Псалом 139
Пс.139:1. В конец, псалом Давиду. Изми мя, Господи, от человека лукава, от мужа неправедна избави мя:
НАДПИСАНИЕ
В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу песнь Давидова.
СОДЕРЖАНИЕ
В нем, во-первых, жалуется Давид на непримиримую злобу врагов своих, и на их клеветы и коварства, потом испрашивает Божия правосудия, и себе милость обещает, а врагам отмщение.
ТОЛКОВАНИЕ
Из сих слов и из последующей связи стихов явствует, что Давид говорит здесь о Сауле, и о его советниках, кои непрестанно подущали царя погубить святаго мужа, хотя он и без того сильною злобою дышал против Давида. И как сей носил на себе образ Христов, то неудивительно, что сообщники диавольские толь люто злобилися на него. По сей причине справедливо жалуется на лютость и вероломство их. Впрочем, нарицая Саула человеком лукавым, и мужем неправедным, означает, что он, ничем не будучи обижен, невинно гнал его.
Пс.139:2. иже помыслиша неправду в сердцы, весь день ополчаху брани:
Пс.139:3. изостриша язык свой яко змиин: яд аспидов под устнами их.
Здесь описывает внутреннюю злость врагов. И мы видим, что не одного токмо человека замечает здесь: ибо употребляет множественное число, перенося слово от главы ко всем сообщникам нечестия. Между тем подтверждает то же, что и выше сказал, то есть, что он без всякой причины с своей стороны от врагов угнетаем был. Итак, чем горше озлобляют нас враги, и чем коварнее нападают на нас, тем очевиднее обещается нам пособие Духа Святаго, Который устнами Своего Пророка сложил для нас сей образец молитвы. Следующия во втором члене слова: весь день ополчаху брани, – без сомнения означают то, что враги Давидовы ложными своими клеветами непрестанно возбуждали на него ненависть во всех, и таким образом ополчалися на брань. Потом изображает, каким образом производили брань, и говорит, что сие делали через одни токмо клеветы: ибо силою и оружием на человека мужественнаго и невиннаго напасть не могли, и потому вооружались одними токмо языками, на которых яд злобы носили.
Пс.139:4. Сохрани мя, Господи, из руки грешничи, от человек неправедных изми мя, иже помыслиша запяти стопы моя.
Пс.139:5. Скрыша гордии сеть мне и ужы, препяша сеть ногама моима:
Пс.139:6. при стези соблазны положиша ми.
К жалобам присовокупляет молитву, и просит у Бога защиты и правосудия. Впрочем повторяет ту же мысль, и что выше, переменя токмо некоторыя слова. Ибо вместо: изми мя – говорит: – сохрани мя; вместо человека лукаваго, полагает руку грешничу; вместо помыслиша неправду в сердце, глаголет – помыслиша запяти стопы моя. А что сказал о коварстве и наветах простыми словами, то здесь выражает преносными: ибо говорит, что враги повсюду распростерли сети для уловления его, ежели Господь не поможет. Из имени гордых можно сделать такое заключение, что Давид не о простых и обыкновенных людях говорит здесь, но о таких, кои будучи надменны своим высокомерием, думали, что нет никакой трудности низложить, погубить человека от всех презреннаго. Впрочем, когда жалуется на сети и соблазны, не то разумеет, что враги одною силою и дерзостию нападали на него, но соединяет обоя, то есть, что надеяся на силу свою, выдумывали коварные способы, дабы погубить его.
Пс.139:7. Рех Господеви: Бог мой еси ты, внуши, Господи, глас моления моего.
Пс.139:8. Господи, Господи, сило спасения моего, осенил еси над главою моею в день брани.
Здесь ясно изображается свойство истинныя веры: ибо Пророк, сокрывшись от очей человеческих, наедине от сердца молится Богу, а сей внутренний вопль сердца исключает всякое лицемерие. Впрочем, дабы удостоверить нас, что он не всуе просит спасения от Бога, предлагает на среду, какия пособия прежде посылал ему Бог свыше. Почему говорит, что когда бедствовал он, сражаяся на брани, Бог был ему на подобие крепкаго щита. Хотя некоторые глагол: осенил еси – полагают в будущем времени – осениши, но неосновательно: ибо Давид без сомнения упоминает здесь о том, что он и прежде покровительствован был Божиею рукою, почему и ныне берет отсюду способ к подкреплению своея веры. Он выходит не аки неопытный и новоополченный воин, но аки ратник, различными подвигами добре искушенный.
Пс.139:9. Не предаждь мене, Господи, от желания моего грешнику: помыслиша на мя, не остави мене, да не когда вознесутся.
Здесь в первом члене просит Бога, дабы Он обуздав стремление нечестивых, соделал тщетными все намерения и предприятия их. Ибо твердо был удостоверен, что во власти Бога состоит, когда только Ему угодно, злыя намерения злых людей соделать тщетными, и беззаконныя их надежды в ничто обратить. Во втором члене то же самое другими повторяя словами, просит Бога, дабы не попустил помышлению грешника исполниться, и вскоре оное рузрушил. Следующия за сим слова, да не когда вознесутся, означают, что нечестивые, надменные высокомерием своим, превыше облаков возносятся: ибо мнят, что ничего противнаго приключиться им не может, и потому, презрев Божий промысл, все случаи под ноги свои повергают, так как бы они единым мановением своим управляли мир, и все случающееся в нем.
Пс.139:10. Глава окружения их, труд устен их покрыет я.
Пс.139:11. Падут на них углия огненная, низложиши я во страстех, и не постоят.
Под именем главы окружения, или окружающих, без сомнения разуметь должно главнаго начальника вражескаго скопища Саула. И дабы яснее были слова, сказанныя по свойству Еврейскаго штиля, надлежит дополнить так: глава окружающих мя есть главный враг мой Саул; развращение устен его да покрыет его. Таким образом Давид предсказывает казнь Саулу, и что не так ясно в стихе сем сказал, то яснее выразил инде: обратится болезнь его на главу его. Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. (Пс. 7:16–17). За сим следует общее пророчество против всего сонмища врагов: падут на них углия огненная. Здесь, как кажется, приспособляет слово к ужасному оному наказанию Содома и Гоморра. И мы инде видели, что Дух Божий обыкновенно употребляет сей пример казни для устрашения всех нечестивых. По сих предвозвещает, что Господь низложит врагов его в ров глубокий, откуду они никогда не выйдут. Давид отъемлет у нечестивых всю прощения надежду, потому что грехи их были неисцельны: иначе пощадил бы, ежели бы предвидел расположение их к покаянию.
Пс.139:12. Муж язычен не исправится на земли: мужа неправедна злая уловят во истление.
Здесь под именем мужа языческаго Давид разумеет вообще людей лукавых, которые коварством и клеветами более, нежели открытою силою воюют, так как и выше сказал о них: яд аспидов под устнами их. Во втором члене под другим видом изображает их, показывая, что враги его не одну токмо хитрость и вероломство употребляли, но и насилие: и тако львам и лисицам уподобляет их. Подобие, взятое от ловитвы, весьма прилично употреблено.
Ибо как ловец, отвсюду распростирающий сети, никакого не оставляет убежища зверю, тако и нечестивые, колико бы не удалялися от Бога, не могут избежать суда Его, но злая уловят их во истление: ибо чем более мечтают о ненаказанности, тем скорее низвергаются в погибель.
Пс.139:13. Познах, яко сотворит Господь суд нищым и месть убогим.
Пс.139:14. Обаче праведнии исповедятся имени твоему, и вселятся правии с лицем твоим.
Давид, оканчивая молитву свою, сам с собою разсуждает здесь о промысле и о суде Божием, и потом говорит как о вещи ему известной и опытом изведанной, что нельзя статься, чтоб Бог страждущим людям не помог когда-нибудь. А как нередко до времени молчит и добрым людям страдать попускает: сего ради благоразумно искушению сему противополагает щит, показывая, что Бог творит сие с тем намерением, дабы скорбящих утешить, и угнетенных возставить. По сей причине ясно глаголет: яко сотворит Господь суд нищим, месть убогим. А сим образом как себя, так и других к терпению воодушевляет, Дóндеже приидет благовременная свыше помощь, аки бы сказал: хотя ныне все почитают меня за беднаго и презреннаго человека (ибо будучи предан насилию врагов, не скоро усретаю Божию помощь), но я не отчаиваюся, ибо ведаю, что Бог никогда беднаго и несчастнаго человека не оставляет. Отсюду заключает, что праведные люди будут благодарить Бога, и при помощи Его всегда пребудут невредимы. Во втором члене дает причину, чего ради имеют благодарить и прославлять Божие имя, понеже восчувствуют, что Бог о спасении их печется: ибо жить или вселяться пред лицем Божиим – не что иное есть, как наслаждаться Его отеческим промыслом.