Источник

Псалом 137

Пс.137:1. Псалом Давиду, Аггеа и Захарии15. Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих:

СОДЕРЖАНИЕ

Давид, воспоминая безчисленныя Божия к себе благодеяния, во-первых, прославляет здесь Божию благость и истину, потом располагает себя к благодарности, наконец обещает себе и впредь ту же Божию милость.

ТОЛКОВАНИЕ

Давид в самом начале псалма обещает принесть Богу жертву хвалы, и притом от всего сердца: понеже имеет благодарить за спасение себя и всего народа. Исповемся Тебе Господи, то есть, исповедание хвалы и благодарения принесу Тебе не словами токмо, но и чистейшим сердцем, с величайшим вниманием и с теплейшим расположением духа: яко услышал еси вся глаголы уст моих, то есть, яко приял еси молитву мою. К сему присовокупляет, что исповедание его будет такое, какого требует превосходство слышателей. Пред Ангелы воспою Тебе, то есть, благоразумно поступлю в песнопении, понеже ведаю, что не на простом зрелище стою, но пред Ангелами, Тебе предстоящими, и меня поющаго послушающими.

Пс.137:2. поклонюся ко храму святому твоему и исповемся имени твоему о милости твоей и истине твоей, яко возвеличил еси над всем имя твое святое.

Сими словами означает, что не токмо наедине имеет благодарить Бога, но и по заповеди закона пойдет во святилище, дабы и других к подражанию привлечь. Ибо хотя духом чтил Бога, но обращал очи и на внешния оныя знамения, которыя тогда служили верным вместо крил, возносящих мысли в селения горняя. За сим предлагает самую материю или сущность песнопения, которая состоит в прославлении милости и истины Божией. Ибо хотя заслуживает похвалы и сила его, но ничто так не располагает нас к прославлению имени Божия, как Его благость, которая, изливаяся на нас обильными струями, отверзает наши уста к пению похвал ея. Впрочем, поскольку и самыя милости Божией без слова Его вкушать не можем, или по крайней мере не так живо в душе ощущаем оную, сего ради присовокупляет истину. Сей союз милости с истиною прилежно заметить должно; ибо Бог колико бы благотворителен ни был к нам, но ежели не будет озарять нас свет учения Его, то невежество наше не попустит благости Его проникать в сердца наши. Сего ради Пророк, во-первых, проповедует, что имя Божие величеством своим превосходит все, потом определяет, каким образом Бог превознес или возвеличил имя Свое, говоря, что Оно свято, и верно исполнил все то, что милостиво обещал.

Пс.137:3. В оньже аще день призову тя, скоро услыши мя: умножиши мя в души моей силою твоею.

Сими словами Давид показывает, что он не всуе молился Богу, и не слепым случаем избавился от бедствий: понеже явно открылось, что Бог молитвы его услышал. Отсюду видим, что молитвы наши милость Божию ближе нам показывают. Сие бо и Бог обещал, глаголя: воньже аще день воззовеши, услышу тя, и реку: се глаголющу ти приидох (Ис. 58:9). Таким образом, Бог не токмо молитвы наши предваряет, но и к спящим нам приходит, и Духом Своим на молитву возбуждает, дабы лучше изъявить милость Свою и показать, что мы не без успеха молимся. Во второй части стиха изображает, что когда он изнемогал, тогда паки к молитве прибегал и новую крепость в душе своей ощущал. Сие бо наипаче свойственно есть Богу, что и посреде злоключений не попускает душе низвергатися, якоже и со Апостолами случилося: биени бо бывше, идяху радующеся от лица собора (Деян. 5:41). Толико возвышалася душа их благодатию Божиею укрепляющею!

Пс.137:4. Да исповедятся тебе, Господи, вси царие земстии, яко услышаша вся глаголы уст твоих:

Пс.137:5. и да воспоют в путех Господних, яко велия слава Господня:

Сими словами научает, что милость Божия, которую на себе испытал, всегда пребудет достопамятна и что слух о ней по всему свету распространится. Когда говорит, что цари земные услышали глаголы уст Божиих, чрез сие не то означает, что они познали истинное благочестие и присоединилися к телу церкви, но слова его относятся к прославлению Божией милости, дабы все познали, что он чудным образом избавлен от бедствий и Божиим изволением в царя помазан. Таким образом хотя окрестные языческие цари в небесном училище не были, однако все познали, что Давид Богом был призван. В самом деле, будучи чрез столько лет гоним от Саула, не преставал он хвалиться, что воинствует под знамением Божиим: и сие не могло не быть известно всем, что он по Божию благоволению царствует.

Пс.137:6. яко высок Господь, и смиренныя призирает, и высокая издалеча весть.

Понеже в предидущем стихе сказал, яко велия слава Господня, для того здесь присовокупляет, в чем состоит оная великая слава Господня, и говорит, что Бог будучи и по естеству, и по достоинству, и по силе, и по премудрости, и по власти зело высок, однако смиренными людьми не гнушается, но призирает на них и к ним снизходит и приближается: а на высоких издалеча токмо зрит, ибо гордых презирает и отвергает, как поступил Он с диаволом, котораго за гордость низринул с неба во ад. Сие учение для всех людей весьма полезно и нужно, а наипаче для царей, и для тех, кои на высоких степенях достоинств поставлены, ибо предстоит им величайшая опасность от духа гордыни. Но чего ради высокий Бог толико не любит высоких, когда всякое подобное любит себе подобнаго? Любит Бог и высоких, но высокостию истинною, а не ложною. Оные бо подобны Богу, а сии не подобны: оные, судя о себе по самим себе, признают себя за ничто, и потому возвышаются: а сии, почитая себя такими, какими не суть, остаются тщетны и будучи гордостию аки ветром надменны, разсыпаются аки плевы.

Пс.137:7. Аще пойду посреде скорби, живиши мя: на гнев враг моих простерл еси руку твою, и спасе мя десница твоя.

Понеже высокий Бог на смиренных милостиво и благосклонно взирает, сего ради Давид, ведая смирение свое, благонадежно обещает себе помощь Господню во всяком бедствии и скорби. Аще пойду, глаголет, посреде скорби, Ты, оживиши мя, то есть, здрава и невредима сохраниши мя. Враги мои могут уязвить и убить меня, но я не отчаиваюся, ибо Ты простреши руку Твою, и десница Твоя спасет мя. Силен бо и удобоизобретателен есть Бог, может даже и отчаянных ко спасению привести. И потому меня, обретающагося посреде бедствий и скорбей, спасти возможет, оных же неистовствующих, ярящихся и огнем злобы дышущих смирити и укротити силен есть.

Пс.137:8. Господь воздаст за мя: Господи, милость твоя во век: дел руку твоею не презри.

Сими словами изъясняет, каким образом десница Господня спасает нас. Господь, глаголет, воздаст за мя, то есть, совершит начатое в разсуждении меня дело, и продолжит являть, что Он о спасении моем печется, воздаст также и врагам моим месть, которой я воздать не могу. Потом полагает две причины, относящияся к прославлению Божией милости, ибо оканчивает псалом тем же, чем начал. Во-первых говорит, что Бог есть милостив и благ, и притом милостив присно, так что человеколюбие Его никогда не прекращается и не престает. Господи, милость Твоя во век. Во-вторых, что Он есть наш Творец и Зиждитель, дел руку Твоею не презри, якоже инде глаголет: милую, егоже аще милую (Рим. 9:15). Сие означает, что Бог не просто милует, но делает некоторое различие между милуемыми, ибо если бы просто и без всякаго различия миловал, то никто бы не был наказан. Почему, ежели мы посредством милости Его хощем спастися, то и сами должны показывать нечто достойное милости, и сие творить не токмо для получения милости, но и ради того, что сотворены от Бога на дела благая (Еф. 2:10). Сотворенному бо от Бога и имеющему толикаго Творца и Владыку надлежит являть и житие достойное попечения и промысла Его. Впрочем, прилично сказал, дела рук Твоих, а не дела рук наших: ибо все, что не имеем добраго, по Его дару имеем; а без Него не токмо ничего сделать не можем, но ниже довольны есмы от себе помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога (2Кор. 3:5).

* * *

15

Сих слов в Еврейском тексте нет.


Источник: Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому, истолкованное тщанием и трудами святейшаго правительствующаго Синода члена, покойнаго архиепископа Псковскаго, Лифляндскаго и Курляндскаго и кавалера, Иринея [Текст]. - Изд. 7-е. - Москва : в Синодальной тип., 1882. - 25 см.

Комментарии для сайта Cackle