Беседа 19. Практические наставления, и О Божественной правде
Отцы и братия, кто хочет быть учеником нашего отеческого Предания, которое преображает всякого человека, тот должен начать свой подвиг с разумного и правильного исправления своего нрава, то есть стараться иметь благопорядочный вид и благопристойный характер. Потому что наш внешний облик свидетельствует о нашем внутреннем расположении и устроении. Взгляд, походка, голос, смех, общение и речь – все это является критерием, по которому можно оценить, чему человек отдает предпочтение и кем стремится стать. Человек – сам себе господин, а значит его намерение сподобиться божественной Благодати оправдано и является выражением его свободной воли. Но как возможно, чтобы кто-либо считал, что он сподобится духовной свободы с помощью Благодати, когда сам он не старается быть свободным, а, напротив, допускает всякий беспорядок и неустройство в своей душе?
Состояние необузданности, безволие и расслабление означают рабство и пленение страстям, что одним словом именуется как грех. «Яко в злохудожну душу не внидет премудрость, ниже обитает Бог в телеси повиннем греху»; а если Благодать и «внидет» в такую душу, то скоро исходит из нее (ср. Прем.1:4–5).Но от этого не бывает пользы. Благодать не усваивается характеру распутного человека, который живет вне определенного строя и порядка, сколько бы он ни вычислял сроков своей жизни в монастыре – бесцельно упущенного, в таком случае, времени.
Но как бы ни утвердились дурные привычки в характере человека, всесильная Благодать Божия не затруднится искоренить и уничтожить их, если тот, кто страдает, действительно хочет от них избавиться. Ради этого Господь и пришел в наш мир. Он пришел, чтобы спасти страстных, больных и грешников. И, конечно, чем больше рана, тем больше времени требуется для ухода и заботы. Тяжело раненные приобретенными страстями и пороками не должны отчаиваться. Тридцать восемь лет расслабленный находился возле купели Вифезда и только с явлением Иисуса сразу же исцелился (см. Ин.5:2–9).
Поэтому всеблагий Спаситель зовет к успокоению всех «труждающихся и в той или иной степени обремененных» (см. Мф.11:28) предосудительными страстями и привычками. Он зовет и нас, и мы не должны игнорировать Его отеческий призыв. Мы достигнем желаемого, по Благодати Божией, если твердо решимся отвергнуть погибельную беспечность и пренебрежение. Промысл Божий постоянно побуждает нас к этому.
Хотя по природе все люди одинаковы, существует, по неизреченным путям Промысла Божия, различие в характерах. Многие считают это источником конфликтов между людьми. Однако разумные и рассудительные должны уметь избегать конфликтов, ведь даже братья по плоти имеют разногласия. Писание говорит: «Конец слова, все слушай: Бога бойся и заповеди Его храни, яко сие всяк человек»64 (Еккл.12:13).
Бог Слово Своим явлением умирил и восстановил разрушенную человеческую душу и дал ей целебные лекарства – Свои заповеди. Их цель – остановить нас в неразумном пользовании стихиями природы, помочь нам избавиться от последствий грехопадения и истления. Поэтому цель человека в настоящей жизни – отказаться от своенравия и самолюбия, полностью подчиниться Господу и соблюдать заповеди Божии, уничтожающие силу неразумия.65
Монахи приобретают этот навык, когда благоговейно относятся к своему призванию. Чтобы соблюсти заповеди, они удаляются от многообразных прилогов и постоянным общением с Богом, а также боголюбезным размышлением получают божественную Благодать, которая направляет их к свободе и приобщает к добродетели, возвращая природу к ее первоначальному состоянию. Наши монашеские интересы должны сосредоточиваться только на жизни в Боге, Обновителе нашей природы, Который, к сожалению, был предан нами и в словах и в делах. Мы должны помнить, что жизни нашего Господа подражали миллионы подвижников веры, в том числе и преподобные Отцы, бывшие, как и мы, монахами.
Откуда у монахов может возникнуть предлог для корысти, подозрений, раздражительности, гнева или памятозлобия, ведь они совершенно отреклись от самих себя и не интересуются ничем из этого мира? Они пожертвовали самой своей личной жизнью ради любви к Призвавшему их, Который и Сам находился в подчинении Отцу Своему ради нашего спасения.
Необходимо все время стараться свергнуть иго «противоборствующего закона» (см. Рим.7:23), который управляет нами, став нашей второй природой. Особенно на это следует обратить внимание тем, кто склонен к развлечениям и не хочет соучаствовать в спасительном злострадании, в котором заключается смысл креста. Но Господь побуждает нас всех поднять этот крест. Из этого следует, что кто не трудолюбив, тот сластолюбив, а кто не целомудрен и не рассудителен, тот становится безумным. И исполняется слово Господне: «Иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает» (Мф.12:30).
Если Господь требует, чтобы мы действовали любовью (см. 1Кор.16:14), тогда почему в своих поступках мы допускаем корыстолюбие, своенравие, упрямство и глупое преслушание? Здесь, в месте нашего «изгнания», что еще нам нужно – только немного пищи, некоторое тряпье, чтобы одеться, и скромный приют, чтобы дотянуть до часа смертного.
Цель всего того, о чем я с вами говорю, честные братия, в том, чтобы пробудить вашу готовность, обычно спящую и усталую или от действительного переутомления, или от сатанинского злодейства. Но все же пусть вас не утомляет подчинение и послушание начальствующим, потому что это – наше Святое Предание. Такие же порядок и гармония на небе среди ангельских чинов: начальств, властей и сил. Все разумные существа имеют общее устроение, но чтобы в жизни были гармония и мир, необходимы дисциплина и порядок. Даже лукавейшие демоны имеют начальство и власть, управляя себе подобными с помощью силы, как нас об этом извещают Святые Отцы, просвещенные Благодатью. А у бессловесных животных, у птиц и насекомых и вообще везде, где есть движение и жизнь, разве мы не встречаем дисциплины и подчинения?
Итак, зачем монаху допускать прекословие и становиться отступником? Когда мы, наконец, пробудимся и перестанем быть равнодушными к таинству нашего восстановления и спасения? Неужели нас не умиляет пример Господа, Который «стражда, не прещаше; предаяше же Судящему праведно» (1Петр.2:23)? «Если иота едина, или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будут» (Мф.5:18), для чего тогда предаваться дерзкому прекословию и противлению? Если все происходящее с нами следует божественной воле, не кажется ли вам, что строптивый человек считает ошибочным само домостроительство Божие? Божественная воля, которая проявляется в четырех видах, всегда одинакова у Бога, распоряжающегося ею. Воля Божия – это непреложный закон всех совершающихся событий. Несмотря на то, что воля Божия может совершаться по благоволению, по домостроительству, по попущению и по оставлению, она всегда направлена на исполнение божественной правды во всякое время и на всяком месте66. От справедливого наказания можно спастись только искренним покаянием и исправлением своего падшего разума, удалившегося от Бога, но никак не ропотом, критикой и осуждением, которые только увеличивают нашу вину. «Броздами и уздою челюсти их востягнеши, не приближающихся к Тебе» (Пс.31:9): «востягнеши» на покаяние и обращение. Даже в нашем несправедливом мире власть имеющие часто изменяли свое решение о наказании по причине смирения виновных. Во всякой непредвиденной скорби, попускаемой божественной правдой, недопустимы прекословие и ропот, но необходимо только смирение. Однако обо всем этом нет нужды говорить там, где есть блаженная любовь и братолюбие, которые характеризуют нас как чад Божиих, а не рабов.
«Сия есть заповедь моя, да любите друг друга, якоже возлюбих вы»(Ин.15:12). Если бы эта заповедь была нашим путеводителем в жизни, тогда не нужно было бы никаких определений, правил или епитимий, ни всего того, что ограничивает человеческую личность. Как могли угодить Богу тысячи монахов, живших вместе, которые подвизались под руководством таких великих отцов, как преподобный Пахомий, преподобный Савва, преподобный Феодосии, а также монахи, подвизавшиеся в знаменитой Студийской лавре, по уставам которой мы живем до сих пор? Разве среди тех монахов мы могли бы найти зависть, соперничество, противостояние или прекословие? Среди них не было даже бесед и разговоров, так что трудно понять, как вообще они общались при таком абсолютном молчании!
Почему же мы безразличны и небрежены, так что кто-либо может подумать, будто мы находимся на принудительных работах, а не в монастыре? Мои сравнения, отцы и братия, слишком смелы, но все-таки вы должны знать, что я говорю это только потому, что хочу дать вашим боголюбивым сердцам повод для большей ревности в выполнении ваших монашеских обязанностей.
Мы не должны отказываться переносить ни немощи своей больной природы, которые характерны для нашего времени, ни утомления от непрестанной брани, ни злодейства и ярости демонов, неутомимо враждующих против нас. Сила Благодати никогда не оставляет тех, кто ищет ее. Как говорил нам наш святейший Старец, в наше время Благодать приходит к подвизающимся скорее, хотя они и прилагают меньше труда и проявляют меньшее устремление, нежели подвижники прошлого, – и это потому, что Бог знает о нашей немощи и о множестве искушений, окружающих нас.
Будем подвизаться, милые мои братия, с мужеством и усердием, какими бы малыми и ничтожными они у нас ни были, по нашей немощи. Тогда всеблагий Владыка и Спаситель, обещавший сопутствовать и покровительствовать Своим рабам, не оставит нас, потому что Он уже "с нами есть" (ср. Мф.28:20), и Ему принадлежит сила, с которой даже до сего дня мы продолжаем свой подвиг. Нас не оставляют своими молитвами и наши Отцы – ведь они уже освободились от уз земной жизни и теперь пребывают рядом с Господом, в Которого облеклись и по Благодати Которого сподобились обожения. Они не презрят нас, потому что приобрели те же черты, что и их Первообраз, и, будучи богами по присвоению, они любят и поддерживают нас, на опыте зная обо всех наших несчастьях.
* * *
Ср. рус: «Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека». Следует отметить, что синодальный перевод по сравнению с греческим текстом несколько неточен (в греч.: ότι τουτο πας ο άνθρωπος). Последние слова можно перевести так: «потому что в этом – весь человек», что ближе славянскому буквальному переводу.
Согласно учению Святых Отцов, душа разделяется на три части: разумную, раздражительную и вожде-левательную. В результате грехопадения разумная часть (το λογικόν ), призванная господствовать над человеком, подчинилась двум другим. Таким образом, неразумная часть души (το αλογον ), объединяющая раздражительную и вожделевательную части, стала противоборстующей силой неразумия (το παράλογον ), своего рода инстинктом, влекущим человека ко греху. В этом же смысле старцем Иосифом употребляется выражение «противоборствующий закон истления» (см. Рим.7:23), встречающееся во многих Беседах. См. также примечание на с. 38.
О четырех проявлениях воли Божией см. прим. на с. 22. «Боги по присвоению» (θέσει θ εοί): известный святоотеческий принцип о спасении как об обожении. См., например, у свт. Афанасия Великого: «Тогда как Бог по природе и по сущности является Богом, праведники называются богами по Благодати и по присвоению» (Об определениях, PG 28, 536). В основе этого учения лежит толкование слов Священного Писания, где верующие именуются богами (Пс.81:6; Ин.10:34–35). См. также: прп. Никодим Святогорец, Προς Θ ωμαν , 16, σ. 57.