Письмо 27
Читая письмо твоё, нельзя быть без сожаления о твоём бедном и жалком устроении; ты так запуталась в сети вражии, что и не видишь сего, и, как выбиться из них, не стараешься, а винишь людей в том, в чём твои страсти тебя беспокоят. Главная твоя: самолюбие, а за нею честолюбие, которые не истребляются тобою, но более и более умножаются, и возрастают. Есть ли у тебя хотя малая воня смирения? А мы должны всеми силами стараться о стяжании сего сокровища, а при оном и любви: какие бы мы ни делали добродетели, но без сих ничтоже есьмы. Вместо того, чтобы себя всегда укорять в нетерпении, ты укоряешь ближних, зазираешь их, а сама в себе теряешь мир; никто не может у тебя оного отнять, кроме вин твоих. – Не ищи любви от других, но сама оную покажи, и сотвори; Господь не сказал нам, что любящих вас любите, но напротив с утверждением заповедал: «аще любящих вы любите, кая вам благодать есть, ибо и язычники такожде творят; Аз же глаголю вам: любите враги ваша и проч. (Мф.5:44). Ты же напротив ищешь любви от других и подозреваешь против себя, в худом расположении, но тем самым и подаешь повод к холодности к тебе; тебе уже кажется всякое их слово стрелою: видишь, как враг тебя обольстил, и чрез всё это ты лишилась покоя, от себя, а не чрез них. В долгое время накопилось у тебя этой страстной дряни, о которой ты нимало не пеклась, чтобы вычищать из своего сердца, а всё прибавляла их на радость врагу, и на своё неустроение. – Надобно приняться за исправление своего устроения, и просить Бога со смирением, и считать себя последнейшею и худшею всех, и просить у них прощения, с изъяснением всей своей немощи, и положить начало благое; тогда получим помощь Божию, и успокоимся; чего тебе усердно желаю. Остаюсь желатель твоего спасения, многогрешный И. М. 11 ноября 1850 года.