Источник

Конспект лекций по Патрологии 192

Книга составлена по студенческим записям лекций, предназначалась исключительно студентам и в продажу не поступала. Издание первое выпущено типо-литографией С. М. Мухарского в Москве в 1911–1912 гг.

Лекции охватывают два периода: 1. Древнехристианская, или доникейская, церковная литература и 2. Патристическая, или посленикейская, церковная литература. Периоды распадаются на пять отделов, в свою очередь подразделяемых на 28 глав. Каждая глава посвящена отдельному святому отцу или церковному писателю193.

Нет нужды передавать содержание всех глав, во-первых, потому, что все они построены однотипно (жизнь, сочинения и богословие святого отца), во-вторых, они, в основном, повторяют материал ряда статей и очерков профессора И. В. Попова, уже представленных в вышеизложенных аннотациях. Тем не менее, для примера можно воспроизвести одну главу, посвящённую святому Афанасию Александрийскому.

Глава о святителе Афанасии состоит из девяти параграфов. § 1 посвящён биографии святого. Его жизнь, помимо его первых лет жизни до епископства, условно обозначена пятью периодами, разделяемыми между собой изгнаниями. Хотя характеристика каждого из периодов содержит только несколько строк, такое краткое изложение жизни святого Афанасия с чёткой периодизацией очень полезно для общего о ней представления.

Сочинения святого Афанасия в § 2 разделены по тематике на апологетические, догматико-полемические, историко-полемические, экзегетические, аскетические творения и пасхальные письма. В каждом разделе при перечислении сочинений хронологический порядок не соблюдается, и трудно сказать, какого порядка автор придерживается. Все перечисленные сочинения имеются в собрании их в русском переводе, изданном Московской Духовной Академией (изд. 2-ое, 1902–1903 гг.), за исключением «Книги о Троице и о Духе Святом», сохранившейся только в латинском переводе, и двух посланий к Люциферу, написанных на латинском языке. Отдельные сочинения, имеющиеся в указанном издании МДА, в этом списке не указаны (например, две книги «Против Аполлинария», Символ Quicunque – вероятно, вследствие признания их неподлинными).

Все следующие параграфы (3–9) излагают учение святого Афанасия: философские предпосылки учения святого Афанасия (§ 3), бессмертие первых людей и их грехопадение (§4), обожение человеческой природы в лице Искупителя (§ 5), обожение искуплённых (§ 6), идея обожения и вопрос о природе Сына Божия (§ 7), тринитарная терминология святого Афанасия (§ 8), изложение учения святого Афанасия о Святой Троице (§ 9). За исключением последних двух параграфов, первые пять (§ 3–7) представляют собой краткое изложение статьи автора «Религиозный идеал святого Афанасия Александрийского», содержание которой автор, по-видимому, излагал в своих лекциях и которой, возможно, пользовались студенты при правке своих записей. Правда, здесь не говорится о «религиозном идеале» святителя Афанасия, а это слово заменяется более определёнными терминами: «сотериологические чаяния», «сотериология», «учение о спасении».

Однако ничего не говорится о харизматиках, учение о духовных дарованиях которых считалось в упомянутой статье как один из составных элементов религиозного идеала святого Афанасия. Для усвоения людьми дела Христова здесь признаётся необходимость как индивидуального, так и родового понимания воспринятого Христом тела, что в статье отмечалось как некоторая неясность в учении святого Афанасия по этому вопросу.

В § 8 о тринитарной терминологии святого Афанасия даётся выяснение смысла терминов όμοούσιος, δμολος, ύπόστασις и πρόσωπον.

В § 9 автор излагает учение святителя Афанасия о Святой Троице, в частности, о различии понятий рождения и творения (рождение из существа рождающего, творение – из ничего; рождение по необходимости природы, творение по воле творящего), об отсутствии необходимости посредника при творении Богом мира, о Сыне, как Силе Божией в действии и Его равенстве с Отцом, о Духе, исходящем от Отца через Сына и равном Отцу и Сыну, о взаимном проникновении Лиц Святой Троицы.

* * *

192

3-е издание студентов Московской Духовной Академии. Сергиев Посад, 1916. Московская Духовная Академия осуществила новое издание лекций: Попов И. В., проф.Патрология: Краткий курс. М., 2003. Указываем страницы по этому изданию (Прим. Ред.).

193

Период первый (С. 6–131). Отдел I. Мужи апостольские. 1. Учение двенадцати апостолов. 2. Первое послание Климента Римского к Коринфянам. 3. Так называемое «Второе послание Климента к Коринфянам». 4. «Пастырь» Ерма. 5. Послание, известное с именем ап. Варнавы. 6. Святой Игнатий Богоносец. Отдел II. Апологеты. 7. Аристид. 8. Иустин Мученик. 9. Татиан. Отдел III. Противогностическая литература. 10. Святой Ириней. Отдел IV. Возникновение научного богословия. 11. Тертуллиан. 12. Св. Киприан Карфагенский. Александрийская школа. 13. Климент Александрийский. 14. Ориген. 15. Св. Дионисий Александрийский. Период второй (С. 140–276). Отдел I. Литература тринитарных споров. Литература Восточной Церкви. 16. Святой Афанасий Александрийский. 17. Прп. Макарий Египетский. 18. Святой Кирилл Иерусалимский. 19. Святой Василий Великий. 20. Святой Григорий Богослов. 21. Святой Григорий Нисский. Литература на Западе. 22. Блаженный Иероним. 23. Блаженный Августин.


Источник: [Собрание сочинений] / К.Е. Скурат. - Яхрома : Троицкий собор, 2006-. / Т. 4: Святость Руси. - 2011. - 725 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle