он не знал, что в нем происходит и что до него касается. Се, Господи, Ты познал еси вся последняя и древняя, то есть, вся имущая быть в последние дни и вся прошедшая бывшая от давних времен. Ты, кроме сего, создал еси мя, – то есть, меня и всякаго человека, – и по создании не оставил еси, как прочие художники творят, но положил еси на человеке руку Твою, дабы хранить и блюсти его, ибо иначе обратился бы он в персть свою и в первое ничтожество свое. И не токмо меня одного, но и всех смертных с тем создал еси, дабы иметь их пред очами Твоими и дабы они ни на малейшую черту никуда уклониться не могли без сведения Твоего.

Пс.138:6. Удивися разум твой от Мене, утвердися, не возмогу к нему.

Пророк, доказав двумя вышереченными доводами, что всеведение Божие распространяется на все, относящееся к человеку, то дабы кто не возмнил, что оно уже стало быть для нас понятно, присовокупил сей стих, дабы мы ведали, что всеведение Божие, хотя и весьма понятно по бытию своему, – сиречь, что оно есть величайшее в Боге, – но весьма непонятно и совсем непостижимо по образу своему: то есть, каким образом Бог предвидит будущия, а наипаче свободныя действия человека, которыя и быть и не быть могут, каковы суть помышления, слова, намерения и прочия дела человеческия. То же самое сказать можно о существе и о свойствах Божиих, что Бог есть, и что есть всесилен, премудр, праведен, благ, милостив и проч. – сие весьма известно; но что есть Бог, и каким образом толь многоразличныя свойства составляют одно, самопростейшее существо – сие кто познать или изрещи может? Удивися разум Твой от Мене: то есть, удивительнее, нежели я постигнуть могу его. Утвердися, не возмогу к нему: то есть, превозмогает понятие мое, или превознеслся выше, нежели чтоб я постигнуть мог, яко вещь непостижимую.

Пс.138:7. Камо пойду от Духа твоего? и от лица твоего камо бежу?

Пс.138:8. Аще взыду на небо, ты тамо еси: аще сниду во ад, тамо еси.

Пс.138:9. Аще возму криле мои рано и вселюся в последних моря,

Пс.138:10. и тамо бо рука твоя наставит мя, и удержит мя десница твоя.

Присовокупляет другой довод к подтверждению вышереченных слов, то есть, что никто не может укрыться от всеведения Божия: ибо Бог везде есть, и вся исполняет, и что люди тщетно силятся избежать Божиих очей. Дух не просто полагается здесь за силу, как в иных Священнаго Писания местах, но за разум и за всеведение. Ибо как в человеке жилище разума есть дух, то Пророк сие выражение переносит к Богу, что из второй части яснее видеть можно, где лице вместо зрения или очей полагается. Сущность слов состоит в том, что Давид не может найти такого места, где бы Бог не примечал за ним, или бегущаго его не сопровождал очами. Таким образом говорит, что хотя бы он превыше небес взлетел, или в преисподних безднах сокрылся, но Бог и горе, и низу обрящет его. В крыльях зари или денницы видим прекрасную преносную мысль: ибо как скоро солнце взойдет на горизонт, то не иначе, как быстрым полетом свет свой вдруг во все части мира распространяет. Разум подобия есть такой, что хотя бы кто скоростию ног своих сравнился с солнечными лучами, однако не может найти такого убежища, где бы он мог укрыться от Божией власти. Ибо под именем руки, означается здесь власть: аки бы сказано было, что тщетно люди силятся укрыться от Божиих очей, поскольку в Его всесильной власти состоит удержать беглецов.

Пс.138:11. И рех: еда тьма поперет мя? и нощь просвещение в сладости моей.

Пс.138:12. Яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится: яко тьма ея, тако и свет ея.

Пророк задает здесь вопрос самому себе: не может ли он посредством тьмы ночной укрыться от Бога? И ответствует, что сего никак сделать не может: ибо и тьма у Бога не есть тьма, но свет, как сказано у Иоанна: Бог есть свет, и свет во тьме светится, и тьма Его не объят (Ин. 1:5). Якоже бо свет солнечный вещественный не может помрачен быть Тьмою (ибо сиянием своим прогоняет тьму, и где находится солнце, тамо и день): тако и свет несозданный, то есть Бог, никакою тьмою объят быть не может, ибо присутствием Своим и самую густейшую тьму разсыпает. Итак, отнюдь никакого убежища не остается человеку, где бы он от всевидящаго ока Божия укрыться мог. По переводу 70 толковников, оныя слова: и нощь просвещение в сладости моей, означают то же, что и вышереченныя, то есть, что и самая нощь не мрачна пред очами Божиими, но есть просвещение: она открывает человека, в сладострастиях нощных обращающагося. Ибо как люди, преданные плотским удовольствиям, обыкновенно ищут тьмы, думая, что никто не увидит их, сего ради и Апостол глаголет: спящии в нощи спят, и упивающиися в нощи упиваются (1Фес. 5:7). И Пророк в том же разуме здесь сказал: нощь просвещение в сладости моей; ибо приемлет на себя лице человека, на все стороны обращающагося, дабы каким нибудь образом укрыться от Божия взора; но тщетно.

Ибо око Господне, будучи светлее самаго солнца, всякую тьму проникает, и ничто не может укрыться от него. Сие яснее изображает в следующих словах: яко тьма не помрачится от Тебе, и нощь яко день просветится; яко тьма ея, тако и свет ея. Ибо для Бога все едино, то есть, что день, что нощь, – понеже не меньше видит в нощной темноте, как и во свете дня.

Пс.138:13. Яко ты создал еси утробы моя, восприял мя еси из чрева матере моея.

Пс.138:14. Исповемся тебе, яко страшно удивился еси: чудна дела твоя, и душа моя знает зело.

Здесь, хотя, по-видимому, продолжает то же учение, но в самом деле нечто особенное разумеет: ибо-де не чудно, что в самыя сокровеннейшия помышления человеческия входит, когда есть Творец сердец и утроб. Таким образом изображает, что в самых утробах человеческих поставлено судилище у Бога, с котораго дает Он решительные приговоры. И не дивно, что не обманывают Его сокровенные изгибы сердец наших, когда еще заключенных нас во чреве матернем так ясно видел, как бы лежали мы посреде полудня пред очами Его.

Отсюду видим, по какому случаю Давид о создании человека упоминает здесь. К сему же надлежит и следующий стих, в словах котораго хотя есть некоторое двоесловие, но разум удобен и ясен. Ибо Давид говорит, что он таким чудным образом во утробе матерней воображен, что по справедливости приходит во удивление и ужас, и потому принужден бывает хвалить и прославлять Бога. Потом от части преходит к целому, или от вида к роду, изображая, что очам нашим столько же представляется Божиих чудес, сколько есть дел, восхищающих наши мысли. Следующия слова: и душа моя знает зело, означают не совсем совершенное познание дел Божиих, но одно токмо понятие, что они велики и чудны.

Подобно как не видим и не знаем, коль велико есть море, но знаем, что весьма обширно; а знаем потому, что ни с какой стороны всего видеть не можем. Равным образом, и на солнце прямо смотреть не можем, но чрез то самое разумеем, что свет Его весьма велик. Таким образом не то познание полагается здесь, которое чувствам нашим подлежит и которое Давид именем чудес нарекл, но означается только благоговейное внимание к Божиим делам, которое долженствует располагать нас к прославлению Бога.

Пс.138:15. Не утаися кость моя от Тебе, юже сотворил еси в тайне, и состав мой в преисподних земли.

Пророк из творения человека выводит такое заключение, что Богу нет ничего сокровеннаго и что Он несравненно превосходит самых величайших художников. Ибо сии к произведению своего дела имеют нужду в помощи глаз: Бог же без всякой помощи очей вообразил нас во утробе матерней. Сию утробу матернюю сравнивает потом с преисподнею землею, где царствует один токмо мрак. Ежели бы художник в темной некоей пещере, без всякой помощи света, захотел приступить к произведению некоего дела, то откуду бы он начал и каким бы образом мог продолжить и окончить свое художество? Но Бог, не имея помощи ни от какого света, производит дело из всех совершеннейшее, то есть, воображает состав человека во тьме утробы матерния, подобно металлам, в мрачных недрах земли произведенным. Откуду убо приходит мысль человеку укрыться где-нибудь от Бога и так свободно грешить, как все мы грешим? Имя состава, или сочленения костей, относится к увеличению вещи. Ибо нет сомнения, что Давид хотел изобразить здесь то, что в составе человеческаго тела видимым образом проявляется непостижимая Божия премудрость. Те, которые видели разъятие человеческаго тела, не могут довольно надивиться, каким образом Бог устроил такое множество костей, как великих, так и малых, и самых малейших, удивительно между собою соединенных: все же сие соделано в самом теснейшем и тайном месте, без помощи орудий. Почему не удивительно, ежели Бог людей, произведенных на свет, так подробно и так точно знает, когда еще во чреве матернем подробно исчислил все кости их.

Пс.138:16. Несоделанное мое видесте очи твои, и в книзе твоей вси напишутся: во днех созиждутся, и никтоже в них.

Сии темные в нашем переводе слова в Еврейском тексте полнее и яснее читаются так: несоделанное еще (тело) мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вся та написана суть: и дни, в няже создана, ни единому от них еще бывшу. Пророк продолжает здесь описывать Божию премудрость в разсуждении устроения человеческаго тела, и чрез несоделанное разумеет тело невоображенное, которое испытатели естества нарицают зародышем, в котором не видно еще ни образа, ни разделения членов. Сие, глаголет, несоделанное мое видесте очи Твои; аки бы сказал: Господи, Ты меня, еще не получившаго сего вида, в каком теперь я нахожуся, меня еще созидаемаго, еще составляемаго и сочленяемаго, видел Твоими очами толь же ясно, как и приявшаго образ и совершенно созданнаго: убо ныне ли могу быть Тебе неизвестен? Таким образом Пророк умословствует от большаго к меньшему: что ежели он прежде нежели получил совершенный образ и известен был Богу, то кольми паче ныне не может быть Ему неизвестен. Потом говорит, что в книге Его вся написана суть: то есть, что весь способ творения совершенно Богу известен; ибо подобие книги взято от людей, употребляющих записки для вспоможения памяти. Но Бог, глаголет, все написанное в книге своей совершенно знает: ибо не имеет нужды ни в каких пособиях памяти. Следующия за сим слова: и дни, в няже сознана, ни единому от них еще бывшу, двояким образом толкуются. Некоторые относят их ко дням творения человека и выводят разум такой: все кости мои написаны были в книзе Твоей, Боже, от начала творения мира, когда Ты созидал еще первые дни и когда еще ни един из них не существовал. Другие иным образом толкуют, что каждая часть человеческаго тела не вдруг, но с последствием времени воображается и созидается, что и справедливо: ибо вид человека и соразмерность членов не в то самое время располагается, когда семя с семенем соединяется, но тогда приводится в порядок, когда смешение оное приуготовлено будет в надлежащий вид. Как бы то ни было, мы должны удивляться здесь Божией премудрости, которая безобразную и гнилую оную смесь в продолжение немногих дней совершает и приводит в толь прекрасный вид, каким украшено человеческое тело.

Пс.138:17. Мне же зело честни Быша друзи твои, Боже, зело утвердишася владычествия их:

Пс.138:18. изочту их, и паче песка умножатся: востах, и еще есмь с тобою.

C тобою. Пророк с удивлением повторяет здесь вышереченное учение, и сие творит не без причины: ибо мы ведаем, что сии толь преславныя Божией премудрости доказательства, проявляемыя в творении человека и во всем течении жизни его, многие или пренебрегают, или оценивают низко и не по их достоинству. Сего ради Пророк, увеличивая цену их, нарицает их драгоценными, поскольку превышают человеческое понятие. В сем разуме упоминает и о числе их, нарицая оное великим, поскольку превозмогает умы смертных. То же самое и в следующем стихе подтверждает, говоря, что ежели бы он исчислить восхотел сокровенные Божии советы, то бы безпредельность их превзошла количество песка морскаго. Откуду следует, что мера понятия нашего не вмещает ни тысящныя части их. Следующия вскоре за сим слова: востах, и еще есмь с Тобою, означают, что Давид коликократно от сна воставал, толикократно представлялася ему новая материя к размышлению о неизреченной премудрости Божией. Почему изречение сие не должно сокращать в один токмо день, но распространять на всю жизнь. Ибо как выше сказал: удивися разум Твой от Мене, утвердися, не возмогу к нему, так и здесь, в том же разуме говоря, присовокупляет: востах и еще есмь с Тобою, то есть, коликократно ни пробуждаюся от сна, всегда нахожу новый случай к удивлению: ибо безпредельное величество премудрости Твоея поглощает мои чувства. По переводу 70 толковников, Пророк, размышляя о другах Божиих, под именем коих разумеет праведных людей, удивляется, из коликой бездны несовершенства возводит Бог людей, и на коликом степени совершенства поставляет их. Ибо, изводя из тесныя утробы матерния, восприемлет в пространное царство небесное, и делает равноангельными, и сынами Своими и наследниками, и братиями и снаследниками единороднаго Сына Своего. Сими словами показывает Пророк, что он, ведая толь великую славу святых Божиих другов, и сам горит любовию к Богу, и имеет желание участвовать в славе их.

Пс.138:19. Аще избиеши грешники, Боже: мужие кровей, уклонитеся от Мене.

Сими словами Пророк изображает, что он в размышлении Божиих судеб, относящих к делам человеческим, непрестанно упражняться потщится, дабы преуспеть в благочестии и страхе Его, наипаче, когда Бог накажет нечестивых. Сие признает он за полезное потому, что казни, налагаемыя на них, удаляют избранных от сообщества их. Ибо хотя Давид совершенно предан был благочестию и страху Божию, однако при всем том имел нужду, как и прочие верные, в некотором обуздании, как сказано и у Пророка Исаии: всяк иже не научится правде на земли, истины не сотворит: да возмется нечестивый, и да не видит славы Господни (Ис. 26:10). Впрочем нет сомнения, что Пророк поставляет здесь Бога свидетелем своея невинности, и выходит свободно пред судилище Его, ведая, что он не есть из числа нечестивых презрителей Бога, и не имеет с ними никакого дела. Сей стих в Еврейском подлиннике читается так: о да бы убил еси беззаконники, Боже! и мужем крови рекл бых: отступите от Мене.

Нарицает мужами кровей не токмо убийц, кои неправедно проливают человеческую кровь и собственно нарицаются мужие кровей; но и всех других беззаконников и злодеев, кои ближнему вредят и убивают как свои души грехом, так и души других соблазном (1Ин. 3:15).

Пс.138:20. Яко ревниви есте в помышлениих, приимут в суету грады твоя.

Сими словами изображает, до коликой дерзости доходят нечестивые, когда Бог щадит их и мстящею рукою не карает: ибо не токмо мнят, что все пройдет им без наказания, но явныя хулы изблевывают на Самого Судию. Люди, в которых еще остался некоторый стыд, удерживают свои языки, но сии глаголют мерзость на Тя, – ибо никакими цветами не прикрывают злобы своея, но явно показывают презрение к Богу. Следующия во втором члене слова: и всуе превозносятся врази Твои, – означают, что нечестивые не Бога чтут, но самих себя превозносят хвалами и суетным высокомерием парят выше облаков. Сие превозношение всегда почти бывает сопряжено с тою мерзостию, о которой Пророк упоминает здесь. Ибо откуду в них толикий яд богохуления, который изблевывают они на Творца своего, ежели не оттуду, что будучи надменны гордостию, забыли о себе, что они суть бедныя твари? По сей причине нарицают их врагами Божиими: ибо всяк, кто выше меры себя превозносит, подобно исполинам, воюет против Бога. По сей же причине и в нашем переводе прилично нарицаются ревнивыми в помышлениях своих, ибо не по Бозе ревнуют, но по своим злоухищренным умствованиям; и когда воинствуют и покоряют грады и народы, то не Богу славу, но себе и силам своим присвояют победу.

Пс.138:21. Не ненавидящыя ли тя, Господи, возненавидех, и о вразех твоих истаях?

Пс.138:22. Совершенною ненавистию возненавидех я: во враги Быша ми.

Из сих слов явствует, что Давид так любил Божию славу, что не мог терпеть презрителей Бога. Сущность слов состоит в том, что он никакого согласия не имел с делами тьмы. Ибо кто грехам потакает и прикрывает их молчанием своим, тот делается вероломным изменником Божия дела и прогневляет Бога, Который повелевает нам защищать Его правду. Почему неудивительно, ежели тот, который всем сердцем прилепился к Богу, изъявляет ненависть свою к ненавидящим Бога, и истаявает от болезни, видя призираема от нечестивых своего Владыку. Но здесь заметить должно, что ненависть, о которой упоминает Пророк, не столько к лицам, сколько к порокам относится; ибо Бог повелевает нам со всеми мир иметь, и мы должны пещися о спасении всякаго человека, и ежели возможно, человеколюбием и кротостию обращать грешников на путь. Но ежели они упорно противоборствуют Богу, то и мы должны сильно противостоять им.

Пс.138:23. Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое: истяжи мя и разумей стези моя:

Пс.138:24. и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.

О чем в начале псалма просил, о том и здесь просит Бога, дабы искусил и истязал сердце и стези его, то есть, и поступки, и действия, и помышления, и желания, и намерения его: и ежели увидит в нем путь беззакония, то отвел бы, и наставил на путь добродетели, дабы мог он и мыслить, и желать, и делать то, что относится к получению вечных благ.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle