Источник

О чудесах

I. Православное учение о чудесах

Кому в настоящее время не приходится слышать от людей, кичащихся своим умом и знаниями, что чудес не было и не может быть, что все, кажущееся чудесным, есть действие при родных сил и пр. и пр.? Пусть обольщенные духом неверия и гордости суетного разума говорят и думают так; но ни один истинно верующий в Господа Иисуса Христа даже на миг не усомнится, что чудеса, как особые сверхъественные явления силы Божией, всегда были в действительности и всегда возможны. Об этом свидетельствует нам все истинное, «Богодухновенное Писание» Ветхого и Нового заветов. Всемогущ Господь и «идеже хощет, изменяет естества чин», когда такое изменение, такое необычайное явление силы Божией нужно для нашего блага, для укрепления веры и свидетельства славы Божией. И в наше время совершаются они по молитвам и ходатайству Пресвятой Богородицы и св.угодников Божиих, о чем свидетельствуют безчисленные факты в истории Церкви, переданные печатью.

Господь Иисус Христос, совершая Сам чудотворения для возбуждения веры в Свое Божественное достоинство, сообщал дар чудотворения иСвоим посланникам – пророкам и апостолам, для ясного свидетельства о их божественном посланничестве. Хотя Господь и сообщал дар чудотворений преимущественно избранным угодникамСвоим, но иногда чудеса, по особым целям премудрого промысла Божия, совершались и чрез людей недостойных, так что один дар чудотворения недостаточен для спасения без любви и добродетельной жизни. «Многие скажут Мне, – говорил Господь, – в тот день: Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем бесов изгоняли? И не Твоим ли именем многие чудеса сотворили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас, отойдите от Меня делающие беззаконие» (Мф. 7:22–23).

Кто же, – спросят, – те, коих Иисус Христос, несмотря на их чудотворения, представляет достойными мучения? Таков был тот, кто изгонял демонов, но не был последователем И.Христа; таков был и Иуда, ибо и сей, будучи злым, имел дар чудотворения.

Итак, устрашимся (говорит св. Иоанн Златоуст) и приложим высокое старание о жизни своей и не станем думать, что мы, не производя теперь чудес, посему самому имеем менее благодати. Ибо от чудес никогда ничего не прибудет нам, так как ничего не убудет и от того, что мы не творим их, если только заботимся о всякой добродетели. За чудеса мы сами остаемся должниками пред Богом, а за жизнь и дела – Бога имеем должником...

Есть люди, которые ищут знамений и говорят: «почему ныне знамений нет? Почему тогда все крещаемые говорили языками, а ныне уже нет? Ноесли ты верующий, каким должен быть, если любишь Христа, как следует любить, – то ты не имеешь нужды в знамениях: ибо они даются более неверным. В то время люди, как недавно отставшие от идолов, были более несмысленны, ум их был еще очень туп и груб. Они не знали даже, что такое благодать духовная и созерцаемая одною верою. Поэтому тогда и были знамения. Те тогда не поверили бы, если бы не получили зпамения, как залог веры, так что знамения давались им, не как верным, но как еще неверным, чтобы они сделалисьверными.

II. Указатель Библейских повествований о чудесах

Чудеса Иисуса Христа:

Предсказаны: Ис29:18;35:5–6; 42:7;53:4. Мф. 8:17;11:5. Лк. 4:13.

Исцеления:

Слепых. Мф. 9:27–81. Мк. 8:22–26.

Слепого Вартимея. Мф. 20:30–34. Мк. 10:46–53. Лк. 18:35–43. Слепорожденного. Ин. 9:1–7.

Тещи ап. Петра. Мф. 8:14–15. Мк. 1:30–31. Лк. 4:38–81.

Женщины, страдавшей кровотечением. Мф. 9:20 – 22. Мк. 5:25–34. Лук. 8:43–48.

Сына одного царедворца. Ин. 4:46–54.

Страдавшего водяной болезнью. Лк. 14:2–4.

Расслабленного при овчей купели. Ин. 5:5–9.

Прокаженного. Мф. 8:2–4. Мк. 1:40– 42. Лк. 5:12–13.

Десяти прокаженных. Лк. 17:12–19.

Сухой руки. Мф. 12:10–13. Мк. 3:1–5. Лк. 6:6–10.

Уха Малха. Лк. 22:50.

Расслабленного. Мф. 9:2–7. Мк. 2:3–12. Лк. 5:18–25.

Слуги сотника. Мф. 8:5 – 13. Лк. 7:2–10.

Глухонемого. Мк. 7:32–35.

Разные и многочисленные исцеления. Мф. 4:23; 8:16; 9:35; 14:14; 15:30; 19:2; 21:14. Мк. 1:34; 3:10; 6:55. Лк. 4:40; 6:17; 7:21; 9:11.

Воскрешенные мертвецы.

Дочь Иаира. Мф. 9:18– 19, 23 – 25. Мк. 5:22–24, 35–43. Лк. 8:41 – 42, 49–56.

Сын вдовы Наинской. Лк. 7:12–15.

Лазарь. Ин. 11:11–14.

Изгнание демонов:

Из женщины, скорченной духом немощи. Лк. 13:11–13.

Дочери Хананеянки. Мф. 15:22–25. Мк. 7:25–30.

Бесноватого лунатика. Мф. 17:14–18. Мк. 9:17–27. Лк. 9:38 ­42.

Немых бесноватых. Мф. 9:32–33. Мф. 12–22. Лк. 11–14.

Изгнание духа нечистого. Мк. 1:23. Лк. 4:33–35.

Демонов Гадаринских. Мф. 8:28–32. Мк. 5:2–13. Лк. 8:27–33.

Разные чудеса:

Прекращение ветра. Мф. 14:32–33. Мк. 6:51Ин. 6:18–21.

Насыщение 5,000 человек. Мф. 14:15–21; 16:9. Мк. 8:19.

Насыщение 4,000 человек. Мф. 15:32–38; 16:10; Мк. 8:1–9; 7:1–9; 8:20.

Превращение воды в вино. Ин. 2:6– 14.

Чудесный лов рыбы. Лк. 5:4–7. Ин. 21: 6.

Иссушенная смоковница. Мф. 21:19–21. Мк. 11–13.

Иисус уплачивает статир подати. Мф. 17–27.

Иисус Христос ходит по морю. Мф. 14:28–31.

Укрощение бури. Мф. 8:24–26. Мк. 4:36–41. Лк. 8:22–25.

Чудеса, совершенные перед посланными от Иоанна. Мф. 11:2–5. Лк.7:21–22.

Воскресение Христа из мертвых. Мф. 28:6. Мк. 16:6. Лук. 24:6.

Иисус Христос является Своим ученикам чрез затворенные двери. Ин. 20:19–26.

Возносится на небо. Мк. 16:19. Лк. 24:51. Деян. 1:9–11.

Чудеса, совершенные праведниками Ветхого и Нового Заветов.

Моисей и Аарон.

Жезл, превратившийся в змия. Исх. 7:10–12.

Десять казней египетских. Исх. Гл. 7–14. Пс. 77 и 104.

Переход чрез море Чермное. Исх. 14:15–31. Нав. 4:23. Неем. 9:11. Пс. 77:13. Деян. 7:36. Евр. 11:29 и др.

Погибель Фараона и его войска. Исх. 14:26–28. Ис. 15:1 – 10. Втор. 11:4.

Нав. 24:6–7. Неем. 9:11. Пс. 105:11; 135:15. Евр. 11:29.

Услаждение воды Мерры. Исх. 15:23–25.

Вода из камня в Кадисе. Чис. 20:8–11. Неем. 9:15. Пс. 77:15–16. Пс.104:41. Исх. 48:21.

Исцеления от медного змия. Чис. 21:8–9.

Чудеса Моисеевы, совершенные по повелению Божию. Исх. 3:20; 7:3–17–18; 8:1–4. 16:21–23 и 9–14 главы. Чис 20:8–9.

Иисус Навин.

Воды Иордана стали. Нав. 3:11–17; 4:16–23. Пс. 113:3.

Воды Иордана снова текут. Нав.4:16–18.

Падение стен Иерихонских. Нав. 6:6–20. Евр. 11:30.

Солнце и луна останавливаются. Нав. 10:12–14. Авв. 3:11.

Гедеон.

Истребленные Мадианитяне. Суд. 7:16–22.

Сампсон.

Растерзанный лев. Суд. 14:6.

Убитые Филистимляне. Суд. 14:19; 15:14–15.

Унесенные врата Газы. Суд. 16:3–9.

Дагопова храмина рушится. Суд. 16:28–30.

Самуил.

Гром и дождь на жатве. 1Цар. 12:16–18.

Иудейский пророк.

Высохшая и исцеленная рука Иеровоама. 3Цар. 13:4–6.

Илия.

Великая засуха. 3Цар. 17:1. Лук. 4:25.Иак. 5:17.

Мука и масло вдовы Сарептской. 3Цар. 17:14–16. Лк. 4:26.

Воскрешенный сын вдовы Сарептской. 3Цар. 17:17–23.

Небесный огонь пожирает жертву. 3Цар. 18:36–38.

Великий дождь. 3Цар. 18:41–45. Иак. 5:18.

Военачальники Охозии, пожранные огнем. 4Цар. 1:10–12.

Разделенные воды Иордана. 4Цар. 2:8.

Елисей.

Разделенные воды Иордана. 4 Цар, 2:14.

Воды, сделавшиеся здоровыми. 4Цар. 2:19–22.

Вефильские дети, пожранные медведицами. 4Цар. 2:21–25.

Чудесные воды. 4Цар. 3:16 – 20.

Чудесно наполнившее сосуды масло. 4Цар. 4:1–7.

Воскрешенный сын Сунамитянки. 4Цар. 4:32–35; 39–41.

Отравленное кушанье. 4Цар. 4:39–41.

Умножившийся хлеб. 4Цар. 4:42–44.

Исцеленный Нееман. 4Цар. 5:10–14. Лк. 4:27.

Гиэзий, пораженный проказою. 4 Цар.:20–27.

Железо всплыло поверх воды. 4Цар.6:5–7.

Сирийцы поражены слепотою. 4Цар. 6:18–20.

Человек воскрешен костями Елисея. 4Цар. 13:21.

Исаия.

Исцелен Езекия. 4Цар. 20:1–7. Ис. 38: 1;5:21.

Тень солнечных часов возвращается назад. 4Цар. 20:9–11, Ис. 38:7–8.

Двенадцать учеников Господних.

Различные исцеления. Мф. 10:1. Мк.3:14–15; 6:7–13. Лк. 9:1 – 6.

Семьдесят учеников.

Разные чудеса. Лк. 10:9–17.

Апостолы:

Многочисленные чудеса. Мк. 16:20. Деян. 2:14. Деян. 5:12–16.

Ап. Петр.

Исцелил хромого. Деян. 3:2–8.

Смерть Анании и Сапфиры. Деян. 5:1–10.

Исцелены больные. Деян. 5:15–16.

Исцелен расслабленный Енней. Деян. 9:38–34.

Воскрешена Тавифа. Деян. 9:36–41.

Стефан.

Творил великие чудеса. Деян. 6:8.

Филипп.

Творил различные чудеса. Деян. 8:5; 7:13.

Анания.

Возвращает зрение Савлу. Деян. 9:17–18; 22:11–13

Ап. Павел.

Ослепил Еллина. Деян. 13:8 – 11.

Исцелен хромой. Деян. 14:8–10.

Изгнал дух прорицательный. Деян. 16:16–18.

Исцеления и необыкновенные знамения. Деян. 19:11–12. Деян. 28:9. Рим.15:19.

Евтих возвращен к жизни. Деян. 20:9–12.

Укушение ехидною ап. Павла. Деян. 28:3–6.

Исцелен отец Публия. Деян. 28:8.

Павел и Варнава.

Знамения и чудеса. Деян. 14:3; 15:12.

Чудеса (ложные).

Совершаются силою сатаны. 2Сол. 2:9. Откр. 16:14.

Они соделаны:

Для того, чтобы снискать доверие к ложным религиям. Втор. 13:1–8. Откр 13:13–14; 19–20.

Сделаны лжехристами: Мф. 24:24. Мк.13:22.

Лжепророками: Мф. 24:24. Откр. 19:20.

Они признак отступления от веры. Мк. 13:22. 2Фес. 2:89. Откр. 13:11 – 12.

Прельщают погибающих. 2Фес. 2:9–12. Откр. 13–14, 19–20.

Волшебники, обольстители и творцы ложных чудес мерзки пред Богом. Лев. 20– 27. Втор. 18:10–12,

Бог не слушает творящих ложные чудеса. Лев. 19:31; 20:6. Втор. 13:3; 18:4.

Примеры: Волхвы Египетские. Исх. 7:11–22. Исх. 8:7.

Аендорская волшебница. 1Цар. 28:7–14.

Симон Волхв. Деян. 9:11.

Вар Иисус или Елима. Деян. 13:6.11

III. Для миссионерской полемики с сектантами о чудесах


Возражения сектантов против чудес Опровержение сектантских возражений. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское возражение.
I
Возражение 1-е . Известность о чудесах Иисуса Христа основывается на сомнительном свидетельствеприверженных кНему учеников Его:для них выгодно было распространять молву о чудесах своего Учителя; ибо от сего ожидали они своей славы среди народа. Свидетельство учеников Иисусовых истинно и чуждо вымыслов. За это ручается множество свидетелей, видевших чудеса Христовы: Mф. 9,7,8,25. Историческая истина чудес Иисуса Христа несомненна была и для врагов Его, как современных, каковы были фарисеи, книжники, первосвященники·Мф. 21:15, так и для живших после, каков напр. был Цельс во 2 веке по Рождестве Христовом. Он, превратно объясняя чудеса Христовы., не сомневался однако в том, что они действительно были. Свидетельства о сем находим у Оригена, который писал опровержения на лжеумствования Цельсовы (Ориг. Contr. Cels., том X, 1. 1, 28–38. 2, 49). Мф. 9:7. И он (расслабл.) встал, взял постелю свою, и пошел в дом свой. 8. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. 25.Когда же народ был выслан. Он, вошед, взял ее за руку,и девица встала. 26.И разнесся слух о сем по всей земле той. Мф. 21:15. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: Осанна сыну Давидову! вознегодовали.
II
Возражение 2-е . а) Учение Иисуса Христа принял только простой народ, который охотно верил чудесам и вымышленным сказаниям, не умея испытывать истину, б) В этом отношении Евангелие сходно с другими древними историческими книгами, которые наполнены невероятными рассказами. Неправда, что только простой народ принимал учение Иисуса Христа и верил Ему по простоте своей: Иаир, Никодим, Лазарь, Иосиф Аримафейский, многие из начальников и из сословия священников веровали во Иисуса Христа: Ин. 12:42. Деян. 6:7. Также и после вознесения Спасителя на небо, уверовали во Христа Крисп – главный начальник синагоги, Сисфен–начальник же синагоги, Аполлос–муж красноречивый (Деян. 18:8;17). Ап. Павел, принадлежавший к числу римских граждан и учившийся у Гамалиила, – тоже был не из простого народа. Евангельская история никакого не имеет сходства с теми языческими историями, которые описывают события давно прошедшие, а между тем ап. Матфей и Иоанн были очевидцами дел Иисусовых; Марк и Лука находились в близком и продолжительном общении с очевидцами. Иоан. 12:42. Впрочем и из начальниковмногие уверовали вНего; но ради фарисеев не исповедывали, чтобы не быть отлученными от синагоги. Деян. 6:7. И слово Божие расло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере. Деян. 18:8. Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились. 17. А все Еллины, схватив Сисфена, начальника синагоги, били его пред судилищем; и Галлион ни мало не беспокоился отом.
III
Возражение 3-е . Почему-же, по крайней мере,большая часть ученых и знатных Иудеев не приняли евангельского учения, а ученые язычники опровергали оное? Причина очень простая и обыкновенная. Ученые и знатные Иудеи более имели предрассудков и заблуждений в уме, и более страстей и пороков в сердце. То же надо сказать и об ученых язычниках. Впрочем, многие и из ученых и знатных язычников принимали евангельскую проповедь, как напр. Сергий, Павел Проконсул: Деян. 13:12, (Деян. 17:12). Дионисий Ареопагит: 17:34, Климент Римский, Ерма, св. Игнатий и мн. друг. Деян. 13:12. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню. Деян. 17:34. Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовалиг между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними.
IV
Возражение 4-е . ИисусХристос Своими чудесами, повидимому, не хотел возбуждать веру в Себя: а) ибо часто, совершив чудо, Он запрещал разглашать о чуде: б) иногда же просящим отказывал в чудесах. Чудеса Иисус Христос совершал для возбуждения веры: Мф. 11:3–6, и при том многие чудеса, совершенные Христом пред народом, тем более не могут быть покрыты молчанием. Запрещением разглашать о чуде Господь давал пример, как должно и последователям Его скрывать свои благодеяния, оказываемые другим, чтобы ими не кичиться, и не унижать добродетели самолюбием. Нигде у Евангелистов не сказано, чтобы Иисус не оказывал помощи, когда просили Его несчастные или пораженные какими-нибудь болезнями; но отказывал Он в чудесах тем, которые с худым намерением просили у Него знамений и чудес: Мк. 8:11–12. Из слов Спасителя видно, что как фарисеем, сомневавшимся в чудесах и требовавшим знамени, Господь отказал в их просьбе в виду нечисто сердечной веры, – так и сектанты вопреки очевидности не могут уверовать в знамения и чудеса благодати Христовой. Мф. 11:3. Ты ли тот, который должен прийти, или ожидать нам другого? 4.И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, чтослышите и видите. 5.Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют. 6.И блажен, кто не соблазнится о Мне. Мк. 8:11. Вышли фарисеи, начали с Ним спорить, и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. 12. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение.

* * *

11

Библейский Богословский словарь. В. Михайлова. Стр. 429–431.


Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений / Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. "Миссион. обозрение", 1904. - [2], XIV, 336 с.

Комментарии для сайта Cackle