Источник

Богомыслие пятое. Хлеб наш насущный даждь нам днесь

Кто не познает из содержания сей молитвы Божественного Учителя, открывшего такой образ моления? Оставя все прочее, одно единство в порядке мыслей явно показывает совершенство сей молитвы. Ибо чего усерднее могут желать дети, как не чести и доброго имени Отцу своему, потом благополучия царству Его, далее благоугождения и покорности воле Его? За сим всего свойственнее младенцам просить у Отца хлеба. Сие моление столько раз повторяют они, сколько раз чувствуют алчбу. Ибо тогда молят они Его гласом умиленным, слезами и воплем преклоняют, дабы Он преломил и подал им хлеба. А потому, Отец небесный! и я сын Твой, хотя по летам и взрослый, но по добрым делам еще малый отрок, гладный и жаждущий, терпящий множество нужд, с таким же дерзновением и надеждою, как и младенца у отцов своих, прошу у Тебя хлеба, то есть потребного для жизни моей довольства. Но поскольку во мне два естества: плотское и духовное; то я прошу для обоих: для плотского, хлеба земного, для духовного – небесного, Ангельского. Ибо Ангелы, будучи естества духовного, не иною живут пищею, как Самим Тобою; ибо Ты пища духовных существ. А потому и я, Отец небесный! доселе находясь в Египте, среди мирских сластей, отселе презирая всякую скотскую пищу, к Тебе воздыхаю, у Тебя прошу хлеба Ангельского, сходящего с небес; его хощу, о сем гладный усердно воздыхаю. О любовь непостижимая! о милосердие неслыханное! Боже Богов и Господи господей! воздаяние Святых! Ангелов Радость! Слово Отчее, вечная Премудрость, Свет мира; Солнце неба, Создатель всяческих! Ты явился укреплением путешествующих странникам на земли, благоволил соделаться хлебом для человека, и чего более желать? чего еще достойнейшего искать? Удалитесь от меня, рожцы свиней, удалитесь, сладости мира, пища скотов, а не человеков: мне уготована пища иная! Царь ввел меня в вертоград, исполненный благовонных ароматов, истинный Мельхиседек вынес мне хлеб и вино, хлеб, укрепляющий Царей, вино, охраняющее девство, пищу многоценную, благоприятную и спасительную! Хотя я всегда не смею приступать к сей пище, предложенной мне в Св. Тайнах; однакоже духовно всегда вкушать и принимать должен.

И так когда Ты, о Всеблагий Иисус! мне пища; то да чувствует мерзость душа моя при помышлении о мирских сладостях; ибо я Тебя единого вкушать желаю; не могу ни одного предмета, кроме Тебя желать. Если одно Твое благоухание укрепляет весь мир, то не более ли сотворит вкушение, которым Ты всех неизреченно увеселяешь? О Господи! почто сердца вкушающих не истаевают от Твоего присутствия? Почто душа моя, когда приступаю к Тебе, безмерною любовью в Тебя не претворится? Почто, приемля Тебя, не отречется всех вещей и самой себя? Если земные вещи, что говорю вещи? если изображения токмо их с такою силою привлекают сердце мое к себе, что я забываю благодать Твою; то почто не таковую, или еще большую силу производит во мне Твое присутствие? и когда приступаю к Тебе; то почто сердце мое не изменится и не согреется Твоею любовью до такой степени, чтобы могло забыть весь мир и все находящееся в мире? И так даждь нам днесь, Отец небесный! хлеб сей, дабы вкусить его достойно ныне в видах, в грядущем же веке без всякого образа и гадания зреть лицем к лицу! Вспомяни, Отче! что Сын Твой Единородный назвал хлеб сей повседневным; ибо повелел молиться: даждь нам днесь.

Скажи мне и возвести, о Пресладкий Иисусе, Снаследник и Брат наш! почто так усердно захотел с нами быть, и повелел просить Тебя днесь, а не дожидаться утра? Что благое в нас Ты усмотрел и нашел? Какая причина любви столь важная, что и единого дня не благоволишь ожидать? Любовь Твоя, по которой Ты нас посещаешь, к тому Тебя преклоняет, что Ты никакого замедления не терпишь, и без присутствия нашего не хочешь быть ни малейшего времени, хотя Тебе от того нет никакой пользы; а польза наша. Ибо мы беднейшие черви, без Тебя быть, дышать и творить ничего не можем; и так соединяемся с Тобою, к Тебе во всякое мгновение прибегаем; ибо Ты всесовершенное добро, образец всякой добродетели, радость Ангелов. И так чудное между нами открывается согласие; Ты не хочешь пришествия Своего замедлять; а мы закоснение отлагаем. Ты повелеваешь днесь, а не утре, просити сего хлеба; се охотно мы приходим, се днесь усердно просим, днесь надеемся всю благодать прияти. Если бы мы в прошении нашем погрешили, и днесь Тебя приять не желали; то учение Твое мы презрели бы, и оставили без исполнения: но поскольку мы ныне Тебя принять желаем, и Ты повелеваешь ныне Тебя просить, ныне к Тебе притти; то прииди, о Господи! и вселися в души наша. Даруй, Отец небесный! дабы, как Ты весь к нам любовью пламенеешь, так и мы к Тебе любовью горели и Твое желание, привлекающее Тебя к нам, привлекло нас к Тебе. Сподоби, дабы душа моя, отложив все препятствия, Тебя Единого совершенно возлюбила, и в объятиях Твоих, исполнившись неизреченною сладостью Твоею, как бы вне себя была. А как Ты хочешь, чтобы мы во все дни просили: даждь нам всегда с Тобою быть; то не попусти нам удалиться от Тебя всесладчайшего Хлеба и прелюбезнейшего душ наших Жениха! Аминь.


Источник: Благочестивые чувствования богомыслящего христианина при чтении молитвы Господней [рукопись :] : Собрано из отеческих писаний.

Комментарии для сайта Cackle