Беседа 27. «Слава человеколюбию Твоему Господи»367
Благословенные мои чада!
Бог наш есть любовь, и «пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает». Христианин, не имеющий любви Божией в своём сердце, не имеет жизни Христовой в душе. Это великое дело человеколюбия Божия! То, что Бог-Слово сошёл на землю, стал человеком, принял плоть, жил среди нас, есть не что иное, как проявление безграничного человеколюбия Божественной любви. Любовь Божия оберегает нас и заботится обо всём.
Мы, люди, грешим и огорчаем Бога. Мы часто творим нечестие, но Его человеколюбие бесконечно и всё прощает нам. Все мы, и я первый, огорчали это великое сердце Божие, которое зовётся любовью к человеку. Поэтому впредь нужно следить368 за своей жизнью, чтобы снова не приносить Ему горечи греха.
Евангельская Притча о блудном сыне369 ясно показывает, какова любовь Бога-Отца к грешному человеку. В Притче говорится, что блудный сын, который есть образ всякого грешного человека на земле, попросил у отца причитавшуюся ему часть наследства. Конечно, это было безрассудно и неразумно – просить свою часть, уходить из-под отеческого крова, лишать себя отеческой любви и заботы. Но он ушёл, считая, что сам в состоянии заботиться о себе. Он очень дорого заплатил за своё безрассудство. Далее в Святом Евангелии говорится, что блудный сын расточил всё наследство, проводя жизнь очень греховную.
Грех рождает смерть. «Оброцы бо греха смерть»370. Плата за грех есть душевная смерть; но часто грех становится причиной и смерти телесной.
Блудный сын, расточив полученное наследство, дошёл до того, что стал пасти свиней и питаться рожцами. Так и человек, христианин, получая наследие Благодати Божией в Святом Крещении, а потом, удаляясь от Благодати, прерывая всякое общение с Богом-Отцом, становится сосудом диавола, сосудом греха, «живя блудно» вдали от Бога и постоянно пресмыкаясь в грехе.
Дальше мы видим в Притче, что в какой-то момент блудный сын пришёл в себя и понял свою ошибку. Видно, что когда он творил грех, то был вне себя, вне здравого смысла, вне благоразумия и вне рассудительности. Он пришёл в себя, говорит Христос, и подумал: «Колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю», – то есть: «Я пропадаю на чужбине. Лучше вернусь домой, скажу отцу, пусть он больше не называет меня своим сыном, потому что я недостоин этого, но попрошу, чтобы он принял меня в число слуг своих. Слугам живётся у отца хорошо; с меня же будет довольно, если я буду жить так же. Не дерзаю просить его снова назвать меня своим сыном, потому что я потерял право так называться. Я расточил то, что получил в наследство от отца; теперь мне достаточно просто вернуться и стать одним из его слуг».
Размыслив так, блудный сын принял решение вернуться. Он ещё даже не подошёл к дому, как отец уже вышел навстречу и ждал его с распростёртыми объятиями. Так и Бог всегда готов принять грешника. Блудный сын встал на прямой путь, путь спасения, и, следуя ему, пришёл обратно в свой родной дом. Отец тут же принял его, обнял, расцеловал и заплакал у него на груди. Блудный сын тоже плакал, а потом стал говорить отцу: «Отче, согреших на небо и пред тобою, и уже несмь достоин нарещися сын твой: сотвори мя яко единаго от наемник твоих». И что отвечает отец? «Забудь прошлое. С меня довольно того, что ты вернулся, что ты371372 теперь дома. Ты был мёртв и воскрес, пропадал и нашёлся. Этого достаточно. Огорчения, ошибки, потерю наследства – всё это забудь»373.
Отец тут же повелел приготовить баню. После бани он одел сына в светлые одежды и дал ему на руку перстень. В один момент всё изменилось. Ещё недавно он был грязным пастухом свиней, но как только вернулся домой, стал чадом Божиим, царским сыном, одетым в светлые богатые одежды! Блудный сын не ожидал такой встречи. Сколько же он нашёл в отце любви, нежности! «Как я заблуждался, как ошибался, оставив его и живя один на чужбине», – не мог не думать он.
Отец повелел заклать упитанного тельца, и начался большой праздник в честь возвратившегося. Началось великое торжество. В палатах отца всё сияло, и сын, конечно, не мог прийти в себя, не мог поверить, что он вновь дома. Отец же облёкся в честь великого дня в праздничные одежды, радовался и веселился.
Любовь отца к своему блудному сыну есть лишь бледное подобие той любви, которую Бог имеет к грешному человеку. Небесный Отец во всякое время готов всё простить и забыть прошлое, как только человек захочет обратиться к благодетельной жизни, вернуться к Нему и попросить прощения. Лишь бы человек пришёл в себя, понял свои ошибки, смирился, признал, что был неправ, и попросил у Бога прощения. И Бог в ответ скажет: «Забудь прошлое, чадо; довольно того, что ты вернулся. Я всё тебе прощаю, главное, что теперь ты рядом со Мной».
Приходит враг человеческий, диавол, искусный в лукавстве, лести и лжи, и нашёптывает на ухо грешнику: «Бог тебя не простит, ты – величайший грешник! Ведь ты совершил такие преступления. Теперь тебя ждёт суровое наказание и ад. Даже не пробуй обращаться к Богу. Ты недостоин поднять свои глаза на Него, молиться и просить прощения. Бог разгневан на тебя...» – и так далее.
Грешник не должен, конечно, всему этому верить! Любой отец и любая мать, когда их чадо обращается от грешной, блудной жизни, обязательно примут его в свои объятия, простят и не вспомнят о прежних обидах, даже если это их чадо в своё время оскорбляло и било их, лишь бы только оно возвратилось; им, конечно, будет довольно просто того, что дитя их раскаялось и вернулось домой.
Если мать по своей простой человеческой любви, которая, конечно, никак не может сравниться с любовью Божией, прощает и милует своё сбившееся с пути и обратившееся чадо, то тем более Бог, безграничный в любви и благоутробии, несомненно простит и помилует покаявшегося грешника! Мы не должны слушать наущений супостата. Он не познал, что такое смирение, потому и пребывает вдали от Бога. Лишь только в душе человека блеснёт луч смирения, как начинается его обращение. Следовательно, именно эгоизм и гордость удерживают нас вдали от Бога.
Если мы переживём сердцем историю блудного сына, то обретём источник непрестанного покаяния и обращения и будем обогащать свою душу любовью Божией. Мы прежде всего почувствуем, что Бог есть наш Отец, любви Которого к нам нет предела. В такой любви нельзя ошибиться. Как бы нам ни внушал враг, что Бог нас не простит за совершённые преступления, лишь только увидим в зеркале блудного сына Лицо нашего Небесного Отца, как тут же все бесовские помыслы рассеются.
Жили два монаха, которые по диавольскому наущению оставили монашество и ушли в мир. Они прожили некоторое время в миру, потом Бог призрел на труды и подвиги, подъятые ими в своё время в монашестве, и обратил их на путь покаяния. Братья вернулись в скит, исповедали свой грех, и каждому из них его духовник назначил епитимью: год, жить в затворе, не видя лица человеческого и пребывая в молитве, тогда по прошествии года грех их будет считаться прощённым и они смогут приступить к Святому Причастию. Через год оба они вышли из затвора. У одного лицо было светлое, другой был печален. Пищу им давали одинаковую, грех у того и другого был один и тот же, но выражение лица у них оказалось разным. Спросили одного:
– Отче, о чём ты думал, находясь в затворе?
– Я думал о том, что огорчил Бога, погубил свою душу, думал о том, что меня ожидает; что я вечно буду жить с бесами. От того, что я пребывал умом во аде, мои силы истощились и лицо иссохло от слёз.
Потом спросили другого:
– А ты, отче, как каялся в затворе?
– Я размышлял о любви Божией, думал, до чего я дошёл, как получилось, что бес меня соблазнил, как десница Божия исторгла меня и обратила на прежний прекрасный путь монашеской жизни; я размышлял о своей прежней жизни, о своём падении и о том, как Господь Своим Крестом и Своей Честной Кровью опять привёл меня сюда и по истечении года удостоил принять Святое Причастие. Теперь я чувствую себя свободным, живу, как и раньше, вместе с отцами и радуюсь. От радости этой я не чувствую ни горечи, ни печали.
Отцы решили, что оба брата преуспели в покаянии. Один – приводя на ум адские муки, другой – размышляя о любви Божией, но оба истинно покаялись и возвратились к монашеской жизни.
Таким образом, когда мы каемся и плачем, приводя на ум собственные грехи, размышляем об адских муках, о вечном удалении от Бога, Ангелов и света – всё это помогает нашему исцелению и восстановлению общения с Богом. И Бог посылает нам Свою любовь.
В то же время, когда человек видит, как Бог и Отец его любит, зовёт к Себе, не гнушаясь нашей скверной и нечистотой, прощая хулы и преступления, ведёт каждого ко спасению, обращая на путь покаяния и нескверного жития, то как ни плакать и ни радоваться человеку, видя таковую к нему любовь Божию!
Тот и другой образы покаяния двух кающихся монахов благословенны. Человек, с одной стороны, спасается покаянием, признавая собственный грех, с другой стороны, любовь Божия возвращает его на путь, оканчивающийся у Золотых Врат Царствия Небесного.
Размыслим, что Христос ради того, чтобы мы пребывали с Ним, жили в соединении с Ним, даровал нам «тельца упитанна», который есть Его Святое Тело и Его Честная Кровь! Если кровь козлов и быков и пепел тельцов, как сказано в Ветхом Завете, очищали осквернившихся374, то тем более Кровь Христова очищает нас от всякого греха! «Аще бо кровь козляя и телчая и пепел юнчий кропящий оскверненыя освящает к плотстей чистоте: кольми паче Кровь Христова... очистит совесть нашу от мертвых дел»375. Если кровь жертвенных животных в Ветхом Завете очищала человеческие грехи, говорит апостол Павел, тем более Кровь Богочеловека, Кровь распятого Христа, Кровь Агнца Божия очищает, освящает и спасает грешника! Ведь, вкушая Святые Тайны, мы становимся богами по благодати. «Бози есте, и сынове Вышняго вси»376377. По Благодати и по приобщению мы становимся чадами Божиими.
Особое внимание нужно обратить на то, как приступать к Святому Причастию. Тело Христово и Его Честная Кровь есть Величайшие Святыни.
А кто я? Я – грешный человек, достойный сожаления преступник. Но я всё же приступаю к Святым Дарам! Важно, как я приступаю: если приступаю в покаянии, после исповеди, с разрешения своего духовника, то причащаюсь Тела и Крови Христовых, причащаюсь вечной жизни. Посредством Божественного Причащения я делаюсь участником Царствия Божия: «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу»378. Быть «сонаследником Христу» означает, что христианин, приступающий к Божественному Причащению по Втором Пришествии будет обитать со Христом. Где Христос, там будет и христианин, который в покаянии и сокрушении сердца причащается Святых Таин.
Беда в том, что мы невнимательностью своей ни во что ставим таковую к нам любовь Божию. Любовь Его к нам так велика, а мы на неё не отвечаем как следовало бы. Он простил нам все грехи и будет прощать нам до конца жизни. Мы же чем воздадим Господу за Его великую любовь? Будем ли размышлять о ней непрестанно, будем ли стремиться переживать её, полагаясь, что эта любовь даст нам мужество и жизненные силы.
И когда любовь Божия посылает нам испытания, будем же благодарить Его, повторяя слова многострадального Иова: «Яко Господеви изволися, тако бысть: буди имя Господне благословенно»379. Любое испытание есть деятельное380381выражение любви Божией, ибо в любом испытании любовь и попечение – Божии. Бесконечное множество людей, христиан, приписывают своё обращение – лично своё или даже своей семьи – какому-нибудь жизненному испытанию.
Когда человек точно знает, что какой-нибудь великий властелин его любит, помогает, заботится и защищает его, и убеждён, что в любой момент может на того рассчитывать, тогда этот человек шагает по улице уверенно и твёрдо и гордится своим покровителем. Если человек так гордится покровительством другого человека, то как же должны гордиться мы покровительством Самого Христа! Да мы должны всё сердце своё отдать Ему, если действительно твёрдо и непоколебимо верим, что Христос есть наш Бог, что Он распялся за нас, что Он – посредник между Богом-Отцом и человеком, Он – Богочеловек, Который возлюбил нас Своей совершенной любовью! Никто не любит нас так, как Христос; доказательством тому – то великое торжество, что бывает на Небесах, когда покается один грешник. Тогда Небесные силы ликуют: «Радость будет на Небеси о единем грешнице кающемся».
Стоит только подумать, как велика эта радость Ангелов, когда они узнают, что какой-то большой грешник на земле покаялся и возвратился на путь Божий, и мы по-настоящему поймём, как велика их любовь к нам, грешным! Представьте себе радость Ангела Хранителя, который был приставлен к этому покаявшемуся грешнику с момента крещения и который никогда не оставлял его, хотя и пребывал в удалении по причине греха, творимого человеком! Ангел Хранитель человеческой души всегда молится и взывает к Богу.
Мы читаем в Священном Евангелии о бесплодной смоковнице382, как земледелец пришёл к слуге и сказал:
– Который год я прихожу и не нахожу на ней этой смоковнице плода; сруби её, чтобы не занимала место; посадим здесь что-нибудь другое.
Что отвечает слуга?
– Оставь её ещё на год, я обложу её навозом, окопаю, полью – может, она ещё даст плод.
– Что ж, подождём, – согласился хозяин.
Так и Ангел Хранитель. Часто коса смерти бывает уже готова «пожать» грешного человека за его грехи, но Ангел просит:
– Господи, подожди, дай ещё время; может, он покается, обратится, признает грех и вернётся к Тебе.
И Бог ожидает. Это говорит о неизбывной любви Ангела Хранителя к человеку: пусть человек и смердит от греха, но Ангел не отступает.
Как-то некий человек святой жизни383 пришёл из пустыни в город по какой-то потребности. Он увидел, что на улице сидит юноша и плачет. По опыту своему преподобный понял, что это Ангел Божий, подошёл к нему и спросил:
– Я знаю, что ты не человек, а Ангел Божий. Если ты Ангел, то почему плачешь?
– На самом деле, как ты и говоришь, я не человек, а Ангел Хранитель одной христианской души. Я плачу здесь потому, что человек, которого я охраняю, ныне грешит в этом доме, а я, чтоб не быть при грехе, жду его на улице, плачу и молю Бога, чтобы Он его простил, просветил и удержал от повторения греха.
Святой удивился любви, которую имеет Ангел к человеку. Потому бесчисленные множества Ангелов и радуются, когда обращается даже один грешник. Видите, какой у нас Бог! как велика к нам любовь Христа и Ангелов Божиих! Потому не будем отчаиваться, не будем терять мужества, но со дерзновением приступим к Престолу Благодати Божией, прося милости и прощения не только для себя, но и для всех людей на земле. Ибо все люди есть дети Божии, все сотворены Богом, и за всех распялся Христос! Но есть и заблудшие овцы, которые тоже должны обратиться. И за них нужно молиться. Кто будет молиться за них? За них будут молиться познавшие милость Божию, ведающие Бога – те, кого Бог уже посетил Своей любовью. Таков и наш долг перед Богом – молиться за всякого человека.
Грех – это не только нарушение заповедей Божиих; для нас, если мы не молимся за других людей, это тоже грех, это значит, что мы не исполняем долг любви по отношению к ближнему. Христос любит всех и распялся за всех, а мы обычно молимся только за себя и за своих родственников и знакомых, а других, пожалуй, забываем. Но ведь и остальные люди не чужды Креста Христова. Встанем же на колени, возденем руки Горе и от всего сердца тепло помолимся за каждого человека. Мы не знаем, какую силу может иметь наша молитва. Но люди приходят к покаянию, хотя нередко никто им не внушал мысли о покаянии и обращении. Что-то неожиданное происходит в их жизни – и они обращаются. Может, это подействовала чья-то молитва! Поэтому нам нужно старательно молиться за всех и молитвой своей выражать любовь свою к людям. Будем хоть в этом хотя бы и слабым отражением любви Божией к людям.
Воздадим честь и славу человеколюбию Божию!
Слава человеколюбию Твоему, Господи, которое Ты богато распространяешь по земле и покрываешь Своей славой и прощением грехи всего человечества! Аминь.
* * *
Произнесено в Америке в 1984 году.
См. Лк.15:11–32.
См. Лк.15:22–24.
См., например: Лев.16:14; Чис.6:13–21,19:4.
Ср.: Быт.1:26; 5:1; Пс.8:6; Ин.10:34.
Ср.: Гал.3:29; 4:7.
Сведения взяты из жития святого Нифонта, еп. Кипрского (IV в.). Память – 23 декабря по ст. ст.