Источник

О Таинстве святого Крещения

I. Православное учение о таинстве Святого Крещения

Водное крещение, установленное СамимГосподом, совершаемое апостолами и их преемниками, т. е. пастырями церковными, есть истинно и едино. «Один Господь, одна вера, одно крещение (Еф.4:5. Рим. 6:4 и др.). Оно (крещение) вместе с тем не есть простой обряд, как учат сектанты, а есть спасительное таинство, так как в этом священнодействии чрез естественное видимое действие – погружение в воду невидимо сообщаются сверхестественные благодатные дары Св. Духа. Мысль о спасительном значении таинства крещения находят для себя полное подтверждение в св. Писании и особенно выражается втех местах, где говорится о плодах этого таинства. Так, через крещение даруется прощение человеку всех прежних грехов, первородного, переходящего от Адама на всех его потомков и грехов произвольных (если принимает таинство взрослый человек: Деян.2:38; 1Кор. 6:11; вместе с тем через крещение подается человеку освобождение от прародительского проклятия за грехи (Рим. 6:38. 8:1); через крещение подается человеку дар возрождения и обновления в жизнь новую, освящаемую благодатию Духа Святого (Ин. 3:5;1Ин. 5:18; 1Кор. 6:11; Гал. 3:26–29; Еф. 5:26; Кол. 2:13). Вот почему крещение в ряду всех таинств является первым таинством и служит как бы дверью, вводящей уверовавшего во Христа в дом Отца Небесного, а потому оно и безусловно необходимо для каждого христианина. Между тем сектанты совершают это таинство только над взрослыми и отрицают крещение младенцев. Младенец еще не имеет веры, следовательно, и крещение для него, по воззрению сектантов, излишне. Но лишая крещения младенцев,сектанты поступают в этом случае вопреки ясному свидетельству св. Писания, где повествуется, что и дети также призываются ко спасению, как и взрослые. Даже более, по слову Спасителя, дети и младенцы являются как бы прямыми наследниками ЦарстваБожия. Чтобы судить о степени особенного благоволения Божия к невинным детям и младенцам, достаточно припомнить известное Евангельское повествование о том, с какой любовью Иисус Христос приближал к Себе и благословлял приносимых к Нему детей, а так как таинство крещения установлено Богом для прощения человеку грехов его, первородного и др., то оно необходимо и для младенцев, потомучто и на них лежит первородный грех, от которого они могут очиститься, быть святыми, а не нечистыми только чрез крещение. Подаваемую в таинстве крещения благодать Св. Духа, возрождающую человека для новой жизни во Христе, младенцы способны воспринимать и воспринимают, ибо младенцы, как и взрослые, кроме тела имеют и душу живую. Наконец, крещение является единственным и для младенцев средством для вступления в Церковь Христову в Новом Завете, подобно обрезанию – в Ветхом; поэтому оно совершалось над младенцами еще при св. Апостолах.

И так, крещение есть таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и сына и Святого Духа,умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. «Если ктоне родится от воды и Духа, сказал Господь, не может войти в царствие Божие»(Ин. 3:5). Крещение водою начал Предтеча Христов Иоанн. «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям,чтобы веровали в грядущего по Нем, т. е.во Христа Иисуса» (Деян. 19:4). Потом Иисус Христос примером Своим освятил крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем, Он дал апостолам торжественное повеление: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Самое важное и необходимое в священнодействии крещения – троекратное погружение в воду, с произношением: «во имя Отца и Сына и Святого Духа». От того, кто желает принять крещение, требуется покаяние и вера, почему и читается пред крещением Символ веры крещающимся или, если он младенец, то восприемником.

При крещении совершаются следующие обряды: 1) пред самым крещением произносится троекратное отрицание отдиавола, который силою и именем Иисуса Христа отгоняется от крещаемого. 2)Вода для крещения освящается частью молитвами и призыванием Св. Духа, а частью крестным знамением, которое троекратно в ней изображается освященным елеем. 3) Крещаемый погружается в воде троекратно во имя трех Лиц Св. Троицы. 4) На него надевается белая одежда, чем означается чистота души и непорочность христианской жизни. 5) На него возлагается крест для всегдашнего напоминания заповеди Христовой: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24). 6) Крещаемый и восприемники с возженными свещами троекратно обходят купель, чем означается победоносное шествие, духовная радость и духовное просвещение. 7) Крещаемому постригаются власы, что, как видно из молитвы, читаемой при сем действии, совершается по слову апост. Павла, заповедавшего нам вся во славу Божию творити, а здесь творится приношение И. Христу –начатка и жертвы от человеческого тела.

О тех, которые грешат после крещения, должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещенные в своих, потому что те имели от Бога достойную помощь к добру, и отвергли ее. «Если, избегши скверн мира, чрез познание Господа и Спасителя нашегоИисуса Христа», говорит св. ап. Петр, «опять запутываются в них, и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» (2Петр. 11:20). Но и для грешников, согрешивших после крещения есть особое средство получить прощение грехов, именно: покаяние.

II. Православное учение о таинстве Святого Крещения

а) Водное крещение

Крещение стихийной водой (что то же погружать, крестить) во Имя Триединого Бога совершается на основании повеления Господа Иисуса Христа, сказавшего:

Мф. 28:19. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

20. Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Оно сообщает верующим людям «омовение» или «прощение грехов».

Деян. 2:38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.

Деян. 22:16. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса. Сравн. Тит. 3:5.

Оно не есть Иоанново крещение покаяния, о котором говорится:

Мк. 1:4. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.

Но есть крещение Христово, о чем свидетельствует апостол Павел:

Деян. 19:2. Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3.Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4.Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть, во Христа Иисуса.

Деян. 19:5. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса.

Для достижения спасения крещение совершенно необходимо:

Ин. 3:5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в царствие Божие.

Тит. 3:5. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом.

Именно водное крещение принял Сам Господь Иисус Христос на Иордане («вышел из воды», «там было много воды»):

Мф. 3:13. Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

16. И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,– и се, отверзлись Ему небеса.

Лк. 3:21. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился, отверзлось небо.

После того и Сам Иисус Христос крестил чрез учеников Своих:

Ин. 3:22. После сего пришел Иисус с учениками Своими в землю Иудейскую, и там жил с ними, и крестил.

23. А Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда, и крестились.

Ин.4:1 Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн,

2. (Хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его).

Всех верующих апостолы крестили по заповеди Господней, именно, в воде, например, Ефиопского вельможу:

Деян. 8:36. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот, вода; что препятствует мне креститься?

38.И приказал остановить колесницу: и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

39.Когда же они вышли из воды; Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуяся.

Семейство Корнилия крещено также водою, даже по принятии Духа Святого:

Деян. 10:47. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?

48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней.

Апост. Павел и сам крестился в воде:

Деян. 22:16. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.

Крещение ясно отличается от веры, т. е. учения:

Еф. 4:5. Один Господь, одна вера, одно крещение.

б) Крещение младенцев

Необходимость крещения младенцев вытекает из следующих слов Гос пода:

Ин. 3:5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тобе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие.

Так как в лице первого человека Адама каждый человек («все»–следовательно и младенцы) согрешили и виновны пред Богом, то умирающий без крещения младенец по нерадению своих родителей может лишиться царствия Божия.

Христианское крещение в свящ. Писании прямо называется «обрезанием не рукотворенным», так как оно заменило собою ветхозаветное обрезание:

Рим. 5:18. По сему как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

19. Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

Кол. 2:11. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым.

12.Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога. Который воскресил Его из мертвых.

А обрезание младенцев в ветхом завете совершаемо было в первые дни их рождения:

Быт. 17:12. Семи дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.

Лк. 2:21. По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.

Самая способность младенцев к восприятию в себя силы Божией ясно обнаружилась при благословении Господом детей, и при входе Господнем в Иерусалим:

Мф. 19:14. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Ср. Мрк. 10:14.

Мф. 21:15. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говоря щих: Осанна сыну Давидову! вознегодовали.

16. И сказали ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Пс. 8:3).

Что апостолы действительно совершали крещение над детьми, это можно видеть из случая крещения в день Пятидесятницы, когда ап. Петр приглашал к крещению «каждого» из присутствовавших, объявляя «обетование и детям».

Деян. 2:38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа,

39. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш.

40.И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного.

41.Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.

Когда крещено было около трех тысяч, на этом празднике, несомненно, были и дети, например:

Лк. 2:43. Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его;

Крестили апостолы «домашних» Лидии и «всех домашних» темничного стража:

Деян. 16:15. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верною Господу, то войдите в дом мой, и живите у меня·, и убедила нас.

Деян. 16:1. И, взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его.

2Ин. 1:4. Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца.

После сего понятна похвала апостола «ходящим в истине детям, избранным Господом», а также и требование от пресвитеров иметь «верных детей» (Титу 1: 6), ибо в чем может состоять хождение в истине и верность детей и младенцев, как не в принятии ими св. крещения? Возбраняющие детям принимать крещение сектанты уподобляют себя тем иудейским первосвященникам и книжникам, которые «вознегодовали» на то, что дети грудные принимали участие в прославлении Господа: Мф. 21:15–16.

Таким образом, совершение крещения над детьми нисколько не противоречит и св. Писанию. Напротив, в нем есть некоторые указания, хотя бы и косвенные, на необходимость крещения и детей, точно также как и взрослых.

III. Для миссионерской полемики с сектантами о таинстве Святого Крещения


Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование
I
а) Водное крещение
Мф. 3:11. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его: Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. Ин. 1:33. Я не знал Его; но пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. Деян. 1:5. Ибо Иоанн крестил водою, а вы,чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Mф. 20:22. Иисус сказал в ответ: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь? Они говорят Ему: можем. 23. И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; но дать сесть у Меня поправую сторону и полевую, не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим. Лк. 12:50. Крещением должен Я креститься: и как Я томлюсь, пока сие совершится! Примеч . Приведенными текстами сектанты (молокане и им подобные) отвергают водное крещение. Под «крещением Духом Святым и огнем» должно разуметь не словесное научение и наставление истинам веры,а сошествие Св. Духа на апостолов и многих христиан: Деян. 11:15–16. Это великое событие действительно было явлением св. Духа в виде языков огненных: Деян. 2:3. Получение даров сходившего Духа Святого нисколько не исключало собою крещения водного: семейство Корнилия сотника было крещено водою непосредственно по выслушании проповеднического слова и после излияния даров Духа Святого: Деян. 10:44– 48. Кроме того под крещением „огнем» можно разуметь крещение кровию, огнем крестных страданий, которые предстояло претерпеть прежде всего Самому Иисусу Христу, Его ближайшим ученикам, а затем и всем мученикам, пролившим свою кровь за Спасителя. О таком именно крещении и говорится в Мф. 20:22–23. Лк. 12:50. Здесь крещение поставляется на ряду с испитием чаши: Мф. 26:42. Пить чашу значит терпеть страдания. Но это крещение кровью, как видно уже из хода речи Спасителя (Мф. 20:23), есть исключительное и не может заменить таинства крещения, ибо для достижения Царства Божия необходимо родиться от воды и Духа: Ин. 3:5. Итак, все приведенные сектантами места свящ. Писания нисколько не подтверждают сектантского воззрения на таинство св. Крещения. Чрез таинство Крещения человек совлекается клятвы, тяготеющей над греховным человечеством, спогребается Христу крещением в смерть, усвояя чрез благодать таинства искупительную и спасительную силу страданий Христовых. «Все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни: Рим. 6:3–4. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Только при благодатном сочетании со Христом, «облечении в Христа» в таинстве Крещения, наши добрые дела, подвиги, в том числе мученичество («крещение кровью, огнем»), могут быть спасительны для нас и благоугодны Богу. Деян. 11:15. Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас в начале. 16. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. Деян. 2:3. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Деян. 10:44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святыйсошел на всех, слушавших слово. 45.И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников. 46.Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал: 47.Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили СвятагоДуха? 48.И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней. Mф. 26:42. Еще, отошед в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. Ин. 3:5. Иисус отвечал: истинно говорю тебе: если кто не родился от воды и Духа, то не может войти в царствие Божие
II
Ин. 4:13.Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять: 14. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать во век; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Примеч . Отвергая водное крещение, сектанты в приведенном месте под словом «вода» разумеют учение. Здесь именем воды приточно названо учение и благодать св. Духа; но на основании этих слов нельзя утверждать, что везде в свящ. Писании под словом «вода» нужно разуметь учение: Ин. 3:23.Равно как в Писании под хлебом нельзя везде разуметь Самого Господа Христа, но нужно различать буквальное с приточным (сравнительным); см. напр. Ин. 6:51, срав. с Ин. 6:11. Если в разбираемых местах Свое учение Христос благоволил назвать водою, то сделано это потому, что с самарянкою беседовал при колодце, а с народом Иудейским близ Силоамского источника, из которого священник ежедневно в праздник кущей черпал воду золотым сосудом. (Лев. 23:36). Ин. 3:23. А Иоанн также18 крестил в Еноне близ Сачима, потому что там быломного воды; и приходили туда и крестились. Ин. 6:51. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век: хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ин. 6:11. Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
III
1Пет.3:21.Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа. Примеч . Этим текстом сектанты также силятся отвергать участие воды в деле крещения. В этом месте уже одно сопоставление христианского водного крещения с очищением непокорных людей в дни Ноя в водах потопа – указывает на необходимость водного крещения: ст. 21, срав. с 19 и 20 ст. и Евр. 10:22. На необходимость водного крещения прямо указывает и упоминаемое в разбираемом месте «омытие»: Деян. 22:16: а потому в ст. 2 и нужно разуметь то, что человек, вступивши в новую жизнь чрез крещение водою, должен заботиться о соблюдении духовной чистоты. Апостол выясняет значение воды, обращаясь к прообразу ее – потопу; как посредством потопа истреблен был грешный мир во дни Ноя и Ной вступил в новый лучший мир, так и человек чрез крещение водою очищается от грехов и вступает в новую жизнь. 1Пет. 3:19. Которым Он (Иисус Христос) и находящимся в темнице духам сошед проповедал. 20. Некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ спаслись от воды. Евр. 10:22. Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести и омывши тело водою чистою. Деян. 22:16. И так, что ты медлишь? Встань, крестись, и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса.
IV
Рим.6:3.Неужели не знаете, что все мы,крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? 4.И так мы погреблися с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 5.Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его; то должны быть соединены и подобием воскресения. Кол. 2:12. Бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых. Здесь объясняется значение выражений апостола: «крещение в смерть» или «погребение в крещении». Подобно тому, как смертью Христа побеждено зло в мире (Кол. 2:15) и люди освобождены от грехов: Рим. 6:6, так при крещении человек побеждает в себе прародительское зло: Рим. 5:12 и освобождается от своих прежних грехов чрез прощение их Господом: Рим. 3: 25. 6:6. (Кол. 2:13). Как Христос умер за грешников (Рим. 6:10. 1Кор. 15:3), так человек крещением должен умереть для греха: Рим. 6:11. Как Христос воскрес, так и крестящийся человек, выходя из воды, воскресает для добродетели и оживает духовно. (Рим. 6:4. Кол. 2:12). Самое погружение человека в крещении служит, по апостолу, образом погребения и смерти человека для греха. Рим. 6:6. Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху. Рим. 5:12. Посему как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть; так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Рим. 3:25. Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его чрез веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде. Рим. 6:11. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Сравн. Кол. 2:12.Ин. 3:5 и 23.
V
Ин.7:38.Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Евр. 6:2. Учению о крещениях, о возложении рук. Примеч . Этими местами сектанты хотят доказать, что крещение и учение одно и то же. Истинный смысл приведенного места должен быть таков: укорив евреев за колебание в вере, апостол внушает им стремиться к совершенству и созидать остальное на положенных уже основаниях и не класть снова иного основания: ст. 1 гл. 6 Евр., и если бы мы под крещением здесь разумели учение, то что за смысл был бы в выражении апостола: учений учения или учение о учениях? Евр. 6:1. Посему, оставивши начатки учения Христова, поспешим к совершенству и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога.
VI
Еф.5:26. Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; Примеч . Этими словами сектанты силятся доказать, что очиститься можно только посредством слова, а не воды. Здесь апостол указывает на слова, какие должно произносить при крещении. Выражение посредством «слова» стоит отдельно от выражения «банею водною» и указывает, что эти выражения не тождественны (а различны). «Баня водная» –это вода обыкновенная, а «слово» – это слова, произносимые при ( погружении в воду крещаемого: «во имя Отца и Сыиа и Святого Духа». Отсюда выражение «очистить банею водною по средством слова» означает – очистить святым крещением, в котором, при троекратном погружении в воду (ба нею водною), произносятся слова: «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (по средств. слова) Мф. 28:18–19, ср. Деян. 2:41. 22:16. Mф. 28:18. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе, и на земле. 19. Итак, идите, на учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Деян. 2:41. И так охотно принявшие слово его крестились; и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. Деян. 22:16. И так, что ты медлишь? Встань, крестись, и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса.
VII
Иов.9:30.Хотя бы я, омылся и снежною водою, и совершенно очистил руки мои, 31. То и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои. Иер. 2:22. Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог. Примеч . Приведенные ветхозаветпыя места свящ. Писания сектанты выставляют против необходимости водного крещения. Беcплодность «омовений» снежною водою, а равно «мылом и щелоком» нисколько не подрывает достоинства христианского крещения в «чистой воде» срав. Евр. 10:22; это высказано было в то время, когда еще не было «посредника» между Богом и согрешившими людьми, а следовательно, не было и Христова крещения: Иов. 9:33: 1Тим. 2:5 и 1Тим. 3:5. Притом высказано было не относительно будущего (христианского крещения), а относительно современного состояния Иова («я омылся») и народа изральского («ты умылся»). В этом месте, действительно, слово «вода» следует понимать в переносном смысле, что видно из следующего 39 ст. Но что этим не дается права понимать в переносном смысле и другие места св. Писания о водном крещении – это видно из Слов самого Господа: Ин. 3:5. Евр. 10:22. Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести и омывши тело водою чистою. Иов. 9:33. Нет между нами праведника, который положил бы руку свою на обоих нас. 1Тим. 2:5. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус 1Тим. 3:5. Который и спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости, банею возрождения и обновления Святым Ду хом. Ин. 3:5. Иисус отвечал: истинно говорю тебе: если кто не родился от воды и Духа, тот не Может войти в Царствие Божие.
О крещении детей (младенцев).
VIII
Мк. 16:16. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Примеч . Ссылаясь на этот текст, сектанты говорят: как можно детей крестить, когда они еще не могут веровать. Из этого места видно, что для спасения необходимы вместе вера и водное крещение. При крещении детей вместо младенцев веру исповедывают восприемники и родители, обязанные впоследствии заняться воспитанием крещаемых детей; здесь вместо младенца исповедывают веру взрослые так же, как в Ветхом Завете совершением обрезания над ничего не разумеющими младенцами взрослые за них исповедывали свою веру в Завет вечный относительно того, что Господь всегда будет Богом всего Израиля, а самое обрезание признавали знамением сего завета: Быт.17:11. Далее, место обрезания в НовомЗавете заступило крещение: Кол. 2:11–12. Об исповедании веры одним лицом вместо другого ясно говорится в св. Писании: Мф. 15:28, Мк. 2:3– 5. Наконец, если бы младенцы сами были неспособны к принятию крещения, то Господь не усвоял бы детям способности приходить к Отцу Небесному, когда говорил: «пустите детей, и не препятствуйте им приходит ко Мне» (Мф.19:14). Быт. 17:11. Обрезывайте крайнюю плоть вашу; и сие будет знамением завета между Мною и вами. Кол. 2:11. В нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым. 12.Быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, который воскресил Его из мертвых. Мф 15:28. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот же час. Мк. 2:3. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои.
IX
1Кор. 7:14. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Примеч . Этот текст сектанты приводят в подтверждение той мысли, что если дети и от смешанного брака святы, то крестить их не следует. Настоящим текстом апостол советует коринфским христианам не оставлять брачного сожительства с их неверующими супругами, с которыми они вступили в брак до принятия христианства, так как при таком сожительстве христианское влияние все-таки сообщается от верующей половины к неверующей и к их детям; сравн. ст. 16. Из Рим. 5:12 видно, что и дети имеют первородный грех; эту мысль доказывает факт смерти всех без исключения. Значит, выражение «святой» прилагается детям в таком же смысле, в каком сказано и о неверующем муже (или жене) «освящается». И как нельзя, на основании этого соображения, отвергать необходимость крещения для мужа или жены неверующих, так нисколько не отрицается необходимость крещения для детей; к сему может служить основанием и то соображение, что как обрезание началось со взрослых: Быт. 17:10, и перешло на младенцев (ст. 12), так равно и крещение перешло к младенцам по «обетованию»: Деян. 2:39. 1Кор. 7:16. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? Рим. 5:12. Посему как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков. потому что в нем все согрешили. Быт. 17:10. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами, и между потомками твоими после тебя (в роды их): да будет у вас обрезан весь мужеский пол. Деян. 2:39. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет ГосподьБог наш.
X
1Кор.10:1.Не хочу оставить вас, братия,в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2. И все крестились в Моисея в облаке и в море. Примеч. Этот текст сектанты приводят в подтверждение той мысли, что крещение детей,как не могущих веровать, не выше стоит невольного крещения евреев в «облаке и море». Этим местом указывается на освобождение евреев от рабства египетского посредством перехода их через Чермное море под осенением облачного столпа и под предводительством Моисея (Исх. 14:19–22). Так как это освобождение от рабства посредством прохождения чрез воду было прообразом крещения во имя Иисуса Христа, то поэтому и названо оно «крещением в Моисея». Там евреи избавились от рабства египетского, а здесь чрез крещение избавляются от рабства первородного греха, и это распространяется как на взрослого, так и на младенца: Деян. 2:38; Рим. 6:17. Деян. 2:38. Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Рим. 6:17. Благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Ин. 3:5. Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в царствие Божие.
XI
Мф. 19:14. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть ЦарствоНебесное. Мк. 10:14. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им; ибо таковых есть ЦарствиеБожие. Лк. 18:16. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне, и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие; Примеч . Сектанты говорят: если Господь сказал еще не крещенным детям, что «таковых есть Царствие Небесное»,то зачем их еще крестить. Если бы крещение детей было излишне, то излишне было бы молитвенное возложение рук и благословение их; однако Сам Господь благословил детей возложением рук: Мф. 19:13; Мрк. 10:16. Господь не сказал «этих (т. е. именно детей) есть царство небесное», но сказал–таковых (т. е. как дети) есть царство небесное»; следовательно, здесь разумеются не дети исключительно, а вообще верующие (и крещенные) христиане, которые подобно детям принимают веру Христову в простоте сердца: Мк. 10:15. (Лк. 18:17.) Однако же необходимость крещения взрослых людей признается и сектантами (штундо-баптисты и т д.). Кроме того, младенцы не чужды прародительского греха, так как, в лице первого человека Адама, каждый человек («все» – следовательно, и каждый младенец) согрешил и виновен пред Богом: Рим. 5:12. Поэтому и младенцы не иначе могут очиститься от греха прародительского и войти во Царство Божие, как чрез крещение: Ин. 3:5. Наконец, из слова Божия можно видеть, что еще и во времена апостолов были крещены не только взрослые, но и младенцы. Так, когда ап. Лука говорит, что крестилась Лидия и «домашние ее», темничный сторож и «все до машние его»: Деян. 16:15, 33, то из его слов нужно заключить, что в то время крестились все –и взрослые, и дети, и никто в доме не остался без крещения; потому-то ап. Павел и употребляет общее для всех наименование: «домашние», «все домашние» и «со всем домом своим»: Деян. 18:8. Мф. 19:13. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Мк. 10:16. И обняв их, возложил руки на них и благословил их. 15. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Ср. Лк. 18:17. Рим. 5:12. Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. См. выше п. X. Ин.3:5. Деян. 16:15. Когда же крестилась она и домашние ее, то просила нас, говоря: если вы признали меня верной Господу, то войдите в дом мой, и живите уменя. И убедила нас. 33. И взяв их в тот час ночи, он омыл раны их, и немедленно крестился сам и все домашние его. Деян. 18:8. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились.

* * *

18

Как и Иисус Христос с учениками. См.ст. 22


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle