Источник

О священстве (иерархии)

I. Православное учение о новозаветном священстве (иерархии)

Богоучрежденная новозаветная иерархия всегда существовала в Церкви, как и ныне существует, т. е. как отдельное от мирян, освященное сословие лиц, избираемых и поставляемых на основании права божественного, а не на основании права человеческого, как это бывает у сектантов. Начальниками, имеющими власть управлять Церковью, должны быть епископы, преемники апостолов, которые рукополагают пресвитеров и диаконов. Между тем у сектантов нет епископского сана даже и по званию; следовательно, у них нет и не может быть богоучрежденной, преемственной от апостолов, иерархии.

Без иерархии же таковой невозможно совершение истинных таинств, а без таинств невозможно для верующих усвоение искупительной силы заслуг Христовых, вместе с тем невозможно и усвоение благодатных даров. Вот почему «без иерархии нет и Церкви Христовой», справедливо замечает один из св. отцев (св. Игнатий). Вот почему наконец и сами сектанты, как ни ратуют против иерархии православной Церкви, на самом же деле допустили и у себя существование мнимой иерархии, избрание общиной и рукоположение своих наставников и этим самым ясно изобличили всю неосновательность своего учения.

Недостойные пастыри, если бы и были в православной Церкви, не могут служит поводом к отрицанию иерархии, ибо в пастыре необходимо различать иерархический дар и человеческую личность. Как печать правильно вырезанная, из какого бы по своему достоинству материала она ни была сделана, непременно даст правильный оттиск, так и правильно поставленный священник, каких бы он ни был нравственных качеств, совершит истинно спасительное священнодействие; так, ап. Павел говорить:

О нас же, надеюсь, узнаете, что мы то, чем быть должны. Молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть. 2Кор.13:6–7.

Чью немощную совесть смущает применение к православным пастырям тех названий, которыми называются и ветхозаветные пастыри, именно – иерей и архиерей, священник и первосвященник, тому можно указать на то, что само св. Писание употребляет их вместо названий – пресвитер и епископ,причем пресвитерство называет священством (1Тим. 4:14), а Самого Господа Христа Священником (Евр. 10:21) и Первосвященником (Евр. 5:5; 9:11). Название иерей и архиерей, как и название – пресвитер и епископ, суть греческие, священник и первосвященник – соответственные русские названия; лицам, дорожащим русскими понятными словами, естественнее всего и употреблять их.

Лживость сектантов по этому вопросу ясно видна из их непостоянства и противоречий: то сектанты говорят, что священники были только в «Ветхом Завете и стараются унизить православных священников сопоставлением их с иудейскими священниками и первосвященниками, осудившими Господа Иисуса Христа; другой раз они отрицают необходимость особого священства, а между тем самих себя всех поголовно величают настоящими священниками; третий раз утверждают, что между людьми нет священников, так как один священник на небе Иисус Христос. Что касается до применения к православным пастырям названий – митрополит, протоиерей, благочинный и друг., то этими названиями лишь отличаются особые должности или почести в ознаменование заслуг (протоиерейство), но никак не разумеется здесь особая степепь священства. Ср. 1Тим. 5:17.

Возражение сектантов против благословения рукою пастыря не основано ни на чем. В этом случае пастыри поступают согласно с св. Писанием (Чис. 6:22–27, Евр. 7:7). Также относительно целования благословляющей руки пастыря должно заметить, что пастыри не требуют сами этого от своих пасомых, но если последние из уважения и благодарности к пастырям делают это, то и здесь нет ничего предосудительного. Сам Христос не отверг целования (Лк. 7:38–45), и ап. Павел пишет: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (Евр. 7:7).

Несправедливо сектанты разумеют под длинной одеждой указанной в Евангелии (Мф. 23:5; Мк. 12:38) священническую рясу и это ставят в упрек священнослужителям. Что священническая ряса не похожа на фарисейскую длинную одежду, можно видеть из того, что ряса на священнике, покрытом камилавкой и молитвенно распростершем руки, имеет форму почти правильного четвероконечного креста; между тем этого не могло быть в одежде фарисеев, так как для иудеев (как и для сек тантов) есть юродство и соблазн (1Кор. 1:18;23). В приведенных местах осуждается не сама одежда длинная, а горделивое ношение ее,–чванно можно носить и короткую одежду. Длинную одежду, именно милость, носили св. Пророки (4Цар. 2:8–13). Носил и Сам Господь (см. Ин. 19:23–24); ее «разделили на четыре части»; так делить стоит только очень широкую одежду от этой одежды и происходит священническая ряса.

Слова ап. Павла (1Кор. 11:4–16), о непокровении мужчинами головы во время молитвы и о ношении ими волос, сектанты неправильно понимают, ибо апостол высказывает здесь не закон обязательным, а «обычай» (ст. 16), относящийся до житейских «приличий» (ст. 13). Кроме того, мнение это относительно приличий апостол высказывает не для священнослужителей, а для мирян: он говорит не пастырям, а «братии» (ст. 2 срав. Мф. 23:8), называет их не «служащий», а «молящийся» и «молящаяся» (ст. 4 и 5. Ср. 1Кор. 14:34), говорит не «нас», а «вас» (ст. 14). Уместность для священника носить длинные волосы и иметь покрытую голову при богослужении видна из других библейских мест (см. Лев. 21:5; Исx. 29:4–6,9.).

Несправедливо сектанты видят осуждение платы, принимаемой священно служителями за их церковный труд.

Из Евангелий мы не видим, чтобы Господь Иисус Христос имел какой-нибудь род мирских занятий, который давал бы Ему заработок или вообще средства существования. Если и вероятно, что до Своего выступления на общественное служение Он помогал в плотничном ремесле Своему нареченному отцу, у которого жил, то во всяком случае со времени крещения и начала проповеди мы видим Его занятым исключительно одним Своим великим делом, ходящим из града в град, из веси в весь, не имеющим, где главу преклонить (т. е. без собственного постоянного пристанища– Мф. 8:20), пользующимся материальными услугами Своих учеников, друзей и благожелателей. Когда Господу угодно было собрать вокруг Себя тесный круг учеников, будущих апостолов вселенной, Ему естественно пришлось оторвать их от обычных житейских занятий (Mф. 4:18–22; Мк. 1:16–20; см. Лк. 9:57–62). Призванные двенадцать, оставив свои занятия, всегда находились при Нем (Деян. 1:21 – 22). Они составляли общину, братство, имевшее общую кассу – кружку, которая пополнялась доброхотными пожертвованиями (Ин. 12:6, 13, 29); особенно много служили Христу и апостолам имениями своими «некоторые благочестивые жены, исцеленные Господом от злых духов и болезней (Лк. 8:1–3), и как Спаситель и апостолы принимали доброохотпые подаяния не за дары благодати, а лишь как усердие верующих, на пропитание, так и православные священники принимают тоже не за дары благодати, а за свой личный труд.

Позорным именем «наемничество» отмечено не принятие благодарности или платы, а наемническая небрежность в исправлении обязанностей.

Итак, объединяя все сказанное о церковной иерархии, должно заметить, что сектанты, заблуждаясь относительно источников вероучения, догматических верований,–тем сами себя далеко, далеко уклонили от истины.

II. Основания из слова Божия для православного учения о богоучрежденности иерархии

а) О богоучрсжденности церковной иерархии

Главными представителя ми Церкви служат ее пастыри:

Деян. 20:17. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви.

28. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровью Своей.

1Тим. 5:17. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

Истинные новозаветные пастыри суть те, которые вошли к овцам через «дверь», т. е. имеют в себе благодать преемственного рукоположения от апостолов:

Ин. 10:1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде; тот вор и разбойник.

2. а входящий дверью есть пастырь овцам.

9. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

14.Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства.

Господь Иисус Христос передал священство не всем верующим, а только некоторым лицам, которых нарочито избрал из среды Своих многих последователей:

Mф. 10:1. И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми.

Мф. 10:5. Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите.

Лк. 10:1. После сего избрал Господь и других семьдесят учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти.

2.И сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву свою.

3.Идите, Я посылаю вас, как агнцев среди волков.

1Пет. 5:1. Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых, и соучастников в славе, которая должна открыться.

Этим лицам Он передал благодать священства видимым образом:

Ин. 20:21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал меня Отец, так и Я посылаю вас.

22.Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святого.

Сами апостолы называют себя пастырями («Я сопастырь», сравн; 1Пет. 5:1).

Ученики Господа (а не община) передали священство выбранным ими своим преемникам:

Деян. 14:23. Рукоположив же им пресвитеров в каждой церкви, они помолились с постом, и предали их Господу, в Которого уверовали.

Эти преемники передали священство своим преемникам и т. д.:

Тит. 1:5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное, и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.

О преемственности иерархии см. в «Истории Церкви».

В лице православных пастырей, по действию Духа Святого (Деян. 20:28) в течение веков переходило и сохранялось до нашего времени преемственное апостольское рукоположение, причем главою и первосвященником православных пастырей всегда был и есть Господь Христос:

1Пет. 5:4. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

Евр. 7:26. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес.

Как горящее пламя передается от одной свечи к другой, не оскудевая, так переходила и сохранялась благодать священства:

2Тим. 1:6. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через рукоположение.

И теперь в православной Церкви никто сам собою не становится священником, если, после надлежащей подготовки не получит благодатного рукоположения.

1Тим. 3:2. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен. Сравн. Тит. 1:6–4.

Евр. 5:4. И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон.

А кто отвергает пастырей, тот отвергает слова Самого Господа Иисуса Христа, сказавшего:

Ин.20:21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22.Сказав сие, дунул, и говорит им: приимите Духа Святого.

23.Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

И тот здесь на земле будет связан своими грехами и не получит прощение в будущем веке:

Мф. 18:18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

Ибо Господь не напрасно избрал и поставил пастырей:

Ин. 15:16. Не вы меня избрали, а Я вас избрал, и поставил вас, чтобы вы шли, и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от отца во имя Мое, Он дал вам.

Mф. 28:10. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя того Духа.

20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И се Я с вами во все дни до скончания века.

Ин 13:20. Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает пославшего Меня.

Лк. 10:16. Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня.

б) О недостойных пастырях

Избираемые на святое дело пастыри суть люди подобострастные нам и потому могут проявлять общечеловеческие слабости:

Ин. 1:8. Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас.

Рим. 7:15. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю.

24.Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?

25.Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же·самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха.

2Кор. 4:7. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

Таким недостоинством пастырей пасомые не должны смущаться, предоставивши его суду Божию и суду закона:

1Кор. 4:4. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.

5. Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога

1Тим. 5:19. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

Еккл. 5:7. Если ты увидишь в какой области притеснение бедному и нарушение суда и правды, то не удивляйся этому, потому что над высоким наблюдает высший, а над ними еще высший.

В отношении предметов веры пасомые должны слушаться и недостойных пастырей:

Мф. 23:3. И так все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте, по делам же их не поступайте.

Как должны были люди слушаться посланного Господом на проповедь недостойнейшого ап. Иуды, так и нам должно слушаться всякого законного пастыря.

Mф. 10:5. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите;

6. А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева.

Ин. 11:51. Сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященникам, предсказал, что Иисус умрет за народ.

По сему в пастыре необходимо различать священный иерархический дар и человеческую личность.Как печать, правильно вырезанная, из какого бы металла она ни была сделана – непременно даст правильный оттиск, так правильно поставленный священник, каких бы он ни был нравственных качеств, совершит истинное спасительное священнодействие.

Флп. 1:18. Но что до того? Как бы ни проповедовали Христа, притворно, или искренно, я и тому радуюсь, и буду радоваться.

19 Ибо знаю, что это послужит мне во спасение, по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа.

в) О благословении священническом.

Благословление рукою пастыря, преподаваемое мирянам, имеет свое основание в свящ. Писании. Еще в Ветхом Завете патриархи благословляли рукою своих детей: см. Быт. 48–49 главы.

Сам Бог заповедал чрез Моисея ветхозаветным священникам, чтобы они благословляли рукою народ:

Чис. 6:22. И сказал Господь Моисею говоря:

23.Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:

24.Да благословит тебя Господь и сохранит тебя!

25.Да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!

26. Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!

27. Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословляю их.

Лев. 9:22. И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную.

23. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу.

Сир. 36:18. Услышь, Господи, молитву рабов Твоих, по благословению Аарона о народе Твоем.

В Новом Завете Сам Христос, высший первосвященник, при вознесении на небо благословил учеников Своих:

1 Лк. 24:50. И вывел их вон из города Вифании, и, подняв руки свои, благословил их.

2 Лк. 10:16. И обняв их (детей), возложив руки на них, благословил их.

И таким образом преподал пример пастырям благословлять пасомых.

Ап. Павел свидетельствует о благословлении, как обычае, вполне известном у христиан, и только обще замечает о нем:

Евр. 7:7. Без всякого же прекословия меньший благословляется большим.

г) О власти духовной и оказании ей чести.

Власть духовная апостолам, а в лице их и преемникам, дана Самим Господом:

Мф. 18:18. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе.

И апостолы пользовались данной им властью:

2Кор. 13:10. Для того я и писал сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости во власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.

Ап. Павел предписывал повиновение наставникам:

Евр. 13:17. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет, чтоб они делали это с радостью, а не воздыхая: ибо это для вас не полезно.

Он же увещевает уважать предстоятелей и почитать их.

1Фес. 5:12. Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас.

1Фес. 5:13. И почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

1Пет. 5:5. Младшие, повинуйтесь пастырям.

А мудрый Иисус, пишет следующее:

Сир. 7:31. Всею душою твоею благоговей пред Господом и уважай священников.

32.Всею душою люби Творца твоего, и не оставляй служителей Его.

33.Бойся Господа и почитай священника и дай ему часть, как заповедано тебе.

д) О вознаграждении церковнослужителей за труд.

Господь Иисус Христос повелел проповедующим евангелие жить от благовествования:

Лк. 10:7. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть: ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. (Сравн. Мф. 10:10).

И св. апостолы учили о праве благовестника содержаться от трудов благовествования:

Гал. 6:6. Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим.

7.Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

9. Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. (Втор. 25:4). О волах ли печется Богь?

11. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?

13.Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника?

14.Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования.

Ап. Павел сам, хотя иногда и уклонялся от вознаграждения за проповеднические труды свои, но в других случаях хвалил тех, кто облегчал его житейские нужды:

Флп. 4:14. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в скорби.

Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних.

16.Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду.

Итак, принятие добровольного вознаграждения за труды совершения треб церковнослужителями, вовсе не есть торговля благодатью, как суемудрствуют сектанты, а лишь законное пользование пропитанием за труды:

Осуждается в Писании корыстолюбие. Да, это великий грех. Но судья корыстолюбивому пастырю – епископ, которому сказано:

1Тим. 5:19. Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

20. Согрешающих обличай пред всеми, чтоб и прочие страх имели.

Эти слова сказаны не мирянину, а (епископу) Тимофею.

Мирянину же не только пастырей, но всякого ближнего своего Словом Божиим строго воспрещается осуждать:

Рим. 14:4. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. (Сравн. Mф. 5:1–5).

III. Для миссионерской полемики с сентантами о священстве


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
а) О богоучрежденности иерархии:
I
Деян. 6:3. Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости; их поставим на эту службу. 4. А мы постояннопребудем в молитве и служении слова. Примеч . Эти слова сектанты приводят в основание для самочинного избрания из своей среды, наставников и руководителей религиозных собраний. Здесь говорится о последовавшем вскоре по сошествии Св. Духа на апостолов «избрании» «учениками» достойных мужей для прохождения диаконской службы. Но поставили избранных на эту службу сами апостолы, помолившись и возложивши на них руки (ст. 6). Поставление на священно-служительские должности Апостол возлагает исключительно на епископа (см. «не возлагай поспешно», «чтобы ты довершил... поставил... как я тебе приказывал»: 1Тим. 5:22. Тит. 1:5), а потому приведенное сектантами место не только не оправдывает самочинное сектантами избрание религиозных руководителей, но осуждает их. Деян.6:6. оИх поставили пред Апостолами; и сии, помолившись, возложили на них руки. 1Тим. 5:22.Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. Тит.1:5.Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное, и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал.
II
1Пет. 2:5.И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом. 1Пет. 2:9. Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Отк. 1:6. И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь. Отк. 5:10. И соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. Исх. 19:5. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего, и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов; ибо Моя вся земля. 6. А вы будете у Меня царством священников и народом святым. Вот слова, которыя ты скажешь сынам Израилевым. Примеч . На основании приведенных мест священ. Писания, сектанты утверждают, что они сами из себя всегда могут устроить и священников и царей, а потому, говорят они, для нас, верующих, нет нужды в особом сословии духовенства. Все эти места не дают права быть каждому христианину в собственном смысле «священником» (т. е. пастырем) так же, как не дают они каждому настоящего права быть «царем», потому что тогда бы и не было над кем царствовать. К Иудейскому народу также применяется название «царство священников» (Исх. 19:5–6), однако действительными священниками были у них только избранные лица из колена Левиина: Исх. 29:9. 29. В приведенных местах христиане называются священниками в том смысле, что они сами, подобно священникам, приносят в жертву Господу чистые тела свои и плод уст: Евр. 13:15. Кто неправильным и злонамеренным объяснением указанных мест отрицает православных священников, тот повторяет возмущение отверженных Богом Корея и его сообщников: Чис. 16:1–3. 32 (Иуд. 1:11). Выдающим себя за пресвитеров и епископов вожакам сектантским следовало бы вспомнить, что честь священства принимают не сами собою: Евр. 5:4. Так как самозванные пресвитеры и епископы сектантские вошли не дверью, но перелезли инде, то они, по слову Писания, суть воры и разбойники: Ин. 10:1 –2. Итак, все истинно верующие могут быть названы царями в том смысле, что они должны царствовать, господствовать но только над самими собою, над различными своими страстями и похотями, чтобы не творить греховных дел. Равным образом, все истинно верующие могут быть названы, в известном смысле, иереями Богу, но не как имеющие власть священнодействовать, а единственно в том смысле, что они, будучи освящены благодатию в крещении и других таинствах, имеют право и должны непосредственно возносить к Богу молитвы свои, должны именно приносить жертвы духовные, т. е. своей жизнью беспорочной приносить самих себя в жертву Богу. Исх. 29:9. И опояшь их поясом Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу на веки. Исх. 29:29. А священные одежды, которыя для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство. Евр. 13:15. Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, тоесть, плод уст, прославляющих имя Его. Срав. Рим. 12:1. Чис. 16:1. Корей, сын Иссаара, сын Каафов,сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан сын Фалефа,сыны Рувимовы, 2.Восстали на Монсея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей. 3.И собрались против Моисея и Аарона, и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! Почему же вы ставите себя выше народа Господня? См. Исх.19:6. 32. И разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество (Сравн. Иуд. 1:11). Евр. 5:4. И никто сам собою не приемлет сей чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Ин. 10:1. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник; 2.а входящий дверью есть пастырь овцам. 3.Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.
III
Евр. 4:14. Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Евр. 7:26. Таков и должен быть у нас Первосвященник: святый, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес. 27. Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принесши в жертву Себя Самого. Евр. 8:1. Главное жев том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2. и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь а не человек. Евр. 10:11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одне и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Примеч . Этими текстами сектанты силятся отвергать богоучрежденность церковной иерархии Как видно из сопоставления всей речи ап. Павла в главах 4–10, здесь говорится о священстве ветхозаветном, которое заменено священством Христовым: Евр. 7:11–12, – причем апостол выразительно убеждает евреев в превосходстве над ветхозаветным священством священства Христова, а вместе с тем и священства новозаветного, т. е. православного. Относящие приведенные места к пастырям православным, упускают из виду то, что между священниками ветхозаветными и православными есть большая разница в учении: Гал. 3:24, (Евр. 10:11),сравн. Мк. 16:15, Еф. 4:11–13 и священнодействии. Евр. 9:13–14, срав. Еф. 4:11–12. Уже по одному тому нельзя понимать приведенные сектантами тексты в их смысле, что тот же апостол в послании к Ефесеям пишет: «Он (Xристо с) поставил одних апостолами и т. д. (Еф. 4:11–13). Из приведенных слов ясно видно, что апостол отнюдь не отрицает необходимости и важности рукоположенных апостолами и их преемниками пастырей и учителей в земной Церкви Христовой. Напротив, по слову апостола, они должны быть в церкви до тех нор, пока люди не придут к единению в вере и в совершенное познание Христа, т. е. до второго Христова пришествия иа землю (Мф. 28:19–20). Главный смысл в приведенных сектантами местах заключается в том, что ап. Павел подробно изъясняет то обстоятельство, что ветхозаветный закон, со всеми постановлениями, скиниею, священниками и кровавыми жертвоприношениями, служа образом и тенью грядущих благ, с пришествием Мессии, утратил свою силу, уступив место закону превосходнейшему, новозаветному, с его Божественными учреждениями (срав. Еф. 4:11 – 13). Евр. 7:11. Итак, если бы совершенство достигалось посредством Левитского священства (ибо с ним сопряжен закон народа),то какая бы еще нуждабыла восставать иному священнику, по чину Мелхиседека, а не почину Аарона именоваться? 12. Потому что с переменой священства необходимо быть перемене закона. Гал. 3:24. Таким образом закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою. Мк. 16:15. И сказал им: идите по всему миру, и проповедуйте Евангелие всей твари. 16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Еф. 4:11. И он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12.К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, 13.Доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия,в мужа совершенного,в меру полного возраста Христова. Евр. 9:13. Ибо если кровь тельцов и козлов, и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, дабы чисто было тело, 14.то кольми паче Кровь Христа.
IV
Мк. 9:38. При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходитза нами. 39. Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Примеч . Этими словами сектанты утверждают, что право церковного учительства может иметь каждый из них. Этот пример не может служить основанием для сектантского учения о праве каждого христианина на церковное учительство уже по тому одному, что этот пример был до времени крестных страданий Христа Спасителя и до дня Пятидесятницы, т. е. до времени полного устройства Церкви Христовой на земле. Кроме того, если упомянутый человек в Мк. 9:38–39 именем Христа изгонял бесов, то значит, ои искренно веровал в божество Христа: иначе бесы не подчинились бы ему: Деян. 19:13 –16. Отсюда вытекает такое заключение, что дар чудотворения (а не право на отрицание иерархии) по вере во Христа, могут иметь и люди, не облеченные посольством на проповедь евангельского учения, какое право дано было только апостолам: 1Кор. 12:28. А потому приведенный сектантами довод, что и Сам Христос не воспретил изгонять бесов именем Его и тому человеку, который не был в кругу непосредственных учеников Господа, нисколько не оправдывает отпадения сектантов от церковной иерархии. Сектанты ничем не докажут, что чудотворец, о котором говорится в Евангелии Мк. 9:38, – был одного духа с ними, т. е. не признавал пастырского и апостольского авторитета. Напротив, Сердцеведец Господь определенно намекает, что человек, изгоняющий бесов, действует заодно с апостолами: Мк. 9:40. Этот случай исключи тельный, аналогичный с покаянием благоразумного разбойника. Деян. 19:13. Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, которого Павел проповедует. 14.Это делали какие то семь сынов Иудейского первосвященникаСкевы. 15.Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? 16. И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. 1Кор. 12:28. И иных Бог поставил в Церкви во первых Апостолами, во вторых пророками, в третьих учителями; далее иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. 29. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? 32. Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Мк. 9:40. Кто не против вас, тот за вас.
V
1Кор. 14:26. И так что же братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение,есть язык, есть откровение, есть истолкование,– все сие до будет к назиданию. 27. Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много, трое, и то порознь, а один изъясняй. 30.Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. 31.Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться, и всем получать утешение. Еф. 5:19. Назидая самих себя псалмами и славословиями, и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Все означенные места сектанты приводят в подтверждение той мысли, что право учительства принадлежит не иерархическим только лицам, но всем равно христианам. Особенно придают сектанты большую силу месту из послания к Коринфянам, откуда они заключают, что могут поучать в Церкви все, кто только чувствует себя к тому способным. Но если понимать это место в сектантском смысле, то тогда выйдет противоречие в учении того же апостола. Ибо в том же послании апостол говорит: 1Кор. 12:28–29. И в другом месте утверждает, что никто сам собою не приемлет сей пастырской чести: Евр. 5:4. Что право учительства принадлежит не всем христианам, это видно и из других апостольских посланий напр. Ик. 3:1;2Тим. 4:2; 2Пет. 3:16, Рим. 10:15. Таким образом, и из посланий ап. Павла, как и из других апостольских посланий, видно, что право учить принадлежит отнюдь не всем христианам, а только званным или уполномоченным от Бога. (Подробно см. о Церковном учительстве). 1Кор. 12:28–29. См.п. IV. Евр. 5:4. Никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Иак. 3:1. Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергаемся большему осуждению. 2Тим. 4:2. Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 2Петр. 3:16. Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Рим. 10:15. И как проповедывать, если не будут посланы?
б) О недостойных пастырях
I
Мф. 23:2. И сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 4. Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 6. Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах. 11.Больший из вас да будет вам слуга: 12.Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится. 14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение. Примеч . Приведенными словами сектанты осуждают православн. пастырей, сравнивая их с ветхозав. книжниками ифарисеями. Здесь говорится о «Моисеевом седалище», а православные пастыри признают седалище Христово, следоват., как ст. 2, так и вообще вся 23 гл. к православ. пастырям не относится. Причем, как видно из ст. 23, глава эта относится к пасомым, а не к пастырям, ибо десятину, средства на содержание храма и священников дают пасомые, а не служащие храму пастыри; Евр. 7:5. Книжники и фарисеи не суть священники и пастыри. В ст. 4 говорится о трудных для исполнения разных правилах раввинских, напр. Мрк. 7:3–4. В ст. 6, 11 и 12 говорится о свойственных фарисеям, а также и сектантам, чванстве и духовной гордости, побуждающих их считать себя первыми. Председание же и сугубая честь священникам принадлежит по праву: 1Тим. 5:17 (Сир. 7:31–32). Ст. 14 осуждает то напускное благочестие, которое свойственно фарисеям и сектантам. Фарисеи так обирали вдов, как обирают иногда вожаки сектантские своих последователей, напр., комерсанты рая и им подобные. Mф. 23:23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать и того не оставлять. Евр. 7:5 Получающие священство из сынов Левииных имеют заповедь – брать по закону десятину с народа, то есть, со своих братьев, хотя и сии произошли от чресл Авраамовых. Мрк. 7:3. Ибо фарисеии все иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; 4. И пришедши с торга, не едят, не омывшись. Есть и многоедругое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение. 1Тим. 5:17. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь,особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Сравн. Сир. 7:31–32.
II
Mф. 23:13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете. 15.Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного, и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас. 16.Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего. а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Примеч . Эти слова, как и ниже ст. 38, сектанты также относят к православным пастырям. Этими местами осуждается то извращение божественного слова, посредством которого фарисеи, а также и сектанты затворяют Царство Божие себе и другим. У фарисеев безумие и слепота происходили от ожесточения сердца, у сектантов то же и вдобавок от прямого непонимания и невежества: 1Тим. 1:6.7. Крометого, как видно из ст. 23, делается укор сектантам в том, что они оставили веру и добрые обычаи, а ст. 24–28 той же главы осуждают фарисеев и сектантов за то, что они в своей слепоте опускают главное и хвастаются мелочами; напр., сектанты оставили закон, пастырей и св. Таинства, а православных укоряют за названия «священник», «отец», «учитель», «православный» и т. п. Сектанты укоряются здесь и за то, что стараются казаться благочестивыми, на самом же деле они по своему самообольщению и самолюбию ближе подходят к людям, описанным ап. Павлом: 2Тим. 3:1–5, но они по слову того же ап. немного успеют: ибо их безумие обнаружится (ст. 9). 1Тим. 1:6. От чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, 7. Желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. 2Тим. 3:1. Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. 2.Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, 3.Непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра. 4.Предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, 5. Имеющие вид благочестия, силы же егоотрекшиеся. Таковых удаляйся.
III
Мф. 23:38. Се, оставляется вам дом ваш пуст. 39. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен грядый во имя Господне. Примеч . По мнению сектантов выходит, что слова эти пророчески сказаны по отношению к правосл. Церкви в лице ее пастырей. Эти стихи 23-й главы никоим образом не могут относиться к православной Церкви и ее пастырям, потому что православная Церковь ежедневно взывает при своем богослужении: «благословен грядый во имя Господне, Бог и Господь явися нам?». Затем Спаситель обещал пребывать с апостолами и их преемниками, пастырями и учителями Церкви, во все дни, до скончания века (Мф. 28:20). В приведенном тексте (Мф. 28:38–39) заключается пророчество о будущей судьбе иерусалимского храма (ст. 37) и всего еврейского народа, а потому по справедливости могут относиться к сектантам слова ап. Павла: 2Тим. 3:7–9. Мф. 23:37. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! 2Тим. 3:7. Всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины. 8.Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди развращенные умом,невежды в вере. 9.Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится пред всеми, как и с теми случилось.
IV
2Тим. 1:6. По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение. Утверждающие на основании этого текста, что у недостойных пастырей дар священства может потухнуть и исчезнуть, упускают из виду то обстоятельство, что недостойнейшего апостола, Иуду, Господь все-таки послал к народу: Mф. 10:4–5. Из этого примера евангельского видно, что злая воля в человеке не может потушить полученной им силы Божией, т. е. дара священства, ибо как ни недостоин был Каиафа, но мог произнести пророчество о смерти Иисуса Христа за народ: Ин. 11:51. Мф. 10:4. Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. 5. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; Ин. 11:51. Сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, чтоИисус умрет за народ.
V
Ис. 23:7. Но и эти шатаются от вина, и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются. Иез. 13:6. Они (пророк изр.) видят пустое, предвещаютложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их, и обнадеживают, что слово сбудется. 7. Не пустое ли видение видели вы? и не лживое ли предвещание изрекаете, говоря «Господь сказал»; а Я не говорил? Примеч . Пророчества Исаии и Иезекииля, обращенное к ветхозаветным пастырям, сектанты относят и к православным пастырям. Этими словами пр. Исаия осуждает ветхозаветных пастырей за пьянство. Нет ничего удивительного, если в пьяном состоянии они допускали много ошибок и разных безобразий, но за это на них легла страшная кара Божия: Иер. 48:10. Кто дерзает относить эти слова к православным пастырям, тот вопреки слову Божию, становится судьей голословным. Здесь обличаются «безумные» пророки Израилевы, которые своими уверениями относительно мира пред пленом вавилонским обманывали народ Израильский (ст. 10), ибо вопреки их уверениям Господь все-таки наказал Израиль пленом вавилонским: Иез. 12:10–15. Слова эти никак не относятся к православной иерархии, которая не пророчествует, а только учит тому, чему учил Иисус Христос (Мф. 28:19–20), но вполне может быть отнесено пророчество Иезекииля к сектантам, напр, штундистам, среди которых уже появились «безумные пророки» (как Кондрат Малеванный и ему подобные). Иер.48:10. Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови! Иез. 12:10. Скажи им: так говорит Господь Бог: это предвещание для начальствующего в Иерусалиме и для всего дома Израилева, который находится там. 13.И раскину на него сеть Мою, и будет пойман в тенета Мои, и отведу его в Вавилон, в землю Халдейскую, он не увидит ее, и там умрет. 14.А всех, которые вокруг его, споборников и все войско его развею по всем ветрам, и обнажу вслед их меч. 15.И узнают, что Я Господь, когда рассею их по народам, и развею их по народам.
VI
Иез. 34:2. Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество, и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? 3. Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли. 10. Так говорит Господь Бог: вот Я на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их, и не дам им более пасти овец, и небудут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их. Примеч . Это пророчество, обращенное к ветхозаветн. пастырям, сектанты относят и к новозаветной иерархии Здесь высказывается угроза недостойным пастырям ветхозаветным. Относя это место к православным, сектанты обличают своих собственных вожаков, ст. 5, которые, сами отторгнувшись от пастырей, рассеялись по разным сектам, а последователи их в свою очередь рассеялись по различным толкам: ст. 6. Останавливающим свое внимание на этой главе сектантам следовало бы читать дальнейшие стихи, которые пророчески относятся непосредственно к ним: ст. 17–19. Этими словами Господь осуждает сектантов за то, что одну часть духовного питья (св. Писание) они пьют, а другую (св. Предание) мутят, иное же (св. иконы и крест) топчут ногами своими. Итак, все пророчества Исаии и Иезекииля сектанты относят к православным пастырям совершенно неосновательно, ибо во времена этих ветхозаветных пророков не было новозаветных пастырей и пророчество относилось к современным ветхозаветным пастырям. Иез. 34:5. И рассеялись они без пастыря, и рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. 6. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает об них, иникто не ищет их. 17. Вас же, овцы Мои, говорит Господь Бог, вот, Я буду судить между овцою и овцою, между бараном и козлом. 18.Разве мало вам того, что пасетесь на хорошей пажити, а между тем остальное на пажити вашей топчете ногами вашими, пьете чистую воду, а оставшуюся мутите ногами вашими. 19.Так что овцы Мои должны питаться тем, что потоптано ногами вашими, и пить то, что возмущено ногами вашими?
в) О названии иерархии: отец, учитель и наставник
8.А вы не называйтесь учителями: ибо один у вас Учитель, Христос; все же вы братья. 9.И отцем себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Отец, который на небесах. 10.И не называйтесь наставниками: ибо один у вас Наставник, Христос. Евр. 7:24. А Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25. посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них. Примеч . Приведенными словами сектанты осуждают православных пастырей за то, что их называют отцами, учителями и наставниками. Единственным учителем, отцом и наставников Господь называется в том смысле, что Он есть источник, без которого не было бы у нас истинного учения, вразумления и всякого добра. Передавая не свое, а заимствованное от Господа истинное учение, наставление и всякое добро, в несобственном смысле и пастыри наши могут называться учителями: 1Кор. 12:28, Еф. 4:11, отцами или батюшками: 1Ин. 2:1–18. 1Кор. 4:15, Гал. 4:19. Еф. 3:14–15 и Деян. 7:2, наставниками: Евр. 13:7. Приведенные слова Христа об учителе, отце и наставнике направлены были в обличение книжников и фарисеев, которые самовольно заняли учительство в церкви ветхозаветной. По указанию пр. Моисея, книги Закона Божия вручены были левитам-священникам. Им дано было право читать и объяснять закон народу во время праздничных собраний (Втор. 31:9 –12, 22–26) и кроме их только царю одному повелевалось также иметь у себя и читать список книги закона (Втор. 18:14–20). Но во время Христа Спасителя, так называемые книжники и фарисеи, не бывшие священниками и не происходившие из левитского поколения, самовольно восхитили себе звание народных учителей (подобно тому, как восхитили себе учительство нынешние главари сектантов) и стали толковать Закон Божий и учить народ. Этих то самозванных учителей народных и обличаетХрпстос в вышеприведенных словах. Что же касается пастырей православной Церкви, то к ним разбираемые слова Христа отнюдь не приложимы уже по тому одному, что они (пастыри) не самовольно восхитили звание учительства в церкви, но чрез преемственное рукоположение. 1Кор. 12:28. И иных Бог поставил в Церкви, во первых Апостолами, во вторых пророками, в третьих учителями. Еф. 4:11. И Он поставил одних Апостолами других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями. 1Ин. 2:1. Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа праведника: 1Ин. 2:18. Дети! последнее время. 1Кор 4:15. Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцев: я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Гал. 4:19. Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! Еф. 3:14. Для сего преклоняю колена мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, 15. от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле. Деян. 7:2. Но он сказал: мужи, братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Meсопотамии, прежде переселения его в Харран. Евр. 13:7. Поминайте, наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие; и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
г) О рощении священнослужителями длинных волос и служении с покрытой головой
1Кор. 11:4. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыждает свою голову. 7. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 14. Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это безчестие для него. Примеч . Эти слова ап.Павла, сказанные к мирянам, сектанты относят и к пастырям православным. Все наставления ап. Павла в 1-м послании к Коринфянам и, в частности, указанные тексты относятся собственно к мирянам, как это можно видеть из самого повода, по какому оно было дано апостолом, ибо в церкви коринфской вошло в обычай, что женщины коринфянки являлись в церковные собрания с непокрытой головой, как это было при языческих служениях, а мужчины, напротив, по иудейскому и языческому обычаю, покрывали голову. Это то и исправлял апостол. Обычай православных пастырей носить длинные волосы и служить с покрытой головой имеет для себя основание и в св. Писании. На востоке в глубокой древности был обычай людям, посвящающим себя на служение Богу, во все время своего служения или, что то же, назорейства не стричь волос: Чис. 6:5, Суд. 13:5. Как назорей и во всем подобный пророку Илии, покрытому волосами: 4Цар. 1:8, и Иоанн Креститель Господень, несомненно, носил длинные волосы. Иисус Христос, Великий первосвященник и назорей: Деян. 22:8, как свидетельствует история, носил длинные волосы, распадающиеся на голове на две половины, оставляя посредине кактбы пробор или ряд13). Также и апостолы, как посвященные Богу, носили длинные волосы: Деян. 18:18. Обычай покрывать иерархич. лицам голову свою также имеет основание в священ. Писании и распоряжении Церкви. Лев. 8:13. Зах. 6:11. Откр. 4:4. Итак, как царский сановник, являясь перед царем, в знак своего уважения к нему, должен иметь при ссбе знаки отличия и власти, так и священнослужителю, являющемуся пред престолом Царя небесного, необходимо иметь при ссбе знак отличия. Чис. 6:5. Во все дни обета назорейства его бритва не должна касаться головы его. Суд. 13:5. Ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки филистимлян. 4Цар. 1:8. Они сказали ему: человек тот (Илия) весь в волосах и кожаным поясом перепоясан по чреслам своим. Исказал он: это Илия Фесвитянин. Деян. 22:8. Я ответствовал: кто ты, Господи? Он сказалмне: Я Иисус Назорей, которого ты гонишь. Деян. 18:18. Павел, пробыв еще довольно дней, простился с братиями и отплыл в Сирию (и с ним Акила и Прискила), остригши голову в Кенхреях, по обету. См. Сир. 45:7–19. 50:22–23. Лев. 8:13. И привел Моисей сынов Аароновых, и одел их в хитоны, и опоясал их поясом, и возложил на них кидары, как повелел Господь Моисею. Зах. 6:11. Возьми у них серебро и золото, и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса,сына Иоседекова, иерея великого. Откр. 4:4. И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды, и имели на главах своих зотые венцы. Ср. Откр.14:14.
д) О ношении священнослужителями длинной одежды
Мк. 12:38. И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях. Мф. 23:5. Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои, и увеличивают воскрылия одежд своих. Хотя сектанты и относят это обли чение И. Христа к православному духовенству, которые также носят длинные одежды, по есть различие между нашим духовенством и современными Христу книжниками: духовенство носит такие одежды по закону и обязанности: Исх. 28:4. 4Цар. 2:8–13, а книжники по собственному желанию, проистекающему из тщеславия. Вообще Господь в этом месте осуждает тщеславие, а не тот или другой покрой платья. Кроме ветхого завета, есть указание и в новом завете на употребление еще во времена апостольские длинной одежды: 2Тим. 4:13, и даже в Церкви небесной: Откр. 1:13. Хранилищами назывались кожаные мешечки, в которые вкладывались листки из папируса или пергамента, со словами закона Моисеева (Исх. 13:4. Втор. 6:8.11:18). Воскрилиями у иудеев назывались кисточки (четыре), которые пришивались к краям верхней одежды (Чис. 15:38–40. Втор. 22:12). Следовательно, приведенное сектантами место св. Писания нисколько не осуждает православ. пастырей за покрой одежды. Исх. 28:4. Вот одежды, которые должны они сделать: наперсник, ефод14), верхняя риза, хитон15 стяжной, кидар16 и пояс. Пусть сделают священные одежды Аарону, брату твоему, и сынам его, чтобы он был священником Мне. 4Цар. 2:8–13. И взял Илия милоть свою, и свернул и ударил ею по воде. 2Тим. 4:13. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. Откр. 1:13. И посреди седми светильников подобного Сыну человеческому, облеченного подир17 и по персям опоясанного золотым поясом.
е) О девственности епископов
1Тим. 3:2. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен. 4. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью. 5. Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией. Тит.1:6. Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Примеч . Этими словами сектанты укоряют православных епископов за то, что они якобы вопреки слову Божию управлять паствою, будучи не женатыми. В означенных местах из послания к Тимофею и Титу ап. Павел дает наставление, какими качествами должен отличаться тот, кто пожелал бы вступить в иерархическое служение, и что священными лицами могли быть только единобрачные, однажды вступив шие в брак, а что здесь нет повеления быть епископу непременно женатым – это можно заключить из слов того же апостола: 1Кор. 7:7–8. Сам ап. Павел, как епископ, будучи не женатым, желал, чтобы и все люди были таковы, как он сам и многие другие из апостолов, как например Иоанн Богослов. Спаситель девственников считает людьми, имеющими особый дар от Бога, когда говорит: «не все вмещают слово сие, но кому дано»: Мф. 19:10–11. И так епископы, как посвятившие себя на высокое служение Богу, по слову апостола Павла, представили телеса свои в жертву живую, святую, блого угодную Богу: Рим. 12:1; Мф. 19:12. 1Кор. 7:7. Ибо желаю чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. 8. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Мф. 19:10. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. 11. Он же сказалим: не все вмещают слово сие, но кому дано. Рим. 12:1. И так умоляю вас, братия, милосердием Божием, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. Мф. 19:12. ...Кто может вместить; да вместит
ж) О вознаграждении за труд священнослужителей
Mф. 10:8. Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром и давайте. Ин. 10:12. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит; и волк расхищает овец и разгоняет их. 2Кор. 12:14. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. 1Пет. 5:2. Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия, 3. И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. 1Фес. 2:9. Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие. 2Фес. 3:8. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас. 9. Не потому, чтобы мы не имели власти,но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Примеч. Все приведенные тексты свящ. Писания сектанты приводят в осуждение православных священнослужителей за принимаемую ими плату за церковный труд. Этими местами несправедливо сектан ты осуждают плату, принимаемую свя щеннослужителями за их церковный труд. Так, у Евангелиста Матфея разумеется даровая раздача благодатных даров Божиих: сравн. Деян. 8:18–20, между тем священники принимают благодарность не за дары благодати, а за свой личный труд. У Евангелиста Иоанна позорным именем «наемничества» отмечено не принятие благодарности или платы, а противоположная, наемническая небрежность в исправлении обязанностей: «оставляет овец и бежит» (Ин. 10:12). У апостола Павла разумеется не вещественное богатство, а духовное, или учение; потому-то далее он так и выражается: «я охотою буду издерживать свое и истощать себя (a не имущество) за души (а не тела) ваши»: 2Кор. 12:15. Сам Господь и апостолы заповедывали проповедующим Евангелие жить от благовествования: Мф. 10:10. 1Кор. 9:7–14; следовательно, выражение апостола Петра «не для гнустной корысти, но из усердия» не опровергает повеления Божия и др. апостолов, а лишь внушает, чтобы служители Церкви, получая содержание от нее, в то же время не были любостяжательны, корыстолюбивы, не мздоимны, ибо таковые строго осуждаются (ср. 1Тим. 6:5). Наконец, если бы священнослужителям за их церковный труд нельзя было брать платы, то не было бы дано на этот счет прямого позволения: 2Кор. 11:8. Гал. 6:6. Нельзя основываться и на 1Фес. 2:9. 2Фес. 3:8 в отрицании вознаграждения за личный труд пастырей, ибо тот же апостол Павел пишет, что другим церквам причинял издержки: 2Кор. 11:8 и хвалил Филиппийцев, что они приняли участие в его скорби и нужде: Флп. 4, 14–16. А Сам Иисус Христос даже повелел есть и пить в том доме, в котором апостолы будут жить для проповеди: Лк. 10:7. Иисус Христос принимал вещественные и денежные пожертвования на нужды Свои и апостолов от благочестивых слушателей и слушательниц: Лк. 8:3; Ин. 12:6. Кроме того Иисус Христос не только не отменил ветхозаветных десятин, но, наоборот, подтвердил их к исполнению и в Новом Завете, когда, обличая фарисеев, гово рил: «Горе вам книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, и аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе, суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Мф. 23:23). Значит Спаситель заповедывал творить суд, милость и веру, но и продолжать давать десятину по заповеди (Чис. 18 глава. Лев. 7 и 10 главы, Чис. 3:46–51; Втор. 18:1–5; Иез. 44:28–45). Деян. 8:18. Симон же, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19. говоря: дайте и мне власть сию. чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого. 20. Но Петр сказалему: серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. 2Кор. 12:15. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, не смотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами. Мф. 10:10. Ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания. 1Кор. 9:7. Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада. 11. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у нас телесное? 13.Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествований. 2Кор. 11:8. Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам; и, будучи у вас, хотя терпел недостаток, никому не докучал. Гал. 6:6. Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим. Флп. 4:14. Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби. 16. Вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду. Лк. 10:7. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть; ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. Лк. 8:3. И многие другие (женщины), которые служили Ему (Христу) имением своим. Ин. 12:6. Он (Иуда) имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускал. Ср.Ин.13:29.

Заключение

Св. Иоанн. Златоуст так пишет о повиновении духовным пастырям. Кто почитает священника, тот будет почитать иБога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога. Иже вас приемлет, сказал Господь, Мене приемлет (Мф. 10:40).Священникам Его, сказано в другом месте, воздавай честь (Чис. 18:8). Иудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали в него камнями. Кто благоговеет пред священником, тот тем более будет благоговеть пред Богом. Хотя бы священник был нечист, но Бог, видя, что ты из благоговения к Нему почитаешь даже недостойного чести, Сам воздаст Тебе награду. Если приемляй пророка воимя пророка, как говорит Господь, мзду пророка приемлет (Мф. 10:41), то, конечно, получит награду и тот, кто уважает священника, слушается его и повинуется ему. Если в деле странноприимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь к себе, ты получаешь такую награду, то тем более получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелел Господь.

* * *

13

А. Фрикен. «Рим. катакомбы и памятники». Изд. 1877 г., ч. 2-я стр. 228 и др., ч. 3-я. 1880 г.

14

Короткая одежда.

15

Долгая нижняя одежда.

16

Головное украшение.

17

Подир – длинная одежда иудейских первосвященников и царей.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle