Беседа 14. «Благословите, а не клените»203
Дорогие христиане!
Апостол Павел, уста Христовы, оставил нам одно великое, мудрое и спасительное наставление: «Благословите, а не клените»204. Да не исходит из уст ваших горькое слово проклятия, которое как терновый шип ранит нашего ближняго, нашего брата! Пусть уста наши произносят только слова благодатные.
Как мы знаем, проклятие – очень тяжкое слово. Даже просто слыша слово «проклятие», человек уже чувствует себя не очень хорошо. Но чаще всего проклятие произносят родители над своими детьми, особенно матери: в гневе и раздражении они очень легко посылают в разнообразных выражениях проклятия своим детям, становясь через это преступниками перед Богом. Конечно, бывает, что и дети ведут себя плохо: не слушаются, не уважают родителей. Но это не значит, что Бог даёт родителям право, когда дети не слушаются, проклинать их.
Опыт жизни показывает, что часто проклятие родителей, особенно матери, исполняется над детьми! И это как раз происходит оттого, что по большей части гнев родителей бывает справедливым, ведь никогда ни одна мать не станет гневаться на своего ребёнка без причины. Но вместо того, чтобы гневаться, проклинать, богохульствовать, посылать ребёнка туда, куда она посылать вообще не имеет права, произносить жестокие слова, которые она, как христианка, не может даже произносить, мать должна встать на колени или лучше бы становиться на колени постоянно и подолгу со слезами молиться и просить Бога: да подаст Он её чаду рассуждение, просвещение, почтение и послушание! Кто может дать матери право посылать своё чадо к чёрту?! Враг в этот момент может услышать слово матери и в действительности вселиться в ребёнка. Когда в гневе и раздражении дети отсылаются к дьяволу, очень естественно, что тот сам может вызывать ярость у этих детей, и от этого они будут становиться ещё хуже. Это будет вызывать у матери всё большее раздражение, зло начнёт расти как снежный ком и, как результат, именно мать окажется виновата пред Богом в том, что произнесла проклятие, а ребёнок, неся довлеющее над ним осуждение, будет становиться всё хуже и хуже. Матерям нужно понять, что постепенно это может сделаться у них злой неискоренимой привычкой и что она должна понудить себя следовать другому методу воспитания, о котором мы сказали выше. Так они честно и правильно исполнят свой долг христианки и матери перед своими детьми.
Следуя этому методу, они должны наставлять детей с любовью, учить их молиться, приучать к храму, прививать хорошие манеры и учить всему этому своим личным примером. Так с наименьшими усилиями дети смогут найти в жизни правильный путь – путь спасения, что поможет им стать полезными для себя и для общества посредством духовного совершенствования.
Есть много примеров того, как проклятие матери исполнялось над ребёнком. Расскажу вам один из них. Однажды Бог привёл меня на один из островов нашей родной Греции для совершения исповеди. Там, в одной деревне, я познакомился с двумя женщинами, матерью и невесткой. Обе они были одеты в чёрное, траур был виден не только в одежде, но и в душе их. Мать скорбела об убитом сыне, вторая женщина была женой погибшего. Что же произошло? Мать, когда её ребёнок, этот погибший молодой человек, был ещё маленький, непрестанно бранила его за то, что он тайно от взрослых брал ружьё своего дяди, убегал с ним в лес и охотился. «Дитя, не бегай на охоту, дядя не разрешает, как бы ни случилось чего плохого», – говорила она. Но мальчик не слушался, по-прежнему тайно брал ружьё, убегал в лес и подолгу не возвращался. Как-то однажды мать в раздражении сказала: «Ты не слушаешься, да чтоб тебе застрелиться этим ружьём»! Слово это сорвалось у неё с языка и как семя упало на землю.
Прошли годы, сын её женился, и вот однажды он отправился на охоту, ушёл и не вернулся. Мать, вспоминая давнее проклятие, мучилась угрызениями совести. Был вечер, она выбежала из дома и побежала в горы искать сына, но не нашла. Она вернулась домой, когда уже стемнело, а на заре опять пошла в горы. По пути ей встретилась собака, которая и привела её к убитому сыну. Как оказалось, молодой человек перелезал через ограду, случайно сдёрнул затвор, зацепил за курок и сам в себя выстрелил. Мать и невестка оделись в чёрное и вдобавок к этому по традиции, принятой в той местности, и дьявольскому заблуждению думали, что в случае смерти близкого они полгода или год – не помню уж точно – не должны ходить в церковь. Это дьявольское ухищрение было, конечно, навеяно для того, чтобы человек, скорбящий о потере близкого, был лишён утешения Божия. Дьявол оставляет людей одних в доме, опутывает тысячью помыслов, так что многие под конец даже доходят до самоубийства.
Суть этой истории такова, что хотя тяжкое слово было посеяно, когда сын этой женщины был ещё маленький, но нашло своё исполнение во взрослом его возрасте. Так бывает во многих случаях. Поэтому нужно очень внимательно относиться к своим словам, ведь часто тяжкое слово исполняется не сразу, но сеется и прорастает в другое время, какое определит Бог.
Проклятие – очень тяжкое прегрешение, которое может причинить зло не только тому, кому адресовано, но и самому проклинающему. Примером тому – следующий случай.
Один епископ вместе со своим диаконом шёл в некую деревню служить литургию. По дороге они встретили бедняка, который сидел у обочины. Владыка с ним поздоровался:
– Добрый день, человек Божий!
Бедняк ничего не ответил. Тогда епископ в другой раз сказал:
– Добрый день, человек Божий!
Тот опять не ответил. Епископ в третий раз его поприветствовал, и когда тот снова ничего не ответил, владыка, выйдя из терпения, произнёс:
– Да будь ты проклят!
Наверное, его оскорбило молчание бедняка. Они с диаконом продолжили путь. Владыка отслужил литургию, но после службы почувствовал себя плохо, и сказал диакону:
– Мне плохо, брат, и думаю, что это от того, что я сказал тяжкое слово тому бедняку.
Диакон ему говорит:
– Позвольте, владыка, сказать Вам что-то.
– Да, дитя моё, говори.
– Когда Вы прокляли бедняка, я видел, что из Ваших уст вылетел ворон и полетел к бедняку, но потом вернулся назад и влетел в Ваши уста.
– О, это было несправедливое проклятие! Кто знает, что это был за нищий. Вставай, пойдем скорее.
Они встали и пошли к тому месту, где встретили бедняка. Придя туда, они поняли, что человек тот был глух и не мог слышать приветствия епископа.
«Проклятие, исшедшее и не обретшее места, возвращается к пославшему его»205. Когда проклятие несправедливо, зло обращается на того, кто изрёк проклятие.
Потому нужно всегда благословлять, то есть делать так, чтобы из наших уст исходило доброе слово, тогда мы не будем проклинать и через это сами впадать в великое прегрешение.
Лучший способ остановить этот грех, так распространённый, особенно среди матерей – это молитва. Но даже если нам и случится согрешить, нужно помнить, что благость и милость Божии безграничны, как безграничен Он Сам, и что Он всегда готов простить обращающегося к Нему с покаянием.
Благой Бог да ниспошлёт милость и просвещение Своё на всех, дабы всем покаяться и достигнуть Его Царствия. Аминь.
* * *
Произнесено на встрече с соотечественниками в Канаде.
«Если я делаю кому-то зло и он меня проклинает, то его проклятия имеют силу. Однако если несправедливости не было, то проклятие возвращается назад – к тому, от кого оно изошло» (Старец Паисий Святогорец. «Слова», т. 1, гл. 5).