Источник

Совершенство

«Проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28). Возлюбленный слушатель! Апостол всякому человеку желает быть совершенным. Но кто из людей может быть совершенным? «Никто не благ, как только один Бог» (Мк. 10:18). Однако же христианин должен по силе своей заботиться, чтобы с Божией помощью день ото дня и час от часа приходить к совершенству в добрых делах. Сам собою человек не может достигнуть добродетельного совершенства, с помощью же Божией может, ибо «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). На это именно и указывает ныне апостол, говоря: «Чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе». Не своими усилиями представим совершенным, но во Христе Иисусе, то есть с помощью Иисуса Христа (Кол. 1:28). Поучимся же ныне немного, хотя бы отчасти, тому, как человек может достигнуть добродетельного совершенства. Как по телесному возрасту человек не сразу после рождения делается совершенным, но, возрастая понемногу день ото дня, месяц от месяца и год от года, приходит в возраст совершенного мужа, так и по духовному возрасту, то есть по добродетельности, мы не сразу делаемся совершенными, но, как бы с младенчества, мы начинаем с доброго намерения, с доброго начала. Так поучает и святой апостол Петр: «Отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет. 2:1–2). Внемлем словам: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко». Человек, начинающий отлагать всякую злобу, всякий грех и приходящий в чувство и покаяние, есть как бы новорожденный младенец, которому не сразу предлагается твердая пища, но сначала молоко, то есть слово Божие предлагает ему понести бремя не сразу тяжелое и неудобное, но сначала легкое, чтобы, привыкнув к легким подвигам, он потом мог взяться и за более трудные. Посмотрим же на самый возраст добродетельный, то есть на самое совершенство. Чтобы удобнее рассмотреть его, я предлагаю такой вопрос: что такое совершенство? Совершенство – это то, о чем нельзя сказать, что ему недостает чего-либо. Не может дом быть назван совершенным, если в нем недостает крова или если в нем будет не достроено что-либо иное. Не может город назваться совершенным городом, если в нем не будет крепких стен, башен, ворот, дневной и ночной стражи. Не может человек назваться совершенным, если ему недостает руки или ноги, или какого-либо иного члена тела. Вообще всякая вещь не может быть названа совершенной, если ей чего-либо недостает. Только то совершенно, что имеет довольство в самом себе, что лишено какого-либо недостатка и что ни в чем не нуждается для своего совершенства. Таким же должно быть и добродетельное совершенство в христианах. Необходимо, чтобы оно было полно и не имело никакого недостатка. Если кто соблюдает одну заповедь Господню, а другую преступает, он не совершенен. Кто постится, но гневается, тот не является совершенным постником. Кто дает милостыню, а чужое грабит, тот не совершенный милостивец. Кто примиряется с ближним, а сердцем помнит злобу, тот не совершенный друг. Кто молится устами, а умом не вникает, но мечтает о чем-либо ином, тот не совершенный молитвенник.

Кто поставлен на правосудие, а судит несправедливо, тот не совершенный судья. Кто называется христианином, а живет не по-христиански, тот не совершенный христианин. Кто носит иноческое звание, а иноческих дел не совершает, тот не совершенный инок. Кто поставлен духовным пастырем для словесных овец, но не радеет не только о спасении их душ, но и о своей душе, тот не совершенный пастырь. Говоря же вкратце, всякий христианин, которому в соблюдении заповедей Господних недостает чего-либо из добрых дел, не может быть назван совершенным (1).

Для совершенства недостаточно соблюсти ветхие плоды (разумею заповеди Божии) без новых, и новые без ветхих. Необходимо сохранить то и другое вместе, – в этом и будет заключаться совершенство. Кроме того, ветхие и новые плоды мы можем понимать еще и так: ветхие плоды – это те добрые дела, которые повелены нам законом Божиим и которые мы всячески должны исполнять; новые же плоды – это те добрые дела, которые мы совершаем по нашему произволению сверх того, что повелено, как, например, закон повелевает не желать никакой вещи своего ближнего, не отнимать и не похищать, а истинный христианин не жалеет для ближнего и своего собственного, проявляет щедрость и все дает; закон повелевает не воздавать злом за зло, а истинный раб Божий еще и благодетельствует своему врагу; закон повелевает вести чистую жизнь, а истинный христианин не позволит даже и мысли нечистой быть в своем уме и прочее. Кроме того, повелено, например, кому-либо духовным отцом поститься в среду и пятницу, а он присоединяет сверх того пост и в понедельник; повелено ему в какие-либо дни слушать святую Литургию, а он еще и молебен поет; повелено будет положить сто поклонов в день, а он сверх того присоединяет и другие сто. Разные подвиги и дела, совершаемые сверх должного из усердия к Богу, – это новые плоды, соблюдаемые со старыми, о которых говорит невеста Христова: «Всякие плоды, новые и старые: это сберегла я для Тебя» (Песн. 7:14) (1).

Как земля возвращает сеющему не только те семена, которые принимает в себя, но с умножением и вместо одного зерна – многие зерна, так и душе нашей подобает не только стоять в том, что заповедано, но и превосходить заповеданное, – это и называется добродетельным совершенством. Ведь одно соблюдение заповедей не есть совершенство, достойное похвалы от Бога, но только рабский долг, как говорит Христос: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). Такие свободны от долга, но не славны заслугами, ибо они избежали мук, но не получили венцов. Если ты не убил, не украл, не лжесвидетельствовал, не прелюбодействовал, не пожелал чужого, то этим не сплел еще венца для себя, но только освободился от долга и избавился от мук. Венцы же откладываются для совершенных, которые потрудились сверх заповедей (1).


Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского / [ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle