Источник

Письмо 12

Вы, описывая чужие немощи, не таите и о своих. Да, надобно и о них попещись; а паче потому, что дела Ваши – живые слова для вверенных Вам сестёр, во всех отношениях, как в добрых, так и в худых; пример начальников, как бы на воску, напечатлевается на нравах подчинённых. Христос начат творити же и учити (Деян.1:1), и тот, кто сотворит и научит, велий наречётся в царствии небесном (Мф.5:19). Зазирая себя и мыслью, и словом, надобно же и на дело понудить себя, где и помощь Божия явится. А паче всего надобно помнить церковь Божию, и понуждать себя на соборное богослужение: верно и сёстры тому же последуют, равно и в противном не упустят, извиняясь не одною слабостью, но и вашим молчанием; а когда вы на страже стоите, то видите тщаливых и ленивых, и последних возбудите пастырским Вашим гласом. Слово Божие, к пастырям речённое, помните: сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву; от руки твоея взыщу крове погибших овец (Иез.3:17). Книги читать сёстрам, смотря на устроение каждой; но более надобно давать читать деятельные, а не умозрительные, как-то: святых – Ефрема, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, пролога и жития святых отцов; и смотреть от них плода – познания своей немощи и смирения; а не того, что: все знаю, и в случае беседы оспаривать других. А далее Господь Сам даст им разум истинный, который стяжается от смирения; и сколько оное приносит пользы, столько напротив возношение повреждает; что́ видели сами на опыте на многих. Я писал N. N., какие книги читать, и должна она следовать Вашему приказанию: читать по три листа утро и вечер, с малым изменением, дозволив, ежели материя не кончена, до полулиста еще прочитать. Слава Богу, что она познала свое умственное падение; силен Господь даровать ей исцеление, но не вдруг, а по мере смирения её; а ведь это не малая вещь. Да поможет Вам Господь видеть плод попечения Вашего о ней. Об ... я уже не знаю, что Вам сказать; как Господь возвестит Вам, вразумляйте их; я к ним писал кое-что; от того они и крамолятся, что обе правы, т. е. горды; а гордым Бог противится, смиренным же дает благодать; – когда смирятся, то и успокоятся (Мф.11:29).

Куда ж нам деваться от скорбей? – и где искать такое место, куда они не проницают. Когда Сам Господь, не сотворивший греха, бывши во плоти, пострадати изволил, нам оставив образ, да пocледyeм стопам Его; и многими скорбми подобает нам внити в царствие Божие; то что будем делать, когда они приходят против воли нашей! А не иначе, как промыслом Божиим, попускаются к искусу нашего терпения, то и должны, покорившись воле Божией, нести скорбь с терпением и носити немощи немощных, не себе угождати, но ближнему (Рим.15:1). Вина скорбей Ваших от немирства сестёр; при помощи Божией рассматривайте их друг на друга смущение и увещевайте каждую к самоукорению, смирению и терпению; а где нужно, и через кого соблазн приходит, можно и востягнуть, по данной Вам власти: настой, обличи, запрети благовременно и безвременно, со всяким долготерпением и смирением (2Тим.4:2). Видно враг воздвигает бурю и смущение наипаче между теми, кои не имеют смирения, и мнятся нечто быти: а вы старайтесь, чтобы они, смирением, самоукорением и терпением, побеждали его коварства. Господь да упразднит лесть его и силу, воздвигаемую на святое Ваше обиталище; а из оных смущений на лучшее да произведет, к посрамлению его. Желаю Вам, докончив душеспасительно сию святую чстыредесятницу, встретить с сердечною радостью праздник светлый Воскресения Христова, со всеми Вашими о Христе сёстрами, и праздновать оный в мире глубоце и спокойствии. Многогрешный И. М. 7 апреля 1842 г.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle