Источник

БЕСЕДА ДЕСЯТАЯ. Смысл снисхождения Бога Слова

Отцы и братия, по Благодати Господней, призвавшей нас на путь крестоношения, на котором осуществляется наше восстановление и воскресение, я не прекращу давать вам указания, советы и даже порицать вас, когда в этом есть необходимость, поскольку осознаю, что вам необходимо спешить получить свой диплом28.

Хочу обратить ваше внимание на некоторый недостаток, имеющий место среди вас, о котором я слышал многократно и огорчался. У нас большой монастырь, и он, как видите, постоянно отстраивается. По этой причине наши братия трудятся на внешних работах. И поскольку трапезы отстоят друг от друга, особенно в летнее время, мы рассудили, чтобы был предложен некоторый вид утешения, необходимый преимущественно для молодых монахов, еще не привыкших к суровому злостраданию. Решением Игумена и братии, помогающей ему в управлении монастырем, дается некое легкое угощение в середине дня ради утешения немощных. И вот во время этого угощения я прошу вашу любовь быть внимательными и не терять благопристойности, а также не нарушать порядка из-за этого небольшого снисхождения. Будем избегать как любого многословия, так и злоупотребления продуктами, потому что все это вредит воздержанию. Дело в том, что за этим следует дерзость, которая подобна наготе и которая истребляет все плоды наших предыдущих усилий. «Ни едино ни в чем же дающе претыкание, да служение безпорочно будет» (2Кор. 6, 3). Требование во всем воздержания и благообразности особенно относится к нам, монахам, потому что мы должны жить «якоже светила в мире, слово животно придержаще» (Флп. 2, 15–16)29.

Ныне мы вступили в период поста, предшествующего святым праздничным дням Рождества Христова. Блажен тот, кто готов откликнуться на призыв Церкви и начать исполнять те священные обязанности, которые были мудро учреждены Святыми Отцами на время духовного поприща поста.

Пост – это период, когда мы можем еще раз взглянуть на себя и осознать всю глубину своего падения, увидеть, насколько мы беспечны, покаяться в тех многочисленных падениях, которые мы допустили либо по своей воле, либо по причине самолюбия и страстного пленения. Согласно великому отцу нашему Максиму Исповеднику, через это мы предаем Бога Слово. Предательство истины содержит в себе два вида отречения. Первое отречение – это предательство Иуды, когда, под влиянием страстей и самолюбия, мы отрекаемся от заповедей Божиих. Второе – это отречение Петра. Здесь мы, по трусости и из ложного страха, отрекаемся, что знали Господа30. Пусть каждый исследует свою жизнь и спросит себя, почему часто бывает предателем. Жаль, если он стал предателем и по той и по другой причине. В период начавшегося поста, отцы и братия, проявим усердие, чтобы принести покаяние, получить исцеление и уплатить свой долг.

Возбудите свой ум к бодрствованию, чтобы чувства не спали и не оставались без управления. Потому что в ином случае приходят разбойники – страсти – и опустошают жилище Христово. Будем поститься по возможности ревностно. Будем бодрствовать как должно. Будем трезвенными в изучении Писания, отеческих творений, пребывая в постоянном соблюдении устава и хранении чувств. На работах и послушаниях будем усердны, а не ленивы и небрежны, будто исполняющие трудовую повинность. Более прилежно постараемся хранить молчание, держась подальше от ропота и злословия. Особенно следует избегать осуждения, так как эта привычка свойственна вражде и ненависти. Осуждение и враждебность – это качества дьявольские, которых не должно быть у учеников Христовых, ибо все у них запечатлено любовью.

Избегайте пустословия, которое открывает двери нашей души, и тогда рассеивается все, что было собрано долгим трудом. Все наши члены – это орудия правды, органы совершения богодухновенной жизни, к которой мы были призваны и в которой пребываем, по Благодати Божией.

Таков, отцы и братия, смысл постов, учрежденных Святыми Отцами. Дело не в малой перемене пищи, как думают люди, не знающие цели поста. «Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения» (2Кор. 6, 2). Ныне подходящее время для упражнения в послушании.

Представим себе в чувствах и мыслях знойный день и морозную ночь. Если образно мы примем диавола за Навуходоносора, мы почувствуем, что в то время, пока мы сражаемся за наше спасение, тот разжигает мысленную печь искушений, то есть страстей, особенно у тех, кто молод.

Мысленная Вавилонская пещь имеет двойное действие. В чувственной области она действует посредством разжения и неразумного возбуждения; в разумной области – посредством гнева, ярости, злопамятства, эгоизма, беззаботности, расслабления, самолюбивых устремлений и худшего, что происходит от всего этого, – неверия.

Для противостояния вышеуказанным страстям мы с мужеством и долготерпением стремимся быть усердными в бдении, терпении, снисходительности, трезвении, а также в том, что выше всего, – в любви к Господу нашему, Который называет нас труждающимися, чтобы утешить во Царствии Своем.

Рассмотрим, отцы и братия, в этой беседе и таинство снисхождения нашего Господа, которое мы будем праздновать в конце сего поста. Разве не мог Бог Слово, Тот, «Имже вся быша»31, восстановить человека каким-либо другим образом, отличным от воспринятого Им смиренного образа обнищания? Какова была цель или причина для столь глубокого смирения и такой глубокой нищеты у всесильного Бога Слова, когда и «небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь» (Пс. 18, 2)? «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! Яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его» (Рим. 11, 33)! Была одна причина, и я со скорбью отмечаю это для того, чтобы мы пришли в чувство и пробудились. Причина эта заключалась в неизлечимом повреждении человека, произошедшем от погибельной гордости и безначалия, что могло быть исцелено Сыном Божиим только посредством глубочайшего смирения и подчинения Своему Отцу и Пастырю.

Разве после этого в нашей жизни может занимать какое-либо место непослушание или безначалие? Какое место может иметь среди нас ужасная дерзость эгоизма и наглое неповиновение и отступничество? Младенцем становится Тот, Кто растит начатки плода во чреве матери! Обвивается пеленами Тот, Кто украсил всю вселенную! Он полагается в ясли для скота, чтобы преподать нам, подверженным высокомерию и мечтательности, смиренное помышление, которое есть начало воскресения и вечной жизни.

Нам, монахам, особенно важно осознать и почувствовать всю глубину обнищания Господа нашего, так как это – цель нашего обучения и всех наших усилий. Мы, привлеченные Господом нашим проводить жизнь духовную, во что бы то ни стало должны стараться Ему подражать. Разве над нами имеют право господствовать непослушание и прекословие, похоть и ропот, наглость и лень? Неразумные и достойные плача отговорки, будучи смоковными листьями, разве смогут прикрыть своенравие и сладострастие? Я не думаю, что существует более действенное средство и оружие против всякого вида дерзости, являющейся признаком ветхого человека, чем памятование о божественном умалении нашего Христа. Это памятование избавляет нас от всякого зла, при условии соединения мысли с практическим деланием.

А сколько благ мы получим, когда сподобимся исцеления своего первозданного образа! Главное – не забывать, что стремление к этому состоянию исцеления и чистоты является для нас, монахов, основной целью! Потому что мы не должны остановиться только лишь на освобождении страстной части души, но подняться на высоту созерцания и обожения, в котором и состоит божественное обетование людям (ср. Ин. 10, 34–35).

«Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти »(Ин. 1, 12). Их существование не восходит к плоти и крови, но они «от Бога родишася» (Ин. 1, 13), и лукавый после этого не прикасается к ним. Пока принявшие Христа находятся в глиняном земном теле (ср. 2Кор. 4, 7), их просвещенный ум, исполненный высоких умозрений, охватывается надмирным созерцанием: они теряют ощущение временного и преходящего и находятся уже в приготовленных обителях Царствия Небесного, наслаждаясь теми вечными благами, которые их ожидают.

Сколько раз наш преподобнейший Старец говорил нам, что Дух Святой возвышал его до подобных созерцаний, так что он созерцал лоно Авраамово и наяву принимал благословение сего древнего предка всех спасавшихся! Все, о чем говорит апостол Павел, вкусили наши Отцы в постижениях духовного характера: они имели «известнейшее... слово» (2Петр.1,19) еще прежде окончания жизни. Вы всегда должны помнить обо всем, относящемся к нашему жребию, «да не стужаете, душами своими ослабляеми»32 (Евр. 12, 3) в различных видах брани на невидимой войне.

На эту брань вдохновляет апостол Павел своего ученика, когда говорит: «В сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяиие твое явлено будет во всех» (1Тим. 4,15). Если мы все время будем «горняя мудрствовать, а не земная» (ср. Кол. 3, 2), Господь, Который каждому дает «по сердцу и весь совет исполнит» (Пс. 19, 5), не презрит нашего труда, но наградит и сверх избытка, поскольку Он назначил нам в удел жребий подвизаться на этом месте.

Сколько раз наш Старец описывал нам в возвышенных словах селения спасенных и град Божий, о котором упоминает апостол Иоанн в своем Апокалипсисе (см. Откр. 21, 16–27), а также сверхсолнечный лик Госпожи нашей Богородицы, Которая столько раз утешала его, когда с непреклонным усердием он строго выполнял отеческие правила. С нашей стороны было бы неблагодарностью забывать о тех умозрениях, о которых рассказывал нам наш духовный отец, о тех, которые он сам пережил, а не прочитал или услышал от других: ведь все это было не во время оно, когда жили наши древние духоносные Отцы, – это было в наши лукавые дни. Поскольку и мы, по благодати Христовой, являемся ростками от этого корня, «да приступаем с дерзновением к престолу Благодати» (Евр. 4, 16) как законные наследники ее плодов.

Не будем расслабляться, братия мои, и увлекаться безжизненными лозунгами заблудившихся западных «духовных писателей» и ученых, которые считают, что учение и пример жизни наших Отцов были важны только во время оно, то есть когда-то давно, а сейчас будто бы это только предмет изучения. И тогда и сейчас – всегда наша позиция и наши убеждения, наша цель, соединенная с тоской о Небесном Отечестве, вся наша вера и все усилия наши были и будут оставаться теми же, что и у древних Отцов, которые постоянно, невидимо, но осязательно поддерживают нас, и покровительство которых всегда будет нашей истинной опорой.

Не будем идти на компромисс и отступать перед какими-либо препятствиями и обстоятельствами, а также перед людьми, идущими на компромисс, и даже перед самим Сатаной, который, желая обольстить нас, «преобразуется во ангела светла» (2Кор. 11, 14). Держась нашей подлинной исповеднической позиции, продолжим осуществление Священного Предания – и сами учась, и уча наших мирских братьев следовать обычаю: «Стойте и держите предания» (2Фес. 2, 15) нашей Церкви и нашего народа, который многократно, в защиту православного свидетельства об истине, оросил землю нашего Отечества мученической кровью, а также слезами и потом преподобных!

* * *

28

Под «получением диплома» старец Иосиф подразумевает достижение того состояния, которое является целью нашей земной жизни – оставление страстей и получение истинной свободы во Христе.

29

Ср. рус: «как светила в мире, содержа слово жизни...».

30

Ср.: «Если мы стремимся называться и быть [достоянием] Божиим, постараемся своими страстями не предать Слово, подобно Иуде, и не отречься, подобно Петру. Ибо отречение от Слова – это отказ из страха сотворить добро; предательство же – деятельный и намеренный грех (η κατ ενέργειαν εμπρόθετος αμαρτία ) и страстное к нему влечение» (прп. Максим Исповедник, «Различные богословские и домостроительные главы, и О добродетели и пороке», Сотница 1, 43. PG 90, 1193).

31

См. Символ веры, ср. также: Ин. 1, 3.

32

Рус.: «чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими».


Источник: Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни / Старец Иосиф Ватопедский. - Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2004. - 147 с.: портр.

Комментарии для сайта Cackle