Источник

Беседа тринадцатая. Страсть богохульства198

Дорогие мои чада!

Сегодня мы поговорим об ужасной страсти богохульства. Она – нечто страшное. Наша земля несёт на себе неподъёмный груз богохульства сынов человеческих. Земля стонет от этого преступления – мы видим это на деле. Не знаю, каков процент людей, большей частью, конечно, мужчин, которые произносят страшные хулы на Того, Кто держит Вселенную одним Своим мановением. Во всякое время они творят преступление. Если мы с помощью воображения бросим взгляд на множество людей, то сможем представить, сколько страшных богохульных слов во всякое время обращаются к Небу, раня сердце Того, Кто за этих людей принял смерть на Кресте.

Ещё есть и огромная масса бесов, которые непрестанно изрыгают богохульства. Вся их жизнь, весь смысл их существования в том только и состоит, и нет у них никакой другой цели, как только покорить Бога под ноги свои. Миллиарды бесов богохульствуют неограниченно, за ними следуют люди, которые продолжают и преизбыточествуют это дело бесов. И Христос во всякое время распинается теми, кого Он Сам сотворил.

Евреи распяли Его один раз. А мы, православные христиане, искуплённые от вечного осуждения Его Пресвятой Кровью, мы Его распинаем и уязвляем без конца, вновь и вновь надеваем на Его Пречистую Главу терновый венец, причиняем Ему страдания гораздо большие тех, что причинили неверующие в Него иудеи. Мы же верим в Него, омылись в купели Крещения, причащаемся Его Тела и Крови, а потом... богохульствуем! Могу сказать, что это величайший грех и преступление из всех грехов и преступлений, которые только может совершить человек. Всё остальное направлено либо против самого человека, либо против их ближних. А богохульство – прямо против Христа и Пресвятой Богородицы.

Богохульник хулит не от того, что Бог виноват. Вот что-то случается у человека на работе, дома, с детьми, с женой и т.д., и вместо того, чтобы бранить виновных лиц, он непроизвольно и бесконтрольно попирает Бога хульными и отвратительными словами.

Подумаем о том, как уязвляется сердце Христа и Пресвятой Богородицы, когда Они без конца слышат эти хулы. Но и несмотря даже на это, Христос постоянно готов к помощи, и сердце Его всё время открыто к тому, чтобы принять богохульника, простить его, обнять, облобызать и открыть перед ним Врата Рая. Долготерпение Божие не имеет границ. Мы же, люди, грешим постоянно, и то одним, то другим грехом постоянно огорчаем Бога. Хорошо, что ещё есть немногие люди, что приносят Ему утешение «и о рабех своих умолен будет».

И Божия Матерь так же много огорчается этим бесконечным грехом. Вот что я скажу вам. Святые отцы нашей Церкви, желая украсить время Великого Поста и вместе с тем особо почтить и возвеличить Пресвятую Матерь нашу Богородицу, определили, чтобы Акафист Пресвятой Богородице с его многочисленными «радуйся» пелся во время Великого Поста в пятницу вечером в течение пяти недель. «Радуйся!» – воспеваем мы в знак благодарности ко Пресвятой Богородице, Которая принесла в мир Искупителя.

Но посреди многих голосов, воспевающих эти многочисленные «радуйся», слышен и ещё один голос – голос Самой Пресвятой Богородицы. Она говорит: «Зачем вы говорите мне “радуйся”. Как мне радоваться, когда вы, православные христиане, познавшие всё величие вочеловечения Сына Моего, доходите до того, что распинаете Моё Чадо, хулите Его, всячески глумитесь над Ним, а при этом говорите Мне “радуйся”. Исправьте жизнь199 вашу – и Я буду радоваться, и тогда всем сердцем Моим приму ваши песнопения и молитвы, но только измените свой неправедный образ жизни. Постоянно слышна ваша хула на Моё Чадо. Почему вы так делаете? Позабыли, что Он распялся за вас? Забыли, что пролил Свою Пречестную Кровь на Кресте? Не вспоминаете, что Он подвергся бичеванию, был увенчан терновым венцом и распят? Не ведаете, что Сын Мой даёт вам в причастие Свои Плоть и Кровь, чтобы вы могли наследовать вечную жизнь? Вы за всё это без конца нечестиво и бессовестно хулите Его Пресвятое имя, а потом говорите Мне “радуйся”? Нет, так нельзя! Только если вы измените себя, Я смогу утешиться как Мать, Которая радуется о детях».

Хула привлекает гнев Божий. И всё же Господь с великим долготерпением ожидает, когда мы обратимся к Нему, чтобы даровать нам спасение.

Человече Божий, ты – православный христианин, ты крещён, искуплён, возрождён от Святой купели Таинства Крещения и вдруг ты хулишь имя Христа, Божией Матери, Честной Крест и Святых, презирая бесконечные и неиссякаемые благодеяния Божии к тебе?

– Но я не специально, – говоришь ты.

– Если бы, человече Божий, кто-то, угрожая тебе пистолетом, внушил тебе: «Станешь меня бранить – будешь убит», – стал бы ты его тогда оскорблять?

– Нет! Оскорблять, чтобы он меня убил?!!

– А Христос, твой Бог, твой Творец, что Он тебе сделал? Он исполнен любви, Он оказывает тебе столько благодеяний, а ты вместо манны напояешь Его желчью.

Мы, несчастные, снова и снова распинаем Господа Славы и ждём, что настанут для нас благоприятные и благодатные дни. Но, к сожалению, из-за хулы на Бога дела наши становятся всё хуже и хуже. Один человек, добрый христианин, сегодня сказал на исповеди следующее: на вопрос, богохульствует ли он, он ответил, что когда-то грешил этим, но теперь нет. И вот, что рассказал:

«Знаете, батюшка, как я покончил с этим великим грехом? Я богохульствовал часто, особенно хулил Божию Матерь. Как-то во сне я почувствовал, как кто-то меня толкает. Я открыл глаза и увидел перед собой Женщину, одетую во всё чёрное с очень красивым лицом и белой кожей. Она сказала:

– Чадо, – Она не назвала меня нечестивцем, но сказала «чадо», – что плохого Я тебе сделала? Зачем ты Меня оскорбляешь?

Тут я понял, что передо мной Божия Матерь, и был как громом поражённый. Тут же Своей рукой Она взяла меня за язык, вытянула его до самого потолка и говорит:

– Теперь, если хочешь, оскорбляй Меня.

Я, конечно, не мог, знаками показал Ей, что больше не буду. И Она сказала:

– Я исцелю твой язык, но, если ты будешь продолжать, то Я, возможно, заберу у тебя ребёнка.

С того момента, батюшка, я более ни разу не прегрешил перед Госпожой моей Богородицей».

Видите, всю жизнь одно сплошное богохульство. Почему же Христос, почему Божия Матерь не отняли у него жизнь? Я сказал ему так:

– Человече Божий, если кто и любит тебя, так это Тот, Которого ты хулишь. Христос любит тебя больше твоей жены, больше детей и больше родителей. Если бы твоя жена оскорбила тебя, что бы ты сделал?

– Выгнал бы её.

– Хоть ты и любишь жену, но если бы ты плохо с ней поступил, что бы она тебе сделала?

– Выгнала бы меня.

– Хорошо. Если твой ребёнок оскорбил бы тебя, что бы ты сделал?

– Наказал бы его.

– Так что тогда с тобой, грешным, нужно сделать? Христос и Пресвятая Богородица любят тебя больше всех. А ты Тех, Кто тебя так любит, хулишь. Возможно ли, чтобы человек, который тебя сильно любит, сделал тебе зло? Нет. И хотя дела твои достойны самого страшного наказания, но разве Бог тебя как-нибудь наказал?

– Нет, батюшка. Сделал тебе что-то плохое?

– Нет.

– Так ты что, сумасшедший? Так ты в своём уме? Можно подумать, что нет. Разве человек в здравом уме может вести себя как сумасшедший? Неужели нормально оскорблять Того, Кто тебя так сильно любит и тебе благотворит, и оскорблять ни за что. Нет, это не нормально.

Это справедливо для каждого человека, кто пускает со своего языка этот огонь. Подумайте, как в тот момент, когда человек произносит хулу, Бог от него отвращается. Не от человека отвращается, а от его нечестия и неблагодарности.

Конечно, если Бог любит всякого человека, то Он любит и богохульника, ведь иначе человек этот не был бы жив. Если человек жив, то это означает, что Бог его ожидает, принимает его в покаянии, не желая смерти грешника, но чтобы он обратился и жил: «Еда хотением восхощу смерти грешника... а не еже отвратитися ему от пути зла и живу бытии ему»200201.

Как мы и выше сказали, обычно человек богохульствует, сам того не желая. Может, у него цель такая – богохульствовать? Нет. В тот момент он не думает ни о Боге, ни о Божией Матери, но его язык сам быстро находит подвернувшиеся слова. Тогда в этом его направляет бес богохульства – да, есть ведь определённый бес богохульства, который заставляет людей творить этот грех. Человек, когда богохульствует, гневается. Вид его души в этот момент отвратителен. Если бы человек мог видеть, как выглядит душа богохульника, то ужаснулся бы: вид её в этот момент немногим отличается от того, как выглядят бесы. Потому бесы тут и торжествуют!

Умер один богохульник, и в момент исхода души из тела язык его вывалился изо рта, зрачки неестественно расширились, а рот открылся так, как будто что-то изнутри его разрывало. Руки и ноги стали выгибаться в суставах в противоположную сторону. С ним произошло то же, что и с мужем святой Феодоры, а благочестивая жена этого человека стояла рядом и с ужасом наблюдала происходящее.

На самом деле тот, кто уходит из жизни без покаяния и исправления, особенно, если он отягощён грехом богохульства, при исходе сильно страдает.

Человек, ты завтра умрёшь и предстанешь на Суд! Кто тебя будет судить? Тот, Кого ты хулишь! Может ты думаешь, что если умрёшь теперь, то увидишь Лицо Божие? Ничего подобного. От одра тебя примут бесы. И зачем ты так делаешь? Вредная привычка? Нет, не вредная, а дьявольская привычка! Ты обязан попрать дьявола; молись же, твори поклоны, умоляй Бога день и ночь: «Господи, избавь меня от хульного беса!» Каясь и молясь, ты будешь держать в уме своё преступление и будешь помнить, что так делать нельзя. В преисподней богохульники будут подвешены за язык.

Представим себе отца, у которого, например, двое или трое детей. Дети играют и вдруг начинают ссориться между собой, потом поворачиваются к отцу и начинают его оскорблять. Как поступит отец? Он отругает их и накажет. Он скажет им: «Дети, ведь я вас так люблю, забочусь о вас, кормлю, а вы, играя друг с другом, оскорбляете меня». Но и отец – человек, и у него есть грехи, а потому кто-то может сказать, что это попущено ему Богом за грехи. Но и то, такое может случиться всего один-два раза за всю жизнь.

А как с нами должен поступить Бог, если мы хулим Его постоянно?! Как у нас только рот открывается хулить Всеблагого Господа, от мановения Которого трепещет Вселенная? Как прах дерзает извергать огонь и гнев против Бога?! А Бог смотрит на человека, который Его оскорбляет, Его проклинает, Его унижает, ругает скверными словами, и с улыбкой вразумляет: «Дитя Моё, Я прощаю тебя и жду. Приди – и Я открою тебе Врата Рая и сделаю наследником Моего Царствия, только приди!»

Христос принимает человека, сколько бы раз он ни каялся. Везде у Него есть купель Святой Исповеди, Он ждёт и просвещает, и помогает всякому грешнику, приходящему омыться в этой купели, чтобы стать участником Его Царствия. Христос благоутробен, многомилостив, благ и милосерд сейчас, а после смерти – нет. Тогда Он, Судия, будет неумолим, потому что после смерти нет покаяния.

Мы должны бояться Бога не из-за страха мучений после смерти, но бояться из-за любви! Когда мы гневаемся, грешим, богохульствуем, а Он в ответ нас любит и прощает, то это и есть самый большой страх наказания. Неужели нам так трудно сказать: «Согрешил!» – тем покаяться и обратиться к Богу? Стоит только человеку произнести это «согрешил», как Бог тут же ответствует: «Преста грех твой».

Мы нередко видим нераскаянных грешников, ужасных преступников, как они в один момент просвещаются и обращаются к Богу: становятся на колени, раскрывают перед благим духовным судом свои преступления и тотчас получают прощение. Ни наручников, ни тюрьмы, ни заключения – ничего. Так легко может получить прощение любой отягчённый грехами человек, но чаще всего не старается. Дьявол не позволяет ему этого сделать как раз затем, чтобы до смерти держать его у себя в подчинении, а потом неизбежно столкнуть в ад.

Я удивляюсь безграничности благоутробия Божия. Как же велико у Него сердце, раз Он терпит бесконечно страшные хулы, которые изрыгают на Него бесы! Не знаю, ведает ли кто из вас, что такое дух богохульства, когда бес произносит хулы в человеческом помысле. Бог попускает этому духу произносить в человеке хулы на Христа, Божию Матерь и Святых. Нам, монахам, многое известно по этому вопросу. Конечно, это случается с человеком по попущению ради смирения, когда он страдает самопревозношением. Отсюда мы узнаем, что бесы, которых бесконечное число, есть не что иное, как чистое богохульство. И всё это происходит перед Недремлющим оком Божиим, прямо у Него на глазах. И всё же Господне неистощимое долготерпение ожидает нашего обращения именно, чтобы спасти нас. Он даёт нам время, а мы его тратим впустую. Мы всё ещё недостаточно осознали, что же такое для нас спасение, как и не осознали ни реальности смерти, ни того, что будет после неё. И доказательством того, что это на самом деле так – сама наша безалаберная жизнь. А годы проходят, смерть всё реальней, и мы не знаем, что может случиться с каждым из нас уже в следующий миг.

Мы верим в вечность, верим в существование ада, верим во всё, чему учит Православная Церковь, но по пути, который нам указан, не идём, не делаем ничего, чтобы изменить себя и стать достойными Царствия Божия. Но настанет же тот час, когда мы ужаснёмся. Вот тогда-то задумаемся, и я первый, но что будет толку, ведь тогда уже ничего нельзя будет исправить!

Постараемся же приготовить нашу душу для будущей жизни! А возлюбить Бога нам поможет рассмотрение Божиих к нам благодеяний. Долготерпение Его говорит о том, что Он нас бесконечно любит, а если бы Он не любил, то не терпел бы и не ждал нашего обращения.

Может, Бог требует от нас слишком многого? Нет. Мы видим это в Притче о блудном сыне202. Сын попросил у отца свою долю, получил её, расточил и вернулся, просвещённый Богом. Как только он подумал, что не может жить один, что нужно вернуться назад – тут же отец вышел из своего дома и стал его встречать. Так и Господь ждёт каждого грешника.

А так как Бог любит даже каждого богохульника и ожидает его обращения, то и мы должны любить этих людей и стремиться помочь им прекратить их зло. Каждый из нас, когда окажется рядом с человеком, мужчиной, ребёнком, соседом, который зримо поддаётся этому злу, богохульствует, пусть с молитвой и с рассуждением станет помогать ему сколько есть сил. Объясним им с любовью подобающим образом, что не надо больше причинять страданий Христу, Божией Матери, давая повод торжествовать дьяволу (ведь тот знает, что после смерти человек придёт на Суд к Богу, беспристрастному Судии, и тогда дьявол надеется торжествовать).

Очень радостно, что на исповедь приходят мужчины, они обращаются к Богу, плачут, меняют образ жизни – и это вселяет надежду. Причиной тому – просвещение от Бога, молитвы с покаянием и помощь христиан, особенно женщин.

Поэтому будем же стараться насколько возможно, с Благодатью Божией делать так, чтобы дьявол терял души людей, а приобретал их Христос. Аминь.

* * *

198

Произнесено на встрече с православными в Америке.


Источник: Искусство спасения / Старец Ефрем, игумен монастыря Филофей на Святой горе Афон ; [пер. с новогреч. А.Л. Данилин]. - Москва : Святая гора, 2012-. / Т. 1: Беседы. - 2012. - 479 с., [8] л. цв. ил.

Комментарии для сайта Cackle