Источник

Казанский П. И.

Казанский Петр Иванович, – заслуженный профессор московской Духовной Академии, – сын священника владимирской губернии, родился 2 февраля 1838 года. Первоначальное образование – низшее и среднее, – П. И-ч получил в духовно-учебных заведениях родной епархии, а высшее в московской Духовной Академии, где он окончил курс наук в 1864 г. четвертым в числе магистров, и в том же году был назначен преподавателем ярославской духов. семинарии по кафедре нравственного богословия и соединенных предметов, но преподавал здесь еще еврейский язык, а 1866 году был перемещен в вифанскую семинарию на всеобщую гражданскую историю, греческий язык и русскую гражданскую историю. Из вифанской семинарии в 1867 году он был приглашен бакалавром Академии по кафедре педагогики. Эта кафедра была тогда только что введена в Академии. Предмет был новый, мало разработанный, хотя и имелась по этому предмету переводная и оригинальная литература. Труд усложнялся тем, что по введении в 1869 году нового устава, П. И-ч в силу этого устава, кроме педагогики, должен был преподавать в Академии нравственное богословие, т. е. работать в области двух не столь сродных предметов. В 1873 году П. И-ч был сделан экстраординарным профессором, а в 1892 году и. д. ординарного, после того, как в том же 1892 году перешел на кафедру истории философии, каковую занимал до конца своей службы в Академии. Трудясь над разработкой предметов, которые ему приходилось преподавать, П. И-ч исполнял и другие служебные обязанности разного рода. Так, с 1871 г. он состоял секретарем редакционного комитета по изданию академического журнала «Творения св. Отцов с Прибавлениями» (а затем некоторое время и заменившего их в 1892 году «Богословского Вестника»). Как профессор и член Совета Академии, он участвовал в заседаниях и делах его, исполнял поручения Совета, состоял членом Строительного Комитета по постройке академических зданий, а в последние годы службы членом Правления Академии. «Все это вместе взятое», писал «Воскресный День» по поводу 30-летия служения П. И-ча профессором Академии, «все это требовало и требует от П. И-ча многого труда и времени, многих усилий умственной деятельности, большего напряжения воли и многих тревог для сердца. При всем том, помимо обработки лекций для академической аудитории по трем упомянутым, далеко не однородным, предметам своих кафедр, каковая обработка совершалась им с достодолжной тщательностью, обстоятельностью и основательностью, свойственными его честной натуре, свидетелями чего могут служить, с одной стороны, ежегодные академические отчеты, печатаемые во всеобщее сведение, а с другой – слушатели его лекций, П. И-ч находил время и для учено-литературных работ, как оригинальных, так и переводных».

Действительно, ряд печатных работ П. И-ча начался еще с 1866 года, когда он в ярославских «Епархиальных ведомостях» печатал статьи (за 1866 и 1867 гг.) публицистического характера «О нищенстве», по поводу напечатанной там же статьи епископа Никодима (Казанцева). Последующие его труды в печати или примыкают к предметам его специальных занятий на последнем академическом курсе, – по священному писанию и библейской истории, – или относятся к предметам его кафедр и преимущественно педагогики, или носят иногда случайный характер. В 1872 г. в «Прибавлениях к Творениям св. Отцов» (ч. ХХV) П. И-ч печатает свою магистерскую диссертацию, измененную и переработанную: «Об историческом значении книг малых пророков». Далее И-ч печатает: «Состояние иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии» («Чтения в Общ. Люб. дух. просвещения» за 1875 г., кн. 1), «Иудеи по возвращении из плена Вавилонского» (там же 1876 г. № 5), «Изъяснение шестопсалмия псалмов 3, 37, 62, 87, 102 и 142» (в «Душеполезном Чтении» за 1890 – 1893 гг.; напечатано затем отдельной брошюрой в двух изданиях 1893 и 1894 г. под заглавием: «Изъяснение шестопсалмия»), «Изъяснение 33 псалма: «Благословлю Господа на всякое время» («Радость христианина» 1901 г., кн. 7 и 8), «Благослови, душе моя Господа» (изъяснен. псалма в «Душепол. Чтении» за 1903–1904 г.), причем автор непрерывно продолжает свои назидательные изъяснения псалмов (в «Душепол. Чтении» за 1904 и 1905 гг.). К области педагогики относятся: ряд статей «О значении впечатлений раннего детства в деле воспитания» (в «Душеполезн. Чтении» за 1869 г. № 5; 1870 г. №№ 2, 5 и 6; 1871 г. №№ 1 – 4); «Крайности в воспитании» (там же 1878 г. № 8, 9 и 10); «В защиту русского духовенства» (в «Прибавл. к Твор. св. Отцов» за 1881 г. ч. XXVIII и 1882 г. ч. XXX) – по поводу статьи † писателя Е. Л. Маркова «Религия в народной школе», помещенной в «Русской Речи» за 1881 г. № 1. Ответная статья П. И-ча, статья горячая, серьезная и значительная по объему, касающаяся мнений не одного лишь Маркова, а и многих других единомысленных с ним литературных и общественных деятелей, напечатана была и отдельной книжкой под заглавием: «Правда ли, что наше духовенство не хочет и не умеет учить народ?» В 1883 году в «Приб. к Твор. св. Отцов» (ч. XXXII) П. И-в печатает произнесенную им на академическом акте речь: «Можно ли признать высшим принципом воспитания правило: воспитывай человека сообразно с его природой?» В «Богослов. Вестнике» (1892 г. май и июнь) П. Ив. печатает «Обозрение статей богословского и исторического содержания, помещенных в епархиальных ведомостях за 1891 г.», за 1894 г. кн. 1 критико-библиографическую статью о книге Виндельбанда «История древней философии» (перевод слушательниц высших женских курсов под редакцией проф. А. И. Введенского). «Книга для детей русского народа» по поводу кн. свящ. Григория Дьяченко «Доброе Слово» библиограф. заметка в ж. «Православное Обозрение» 1889 г., – речь в память проф. моск. Д. Академии Е. В. Амфитеатрова («Приб. к Твор. св. Отцов» 1888 г. ч. ХLII), и Ал. П. Смирнова (1889 г. ч. ХLIV), некролог последнего (там же 1889 г. ч. ХLIV) и много мелких статей и заметок. Кроме того, П. И-ч много лет подряд нес труд перевода святоотеческих творений (академическое издание), труд нелегкий, но не видный для людей сторонних академии, так как перевод не подписывается именем переводчика. Между тем труд этот важен не для науки только и духовенства, но и для всей русской церкви и духовного просвещения в нашем отечестве. П. И – ч принимал значительное участие в переводе с греческого языка на русский творений Григория нисского и в особенности Кирилла александрийского. Толкования последнего отца церкви на книги пророков Исаии, Осии, Иоиля, Амоса (томы 55, 56, 57 и 58) переведены при значительном участии П. И – ча (по крайней мере, наполовину), а перевод толкований того же отца на пророков Авдия, Иону, Михея, Наума, Аввакума, Софонию и Захарию (т. 59 и 60) принадлежит исключительно Петру Ивановичу. – П. И-ч в 1892 г. удостоен звания заслуженного профессора академии. Свою службу в академии П. И-ч оставил по прошению в 1897 г. 6 ноября. Московской академией он избран ее почетным членом.

В. Я-ский


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle