Источник

БЕСЕДА ШЕСТАЯ. Верные управители духовных и материальных благ

Отцы и братия, наш жестокий враг, который, «яко лев рыкая, ходит» (1Петр. 5, 8), не замедлит поглотить нас, если найдет беспечными. Поэтому вдохновляйтесь примером друг друга: усердие и горячая ревность братии радует и укрепляет в надежде. С особенно большой духовной радостью переживаю я неложное обетование Господа нашего о том, что Он «упокоит» Своих благочестивых чад – «труждающихся и обремененных» (см. Мф. 11, 28). Вы будете достойны великой похвалы, если неутомимо и безропотно возьмете Крест Господень и последуете за Христом с полным самопожертвованием. Господь удостоит вас «почести вышняго звания» (Флп. 3, 14), если вы безропотно и терпеливо будете переносить строптивый характер окружающих вас и другие обстоятельства, случающиеся на повседневных послушаниях.

Есть некоторые братия в Обители, которые часто выезжают из монастыря. Они доставляют все необходимое для наших потребностей. Также с ними приезжает в монастырь множество посетителей. Эти братия находятся на более тяжелом и обременительном послушании и бывают сильно смущаемы в непредвиденных и экстремальных ситуациях. Однако если они будут руководствоваться верой и призывать молитвы своих духовных руководителей, то они легко найдут разрешение своих затруднений.

Да не оставляет никого из вас энергия, которую дает вера, ведь вы знаете, что «вся возможна верующему» (Мк. 9, 23). И когда в нас присутствует вера, она всегда привлекает Благодать, которая «немощная врачует и оскудевающая восполняет»15. Она делает нас победителями и избавляет от зависти и покушений лукавого.

Особенности нашего монашеского делания не ограничиваются пространственными категориями, потому что это не внешние искусство и деятельность, но внутренний опыт личности. Каждый из нас лично оказывает подчинение и послушание Господу. Поэтому наша внутренняя жизнь не может быть описана или даже понята теми, кто не живет этой жизнью. «Господни есмы» (Рим. 14, 8) – этими словами выражается то, что для нас является более реальной действительностью. Блажен тот, кто понял смысл этого и кто живет соответствующим образом, не взирая на внешние трудности. «Блажени раби тии, ихже пришед господь обрящет бдящих; аминь глаголю вам, яко препояшется и посадит их, и приступив послужит им» (Лк. 12, 37).

Прошу вас, братия, не будем предаваться беспечности, чтобы не быть отвергнутыми Богом. Ведь Он призывает «труждающихся и обремененных», то есть нас, к вознаграждению и успокоению. «Горе имеим сердца» и «сами себе, и друг друга, и весь живот наш избавителю Богу нашему предадим»16.

Также я всегда прошу вас не забывать, что мы продолжаем дело апостольского служения таинственно, а не так, как об этом думает и как это описывает мир. Господь наш, будучи величайшим и незаменимым Посланником Своего Отца, описывается в Священном Писании как «творяй и учай» (ср. Деян. 1, 1). Наша монашеская жизнь должна быть непрестанным свидетельством этого.

Мир – особенно, современный мир – пресытился понятиями и схемами, неосуществимыми обещаниями и абстрактными идеями и упорно добивается увидеть осуществленное на практике Евангелие. Он хочет убедиться, истинны ли божественные обетования.

«Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти» (Ин. 1, 12). Что это за «чада Божии»? Кто эти наследники Отца и сонаследники Христа (см. Рим. 8, 17)? Кто из них стали сынами воскресения и уже не живут по стихиям ветхого человека? Кто, не взирая на различные поводы и предлоги, остается к ним безучастным и смеется над миром и всем, что этому миру принадлежит? Оставляю другие вопросы и призываю приверженцев века сего показать нам своих героев, используя достижения своего собственного знания.

С тех пор, как Господь наш избрал Своих учеников и посвятил их в Свое учение и таинства возрождения человека, до сего дня хранится это Священное Предание и действенны все обетования Божии. Из поколения в поколение достойные приверженцы и ученики Господни свидетельствуют, что Иисус Христос «вчера и днесь Тойже, и во веки» (Евр. 13, 8).

Сколько внимания и усилий должны мы приложить, чтобы проявить это наше качество – добрых свидетелей, – так чтобы и мы были «во всяцем чувствии» (Флп. 1, 9) участниками в почести божественного благословения и истинными свидетелями для всех тех, кто требует от нас подлинного свидетельства! С препоясанными чреслами и горящими светильниками (см. Лк. 12, 35), в благочестии и ревности, будем непрестанно выражать свое доброе свидетельство, какие бы обстоятельства нас к тому ни вынуждали.

Будем готовы отречься от своей собственной воли в полной решимости на постоянное перенесение трудностей. Будем с терпением и сочувствием относиться к тем, кто смеется над нашим сознательным выбором и смущается интригами лукавого врага нашего спасения, возникающими по самым разным поводам. Неизменно держась нашей доброй решимости ко всякому исповедническому подвигу, с готовностью будем претерпевать искушение, какое бы с нами ни произошло, потому что всякое искушение имеет целью ввести нас в отчаяние. «Терпяще... в молитве» (Деян. 1, 14), будем переносить все сатанинские приражения, затрудняющие нам выполнение правил общежития. С верой в отеческое попечение и покровительство наших духовных руководителей не будем ничего бояться и не отступать ни перед чем.

Указывая на человеческое безразличие, пророк Давид говорит: «Сынове человечестии, доколе тяжкосердии» (Пс. 4, 3) и снова: «Сердце их суетно» (Пс. 5, 10); и о суемудренных: «Рече бо в сердцы своем: не подвижуся» (Пс. 9, 27), Поэтому все Священное Писание, Ветхий и Новый Завет, предписывает внимание ума и хранение сердца.

Боголюбивые братия, мы с вами восприимчивы к влиянию на нас помыслов – и добрых и злых. Не забывайте, что благочестивый и боголюбезный помысел – это владыка и господин над всеми решениями и всеми желаниями нашими. Наша главная задача – уметь различать те приражения и образы, которые возмущают наши помыслы. Таким образом мы узнаём, к чему они стремятся и куда склоняют нашу мысль; потом мы проверяем, возбуждают ли они страсти наши или, напротив, побуждают к правде и добродетелям. Этот-то смысл и имеет следующее изречение Писания: «Всяцем хранением блюди твое сердце» (Притч. 4, 23). Священное безмолвие, которое, можно сказать, есть главное дело монахов, постоянно занято именно этим деланием. Ведь внимательность и трезвение рождают рассуждение, которое есть духовное зрение.

Подвижническая жизнь основывается на точном хранении своей совести, которая предначертывает путь в духовном направлении. Однако наше собственное безразличие может вызвать притупление совести. Когда мы все время презираем упреки своей совести, которые нам указывают на что-либо или испытывают нас, тогда она замолкает, а мы начинаем жить, подвергая себя большой опасности, потому что вне ее света господствуют страсти и закон тления, ветхий человек.

Будьте внимательны, находясь на вашем послушании. «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему со трепетом» (Пс. 2,11). Потому что все предметы, инструменты и материалы, которыми мы пользуемся, являются пожертвованиями в монастырь, и дурное обращение с ними считается святотатством. В противном случае, оставаясь невнимательными, мы услышим: «Проклят творяй дело Господне с небрежением» (Иер. 48, 10). Насколько большую ответственность мы имеем за всякое расточительство, к которому наше поколение относится, к сожалению, так легкомысленно. Господь, после насыщения пяти тысяч, повелел собрать «избытки укрух» (Мф. 14, 20), чтобы ничего не пропало. Для чего могли понадобиться недоеденные кусочки ячменного хлеба, как не для того только, чтобы Господь научил новое поколение христиан, как сынов Божиих, как служителей таинств духовных, никогда не презирать того, что предоставляет Бог для поддержания жизни? Апостол Павел подчеркивает, что «питающаяся же пространно, жива умерла» (1Тим. 5, 6). Если вы не умеете уберечь материального и земного, говорит Господь, как буду говорить вам о небесном (см. Ин. 3,12)? Как же в таком случае мы удостоимся называться верными служителями, которых «пришед Господь обрящет творящих тако» (ср. Лк. 12, 43)?

Я постоянно возвращаюсь к этой теме, потому что имею в этом личный опыт. Преподобнейший Старец научил нас, и мы видели на практике, насколько ценна точность в бережном использовании вещей, даже самых незначительных. Он рассказывал нам, что много раз видел нашего святого покровителя, Честного Предтечу, как он снабжает нас материальными благами. Пророк Божий бросал продукты и необходимые вещи со стены, огораживающей монастырский двор, потому что, как он говорил Старцу ему нравилось, с какой бережностью братия относится к божественному благословению.

Доброе поведение также очень приветствуется пребывающей с нами Благодатью Божией. Поэтому я рекомендую вам быть добрыми, ласковыми, кроткими, смиренными во всех своих действиях. Как это ценят посетители-паломники, которые имеют «сожженную совесть» (ср. 1Тим. 4, 2), ставшую у них таковой от смеси общего безначалия, царящего в их душах, и неправедного приобретения! Сколько раз, и в старые и в нынешние времена, мы видели, как изменяет животные инстинкты одно кроткое слово, сказанное с любовью! «Вся вам любовию да бывают» (1Кор. 16, 14), «терпяще друг другу» (Еф. 4, 2) «по милости... Христове» (Флп. 1, 8), – все это повелевает нам Господь.

Братия, мы с вами – честные члены Христовы и подлинные ученики Слова, мы «соль земли» и «свет мира» (Мф. 5:13, 14), потому что мы – продолжатели Священного Предания. Если мы так веруем и действуем, очень скоро Благодать известит нас о приобретении сыновнего достоинства, которое Господь дарует тем, кто идет за Ним и Ему подражает. Он извещает Своих последователей не от слуха, но в чувстве (см. Иов 42, 5), и говорит об этом такими словами: «Вы же есте пребывше со Мною в напастех Моих, и Аз завещаваю вам, якоже завеща Мне Отец Мой, Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей во Царствии Моем» (Лк. 22, 28–30).

Пренебрегающие же своими обязанностями и похваляющиеся внешними формами, которые они соблюдают, услышат: «Иже несть со Мною, на Мя есть; и иже не собирает со Мною, расточает» (Мф. 12, 30).

Благое памятование о подвижниках нашей веры да не оставляет вас, потому что человек, как подверженный различным влияниям, очень сильно изменяется и вдохновляется образами добра и особенно примером подобострастных нам преподобнейших Отцов. Они с похвальным постоянством заботились о правде Божией и многое сделали для сохранения евангельского Предания. Они не достигли этого сами по себе, но по Благодати, которую имели в себе. Та же Благодать определила и нас, низких, буих и немощных (см. 1Кор. 1, 27), на то же служение и посланничество.

* * *

15

Из возгласа архиерея при рукоположении в священный сан.

16

Из возгласов священника и диакона на Литургии.


Источник: Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни / Старец Иосиф Ватопедский. - Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2004. - 147 с.: портр.

Комментарии для сайта Cackle