Источник

Понятие о пастырстве

С первого дня существования человека на земле существовали религиозные руководители народа

С первого дня существования человека на земле существует такой поря­док, что семьей, родом, обществом, государством управляют старшие в роде или избранные, доверенные люди, выделяющиеся из своей среды особыми дарованиями и деятельностью. Такой порядок наблюдается не только в роде человеческом, но даже и в мире животных. В роде человеческом этот закон вытекает из самого существа его природы, из свойства его духа, из слова Бо­жия. Мы знаем, что первый человек, Адам, после изгнания из рая становится главой своего многочисленного семейства. Адам был не только религиозным, но и общественным руководителем в жизни своего народа.

Мы видим, что религиозными наставниками и руководителями были родоначальники древнейших племен. С размножением человеческого рода и с образованием более сложных общественных групп, складывавшихся уже не только на основе единства семьи или рода, но и на единстве целей, воззрений, верований, убеждений, появились жрецы, прорицатели, поэты, философы, которые становятся руководителями народов. Хотя деятельность их была различна, но сущность их – была одна, то есть религиозно-нравственное руководство народом. А так как появление руководителей религиозных обществ вызывалось законом человеческого духа, закон же этот от Творца, то мы должны сделать заключение, что даже в язычестве, хотя и косвенно, иерархический строй существовал на основе первоначального Божественного установления (5, с.7–8).

Обязанности священников священны

Священство во времена теократического правления еврейского народа, по словам святителя Амвросия Медиолнаского, «получает значение особенной важности; ибо звание левитов так высоко и так важно, что Моисей, благослов­ляя сынов израилевых по их коленам пред смертию своею, в благословениях своих о колене Левиином изрек: дадите Левию явленная его 51», то есть левиты избираются из всех и посвящаются Господу как первенцы для служения и от­пущения грехов, а не находятся в общем положении с народом.

Слова, сказанные Господом Моисею: «Виждь, – говорит ему, – племене Левиина да не сочислиши, и числа их да не приимеши среди сынов израиле­вых. И ты пристави левиты к скинии свидения, и ко всем сосудом ея, и ко всем елика суть в ней: да носят скинию, и вся сосуды ея, и тии да служат в ней, и окрест скинии да ополчаются» (Чис.1,49–51) 52, указывают, что и обязанности священников также священны (Там же, с.31–32)

Психологическая основа пастырства

Необходимость посредничества для единения с Богом

Цель религиозных стремлений человека – единение с Богом. Сознание своего несовершенства пред Богом, сознание невозможности единения с Ним по при­чине греховности приводит к мысли о необходимости посредничества. Такими посредниками и ходатаями между человеком и Богом избирались люди с высокими нравственными и духовными качествами, потому что народ знал, что порочных людей Бог услышать не может. Следовательно, необходимыми условиями сближения с Богом были нравственная чистота и целомудрие посредников. В некоторых языческих религиях служители алтаря – жрецы, весталки и другие – должны были вести безбрачную жизнь. Эти требования языческих и иудейской религий еще с большей силой проявились в христианстве. «Подобает убо епископу быти непорочну, единыя жены мужу, трезвену, целомудру, благоговейну, честну, страннолюбиву, учительну, не пиянице, не бийце, не сварливу, не мшелоимцу но кротку, (не завистливу), не сребролюбцу» (1Тим.3,2–3).

Прирожденное общечеловеческое сознание греховности пред Богом побуждает народ выделить из своей среды самых лучших представителей. Например, в самый ответственный момент, когда еврейский народ должен был вступить в общение с Богом на горе Синай, они единодушно стали просить Моисея быть посредником между ними и Богом, вступить в общение с Иеговой вместо народа, обещаясь исполнить все, что Господь возвестит народу через Моисея. Профессор архимандрит Вениамин (Милов) говорит, что Господь признает правильным решение народа и принимает Моисея как ходатая народа и провозвестника Своей воли53 (5, с.32).

Господь постоянно избирает для пастырского служения достойных людей Как тогда Господь избрал Моисея, затем Аарона, пророков, так и всегда, на протяжении всей истории, Он постоянно избирает для пастырского служения достойных людей, могущих возвестить людям волю Божию и быть их духов­ными руководителями: «И Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники, овы же пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» (Еф.4, 11–12) (Там же, с.32–33).

Для чего Господь учредил сословие пастырей

Христос первый идет на небо, которое отверз для нас. Но так как люди могут следовать за Ним только издалека, то, чтобы они вовсе не потеряли Его следа, Он учредил сословие пастырей, посредствующее между Ним и верующими, руководимое Им и руководящее верующих, – сословие, которое никогда не должно терять из виду Его, и всегда оставаться пред глазами народа, должно принимать примеры от Начальника веры и передавать их людям (Там же, с.33).

Мистическая основа пастырства

Что отличает пастырство от всех других общественных служений

Свои высшие полномочия и благодатную силу пастырство получает от Бога. Это отличает его от всех других естественных общественных служений, ста­вит его на особое место и дает право именовать его служением благодатным. Сам Господь указывает, что пастыри суть избранники Божии. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (ср. Ин.15,16) (Там же).

Пастырям сообщается особая благодатная сила

Соответственно той высоте и ответственности, какую имеет пастырское служение, пастырям и сообщается в Таинстве Священства особая благодатная сила Святого Духа. Поставляющей силой на благодатное пастырское служение является Дух Святой, как воспевает Святая Церковь в День Пятидесятницы: «Вся подает Дух Святый источает пророчествия, священники совершает, не­книжные мудрости научи, рыбари богословцы показа»54. «Итак, кто говорит о иерархии, – учит св.Дионисий Ареопагит, – тот указывает на некоторое священное учреждение – образ Божественной красоты. Каждый чин иерар­хии по мере своих сил принимает участие в делах Божественных, совершая благодатию и силою, дарованною от Бога55.

Господь, называя пастырей «светом мира и солью земли» (Мф.5, 13–14), выделяет их из среды всех людей (Там же, с.33–34).

Богооткровенная основа пастырства

Истинное пастырство – длящаяся в мире жизнь Иисуса Христа

Господь наш Иисус Христос, основавший Свою Святую Церковь, явился тем камнем, тем основанием, на котором зиждется христианское пастырство. Именно об этом пастырстве говорит св.апостол Павел, когда приводит слова пророка Давида, относящиеся к Иисусу Христу: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс.109,4, Евр.7,21), потому что истинное пастырство – длящаяся в мире жизнь Иисуса Христа (5, с.34–35).

Спаситель называет Себя Пастырем

Спаситель называет Себя добрым Пастырем, когда говорит: «Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин.10,11), и что таковым Пастырем Он пребудет вечно: «... и будет едино стадо и един Пастырь» (Ин.10,16). Господь сравнивает Себя с пророком Ионой. Как Иона проповедовал покаяние для ниневитян, так и Он пришел с проповедью Царства Божия, войти в которое можно только через покаяние (Лк.11,30).

Господь Иисус Христос называет Себя Пастырем еще раз, когда в послед­ние минуты Своего пребывания с учениками в Гефсиманском саду в беседе с ними относит к Себе пророчество Захарии: «Вси вы соблазнитеся о Мне в нощь сию, писано бо есть поражу пастыря, и разыдутся овцы стада» (Мф.26,31) (Там же, с.35).

Господь освятил пастырство Своим собственным примером

Освятив пастырство Своим собственным примером и Своей жизнью, Спаситель избирает 12 учеников, а потом 70. И таким образом оставляет преемников Своего пастырского служения. Для выполнения этой великой цели Спаситель начинает готовить Своих учеников задолго до Своих крестных страданий. Он посылает их на проповедь, дает им особые наставления, а для подтвержде­ния истинности этого учения дает им силу чудотворения (Мф.10, 6–42). Словами: «Я дал вам пример, чтоб и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13,15) Спаситель заповедует Своим ученикам всегда в своей деятельности руководствоваться примером их Божественного Учителя. И как видно из жизни и учения свв.апостолов, они постоянно имели перед собой образ Пастыреначальника Господа Иисуса Христа (Евр.12,2) и призывали к этому всех продолжателей дела Христа Спасителя (Там же).

Несостоятельность протестантского учения о священстве

Протестантские богословы, основываясь на словах св.апостола Петра: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2,9), отрицают пастырство как специальный Богоустановленный институт. По их мнению, этот текст не говорит о необходимости пастырско­го служения, так как все христиане «род избран», «царское священне». Но достаточно прочитать это Послание до конца, чтобы убедиться в ложности этого учения. Обращаясь к христианским пастырям, св.апостол Петр пишет: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду. И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5,1–4). Данный текст с неоспоримой очевидностью свидетельствует, что в апостольское время уже существовали христианские пастыри, которых апостол Петр наставляет. Называя себя «сопастырем», то есть несущим такое же служение, как и пастыри, а Господа Иисуса Христа – Пастыреначальником, апостол Петр указывает на тесную связь христианских пастырей с Господом и апостолами. Не может быть речи о всеобщем священ­стве, когда, наставляя христиан, апостол Петр пишет: «Младшие, повинуйтесь пастырям» (стих 5). По Своем Воскресении Господь являлся первоначально апостолам, а не всему народу, только их Он поучал Тайнам Царствия Божия (Деян.1,3), и только им Он заповедал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28,19).

Данный текст Священного Писания служит также опровержением другого возражения протестантских богословов против пастырства, согласно которому нельзя распространять и передавать дар, принадлежащий только апостолам. Если это верно, то апостольская проповедь прекратилась бы с их жизнью, и повеление Спасителя не было бы исполнено. Кроме того, Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28,19), а также: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин.14,16), что не сообразуется с протестантским мнением.

Мнение протестантов «о всесвященстве», основанное, по их толкованию, на разобранном тексте, а также на словах апостола Петра: «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» (1Пет.2,5), также ошибочно, апостол Петр, пользуясь ветхозаветным языком, учит, что христиане должны также приносить жерт­вы Богу, но уже не плотские, а духовные, то есть жертвы своей чистоты чрез «отложение всякой злобы, всякого коварства, лицемерия, зависти и всякого злословия», что и есть «духовная жертва святого священства».

Следует однако сказать, что учение о «всесвященстве» имеет место и в Православной Церкви, только не в том смысле, как его понимают протестантские и сектантские учителя. Кроме вышеприведенных текстов Священного Писания (Исх.19,6,1Пет. 2,5–9), о всесвященстве всех христиан говорит и святоотече­ское учение. Так, св.Игнатий Богоносец называет всех христиан «Богоносцами, Христоносцами, Храмоносцами» и т.д. (Поел, к Ефес, гл.IX).

Св.Климент Александрийский пишет верующим: «Мы – род избранный, царское священне, народ святой» 56.

Св. Григорий Богослов пишет: «Целый мир священнодействует Владыке: не тельцов и овнов закалают, но всенощными бдениями и псалмопениями» 57.

В «Православном исповедании» наиболее четко выражено, что священство есть двоякое: одно духовное, а другое таинственное. Согласно учению Св.Пи­сания (1Пет.2,9), все православные христиане имеют священство духовное и приносят жертвы в виде молитв, благодарений, умерщвления плоти, предания себя на мученичество за Христа и проч. 58 Но одного духовного «всесвященства» недостаточно для жизни Церкви Христовой. Необходимо еще священство «таинственное» ради совершения Таинств для освящения людей. Это священство установил Сам Господь, что отображено, например, в словах апостола Павла: «Иных Бог поставил в Церкви во-первых Апостолами, во-вторых пророками,

в-третьих учителями» (1Кор.12,28)

Делая вывод из всего сказанного, можно сказать, что существование в Церкви пастырства подтверждается как Священным Писанием и учением святых Отцов, так и другими данными, и поэтому всякое учение о ненужности в Церкви особого класса священнослужителей является несостоятельным и не выдерживающим никакой критики (Там же, с.36–38).

История пастырства

Пастырское служение – единственное в своем роде

Высоко, священно и ответственно служение пастыря Церкви Христовой, священника Бога Вышнего. Оно – единственное в своем роде служение, совершенно выделяющееся из ряда обыкновенных человеческих служений (5, с.43).

Время появления пастырства

Пастырское служение имело место и силу еще тогда, когда Церковь состояла из двух первых людей. В Библии сказано, что Адам в раю имел непосред­ственное общение с Богом, «ходящим в раю» (Быт.3,8). Из этих слов можно заключить, что первоначально идею пастыря Сам Бог благоволил проявить в Себе Самом (Там же, с.44).

Его пастырское попечение о человеке

Хождение Бога в раю что другое означает, как не Его пастырское попечение о человеке. Создав человека по образу Своему, Он напечатлел в душе его и тот образ пастырства, который в высшей степени принадлежал Ему Самому, – так считает митрополит Сергий (Ляпидевский)59 (Там же).

В патриархальном посредническом служении лежала идея священства

Совершители жертвоприношений, родоначальники, явились посредниками между Богом и своим родом. При совершении жертвоприношений должны были присутствовать все члены данного рода. Можно предполагать, что па­триархальное жертвоприношение, при всей своей внешней простоте, носило величественный характер общественного богослужения и молитвы.

Таким образом, уже в этом посредническом служении лежала идея священства, хотя оно еще и не имело характера иерархического священства, так как основывалось на праве первородства, на праве естественном. Это патриархальное священство продолжалось до Египетского переселения (Там же, с.46).

Возникновение иерархического священства в Ветхозаветной Церкви

Патриархальное священство, как не имеющее определенных правил своего служения и как действовавшее по естественному праву, сменяется особым сословием иерархического священства, деятельность которого строго опреде­лялась богодарованным законом. Сам Бог благоволил вверить сохранение Своего завета и проповедь о Своих обетованиях Им Самим избранному колену Левиину. Причиной такого предпочтения, без сомнения, было то, что колено Левиино воздержалось от поклонения златому тельцу при горе Синай. К этому колену принадлежали Моисей и Аарон, великие вожди народа, ревностные блюстители нравственной чистоты его и строгие исполнители Божественных повелений. Сам Бог повелел привести Моисею Аарона и сыновей его пред скинию и посвятить их на священное служение: «Приведи к себе Аарона, брата твоего, и сыны его от сынов Израилевых, да священнодействуют Мне» (Исх.28,1).

Таким образом, от Ааронова священства берет начало все ветхозаветное иерархическое священство. Хотя этот иерархический строй учрежден Бо­гом, но, однако, и он еще не был таковым, который появился в Новозаветной Церкви. Он имел начальную форму и носил преобразовательный характер (Там же).

Цель ветхозаветного пастырства

Ветхозаветное священство имело Божественное учреждение. Ветхозаветный священник являлся лицом, призванным к высшему служению среди еврейского народа. Самим Богом Самое положение его, как ходатая между Богом и богоизбранным еврейским народом, обязывало его вести высоконравственный образ жизни. Израильский народ иначе и не мог смотреть на левитское священство как на своего руководителя, поучающего истинной вере не только словом, но и своим личным примером. Хотя известны и такие примеры, когда левитское священство уклонялось от исполнения своих обязанностей и не слушало голоса Божия, в таких случаях Господь, для вразумления заблудших, посылал Своих пророков, которые ревностно и безбоязненно обличали недостатки священни­ков. Пророческое служение было благороднейшим зерном своего народа. Все лучшее, что в подзаконные времена мог дать избранный народ, воплощалось в личности истинного пастыря-пророка. Пророки во всех отношениях были в ветхозаветное время прекрасным образцом пастыря, и для нас они имеют большое значение. Как истинные пастыри, как предтечи Доброго Пастыря – Христа, деятельность Которого они прообразовали60, ветхозаветные пастыри имеют значение и для нашего времени.

По крайней мере, цель ветхозаветного пастырства – воспитать, привести человека в Царствие Божие – и средства достижения его (руководство чело­века личным примером и словом поучения) остались теми же (5, с.58–59).

Основные черты пастырской деятельности ветхозаветных пророков и их функции

Как свидетельствует нам ветхозаветная история, еврейский народ и его предводители очень часто уклонялись от почитания Истинного Бога и скло­нялись к идолопоклонству. В этом отношении наблюдается постоянная борьба света с тьмой. Поступая так, они затмевали в своих сердцах то обетование, по которому Господь обещал произвести из их поколения Искупителя рода человеческого.

Языческие суеверия и безнравственность всего народа, включая и священников, временами доходили до предела. Были такие моменты, когда само священство вместе с народом уклонялось в идолопоклонство. Св.Писание неоднократно свидетельствует об этом (Иез.44,10).

Все внимание пастырей сосредоточивалось на видимом, на показном благочестии. В результате этого в среде левитского священства наблюдалось отсутствие одухотворенности, что лишало их благодатных даров, способствовавших достойному прохождению вверенного им служения и лишало общения с Богом. В силу такого разобщения ветхозаветного священства с Иеговой оно не могло оказать влияния на народ, а если и оказывало, то только своей недостойной жизнью, которая действовала на еврейский народ развращающим образом.

Естественно, что при таком духовном состоянии ветхозаветного священства его авторитет в глазах народа совершенно падал и оно теряло всякое влияние на массы. «Народ мой! – говорит пророк Исайя, – Вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис.3,12). «Вы развращаете народ Господень», – говорит Илий сыновьям (1Цар.2,24).

В такие моменты в жизни еврейского народа необходимо было, чтобы кто-либо взял на себя священную миссию – напомнить народу об Истинном Иегове и Его законах.

Образ духовного пастыря, представленный в ветхозаветных пророческих книгах, можно определить в следующих чертах:

Пастырь – лицо, призванное Богом на высшее служение. Он, прежде все­го, – высоконравственная личность. Как посланник Божий и верный слуга Его, пастырь является близким к Богу лицом, знающим Господню волю и поэтому посредствующим между Пославшим его и людьми, ради которых он посылается. Поэтому пастырь – руководитель народа, пасущий его, то есть поучающий истинной вере, своим личным примером и словом научающий истинной нравственности. Возвещая волю Божию, пастырь словом поучения и обличения врачует недуги паствы.

Служение пастыря должно быть проникнуто духом самоотверженной любви к Богу, представителем Которого он является, и к людям – словесным овцам, духовное благополучие которых дороже и выше личных интересов пастыря. Для отчетливого представления цели пастырского служения избраннику Божию при его призвании указывается главнейшая его обязанность: научить народ боговедению, сообщить своей пастве волю Пославшего (Там же, с.53–54, 59–60).

* * *

51

Св.Амвросий Медиоланский. О должностях. Киев, 1875, с.56.

52

Там же, с.50–51.

53

Проф.архим. Виниамин (Милов). Лекции по пастирскому богословию. Библиотека МДА.

54

Стих 2-й на «Господи, воззвах».

55

Св.Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии, с.17.

56

Творения св.Климента Александрийского. 1715, т.1, гл.IV, с.52.

57

Св.Григорий Богослов. т.V, с.121.

58

Православное Исповедание. Ответ на 108 вопрос. 1900. см. В.Экземплярский. Библейское и святоотеческое учение о сущности священства. Киев, 1904, с.50.

59

Митр.Сергий (Ляпидевский). Богословский Вестник. 1900, Август, с.510.

60

«Пророка воставлю» – это слово помимаемое в собирательном смысле, относится и ко Христу – Пророку и Пастырю, почему в нашем синодальном переводе это слово пишется с большой буквы.


Источник: Духовные рассуждения и нравственные уроки Схиархимандрита Иоанна Маслова / Под ред. Н.В. Маслова. – Москва : Самшит-издат, 2011. – 816 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle