Источник

БЕСЕДА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ. «Трезвитеся, бодрствуйте!» (1 Петр. 5, 8)

Отцы и братия, поскольку я несу тяжесть ответственности за вас перед Богом, я обязан наставлять вас во всем, как и первоверховный апостол Петр говорит: «Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием»136 (2Петр. 1, 13), а также: «Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотити» (1Петр. 5, 8).

В самых разнообразных обстоятельствах, случающихся с нами в невидимой и видимой войне, «не дивитеся еже в вас раждежению ко искушению вам бываему, яко чужду вам случающуся»137 (1Петр. 4, 12). Мудрый учитель, желая пробудить нас от сна, продолжает: «Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся» (1Петр. 4, 1). Апостол, после отеческого благословения и воодушевления, не упускает случая напомнить нам и о наказаниях, которые ожидают тех, кто пребывает в беспечности и, находясь в сонме святых, предает дарованные Богом благословения. И мы имеем то же благословение – находиться в сонме святых, поэтому слова Апостола обращены и к нам: «Аще бо Бог ангелов согрешивших не пощаде, но, пленицами мрака связав, предаде на суд мучимых блюсти» (2Петр. 2, 4). Более полезным для нашего духовного преуспеяния, однако, было бы помнить о любви Божией к нам и пребывать в любви, чем бояться угрозы страдания и наказания, в котором проявляется божественная справедливость.

Очень часто Отцы используют примеры из повседневной жизни, чтобы воодушевить нас на подвиг. Примерами из мирской жизни призывает нас к духовному подвигу и Господь: «Сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть» (Лк. 16, 8). Из Святых Отцов множество примеров в своих поучениях использует, например, преподобный Ефрем Сирин138, призывая тем самым к бодрствованию и усердию в духовном подвиге. Для примера он ссылается на прилежание и усердие занимающихся литературой, искусствами и другими видами деятельности: они, не взирая на труды и лишения, не смущаясь укорами своих начальников, постоянно стремятся достигнуть своей цели. Необходимо и нам употреблять те же усилия, потому что мы ожидаем не каких-то материальных благ и светских наград, но усыновления, которое обещает Господь всем, желающим последовать за Ним. Какое достоинство имеют выгоды и успехи мирской деятельности перед святостью и обожением, которое Господь обещает всем, кто ожидает Его явления? Ведь успехи мирской жизни исчезают еще прежде того, как их успевают достигнуть.

Святые Отцы утверждают, что полезное средство очищения и освящения – это все случающееся с нами переносить с благодарением. Смысл этого восходит к всемудрому домостроительству Божию, желающему всех ввести в Царствие Небесное. Однако бедственное положение, в котором находится человек после грехопадения, различными причинами отклоняет нас от этого пути. Чувственное развращение, вошедшее в человека после падения, вынуждает его – хочет он или не хочет – желать наслаждения, являющегося источником смерти. Добровольное принятие скорбных жизненных обстоятельств необходимо для покрытия вины и исцеления нашей испорченности. Способ, посредством которого Благодетель Бог осуществляет наше лечение, – это так называемые неожиданные скорбные потрясения. Они стали неразлучными спутниками нашей жизни. Всеблагий Бог, чтобы утешить нас и известить о том, что они необходимы, сделался человеком и жил в условиях добровольного злострадания. Перенося все издевательства и скорби, которые исходили от служителей диавола, Он, в конце концов, крестом и смертью запечатлел узкий и скорбный путь воссоздания человека.

«Христу убо пострадавшу за ны плотию, и вы в ту же мысль вооружитеся»(1Петр. 4, 1). Вот какова причина, по которой мы должны претерпевать все скорбное, что случается с нами. Только скорби могут избавить нас от осуждения за грехи и исцелить от противоборствующего закона тления, который господствует над нами (ср. Рим. 7, 23).

Помогая различными советами и наставлениями, Святые Отцы ведут нас к исцелению и спасению. Они учат нас, что жизненные скорби неоднообразны и не одного вида. И хотя неудачи, скорби, болезни, различные временные обстоятельства и состояния, злые люди, отвергающие евангельскую истину или не знающие ее, препятствуют, по видимости, боголюбцам исполнять свой долг, Святые Отцы любомудро и богодухновенно учат нас, что не бывает ничего случайного или бесцельного, если даже нам кажется, что причина заключается в тех, кто причиняет нам скорби. «Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся» (1Кор. 11, 31–32). Всеспасительное промышление и попечение о нас нашего Спасителя попускает нам трудности и скорби ради исцеления неразумного сладострастия, возращенного в нас невнимательностью и безразличием.

Рассудительнейший авва Марк говорит: «Упреки людские хотя и причиняют сердцу скорбь, но становятся для претерпевающего их причиной непорочности»139. «Если хочешь не во осуждение принимать от людей похвалу, сначала за грехи свои возлюби обличение»140. Как учат Святые Отцы, победить всякую напасть, откуда бы она ни происходила, можно только молчанием. Потому что по-настоящему смиренномудрый не тот, кто уничижает самого себя, но тот, кто принимает с радостью от ближнего поношения и бесчестия.

В общежительном монастыре всегда есть поводы к смирению, посредством которых мы вступаем в невидимую брань. Однако прежде нежели мы почувствуем реальность божественных обетовании, в наших сердцах должны угаснуть страсти. Но страсти не исчезнут сами по себе, если мы не окажем никакого сопротивления неразумным помыслам и желаниям. Ежедневно случающиеся скорби и искушения снова и снова возбуждают нашего ветхого человека как телесно, так и душевно. Здесь и должен быть совершен подвиг отречения и исповедничества. Разве не каждый день мы переживаем трудности в связи с этим? Терпение, долготерпение, молчание, послушание, отречение от своей собственной воли и предпочтение успокоить брата нашего, нежели навязать ему свое мнение – так, во всяком случае, мы должны поступать, если мы внимательны, потому что через это мы осуществляем нашу цель и следуем свидетельству совести.

«Се, ныне время благоприятно, се, ныне день спасения. Ни едино ни в чемже дающе претыкание, да служение беспорочно будет »(2Кор. 6, 2–3). Как мы докажем, что, как говорит Господь, мы есть «соль земли» и «свет миру» (Мф. 5:13, 14)? Разве это может осуществиться через ропот, прекословие, гнев, лень и беспечность, которые мы обычно допускаем в своей невнимательной жизни? Какой пример подадим мы нашим братьям, живущим в миру? Ведь они находятся в сокрушении и разочаровании, видя вокруг себя только идолов личной выгоды и корысти: они требуют от нас показать им здоровый образ существования и не колеблющийся путь спасения. Я очень часто слышал, как они говорили, что получили много пользы, взирая на пример нашего поведения. Много раз меня спрашивали: «Почему, отче, вы, будучи друг для друга чужими и не связанными родственными узами, не ссоритесь, не ругаетесь, даже не спорите между собой, тогда как мы постоянно это переживаем в узком кругу своей семьи?» Я отвечал, что это происходит потому, что между ними отсутствует союз, связующий «разстоящиеся естества»141. «Вы, – сказал я им, – все определяете словами «это мое», а мы говорим «это наше». Мы заботимся и просим о том, чтобы единство разстоящихся всегда пребывало с нами, веруя, что «Той печется о нас» (1Петр. 5, 7) и что так оно и будет».

Из этого примера очевиден наш двойной долг: забота как о нашей собственной безопасности и спасении, так и о том, чтобы подавать пример и приносить пользу своим ближним, стремящимся к деятельной жизни «по Христу» (ср. Кол. 2, 8), для своего собственного утверждения.

Внимательность в поведении всегда благословляется Богом. Особенно, если это касается бережного отношения к материальным благам. Господь по насыщении пяти тысяч, как я вам уже говорил и ранее, потребовал, «да не погибнет ничтоже» (Ин. 6, 12) из оставшегося в избытке. В другой раз, когда Никодим просил у Него извещения о божественных и сверхъестественных откровениях, Он выразил свое неудовольствие такими словами: «Аще земная рекох вам, и не веруете; како, аще реку вам небесная, уверуете?» (Ин. 3, 12). Это обличает нашу неспособность и недостаток внимательности в выполнении своих обязанностей, что говорит о том, что мы плохие управители и, следовательно, недостойны преуспеяния, недостойны и доверия нам сверхъестественных таинств, которые заслуживают «добре потрудившиеся».

"Кто есть, – говорит Господь, – верный строитель,.. егоже Господь его обрящет творяща тако» (ср. Лк. 12:42, 43). Он проявляет точность в благом строительстве не только по отношению к самому себе, но и в отношении своего окружения. Насколько это отвратительно, когда по причине нашей собственной невнимательности, и особенно по невнимательности ответственных из братии, каждый день приходит в негодность имущество нашего монастыря, которое доставалось с большим трудом и многими затратами. Причиняемый вред касается не только материальных припасов и продуктов, но и инструментов и всех вещей, необходимых для различных монастырских работ. Разве возможно, чтобы Бог дал Свою многоценную и неописуемую Благодать человеку неспособному и небрежному, характерными чертами которого являются безразличие, расточительство и беспечность? Справедливо мы лишаемся божественного благословения, без которого ничего не можем делать. «Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5) и: «Питающаяся же пространно (душа), жива умерла» (1Тим. 5, 6). Как впоследствии мы поможем страдающим, бедным и несчастным, число которых в наше время постоянно растет? Неужели мы забываем, что Господь в Свое Второе Пришествие покажет, что у Него есть нечто общее с теми, кто осуществлял на практике свое сострадание к людям?

Умоляю вашу любовь, отцы и братия, будьте всегда внимательными, как разумные управители, которых Господь не только хвалит, но и принимает, награждает и называет сотрапезниками. Они хорошо послужили Ему на земле, и поэтому Он справедливо вводит их в Свое вечное Царство, говоря: «Добре, рабе благий и верный» в своем служении, соблюдший Мою волю и Мои заповеди, «вниди в радость Господа твоего» (Мф. 25, 21). Немного внимательности – а какую славу в вечности получат за него те, кто приобрел добродетели и усердие верного управителя!

* * *

136

Рус.: «справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой телесной храмине, возбуждать вас напоминанием».

137

Рус.: «огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного».

138

Ср., например: св. Ефрем Сирин, О правой жизни, 45. Творения, т. II, с. 73; К египетским монахам, Поучение, 7. Там же, с. 89.

139

Прп. Марк Подвижник, 200 глав о Духовном Законе, 49. Добротолюбие, т. I, с. 524.

140

Там же, 72. С. 526.

141

Ирмос воскресного канона, глас 4.


Источник: Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни / Старец Иосиф Ватопедский. - Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2004. - 147 с.: портр.

Комментарии для сайта Cackle