Источник

Пастырь

Обязанность пастырская:

1. Пастырь должен учить, наставлять, пороки обличать и к покаянию приводить людей.

2. Чему учит, то и делом на себе показывать, то есть образ добрых дел являть.

Отсюда следует:

1. Кто не учит, грешит против звания своего.

2. Кто не учит и живет худо, дважды грешит: и сам идет в погибель, и других влечет за собою.

3. Обязанность людей по отношению к пастырям:

4 Люди должны пастырю повиноваться. Как овца, не слушающая голоса пастуха своего и удаляющаяся от стада, бывает добычей зверю, так человек, не повинующийся пастырю или наставнику своему, бывает корыстью диаволу и потому погибает.

5. Должно пастырей своих любить, почитать и к ним иметь благодарность.

* * *

Если скажет кто, что пастырь худо живет и не делает того, чему учит, тому ответ:

1. Что плохо живет и не делает того, чему учит, ты за него не будешь отвечать перед Богом, и потому что тебе до того, что он худо живет? – Он же за тебя ответ даст и истязан будет.

2. Пастырь ту же немощь имеет, как и всякий человек, и потому не удивительно, что грешит, как человек; а тебе должно о нем молиться, чтобы исправен был, – что будет в общую пользу.

3. Если правильно учит, а неправедно живет, то ты смотри и делай то, чему учит, а жизни его не подражай. Так и Христос сказал о книжниках и фарисеях: на Моисеевом седалище се ли книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23, 2–3).

4. Часто бывает, что пастырь много клеветы, злословия, поношения, хулы напрасно терпит. Никто более не подлежит злословию и оклеветанию, как пастырь. Ибо злые люди, пороки которых он обличает, не терпя того, часто о нем злой проносят слух и рассевают то, чего он не знает; или из малого делают большое, или прибавляют, или не так говорят, как было, злобствуя на него. Потому берегись и не осуждай, ибо греха не избегнешь, так как, хотя и подлинно он грешит, не твое дело его судить. А если невинен, то дважды грешишь, и потому тяжко: и что осуждаешь, и что неповинного осуждаешь, и за то сильно истязан будешь.

* * *

Видим в этом мире, что люди скот поручают пастухам для того, чтобы его пасти и охранять. Так и овцы Христовы, христиане, поручаются Христом Господом пастырям, епископам и иереям, для того, чтобы их пасли и охраняли. Пастухи выбираются от всего села или деревни, чтобы пасли их скот. Так и пастыри, епископы и пресвитеры, избираются от Церкви, чтобы пасли души христианские. Пастухи выбираются добрые и разумные, чтобы не погубили скота. Так и пастырей нужно избирать добрых и разумных, чтобы не погубили словесных Христовых овец, чтобы и на них не сбылось писанное: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14). Пастухи выгоняют скот на поле, на траву и на доброе пастбище и там пасут его. Пастыри должны питать овец Христовых Словом Божиим и Тайнами Святыми. Пастухи стадо свое берегут и защищают от волков и прочих зверей. Так и пастыри должны стадо овец Христовых беречь и защищать от диавола, демонов, еретиков и прочих душевных зверей. Пастухи скотину, от стада отлучившуюся и заблудшую, ищут и загоняют в стадо. Так и пастыри должны заблудившегося христианина искать и обращать к стаду Христову. Заблуждается же всякий христианин, который не по-христиански живет. Пастухи пригоняют стадо свое с поля в дома к хозяевам. Так и пастыри должны стадо овец Христовых от мира сего предпосылать во ограду небесную, чтобы им самим потом, явившись, сказать: «Вот я и овцы Твои, которых Ты дал мне, Господи!»

Пастухи за труды, за то, что пасут скот, получают от хозяев плату. Так и пастыри от Христа Господа за труды и за то, что пасут стадо Его, примут плату, неувядающий венец славы (1Пет. 5, 4). У пастухов, если какой скотины не пригонят в дом, хозяева спрашивают: «Где моя такая-то скотина?» Так и от пастырей, если какой христианин погибнет и не явится в небесной ограде, спросит Христос Господь: «Где Моя такая-то овца? Где овца, которую Я не серебром и золотом, но Своею Кровью стяжал? Где овца, которую ты принял, чтобы пасти и хранить?» Пастух не может сказать хозяину: «Не знаю где», – потому что он был сторожем стада. Так и пастырь не может сказать Христу Господу: «Не знаю, где овца», – потому что был сторожем стада Христова (см.: Иез. 34, 8 и проч.).

Хозяин за потерю скотины лишает пастуха платы. Так и пастырь лишается от Христа платы за погубление словесной овцы и отдается в наказание. Пастух бывает не виновен, если не из-за его нерадения, но каким-либо другим образом скотина погибнет. Так и пастырь будет невиновен, когда христианин не из-за его нерадения и недосмотра погибнет, но из-за своего небрежения и своеволия, то есть если пастырь его учил, наставлял, увещевал и образ добрых дел ему показывал, но тот его, пастыря своего, не слушал. Пастухам стадо скота повинуется, поэтому туда идет, куда его гонят. Так и христиане должны пастырям своим повиноваться и делать то, чему они учат, по увещеванию апостольскому: повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая (Евр. 13, 17).

Пастырь! Помни, что ты сторож стада овец Христовых. Люди! Внимайте, что Христос говорит о пастырях, которые учат, но не делают: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не по ступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 2–3).

* * *

Пастырь нерадивый и соблазняющий! Куда ты идешь? В погибель! И в погибель с собою многих влечешь, многих, за которых Кровь Свою Христос пролил.

* * *

Неприятель в битве старается прежде всего начальников и полководцев противной стороны поразить и побить, чтобы в непорядок и замешательство все воинство привести и так погубить или пленить его: от начальников и полководцев, тем более мудрых, вся целость и благополучие воинства зависит. Так и в битве христианской враг-диавол более всего старается пастырей и учителей низложить, чтобы так удобнее было и прочих христиан пленить и погубить. От пастырей и учителей вся целость и спасение христианского собрания зависит. Без доброго и разумного пастыря христиане – как овцы заблудшие. И когда враг не может пастыря низложить, то восставляет на него людей, которые творят его волю, чтобы злой слух о нем проносили, и так люди учению его не верили бы. Поэтому бывает, что пастыри и учители много клеветы, поношения, злословия, гонения и изгнания претерпевают, о чем во все века свидетельствуют. Никто так этому врагу не досаждает, как пастыри и добрые учителя. Они его темное царство и власть Словом Божиим и силой Святого Духа разрушают и из рук его души христианские, любимую его добычу, похищают. Поэтому ни на кого более, чем на пастырей и учителей, злобный дух не злится и не свирепеет. Итак, берегись, христианин, любого человека, а тем более пастыря и учителя злословить, – да не будешь с диаволом заодно мудрствовать.

* * *

Поскольку на пастырей и учителей наших более враги наши устремляются, то все христиане более о них должны молиться – да поможет им Господь.

* * *

Учатся пастыри, как с грешниками обращаться и всяким образом приводить их к покаянию, но в грехах их не участвовать. Пастырское дело – искать заблудших овец. И добрые лекари там чаще находятся, где больные лежат. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9, 12).

* * *

Пастыри и учители Истины и проповедники небесного слова подлежат ненависти, хулению злых людей, поскольку злобу, и прелесть, и темные дела их светом небесного учения обличают... Обличением нечестивый, как рожном29, ударяется. Об этом свидетельствуют примеры пророков, апостолов и всех верных святителей, в древности поживших, которые все за Слово Божие и истину гонение и поношение претерпели. Чего и ныне проповедникам истины ожидать от злого мира? Если кто богобоязненный христианин, тому советую хуле, на пастырей и учителей возводимой, не верить и, более того, хулящим уста заграждать. Здесь хитрость диавольская кроется. Он учит своих служителей распространять хулы на проповедников истины, чтобы люди о них плохо думали и слову их не верили, и так бы погибли. Вот к чему стремится злой дух, и так хула и всякая клевета по злому его навету возводится на пастырей. Берегись этого, христианин! Если услышишь кого хулящего и клевету на пастыря возводящего, знай точно, что устами его, как орудием своим, злой дух смрад свой извергает.

* * *

Дремлет пастырь, сторож дома Господня, когда молчит и не проповедует слово Божие, не приводит людей к покаянию, не обличает их за грехи, не научает святому христианскому житию, не предохраняет от козней диавольских, не показывает пути к вечной жизни, не устрашает грядущим гневом Божиим за грехи – словом, дремлет, когда не заботится о том, чтобы порученных ему людей спасти для вечной жизни, ибо в этом сила звания и должности его. Спит и глубоко спит пастырь, сторож дома Господня, когда сам о своем спасении небрежет, но беззаконствует. Тогда он не только не стережет дома Господня, но и разоряет его и соблазнами своими души христианские за собою влечет в погибель. Таковому пастырю приличествует слово Христово: кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Мф. 12, 30). Нет большей радости диаволу, врагу душ христианских, как когда пастырь, сторож дома Господня, в таком состоянии находится; тогда он что хочет с христианами делает. Горе людям, у которых такой пастырь! Но большее горе пастырю тому, который себя только пасет, а не людей, порученных ему!

* * *

Слово Божие, будучи самым истинным и совершенным правилом благочестия, как сказано, всем христианам нужно, но пастырям, то есть епископам и иереям, особенно: ибо они взяли ключ разумения (Лк. 11, 52), который и есть Слово Божие, и тем должны как себе, так и другим отворять дверь ко Христу Живому Богу и источнику жизни, и вечному блаженству, смертью Его отверстому. Святой апостол написал Тимофею, а в лице его и всякому пастырю: вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. И немного выше: Занимайся чтением, наставлением, учением (1Тим. 4, 16, 13). Следовательно, неисправными в своем звании бывают те пастыри, которые не внимают, по увещеванию апостольскому, чтению Святого Писания. Как же такой пастырь других научит, если сам невежда? Как других просветит, если сам во тьме и слепоте? Как других наставит, если сам заблуждается? Таких пастырей Христос уподобляет слепым вождям: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14).

* * *

Поскольку пастыри и учители ради общей пользы трудятся, то всем христианам сообща питать их должно. Должно, говорю, питать их, дабы имели время ради общей христианской пользы трудиться, в чтении и размышлении Божьего Слова упражняться, и так как бы сваренную пищу слова Божьего на пользу слушателей своих разделять. Ибо трудящийся достоин пропитания (1Тим. 5, 18). Если пастыри сеют духовное, велико ли то, если у слушателей пожинают телесное (1Кор. 9, 11)? Если они души слушателей питают Словом Божиим и так о вечном их спасении промышля ют, велико ли есть, когда от них телесную пищу для содержания временной жизни получают?

Насколько душа от тела и вечная жизнь от временной отличается, настолько пища Божьего Слова, которою пастыри питают души слушателей, дороже пищи телесной, которую от слушателей своих приемлют. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим (Гал. 6, 6). Какой воин служит когда либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада (1Кор. 9, 7)?

* * *

Всякий христианин, который имеет подчиненных, должен быть пастырем им: хозяин домашним своим, отец детям и прочим домашним, господин рабам и крестьянам своим, настоятель монастырский братии своей, начальник подчиненным своим. Ибо все они по должности христианской обязуются подчиненных на путь спасения наставлять, и пример благочестивого жития подавать, и дадут ответ за них в день суда Христова. Однако по общему христианскому гласу епископы и пресвитеры особенно часто называются пастырями, и Божие Слово им титул этот приписывает, и поручает в руки их стадо словесных Христовых овец, Кровью Христовой купленных.

* * *

Самое имя «пастырь» показывает, что есть пастырь, и пастырям звание и должность их представляет перед глазами их, и увещевает и доказывает, что они избраны из людей, Христовым именем нарицающихся, как лучшие, разумнейшие и совершеннейшие, и поставлены пасти стадо Христово, Кровью Его купленное, как учит апостол. Пастух бессловесных животных для того избирается, чтобы стадо выгонял и пригонял целым, пас на пажити и сохранял от зверей. Так и пастырь словесных овец Христовых для того избирается, чтобы стадо это пас, и питал Божиим Словом, и сохранял от волков, то есть невидимых демонов, окружающих стадо Христово, и ищущих, кого поглотить (1Пет. 5, 8) из этого стада. Отсюда всякий пастырь может видеть, каким он должен быть, то есть как разумом, так и добрым житием совершеннейшим более прочих христиан; он должен на себе показывать делом то, что Павел святой написал христианам о себе: будьте подражателями мне, как я Христу (1Кор. 11, 1)

.

* * *

Без призвания и избрания правильного никто не должен на пастырское служение вступать, как апостол говорит: ни кто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя (Евр. 5, 4–5). И святой Предтеча поучает: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба (Ин. 3, 27). Как пророки и апостолы непосредственно гласом Божиим избраны и позваны в великое дело их служения, как читаем в книгах их, так и хотящим вступить в дело их надобно ожидать зова и избрания Церкви и первоседателей церковных, которым поручено церковное правление, а без того не должно никому в столь великое дело мешаться. Премудро Сирах увещевает: высших себе не ищи (Сир. 3, 21).

Следственно, худо делают те, которые без такого избрания вступают в это; хуже того, которые через мзду или ходатайство вельмож и князей этого домогаются. Не знают они, чего ищут... Тем показывают, что или мнят себя достойными для такого великого и трудного дела, то есть стадо Христово пасти и хранить от диавольских нападений, а это высокоумие, – или пастись больше, нежели пасти, хотят. Надобно им опасаться, чтобы к ним не относилось следующее Христово слово: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник... Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить (Ин. 10, 1, 10).

* * *

Пастырей избирать подобает:

1. Разумных и учительных, дабы могли наставлять на путь спасения, вразумлять, исправлять и утешать подчиненных себе людей.

2. Добродетельных, дабы чему людей учат, то и сами на себе делом показывали. Так учение их, добродетельным их житием подтвержденное, сильно, действительно и полезно будет людям. Этих свойств в пастыре требует апостол: епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учите лен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий до мом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью (1Тим. 3, 2–4). И в другом месте: епископ должен быть непорочен. Как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать (Тит. 1, 7–9)…

Примечай здесь, читатель, что во времена апостольские епископы пресвитерами, и пресвитеры епископами назывались. Епископ есть имя греческое и значит по-нашему «надзиратель», и пресвитер также есть имя греческое и значит «старший» или «старец». Из этого видишь, что и звание их общее. Надзирателем быть – значит над другими быть надзирателем, и старшим так же – над другими старшим.

Видим это общее их наименование в Писаниях апостольских. Павел святой в Послании к Филиппийцам говорит: находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами (Флп. 1, 1). Видишь, что здесь епископами пресвитеров называет потому, что город Филиппы – это один город, в котором один обыкновенно поставлялся епископ, а не многие, а он пишет ко многим, а не к одному, многих в одном городе пресвитеров епископами называет... Но в следующие времена и ныне епископы только епископами и пресвитеры так же пресвитерами называются, и кто они и какое у обоих звание, всем христианам известно. Дело же пастырское – это попечение, старание и прилежание о стаде Христовых овец, из самих имен их, как сказано, познается как равное: и те и другие равно пасти Церковь Христову должны.

* * *

Истинные пастыри, которые, следуя Христу, Начальнику пастырей, не гнушаются явными грешниками, но с ними обходятся человеколюбиво и стараются их обратить к покаянию, подвергаются укорению и поношению злых людей. Ибо на них наиболее восставляет сатана гонение и злобных людей научает бесчестить их, так как они Словом Божиим разрушают мрачное царство его, о чем многие истории свидетельствуют. Ты берегись худое что говорить о пастырях и слуха злого о них не приемли, чтобы с фарисеями не осудиться.

* * *

О должности пастырей к подчиненным им людям.

Под пастырями здесь подразумеваются епископы и священники. Само имя «пастырь» показывает, каковы они должны быть, ибо пасут не скот бессловесный, а словесных овец Христовых, – людей, по образу Божию сотворенных, и Кровью Христа, Сына Божия, искупленных. Внимай же сему, возлюбленный пастырь.

1. Сана или чести этой ты не должен искать, а ожидать, когда позовут.

2. Когда призывают тебя, рассуждай о себе, сможешь ли такое бремя поднять и носить. Если не можешь, то не касайся его, чтобы не отяготило тебя и не погрузило в бездну. Тому, кто хочет других исправлять, надо прежде исправить себя. Надо прежде научить себя тому, кто хочет других учить. Надо быть осторожным тому, кто хочет других пасти и спасать. Надо быть добрым тому, кто хочет других стеречь и сохранять. Надо идти впереди тому, кто хочет быть вождем, путь другим показывать и вести их к отечеству. Надо быть светом мира, которым все просвещаются, солью земли (Мф. 5, 14, 13), и прочее. Надо прежде самому чистым и непорочным стать тому, кто хочет о других быть молитвенником к Богу. Надо, чтобы совесть не обличала того, кто хочет других за грехи обличать, – да не услышит: врач! исцели самого себя. Рассуждай об этом, возлюбленный, и превосходящего твои силы бремени не касайся.

3. Пастырь непременно должен людей учить, к истинному покаянию приводить, страх Божий и любовь в сердцах человеческих насаждать, бесстрашных и нераскаянных грешников судом Божиим устрашать, смущаемых, сомневающихся и к отчаянию склонных, милостью Божьей и евангельским утешением ободрять; суеверия, расколы и ереси искоренять. Пастырь должен все учение черпать из источников Израилевых – священных книг Слова Божия, и подавать людям, ему подчиненным.

4. Место учения есть храм святой, однако пастырь везде, где ни бывает собрание, при случае может и должен преподавать учение. В этом деле пример всем пастырям – Христос Спаситель мира, который не только в храме Соломоновом учил, но и в домах, и в пустыне, и в прочих местах. Случай подаст старательному пастырю, имеющему острый ум, что и где говорить, как это видим и в Евангелии. Например, за трапезою сидя, может о трапезе Царствия Небесного говорить, и прочее.

5. Что собираешься говорить людям, то прежде должно достаточно рассудить и хорошо понять, и тогда людям предлагать. Пища прежде варится, и солью заправляется, и только тогда на трапезе представляется, и бывает угодной и полезной едящим. Так и пастырю пищу Божьего Слова должно прежде внутри сердца своего сварить, и солью разума заправить, и только тогда алчущим людям духовную трапезу представлять, иначе пастырь легко может в слове погрешить.

6. Поскольку люди бывают разные: бесстрашно живущие, и страхом суда Божия сокрушенные и алчущие утешения, то пастырь должен в своем слове закон Божий и суд Божий для бесстрашных предлагать и тем их к истинному покаянию и сокрушению приводить. А сокрушенным же, печальным и смущаемым в совести, евангельское утешение подавать: верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1Тим. 1, 15), и прочее.

7. Слово обличительное для всех говорится иначе, чем к одному конкретному лицу. Когда вообще говорится, то можно строже и острее говорить, чтобы слушающие грешники почувствовали удар страха в своих сердцах и так от сна греховного пробудились бы. Это видим в пророческих и апостольских писаниях. Но когда одного какого-либо человека хочешь обличить за известный тебе и ему грех, то в таком случае говори осторожно, чтобы, желая исцелить одну язву, еще более не уязвить, ищи для этого подходящее время и случай. Нет лучшего случая, чем когда он сам грех свой тебе исповедует. Тогда ты все можешь ему говорить, только говори ласково и с сожалением, а не с гневом, чтобы он знал, что ты от любви говоришь и искренно желаешь ему спасения.

8. Когда люди, какие бы они ни были, беззаконничают, и ты это знаешь, крайне берегись молчать, но везде их беззакония в слове своем обличай, тогда не уподобишься немому псу, который не лает, хотя воры приходят в дом и его расхищают и волки нападают на стадо и его поражают. Стань здесь, возлюбленный, и показывай пастырское дело свое, хотя бы следовало тебе и пострадать. В этом деле примером тебе служат пророки, апостолы и святители Христовы, жившие в древности.

9. Богатых и знатных людей, которые в пышности и гордости мира сего живут, берегись нахваливать и пороки их уменьшать, или, что еще хуже, за ничто поставлять, чтобы не стать вместо учителя льстецом; но всякий порок прямо обличай и свидетельствуй истину везде и всегда. Ибо Божие Слово говоришь, как посланник Божий. Пусть все таковые знают, что ты их пастырь и учитель, и ответ за них будешь держать пред праведным Судьей.

10. Берегись Божие Слово говорить ради похвалы и славы человеческой, – да не погрешишь пред Богом, похищая себе то, что не твое. Божие Слово дано ради спасения человеческого и прославления имени Божия и для этого его должно проповедовать. Когда надлежаще пастырскую должность будешь исправлять, то, хотя и не хочешь, будешь похвалу получать, однако же не от всех. Добрые и старающиеся о своем спасении будут тебя любить и хвалить, а злые и нерадящие о своем спасении будут ненавидеть и поносить, ибо не всем все нравится.

11. Чему подчиненных тебе людей учишь, то прежде ты сам должен делать. Тогда будешь и словом и делом учить, если твои нравы и жизнь слову согласны будут. На высоком месте сидишь и пред всеми стоишь, потому все на тебя и смотрят, и что делаешь и говоришь, примечают. Учи же их добру и словом и примером твоим, и пусть слышат из уст твоих полезное слово, и видят образ твоей доброй жизни, и так словом и житием твоим пользуются. Возлюбленный! Будь людям твоим светом и словом и жизнью, будь солью их, будь вождем к отечеству, а не столпом, на пути стоящим. Указывай им путь, и сам впереди иди. Стереги их, как сторож, и сам стерегись. Возвещай им волю Божию, но прежде сам твори. Зови на великую вечерю вечного блаженства, но сам впереди иди.

12. Как старание и дела самого пастыря, так и людей без помощи Божией не исправляются и успеха не имеют. Поэтому пастырь должен о себе и о людях прилежно Богу молиться, дабы и ему и всем людям помог. Какими добродетелями украшен и как аккуратен должен быть пастырь, изображает апостол Павел в первом и во втором послании к Тимофею и в послании к Титу. Читай сам, и увидишь. Примечания достойно его слово: епископ (под именем епископа понимается и пресвитер) должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью (1Тим. 3, 2–4).

* * *

О должности людей к пастырям.

1. Так как пастырь Слово Божие говорит, то чему учит, тому внимай прилежно, христианин, и поступай таким образом. Об этом говорит апостол: повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; что бы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр. 13, 17).

2. Пастырь есть Божий посланник, который от Бога к тебе посылается, и возвещает тебе путь спасения, и зовет тебя именем Божиим в вечное его Царство. Потому почитай его, как посланника Божия, возвещающего тебе великие блага и к ним тебя зовущего. Кто принимает вас, принимает Меня (Мф. 10, 40), – говорит Господь. Прими же и почитай пастыря, как Христова посланника.

3. Так как пастырь об общей пользе промышляет и как обо всех, так и о тебе печется, чтобы все вечное спасение получили, то люби его, как своего отца и благодетеля, и будь ему благодарен. Называешь ты его отцом – хорошо, ибо он рождает как всех, так и тебя, не к временной, но к вечной жизни. Ты же и люби его, как такого отца твоего. Любишь отца по плоти, тем более этого отца должен любить.

4. Он заботится и промышляет обо всех и о тебе, не оставляй же и ты его в нужде и помогай ему в том, чего требует, и уделяй ему то, в чем испытывает недостаток, дабы он имел время об общей пользе заботиться и промышлять. Кто обо всех печется и промышляет, о том надо и всем промышлять, тогда взаимной любовью и благотворением не без успеха и общая польза будет.

5. Так как много в народе недоброхотных, пастырского обличения не любящих, желающих по своей воле жить, и немало они клеветы на пастыря вымышляют и рассевают, то когда услышишь какую-либо клевету на пастыря или злой слух, – не верь тому и загради свои уста, чтобы никому об этом не сказать. Иначе тяжко согрешишь, так как злом за добро воздашь, что является великим беззаконием. Тяжко простого человека, а тем более пастыря оклеветать и обесславить. Отсюда и в людях великое нестроение, и пастырю презрение и непослушание последует, а так и труд его может стать бесполезным. Прилежно внимай этому и берегись злого слуха на пастыря, тем более самому злой слух о нем пронести, – да не познаешь на себе мстительную руку Божию.

6. Если какие немощи, которые и в благочестивых бывают, в пастыре увидишь, не соблазнись и не осуди его, но вспомни, что и пастырь такой же человек, как и прочие, те же немощи имеет, как и прочие люди.

7. Так как пастырь многим искушениям подлежит, и на него особенно диавол и его злые служители восстают, и потому требует особой Божией помощи и подкрепления, то как всем людям, так и тебе должно о нем молиться Богу, чтобы помог ему и укрепил. Благополучие дома от доброго хозяина, благополучие воинов от доброго полководца, а благополучие плавающего корабля от доброго кормчего зависит. Итак, молись, чтобы пастырь мудрым и добрым был, тогда и христианское общество благополучно будет.

8. Когда пастырь сам не делает того, чему учит, но противно учению живет, внимай слову Христову, которое о таких пастырях говорит: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не по ступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23, 2–3).

* * *

Пастырь ты? Как пасешь овец Христовых, Кровью Его искупленных? Питаешь ли их Словом Божиим? Ведешь ли их за собой примером доброго жития? Хранишь ли их от духовных зверей, диаволов? Обращаешь ли заблудших на путь истины и прочее? Внимай себе.

В пастве находящийся, как поступаешь с пастырем твоим? Почитаешь ли его, любишь ли его, повинуешься ли ему? Показываешь ли благодарность ему, трудящемуся ради тебя и ищущему спасения твоего?

* * *

29

Рожон – заостренный шест, кол.


Источник: Симфония по творениям свт. Тихона Задонского — М., «ДАРЪ», 2007. — 1328 с. ISBN 978-5-485-00154-4. «Симфония» по творениям святителя Тихона Задонского (1724– 1783) представляет собой выдержки из многочисленных сочинений святителя. Содержит высказывания, наставления и поучения по различным вопросам духовной жизни и нравственности. Сост. Т. Н. Терещенко

Комментарии для сайта Cackle