О монашестве
I. Взгляд православного христианина на монашество
Когда христианство озарило Русь своим светом, между русскими людьми начали проявляться высокие души, которые бросали земные блага и шли на духовные подвиги. Они были первыми светочами среди нового Христова стада. Своею подвижническою жизнью, умерщвлением плоти, воздержанием от страстей, эти люди были посланниками Божьими для поддержания и увеличения духовного сокровища в Русской стране. Благодаря им, на Руси основались монастыри, которые в то время были главными распространителями христианской веры, учителями разумно-нравственной жизни среди тьмы язычников, хранителями старины и рассадниками книжного просвещения.
Многие из таких людей, ради спасения души, уходили в пустынные места, в леса, но святая жизнь их скоро становилась известной и около них собирались новые сподвижники.
Мало по малу братья умножалась и таким образом основывались монастыри и монашество.
Самый древний на Руси монастырь это – Киево-печерский. Потом через некоторое время возник Троицкий монастырь, в последствии – Троице – Сергиева Лавра. Последняя не только показывала Руси образцы аскетизма, но и спасала наше отечество в годины тяжких испытаний. Грамотность и просвещение также долгое время сосредоточивались в монастырях. Следовательно, должно не порицать монашество за его мелкие частные недостатки, а наоборот, быть ему признательным за духовную службу, оказанную и оказываемую монашеством русскому народу.
Несостоятельность возражений против монашества
В наше время слышатся разные возражения против монашества, несостоятельность которых совершенно нетрудно показать. Мало того: нужно удивляться, как можно возражать против того, что достойно не порицания, а напротив, самого горячого сочувствия и одобрения.
а) Монашество, говорят, несовременно; оно отжило свой век. Если так, то и христианство будет уже несовременно, потому что обеты монашеские прямо вытекают из духа евангелия и основываются на учении Спасителя и Его апостолов о высших степенях христианской жизни. Кроме заповедей, общих для всех христиан без различия, евангельским учением и Церковью предлагаются советы для желающих подражать ангельскому житию; эти советы состоят в соблюдении постоянного девства (целомудрия), совершенной нестяжательности и полного послушания, а за этим в усиленной молитве и постничестве. Как же называть несовременными эти высокие добродетели? Уже ли можно ограничивать каким-либо временем лучшие, святые стремления без смертного нашего духа? И если наш век называется веком просвещения или прогресса – движения вперед во всем, то на каком же основании уничтожать желание стремящихся выше и выше к Богу по своей жизни?– Итак, называть монашество несовременным не только несправедливо, но и грешно.
б) Монашество, говорят, неестественно. Но разве все то хорошо, что естественно? Если действовать и жить только по закону поврежденной природы, то христиане пи чем не будут отличаться от язычников. По естеству человек чадо гнева Божия (Еф. 2:3), и не может спастись. Для того и дана нам религия христианская сверхестественная, чтобы мы спаслись благодатными средствами; а по естеству мы так слабы, что не можем совершить ни одной добродетели по чистым побуждениям, но Сила Божия в немощи совершается (2Кор. 12:19); человек слаб, склонен к грехопадениям, но всегда может быть силен и тверд благодатью Божией.
в) Монашество многие, наконец, находят излишним, ненужным. Но наши монастыри православные всегда были оплотом благочестия, действовали всегда на пользу отечества, особенно в бедственные его времена, и служили двигателями просвещения, когда оно (просвещение) не было еще распространено, как ныне. Монашество служило как бы жертвой Богу от мира и, осуществляя в высшей степей и все требования христианской религии, служит образцом христианской жизни и распространителем религиозно-нравственного света среди окружающего населения. Что было бы с миром, во зле лежащим, если бы он не видел образцов св. жизни и если бы он не получал побуждений к высшей жизни от живых образцов благочестия? Да и стоял ли бы он, если бы совершенно оскудел праведниками? Уже одна эта заслуга монашества, неизмеримо великая, дает полное право на существование монашества среди христианских обществ. Можно ли после сего порицать монашество и считать его излишним?
Всегда помнить надобно, что и мирские христиане должны подвизаться в благочестии, чтобы спастись. Без труда нельзя спастись человеку. Царствие небесное усилием берется, и только усиленные искатели достигают его (Mф. 11:12)12.
II. Для миссионерской полемики с сектантами о монашестве
Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. | Истинный смысл сих текстов. | Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование |
I | ||
1Тим. 4:1. Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, 2.Чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, 3.Запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Примеч . Эти слова сектаиты относят к монашествующим, как не вступающим в брак и не употребляющим мясной пищи. | Сектанты совершенно несправедливо приурочивают к монашеству эти места, ибо из 1 ст. ясно видно, что все высказанное, должно относиться не к существующему издревле монашеству, а к тем, которые «в последнее время отступят от веры». Действительно, в переживаемое нами время многие отступники, именно малеванцы, штундисты, скопцы, толстовцы, хлысты и субботники запрещают вступать в брак, запрещают пищу свиную (хлысты) и все штундисты укоризненно запрещают у христиан пищу пасхальную. Все это они де лают вопреки слову Божию: Евр. 13:4; 1Кор. 7:10; 1Тим. 4:4–5. Но монашество, дающее Богу обет девственности, по своему собственному желанию выбирает для себя лучший путь ко спасению: 1Кор. 7:7–9; посвятив себя на служение Богу, монашествующие другим никогда не запрещают вступать в брак, тогда как некоторые сектанты (хлысты) брак называют скверною, а прелюбодеяние одобряют; поэтому приведенные сектантами места всецело обличают их самих. | Евр. 13:4. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно, блудников же и прелюбодеев судит Бог. 1Кор. 7:10. А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем 1Тим. 4:4. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением; 5. Потому что освящается словом Божиим и молитвою. 1Кор. 7:7. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждыйимеет свое дарование от Бога, один так, друтой иначе. 8.Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. 9.Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак, ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. |
II | ||
Иез. 13:17. Ты же, сын человеческий, обрати лице твое к дщерям народа твоего, пророчествующим от собственного своего сердца, и изреки на них пророчество. 18. И скажи: так говорит Господь Бог: горе сшивающим чародейные мешечки под мышки и делающим покрывала для головы всякого роста, чтоб уловлять души! Неужели, уловляя души народа Моего, вы спасете ваши души? | Эти слова сектанты относят к женскому монашеству. Но при пророке Иезекииле монашества совсем не было, так как оно явилось только в христианское время, а потому указанное место к женскому монашеству никак не может относиться, ибо в нем говорится о языческих обрядах («чародейные мешочки» см. ст. 20 той же главы), слова пророка были обращены к ложным пророкам, предвещающим ложь (ст. 6), а потому сектанты только по крайнему невежеству и полному отсутствию понимания истинного смысла свящ. Писания, приводят подобные тексты против монашества. | Иез. 13:20. Посему так говорит ГосподьБог: вот, Я на ваши чародейные мешочки, которыми вы там уловляете души, чтобы они прилетали, и вырву их из-под мышц ваших, и пущу на свободу души,которые вы уловляете, чтобы прилетали к вам. 6. Они видят пустое, и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их; и обнадеживают, что слово сбудется. |
III. Заключение
Тот путь, по которому должны идти как вступившие, так и желающие вступить в братство монастыря, есть путь крестных подвигов самоотвержения, указанный Христом Спасителем Своим последователям (Мк. 8:34–35), тот путь, которым шли к царствию небесному первые ученики Его, святые апостолы, говорившие о себе: «нас почитают умершими, но вот мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, но мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем; всегда, мертвость Господа Иисуса в теле носяще, да и живот Иисусов в теле нашем явится (2Кор. 4:10); это тот путь, которым прошли целые сонмы угодников Божиих, рас пинавших плоть свою со страстьми и похотьми, из любви ко Христу отвергавших вся красная мира, все прелести и удовольствия, и обрекавших себя на всевозможные лишения ради царствия небесного. Труден и тесен этот путь, но зато верный и надежный, приводящий ко Христу.
* * *
Протоиер. Гр. Дьяченко. ПроповедническаяЭнциклопедия