6. Христианский пост
Средства достижения совершенства
Пост христианский есть телесное и духовное воздержание не только от запрещенного, но и от того, что человеку позволено:
1) Пост есть совершенное воздержание от пищи:
Господь показал пример такого поста в пустыне (Мф.4).
Так же Моисей постился (Исх.34:28).
Ниневитяне постились, и Господь одобрил их (Ион.3; Мф.12:41).
Ап. Павел – «три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян.9:9).
2) Пост есть воздержание от известного рода пищи:
«Я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои» (Дан.10:2–3).
3) Пост есть воздержание от брачного ложа:
Муж и жена, «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим».
4) Пост есть время особенных дел милосердия:
«Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте... Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, – одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Совершенно такого же содержания и православные стихиры, так как они составлены по указанной главе 58-й пророка Исаии (Ис.58:3–4, 6–7: Стихиры в среду 1-й недели Великого поста; в понедельник 2-й недели; в понедельник 1-й недели).
Цель поста:
а) убиение страстей и похотей.
«страдающей плотью перестает грешить» (1Пет.4:1).
«Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24).
б) приучение к воздержанию и умеренности.
в) приготовление к загробной равноангельской жизни: «Ибо Царствие Божие не пища и питие» (Рим.14:17).
Кто не постится, тот погиб:
Таких людей «конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме; они мыслят о земном. Наше же жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп.3:19–21).
Воздерживаются христиане постом от мяса, молока и, вообще, от скоромной пищи не потому, что она не хороша, как думают хлысты, но для обуздания тела. Мясо признают творением диавола только еретики:
«Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам, обольстителям и учениям, бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением, ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» (1Тим.4:1–4).
Пост положен людям еще в Раю:
«Сказал Бог; вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя: вам сие будет в пищу» (Быт.1:29).
«От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него»... (Быт.2:16, 17).
Значит, хоть и все плоды можно было есть, а на одни пост наложен.
В Ветхом Завете все великие праведники постились:
Постился Моисей (Исх.24:18; Исх.34:28; Втор.9:9).
Постился царь Давид (2Цар.3:35; Пс.34:13; Пс.108:24).
Постился пророк Илия (3Цар.19:8).
Постился пророк Даниил (Дан.10:2–3).
Посты общие
Постились израильтяне (Суд.20:26; 1Цар.7:6; 1Цар.31:13).
Постились ниневитяне (Ион.3:5).
Они – пример нам:
«Все это происходило с ними, как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11).
Если не будешь подражать посту древних, то Господь осудит:
«Ниневитяне восстанут на суд с родом сим, и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф.12:41). А сектанты ни каяться не желают, говоря, что они безгрешные, ни поститься не хотят, считая себя лучше Христа и Апостолов Его.
Новозаветный пост
Первым Спаситель постился и нам этим дал пример поста:
«Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола... постившись 40 дней и 40 ночей, напоследок взалкал» (Мф.4:1–2).
Спаситель указал, что пост полезен для победы над диаволом:
«Сей род (бесовский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9:29).
А с диаволом нам должно бороться:
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских», а следовательно, облекитесь и в пост, который советовал держать Спаситель (Еф.6:11).
Господь показал, каков должен быть пост:
«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:16–18).
Господь предсказал, что Апостолы и все христиане будут поститься:
«Придут дни, когда отнимется у них жених (т.е., когда Спаситель вознесется на небо), и тогда будут поститься в те дни» (Лк.5:33–35).
Апостолы святые постились:
Ап. Павел постился после призвания: «три дня... он не ел и не пил» (Деян.9:9).
Ап. Павел постился при отправлении на проповедь (Деян.13:2–3).
Постились при рукоположении пресвитеров (Деян.14:23).
Ап. Павел говорит о своем посте:
«Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:27). «Являем себя... в постах» (2Кор.6:5).
«Был... часто в посте» (2Кор.11:27).
Апостолы советуют поститься:
Христане – муж и жена должны, по согласию, на время уклоняться друг от друга для упражнения в посте (1Кор.7:5).
Пост у христиан с древности:
«Пост уже прошел» (Деян.27:9).
В среду и пятницу христиане постятся, как Господь предсказал в воспоминание того, что Христос отнят был от Апостолов: в среду – предан, а в пятницу – распят:
«Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк.5:35).
Великий пост установлен в подражание 40-дневному посту Спасителя:
пост Спасителя (Мф.4).
«Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по стопам Его» (1Пет.2:21). Поэтому мы и постимся, подобно Спасителю.
Петро-Павловский пост в память проповеди свв. Апостолов, как и они постились перед проповедью (Деян.13:2–3).
Успенский пост установлен в напоминание о будущем преображении наших тел, подобно Телу Спасителя, и в воспоминание Успения Богоматери (Мф.17:2; Флп.3:20–21).
Посему должно спрашивать сектантов: что вы за христиане, что вы отвергаете установленные Богом и свв. Апостолами посты?
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: 1Кор.8:8: «Пища не приближает нас к Богу, ибо едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем». Значит, поститься не стоит.
Православный ответ: Здесь не о посте говорит апостол, а о пище, что она сама по себе безразлична. А пост нужен, потому что сам ап. Павел постился: 1Кор.9:27; 2Кор.6:5; 11:27 и наказывал пост другим: 1Кор.7:5; Рим.14:15.
Сектанты говорят: Мф.15:11: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека».
Православный ответ: Значит, и объедаться и пьянствовать можно, потому что это в уста?! Это можно только у сектантов, а не у православных. В приведенном сектантами месте говорится о безразличности пищи самой по себе, а не о посте. А пост Спаситель признает необходимым (Мк.9:29).
Сектанты говорят: Кол.2:16: никто да не осуждает вас за пищу, или питие... Значит, можно всегда все есть и посты не нужны.
Православный ответ: Это говорится, что ветхозаветные обычаи разделения пищи на чистую и нечистую, а также и ветхозаветные праздники излишни, потому что «это тень будущего, а тело – во Христе». Теперь закон новый: должно «воздерживаться от идоложертвеннаго и крови, и удавленины и блуда» (Деян.15:29). И мы не делим теперь животных на чистых и нечистых. Но посты, приведенным (Кол.2:16) местом Писания, не отвергаются, ибо Апостолы и сами всегда постились: 1Кор.9:27 и другим наказывали: 1Кор.7:5.
Сектанты говорят: Православные – лжесловесники, «запрещающие вступать в брак и употреблять в пишу то, что Бог сотворил, дабы верные и сознавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим.4:3).
Православный ответ: Православные и брака не отвергают, и никакой пищи не считают скверной, как еретики, против которых пишет апостол, но вкушают все с благодарением, а лишь, по Христову примеру и апостольскому обычаю и приказу (2Кор.6:5; 2Кор.11:27; 1Кор.7:5), постятся для усмирения и порабощения плоти своей.
Сектанты говорят: «Телесное упражнение малополезно» (1Тим.4:8).
Православный ответ: Но все же полезно, хоть и мало.
Пост же – не столько телесное, сколько духовное упражнение. Некоторые утверждают, – говорит св. Иоанн Златоуст, – что здесь идет речь о посте. Нет, пост не есть телесное упражнение, но духовное. Если бы пост был телесное упражнение, то он питал бы тело; если же он изнуряет его и иссушает, то ясно, что это не телесное упражнение. Посему, не о посте здесь идет речь у апостола.
Сектанты говорят: Мы признаем посты, способствующие совершенству, а не те, «которые по обету возлагают на себя люди, чтобы тем служить Богу, безмерно изнуряя тело» (Кол.2:23) («Баптист». 1910, стр. 107).
Православный ответ: Это сектанты отвергают посты, которыми постились Апостолы (1Кор.9:27), которым постился Господь изнурения и голода (Мф.4:1–2) и по обету, как у ниневитян (Ион.3:5). А православные только и мечтают о подражании им.
Сектанты говорят: Мы отвергаем посты, «которые по вымыслам человеческим устанавливаются в определенные времена» («Бапт.». 1910, стр. 107).
Православный ответ: Это сектанты отвергают общий пост, о котором говорится в Деяниях: «пост уже прошел» (Деян.27:9), а также пост, предсказанный Спасителем в память его «отнятия» в среду и пятницу (Лк.5:35).
Сектанты говорят: Мы не признаем поста с делением на пищу скоромную и постную.
Православный ответ: А мы, подобно пророку Даниилу (Дан.10:2–3), признаем, а иногда и совершенно воздерживаемся целыми днями – в Страстные дни Великаго поста, например.