Глава I. Первосвященническое служение Христа Спасителя
Сделанный нами во введении обзор жреческих учреждений дохристианского мира показывает, что среди них истинное значение имело только левитское священство, существовавшее в среде израильского народа по Божественному праву. Но ветхозаветное священство, как и весь обрядовый закон Синайского законодательства, являлось только сенью будущих благ, а не представляло собою, по слову Апостола, самый образ вещей84. Уже в Ветхом Завете лучшим представителям истинной веры было присуще сознание, что ветхозаветный закон и средства оправдания, предлагаемый им, недостаточны сами по себе. «Если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды – говорить св. Апостол – искать места другому. Но пророк, укоряя их, говорить: «вот наступают дни, говорить Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет», говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению»85. С пришествием в мир Христа Спасителя совершилось то, что было предсказано пророками: ветхое отменяется86, и сень законная потеряла свое значение, когда исполнилось все, прообразуемое ею.
Мы видели, что жертвоприношения составляли средоточие всей религиозной жизни Израиля: «все почти по закону очищается кровию и без пролития крови не бываешь прощения»87, говоря словами св. Апостола. Но и этих жертв было недостаточно для очищения, «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожало грехи»88. Закон... однеми и теми же жертвами каждый год постоянно приносимыми, никогда не можешь сделать совершенными приходящих», с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, бывши очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов»89. Раскрывши учение о недостаточности ветхозаветных жертв, св. Апостол со всею силою останавливает внимание читателей своего послания на жертве Христовой, как единой и вседовлеющей. «Мы освящены – пишет св. Апостол – единократным принесением Тела Иисуса Христа»90. «От, однажды к концу веков явился для уничтожения греха жертвою Своею»91 и «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых»92. Из этого учения Апостола со всею ясностью вытекает и утверждается им учение об отмене ветхозаветных жертв93, в силу ненадобности их после жертвы Христа Спасителя94. Сказанное нами на основании апостольского учения о ветхозаветных жертвах, вполне относится и к подзаконному священству. Оно также было сенью грядущего и потому делается ненужным, по пришествии Великого Архиерея будущих благ. Мысль эта раскрыта св. Апостолом преимущественно в послании к Евреям. Если законные жертвы, приносимые священниками, оказывались недостаточными для того, чтобы «сделать в совести совершенным приносящего»95, то, очевидно, и цель священнического служения – привести верующих к Богу – не могла быть осуществлена в полной мере. «Всякий священник – по слову Апостола – ежедневно стоить в служении и многократно приносить одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов»96. Мало того, »те (ветхозаветные) первосвященники приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо закон поставляешь первосвященниками человеков, имеющих немощи»97. Отсюда с необходимостью вытекает мысль о несовершенстве и недостаточности ходатайства ветхозаветных священников за верующих пред Богом. Эта последняя мысль утверждается Апостолом на действительной отмене левитского священства с пришествием вечного первосвященника по чину Мелхиседекову. «Если бы – пишет св. Апостол – совершенство достигалось посредством левитского священства..., то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседекову»"98 и далее раскрывается учение о первосвященническом служении Иисуса Христа, в котором находит всецелое осуществление идея истинного священства.
По примеру ветхозаветного первосвященника, входившего с жертвенною кровию во святое святых, бывшее, как и вся скиния – «образом настоящего времени»99 и существовавшее поэтому «до времени исправления»100, «Христос, Первосвященник будущих благ, пришел с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною... не с кровию козлов и тельцов, но со Своею кровию однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление»101. Теперь все верующие имеют «дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа»102. И это святилище не рукотворенное, по образу истинного устроенное. «Христос вошел... в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие»103. В силу этого Христос Спаситель есть «Ходатай нового завета»104 и, «как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, почему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них»105. Он «человек Христос Иисус» – «единый посредника между Богом и человеками»106; Он Первосвященник «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от гртиников и превознесенный выше небес»107, Который, «принесши одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога»108. Теперь не нужно более приношения за грех109; не нужно и служащих скинии, ибо вход в небесное святилище открыть всем верующим110, и все мы, как дети Божии111, «имеем Ходатая пред Отцем Иисуса Христа Праведника»112, «священника вечного по чину Мелхиседекову»113.
Таким в общих чертах представляется новозаветное учение о первосвященническом служении Иисусу Христа. Он Сам и жертва и священник. Все ветхозаветные жертвы, и вообще служение в скинии, свое истинное значение получают в этой единственной жертве Сына Божия – предвечного Агнца и истинного Первосвященника. Ясно, что вместе с принесением в жертву Агнца, закланного от сложения мира114, и после совершения Христом Спасителем Своего первосвященнического служения, провозвещенного Им Самим словами «се иду»115, служение сени должно прекратиться, должен погаснуть огонь на дворе скинии, не угодны более Богу кровавыя жертвы и не нужен первосвященник, когда раздралась завеса, отделявшая святое святых от святилища116. Едва ли представляется нужным доказывать, что в виду столь ясно раскрытого в новозаветном Писании учения о первосвященническом служении Иисуса Христа, учение о Христе Спасителе, как жертве и священнике, было всегдашнею верою церкви Христовой. Многие отцы Церкви с особою силою оттеняют ту мысль, что Христос Спаситель есть и Агнец и Архиерей117. Равным образом, по общему верованию христианской Церкви, с принесением жертвы Спасителя Им Самим, потеряли свое значение жертвы ветхозаветныя, а с тем вместе перестали существовать и священники, как приносители этих жертв118.
* * *
Евр, X, 4.
Евр. X, 10; ср. Мф. XXVII, 51.
Мысль эта встречается почти у всех отцов и учителей Церкви. Например, Ап. Варнава, «Послание», гл. VII стр. 47 – 49, изд. 1862 г. русский перевод прот. Преображенского; св. Климент Римский, «Первое послание к Коринфянам», гл. XXXVI стр. 137 того же издания; св. Полпкарп Смирнский, «Послание к Филиппийцам», гл. XII стр. 449; св. Иустин Мученик, «Разговор с Трифоном иудеем», гл. ХСVІ стр. 290, изд. 1892 г. перевод прот. Преображенского; св. Киприан Карфагенский, «Письмо 63 к Цицилию», ч. I стр. 398, изд. 1891 г. р. п.; Ориген, «In. Ioan. horn. XXVIII», p. 14; св. Григорий Богослов, «Слово 2-е о Сыне», т. 4 стр. 181 р. п.; св. Григорий Нисский, «Слово на св. Пасху», т. 8 стр. 38 – 39 р. п.; св. Епифатй Кипрский, «Против Ариоманитов», т. 4, гл. XXXIX стр. 169 р. п.; Бл. Августин, «О граде Божием», т. 4, кн. 10 гл. VI, стр. 114 р. п. и мног. др.
Ап. Варнава, «Послание», гл. II стр. 35; св. Иустин Мученик, «Разговор с Трифоном иудеем», гл. СХVІІ стр. 319; св. Ириней Лионский, «Против ересей», кн. 4, гл. XVIII, § 4, стр. 365, изд. 1900 г., русский перевод прот. Преображенского; св. Иоанн Златоуст, «Против Иудеев», сл. 11. § 5 и далее, изд. 1895 года С.П.Б. Академии т. I. ч. 2 стр. 713; Бл. Августин, «О граде Божием», т. 6, кн. 20.