Источник

Март

3-го марта

Воскресенье. Поклонение Святому Кресту. Проклинаю свою жадность, свое неумеренное ядение холодного из рыбы вчера вечером. Из-за этой жадности я сегодня много и жестоко пострадал от демонов и от своей плоти во время утрени и обедни; на сердце была сильная теснота и давка, смущение, уныние, а на лице – срамота. Но благодарю Господа, яко не по беззакониям моим сотворил, ниже по грехом моим воздал мне окаянному [Пс. 102, 10], и сподобил меня совершить довольно хорошо утреню и обедню, хотя и при тесноте сердца. Благодарю Господа, многократно избавившего меня от новых теснот, постигших опять за гнев мой на нищих, всюду меня преследовавших (пред молитвой родильнице у шорника в доме Ковина). Благодарю Господа, не затворяющего предо мною, грешным, утробу человеколюбия Своего, но в милости Своей поминающего меня. Двенадцать часов дня.

Согрешил пред Богом, прогневался на жену из-за ничего, из-за пустого предлога и произвел ссору, будучи предрасположен к тому болезненным, неспокойным и тревожным состоянием духа, происшедшим из-за нищих, из-за неудовлетворения их просьбы вполне, по их желанию, а только отчасти. Царю мира, Господи, помилуй нас и сотвори между нами мир паки по милости Твоей. Се, несть мира в костех моих от лица грех моих [Пс. 37, 4].

Как многоразлично, многовидно прокрадывается и врывается грех в душу! Непрестанно нужно бодрствовать, молиться, поститься, благотворить с усердием! Господи! Не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого [Мф. 6, 13].

Согрешил пред Богом, допустив неприязнь к бедным, а потом к жене моей – в такой день, как воскресенье Крестопоклонной недели. Ни к одному человеку ни в каком случае не допускай неприязни, да не будешь дьяволом-человеконенавистником, – но всегда всех люби, ко всем снисходи, долготерпи, всех извиняй, прощай, ласкай, за всех молись, как за себя.

Благодарю Господа, услышавшего молитву мою о примирении моего и жены моей и расположившего ее к миру. Как скоро мы примирились, тотчас мне стало легко, и прилучившиеся крестины я совершил со дерзновением. Но, бывши потом у Ивана Андреевича Кожевнина, я согрешил – выпил лишнюю рюмку хересу и оттого несколько опьянел, так что, когда позвали меня напутствовать больную Евдокию Васильевну Серебренинову, у меня был несвободен язык при смущенном и стесненном сердце и омраченном уме; я не выговаривал некоторых слов и был в большом стыде. Надо быть всегда трезвым, чтобы быть всегда готовым к ответу. Каюсь, Господи.

Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить [Мф. 7, 2]: если ты, находясь с кем-либо во вражде, но потом, одумавшись, начнешь раскаиваться в том тайно и переменишь свое нерасположение, свою неприязнь к ближнему на расположение и приязнь, осуждая себя самого во всем, а ближнего (того) извиняя, то и он взаимно переменится к тебе внутренне и будет готов примириться с тобою.

В ночь на 1-е марта от бани, сладкого клюквенного киселя с миндальным молоком, и оттого, что дозволил себя мыть мылом в бане другому, чего никогда не делал я прежде, и от теплого одеяла в тепло натопленной комнате ночью случилось блудное осквернение; прочитал с сокрушением сердца очистительные молитвы и опять лег. Днем чувствовал внутри жар; поутру гулял на стенку59. Согрешил для укрепления сил: выпил стакан молока на крестопоклонной неделе. За обедом дозволил себе пресыщение, особенно кашей гречневой с маслом и миндальным молоком; было тяжело весь вечер; много ходил на воздухе. Идолопоклонник я дерзкий, несмысленый, неблагодарный.

6 марта

Согрешил я тяжко пред Господом – возроптав как бы на Господа, щедрого и милостивого ко мне паче всех, и на купцов здешних, и на всех, что, ради неподачи ими милостыни, на меня грешника все нищие в Кронштадте налегли, что никто им не подает, что купцы и прочие только копят деньги.

Раздражаться на ближнего – значит причинять величайший вред душе своей, погублять душу свою, повергать ее в смятение, в геенский огнь, в скорбь, тесноту и страшную беду. Так было сегодня со мною, после того как я рассердился на гнавшихся за мною нищих, просивших у меня вторично или в третий раз (некоторые, не все) милостыню, и двух из них от досады выдрал за волосы. Поговоривши с одним из них, я убедился, что нужда заставляет их гоняться за мною. Попросил прощения у него в моей дерзости, в моем жестокосердии. 7 марта 1874 г. Семь часов вечера.

Когда утрачу чрез грех (например, чрез гнев, жестокосердие, блудный помысел, блудное движенье сердца, чрез сребролюбие) благодать Божию, мир, свободу, дерзновение, простор душевный, тогда только познаю, сколь драгоценны эти дары Божии, коих я не ценил, когда наслаждался ими в состоянии невинности некоторого рода. Я говорю некоторого рода потому, что совершенной невинности мы не имеем и всегда повинны пред Господом, Который един свят. (Не скоро восстановишь здравие души, когда потеряешь его. Это научает дорожить ее здравием и всемерно бояться греха, наипаче злобы, блуда, чревоугодия, корыстолюбия.)

Да не погублю своею дерзостью, своим жестокосердием, биением нищих, да не погублю всех благих дел моих и милостынь моих; да подаю в простоте, кротости, смирении, незлобии, с усердием, любовью, терпением, бескорыстием, с радостью, как бы получая прибыль, а не теряя.

Тяжко согрешил я пред Богом, что разгневался на нищих на Крестопоклонной Неделе и двух из них выдрал за волосы, когда они гнались за мною по нужде своей, надеясь вымолить у меня еще милостыню. Я оскорбил, обидел Самого Христа Бога Спаса нашего в лице нищих сих, члены Его озлобил и вместе свой член, бесконечную благость, бесконечные щедроты Его оскорбил. Каюся о сем со слезами и милости еще прошу у Господа. Да оставится мне великое согрешение.

Вот вдруг помиловал меня Господь и снял с меня вину мою, даровав вожделенный мир, свободу, дерзновение, умиление. Слава Тебе, многомилостиве и долготерпеливе Господи!

Доколе это безбожное чревоугодие, объядение? Вот половина Великого поста миновала, а я каждый день служил этому домашнему идолу – чреву и оскорблял Господа моего лукавыми моими стремлениями, пожеланиями, похотями, страстями; каждый день я откармливал, лелеял домашнего беса. Долготерпеливе, помилуй и спаси мя имиже веси судьбами! 8 марта.

Хочешь видеть неизреченную красоту лица Божия? – Не засматривайся ни на какую земную красоту, чтобы не прилепиться к тленному вместо нетленного, чтобы не осквернилась душа похотью – душа, долженствующая чисто вожделевать единого Пречистого Бога.

Саго60 вечернее оказало на меня скверное действие, то есть неблагоприятное: чувствую себя связанным по чреву, по рукам и ногам.

Величайший дар мне от Бога – дар жизни и дар здравия душевного и телесного, которыми по милости Всевышнего я и пользуюсь и благодарю за сие Господа; а вещественные дары мне Божии – вещь несравненно меньшей важности. И Господь обещал меня не оставлять никогда и этими благами, если я буду искать в себе и в других Царства Божия и правды Его, – как и действительно не оставлял: это все приложится вам, сказал Он ученикам Своим [Мф. 6, 33]. Не отступлю от тебя и не оставлю тебя [Нав. 1, 5] – еще сказал Он, а святой Апостол, приводя эти слова, говорит: Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть [Евр. 13, 5].

9 марта

Суббота. Четвертая Неделя Великого поста. Вчера у меня было исповедников сто восемьдесят три человека; у отца Матфея двести семьдесят пять; у отца Павла двести пять человек. Сегодня за ранней было причастников до шестисот человек. Сначала, да и всю обедню я служил в немощи духа и внутренних органов; враг смущал меня, особенно на великом входе; я служил с сокрушением и слезами, чувствуя свою нищету и немощь; голос был дрожащий или дребезжащий. Но после причащения Святых Тайн Господь совершил во мне чудо избавления: смущавшие меня невидимые враги как дым исчезли, и я ощутил мгновенно мир, очищение, дерзновение, силу; проповедь говорил спокойно, с умилением и горячим духом; причащал спокойно. Благодарю Господа за чудеса милосердия.

Вечер после вечерни. Взволновался, пришедши домой, из-за того, что двери настежь – и все в моей комнате. И будто бы чрез то воздух у меня портят. Но это пустой предлог. Дети, жена и няня бывают у меня только на время очищения воздуха в их комнатах, и потом, запирая там форточки, равняют тот воздух и что у меня в комнате, отворяя двери. Пусть будет так, а пустого самолюбия у меня впредь да не будет, и Господа моего, Царя мира, да не оскорбляю впредь, нарушая мир. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа [Евр. 12, 14]. Помилуй, Господи!

Из-за покоя окаянной плоти моей (а не души моей) сколько я согрешаю, нарушая мир души моей, соделывающейся столь часто храмом Христовым и Духа Святого! Но и покой души теряю, и покоя плоти не приобретаю, ибо при смятении души и плоть не имеет покоя и здравия, но и она мятется и страдает. О, бессмыслие страстей плотских! О, плоть вселукавая! Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам [Мф. 6, 33]. Господи, помилуй мя: я прогневал Твою бесконечную благостыню, нарушив мир души моей – и домашних моих. Исцели меня и спаси Твоею благодатию. Во плоти не плоти жити, но Тебе даруй, Господи!

Благодарю Господа за дар умиления и молитвы, которого Господь сподобил меня во время всенощного бдения в субботу на воскресенье при тяжких внутренних борениях с духами злобы поднебесными. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать и силу прочитать Евангелие внятно, громогласно, с чувством, непреткновенно, равно как молитву на первом часе Христе, Свете истинный.

Господи, помилуй, ибо грешны всякую минуту волей и неволей, разумом и неразумием и повинны суду и казни Божией. Святая Церковь по неизреченной любви своей к людям всех их как бы ежедневно носит в сердце, печется об них, болезнует об них, желает и молит им у Бога всяких благ. И не напрасна ее молитва: за ее молитву Господь удивляет на нас чудеса Своего милосердия и долготерпения, чудеса сил и исцелений, оставления прегрешений; являет помощь в делах наших. Мы вспоминаем Владычицу Богородицу как Царицу духовного Царства Христова, как жительницу будущего века и свидетельницу и споручницу будущего воскресения мертвых, страшного второго пришествия и Суда Христова, как Ходатаицу нашу пред Богом, как пример всяких добродетелей, коим должны и мы подражать. Достойны ли мы такого владычества? Достойно ли такой Царицы живем? Достойные ли мы члены? Живем ли для будущей жизни? Терпим ли скорби, болезни, напасти, как Она безропотно терпела скорби и напасти? Преданы ли Богу, как Она?

Я должен знать, что я, по причине внутренней золотухи моей, не могу служить и говорить, если ем постную крепительную пищу, например мучнистую (горох, овсянку) или булку, даже рыбу. Я по немощи должен употреблять молоко и скоромный суп даже в пост.

10 марта

Воскресенье. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно, хотя и в тесноте и скорби, Божественную литургию, с добрым выговором членов царского дома. Благодарю Господа, чудно меня оживотворившего после причащения Святых Таин, – меня, умерщвленного грехами своими. После обедни весь день сильно болела левая нога (кисть ноги), вероятно оттого, что крепит живот – от рыбы или от изобилия Святых Тайн, оставшихся вчера после причастников, ибо вкус и действие вина остается в Святых Тайнах. Во время обедни чувствовал тесноту в боках, от вчерашнего ядения рыбы (белой) с черным хлебом.

Примечаю, что диавол в сердце моем подкапывает и силится искоренить уважение, благоговение и любовь к самым священным лицам – как к лицу Пресвятой Богородицы, к лицам святых Ангелов и святых угодников Божиих, к священным особам царя и царицы и вообще к людям – и чрез что же? Наипаче чрез чревоугодие и пресыщение. Бодрствуй!

Ноги сильно болели у меня вчера из-за пресыщения и рыбоядения, из-за засорения желудка.

11 марта

Благодарю Господа от всего сердца моего, яко сподобил меня непреткновенно совершить всё утреннее богослужение со дерзновением, охотно, в мир, свободу, радость душевную. Слава тебе, Господи, яко духа немоты прогнал еси от Мене и духа смущения и уныния. Понедельник Пятой Недели поста.

Плоть, лишаясь денег и разных для прихоти служащих вещей, чрез подачу нищим денег, – вопиет и говорит: да что это – всё для других, а для меня или мало, или ничего? Но пусть она вопиет – чем для ней меньше, тем лучше, чем для других больше, тем тоже лучше. Отданное ближним ради Христа хранится у Христа, и за данное сторицею воздается от Господа.

Не беги от нищих, а беги к нищим.

Благодарю Господа, помиловавшего меня после сердечного покаяния в отказе нищим некоторым, просившим у меня по дороге милостыни. Когда я, покаявшись, сердечно согласился словом и делом: не беги от нищих, а беги к нищим, то есть для подаяния, тотчас ощутил милость Божию в сердце моем – мир, свободу, прохладу, легкость. Слава Господу, наказующему и милующему, просвещающему, разрешающему.

13 марта

Пять часов утра. Благодарю Господа за отрадное сновидение. Видел я во сне в пять часов утра святого праведного отрока Артемия Веркольского чудотворца, за решеткой в каком-то склепе, – всего живого, как наяву, и вострепетал дух мой от удивления, благоговения и радости; я стал, затаив дыхание, говорить: о чадо нетленное, чадо нетленное, – а сам думаю: как бы такое зрелище совершенно живого отрока в гробнице видеть мне дольше. И что же? – Как бы преклоняясь на мое и прочих тут бывших усердие, благоговение, желание видеть его, он вышел из глубины земной – и прямо ко мне, а у меня был наперсный крест; он говорит: дай мне приложиться ко кресту, – и, взяв его ручкою, поцеловал его, а потом и со мною, грешным и нечистым, поцеловался; я говорил потом: помолись за нас грешных, праведниче Божий, – вслед за тем я проснулся. Видение было как бы наяву. Росту он малого, лицом бел; в рубашечке белой. Я жадно впился вначале глазами в лежащего в гробе отрока, желая насладиться зрелищем живого отрока, столько лет почивающего во гробе к славе имени Божия и ко спасению многих! Редкий сон! (Акафист надо скорее рассматривать.)

Не во уверение ли того явился мне праведный отрок, что он услышал молитвы мои год назад тому, когда я при глухоте ушей моих, молил его и Пречистую Богородицу о исцелении, – и купно с Пречистою Госпожею моею Девою Богородицею испросил мне у Господа исцеление? (Есть ли тут мощи, думал я, а другие, кажется, и говорили это, – и вот во уверение всех явился праведный отрок, который то как бы углублялся вниз, то выходил в лежачем положении, – с ясным лицом.)

Вчера, во время часов, в начале девятого часа служебного, когда я кадил святым иконам, дух хулы коснулся моего сердца во мгновение и ужасно смутил, уязвил и стеснил меня; я читал потом Евангелие при этом уязвлении и уже по окончании часов молитвою покаяния избавился от этой язвы и этого греха. Как я нечист!

Благодарю Господа за отъятие благодатью Его злобы на чтеца, когда я читал канон, и нашел в нем что-то стропотное61 и неподатливое. О, сколь велика была милость сия во время то! Слава благости, благопослушливости, слава силе Твоей, Господи!

13 марта

Вчера вечером ел паюсную черную икру и крайне осудил себя, ибо тяжело от ней на сердце стало, – а ночью было сильное блудное разжжение! О, безумство, невнимание себе, нерадение о соблюдении уставов Матери-Церкви и повелений Господа Иисуса Христа!

Благодарю Многомилостивого, спасшего меня от адовых уз во время служения утрени. Много бед я претерпел от духов злобы за свое объядение икрою (хотя, впрочем, очень немного ел я, но потребности-то не было есть), много тесноты, смущения, страха бесовского, несколько преткновений. Много и каялся я, припадал многократно к ковчегу со Святыми Тайнами, к святому престолу, лобызая их и умоляя Господа; наконец, от пения громогласного стихир на стиховне рассыпались мановением Божиим враги мои бесплотные, всю утреню теснившие меня, особенно с той минуты, как я внутренне молился о духовном сыне моем, противнике Николае Сидорове.

Вчера вечером по ядении икры с черным хлебом и питье сладкого чаю, при посещении болящей старушки Евдокии Васильевны я неистово одержим был блудным бесом и едва наглость плотскую утолил тайною молитвою ко Господу. Вот к чему ведет чревобъядение и сладкое питье! А нищим жаль лишние копейки дать, когда просят усильно. Себе на излишества, на похоти, на прихоти не жаль, а бедным, членам Христовым, жаль. Окаянный, неблагодарный, несмысленый, жадный, скупой, сребролюбивый, блудный, своенравный, ленивый, непотребный, самолюбивый, гордый, злой, завистливый я раб! Каюсь, осуждаю себя, омерзяю себя. О, когда совлекусь ветхого человека, тлеющего в похотях прелести, и облекусь в нового [Кол. 3, 5 – 10]! Странно, вижу тление внутреннее и небрегу о обновлении, когда оно столь удобно по благодати, милости и щедротам Христа Бога! Или о множестве благости и кротости и долготерпении Божием нерадею, как бы не ведая, что благость Божия на покаяние ведет меня. По жестокости моей и непокаянному сердцу я собираю себе гнев – в день гнева и откровения праведного Суда Божия! Страшно впасть в руки Бога Живаго! Скорее пост, бдение, молитвы, милостыня! 13 марта, восемь часов утра.

Крепко могущество Христа Бога моего, разрушающего во мне могущество адово, могущество дьявольское тлетворных страстей, как и сегодня было это во время повечерия, когда я имел в сердце огорчение на дьячка за его неисправность и отчасти на жену, – тесно, знойно, смутно было у меня на сердце. Но когда я с крепкою верою, упованием, покаянным духом и сокрушенным сердцем помолился Господу, припав с верою к престолу Его (в приделе), грехи мои, скорби и тесноты мои как бы растаяли и не стало их, бессилия сердечного не стало – явилось дерзновение, явилась сила вместо немощи и боязни, и я закончил повечерие с удивительным спокойствием. Слава о сем Господу! Не дремлет и не спит никогда Хранящий Израиля [Пс. 120, 4].

14 марта

Утро. Страшно наказан я за вчерашнее пресыщение с вечера (когда я в одиннадцатом часу (вечера) ел пироги трактирные постные с рыбой, а раньше того пил довольно много чаю сладкого и миндального молока стакан). Ибо, пришедши сегодня к утрени (стояние Марии Египетской) и заметив в дьячке надутость, что он сверх обыкновения не подходит взять у меня иерейское благословение, я огорчился на него, смутился и ощутил, что враг бесплотный уловил меня в свою сеть, теснит, наводит боязнь и мучит меня, не давая мне говорить ектений и тропарей Великого канона. Еще пред утреней я припадал много раз к престолу, прося милости и заступления у Бога, – но Бог предал меня в наказание врагу моему; в продолжение всего канона я боролся внутренне с врагом, горько раскаиваясь в своем грехе и во многих грехах. Наука мне – не предаваться объядению, да притом после вечерних молитв, и не думать, что – много завтра службы, пожалуй, ослабею, лучше запасусь силами, поем. А вышло – крайнее душевное бессилие, ужасы, беды.

И поделом мне всё это было, ибо я блудную свою плоть делаю еще более блудною и вооружаю ее против Бога и ближнего. Вот и доняли меня мои мысленные разбойники, и прожгли меня, и напугали меня, и осрамили меня. Но еще милостив Бог, что я не совсем сконфузился, вспоминая по временам с огорчением о дьячке.

От пирогов голос, желудок и грудные органы были как бы засоренные: я откашливался часто. Ночью детородный член был напряжен и беспокоил.

Пирожков трактирных на ночь никогда не есть, разве умеренно и запив чем-либо.

Согрешил пред Богом: опять раздражился и озлобился на домашних за беспорядок в воздухе, допущенный в моей комнате, когда меня не было дома. Прости, Господи, мое согрешение! Очисти, Господи, исцели, Господи, умири, Господи! Господи! раздери рукописание моих согрешений! Я в покаянии записываю свои прегрешения, а Ты рукописание их раздери благоутробием Твоим, ибо Ты един власть имаши отпущати грехи.

Дивное дело: чрез частое прикосновение рукою к устам (и глазам) после подъятия дланию Агнца Божия у меня уши исцелились (оба уха), и давно, давно материя не течет из них; левым ухом хорошо слышу. То же и от мазания частого святою водою. Слава Тебе, Господи! Ты творишь чудеса един.

Слава Господу, простившему мне грех мой. Я Божиею милостию стал мирен, свободен, во мне роса благодати. Благодарю Господа, благопослушливого.

Согрешил пред Господом и пред собою, что вчера вечером опять ел рыбу жареную с черным хлебом и хотя немного, но излишне, потому что полчаса назад я пил чай, ел яблоки у старушки благочестивой Екатерины Степановны и немножко ситного хлеба. Ночью от рыбы опять было напряжение члена, беспокоившее меня.

Во сне видел медный (бронзовый) темный крест на красной ленте, присланный мне в награду. Потом видел себя с крестом в руке сребропозлащенным, что на требы берем. О вражде Сидорова слышал, не знаю которого, Григория или Николая.

Аппетиту своему не верь – он обманчив: вечером был у меня отличный аппетит, и я немного поел, а вышло поутру, что я пресыщен и страшным искушениям подвергся за утреней от диавола, хотя милостию Божиею и победил его.

Обозреваю пройденное мною поприще поста и ужасаюсь – потому, что провел оное в чревоугодии и пресыщении, в лакомстве, сластолюбии, – и не Господу работал, а своему чреву, которое Бог упразднит [1Кор. 6, 13]. Господи, помилуй мя! Вчерашняя французская булка стала во мне остном.

Благодарю Господа за безмерную Его милость, юже62 удиви на мне в вечер сегодня (16 марта, суббота) за всенощной или, лучше, – пред самою всенощною, когда я припал с великою верою и твердым упованием на милость Его, каясь в грехах своих – в унынии, озлоблении на нищих или пренебрежении к ним. Господь рукою крепкою и мышцею высокою отъял прегрешение мое, скорбь и тесноту мою, сокрушив твердыню адову во мне и даровав мне мир, свободу, пространство, дерзновение. Всенощную служил я добре по благодати Божией; голос был чистый, звонкий, пел все стихиры на Господи воззвах, на стиховне и хвалите. Сегодня исповедывался отцу Порфирию Строкину. Благодарю Господа за милосердие неизреченное. 16 марта 1874 г.

Согрешил пред Богом – опять лишнее ел и пил вчера вечером у Ивана Андреевича Кожевнина, хотя и немного, да и дома с жадностию поел просфорки и выпил вина, и у Ивана Андреевича выпил полторы рюмки хересу: ночью от блудного видения сделалось осквернение. Еще вечером я чувствовал тягость и расположение сильное ко сну и – не дочитал акафистов и канонов. Не жадничай, пёс!

У Никитина (Дмитриева) выпил излишне рюмку рогому и тогда же чувствовал, что это лишнее. А сколь хорошо мне было до пресыщения! Какая сила, бодрость! Какой голос!

Достопоклоняемого Господа и прещедрого, благопромыслителя чудного славлю и величаю, что неоднократно и на этой неделе посылал мне щедрые доходы поручные, например три и три и пять рублей, не считая мелких; и когда приходилось мне давать нищим много и щедро (одному нищему дал пять рублей), то и щедроты Божии увеличивались втрое.

Нет в жизни выше счастья и блаженства, как быть членом Православной Церкви, ветвью этого вечнозеленеющего, благоплодовитого древа и наслаждаться туне всеми плодами его. Слава Господу! И этого счастья многие из христиан, даже православных, лишают себя, как раскольники и вольнодумцы из великосветских и военных, не ходящие в церковь, не приемлющие Таинства Исповеди и Покаяния.

17 марта

Воскресенье. Вечное благодарение Жертвы Божественной, всепримиряющей; ради ее только сегодня я утром пред самой обедней избавлен был от адового мучительства, постигшего меня за озлобление мое на нищих, за пресыщение мое и блудное излияние, бывшее во сне от скверного мечтания диавольского. Припал я к святому ковчегу, в коем хранятся Святые Тайны в думской церкви на престоле главного храма, – припал с молитвою покаяния, с верою несомненною и упованием непостыдным, – и получил вскоре желаемое: гора отвалилась вдруг от моего сердца. Славлю Бога Спасителя моего. Обедню служил с великим сокрушением и слезами. Проповедь митрополита Григория говорил с одушевлением.

18 марта

Оскорбил я благость Божию бесконечную и разорил заповедь о любви: огорчившись, я выбранил слугу Анну за непорядочную кладку дров и вдобавок плюнув на нее с досады, что она не исправляется, несмотря на бесчисленные замечания, и – вот тесно стало у меня на душе, и дерзновение и спокойствие духа я утратил. И еще это смятение и теснота во мне остаются, хоть и молил я Господа помиловать меня. Но знаю, что бесконечное милосердие Господа и еще помилует меня, когда из глубины души покаюсь Господу.

Слава Господу – ради жертвы крестной и еще помиловал меня Господь, даровав мне прощение, исцеление, восстановление, мир, свободу, прохладу.

19 марта

Вторник Шестой недели поста. Вчера вечером после пива покурил я сигару; сегодня упадок небольшой нервов и жгучесть в спине. Опять замечу себе, что не следует курить, – это вредная прихоть. Пасмурно, идет снег, не частый.

Согрешил пред Богом, пред Святой Богородицей, пред святыми Ангелами, святыми угодниками Божиими, пред всеми людьми и пред теми, кого выбранил в ярости, злобе, пожелал им на словах зла и пагубы, хотя и за вину их; прости мне грех ярости и злобы, зложелательства и брани (старый плут, болван). Отпусти им, не ведят бо, что творят в слепоте своей, и исправи их, упившихся вином. (Дворник Иван Соколов и старик дровяник.)

При богослужении Церковь молит за всех единым сердцем и устами, призывая и всех к единению, единомыслию в вере, уповании и любви, ибо единение есть сила и крепость ее и лучшее ручательство за преспеяние63 в вере и благочестии членов Ее; а разделение, разногласие, раздор, споры, ереси, расколы крайне ослабляют ее и производят нестроения, упадок веры и благочестия и ведут к погибели. Поэтому надо присоединять свои горячие молитвы к молитвам церковным, чтобы Господь даровал нам мир, единомыслие, взаимную любовь и утолил раздоры церковные, испроверг ереси и расколы, коими всеобщий враг диавол усиливается поколебать Церковь Христову и испровергнуть благочестие христианское.

Да славится Бог наш единомыслием и любовью.

Подручныя вашя томите [рус.: требуете тяжких трудов] [Ис. 58, 3], жалуется Бог чрез пророка. Не делаю ли я этого с своей прислугой?

20 марта

Вчера без нужды ел рыбу, свежие окуни, и сегодня чувствую тяжесть на сердце. Доколе не вразумлюсь – не есть на ночь рыбы и т. д.

20 марта

Служил вместо протопопа великопостные часы пред отпеванием Евгении Федоровны Бритневой; это было в среду; три дня я не служил: сердце мое крайне расслабело и сделалось плотяным, боязливым, похотливым, раздражительным, особенно вследствие курения сигары (в воскресенье вечером или в субботу); только усердная молитва веры и раскаяния и упование на всеочищающую и всепримиряющую жертву пречистого Тела и Крови Господней подкрепила мое сердце, умирила, придала дерзновение и силу. И я хотя при бесовской боязни, но говорил громко тропари часов (впрочем, с пропусками) и молитву святого Ефрема. Во время обедни лил слезы покаяния и умиления; причастился Святых Тайн недостойно, ибо плохо приготовился к служению литургии; сердце было нечисто, холодно. После причастия взглянул я случайно на диакона Петра: он смотрел на меня как-то подозрительно, недоброжелательно, злобно: это меня крайне смутило; он отошел к Уставу64 (на аналое у окна); я в смятении стал усердно молиться о смягчении моего сердца; враг бесплотный смущал меня. Я творил молитву, моля Господа укрепить сердце мое дерзновением при чтении заамвонной молитвы: Владыко Вседержителю, Иже всю тварь – и прочитал молитву редко, твердо, без пропусков, только в возгласе пропустил несколько слов: яко благословися... пречестное и великолепое... От ядения рыбы накануне сердце мое было столь слабо и боязливо, я это чувствовал.

21 марта

Премного согрешил я пред и Богом и пред своею душою, что вчера вечером поел без нужды рыбы коренной – тешки с черным хлебом и лишний стакан чаю выпил, пивши раньше в доме Баранова у вдовы [...]. От рыбы сделалась крайняя тяжесть; долго ходил по улице, ночью по пробуждении она чувствовалась еще в животе, а во рту было крайне неприятно. Прогулялся на стенку; дома выпил кофе два стакана с миндальным молоком вчерашним, и прошла тягота.

Благодарю Господа, простившего мне грех тяжкий (назвал ребенка Лизу куском жиру в чувстве ревности, зависти, неприязни) ради молитвы веры, покаяния, ради всепримиряющей жертвы – Тела и Крови Господней. Славлю благость, скоропослушество, милосердие, недремлемость Божию – еже спасати нас. Аминь. Огнь, теснота, смятение миновали; прохлада, простор, мир, дерзновение заступили их место. Слава Богу!

Согрешил пред Богом и людьми и пред собою, разъярившись на нищих, окруживших меня на Господской улице, и выбранивши их негодяями и мерзавцами, забыв, что они члены Господни и члены мои, что они по образу Божию и соискупленники Христовы. О, самолюбие! О, плотоугодие, самоугодие, корыстолюбие, сластолюбие мое, гордость, зависть моя, нетерпение мое, дерзость моя. Сам себя наказываю грехами своими. Каюсь пред Господом – безответный грешник! Других осуждаю за скопление богатства и несострадание к бедным, за неподачу милостыни – а сам к тому же стремлюсь.

Жаворонки – булочки, кажется, скоромные, и во всяком случае на сахаре, и они тяжело легли на мое сердце. Лакомство – бессилие души, как и пресыщение. Господи, избави от сего!

Согрешил я – оскорбив жену мою за приготовление постоянно рыбного стола в посту и неприготовление ничего растительного, например грибного супу; я назвал ее дурой, и она обиделась. Виноват я. Лучше бы стерпеть и не говорить ничего сегодня, поевши приготовленного, или просто – выпив воды с хлебом или миндального молока, которое она приготовила. Я поступил фарисейски, наружно как бы желая поститься, а в душе допуская злобу, гордость, зависть, своенравие, раздражение, ссору, ругательство. Премного согрешил. Я не исправляю сердца своего, окаянный.

Благодарю Господа, явившего мне чудное заступление и помощь мне в квартире Броуна пред панихидой за упокой души Матрены, рабы Божией, матери Гречухина и жены Броуна. От пресыщения и ярости на нищих сердце мое было в крайнем смятении и бесовском страхе.

Согрешил, упрекнув жену мою в том, что чрез меня она всем довольна и счастлива, забыв, что и я чрез нее, между прочим, счастлив и всем изобилую, ибо чрез нее даровал мне Господь настоящее место. Да простит мне это душа жены моей и Господь.

Как ужасны последствия греха. Сегодня вечером я поспешил исповедию, смущаемый прилогами врага к поспешности ради моего сребролюбия и человекоугодия, потому что спешил к выносу Матрены Егоровны Гречухиной. Когда я кончил исповедь, меня чрезвычайно подстрекал враг к нетерпению, ярости относительно препятствующих и препятствию, и, когда я приехал в Владимирскую церковь, дух мой был крайне возмущен. Я – в слезы покаяния и молитвы; Господь оживил и укрепил душу. Прихожу домой, нахожу беспорядок в своей комнате, и опять я крайне смущен, рассержен, подавлен, бросаю на пол комнаты излишние вещи, жену браню; разбранился, презрел ее: она тоже обиделась. Согрешил пред Богом и людьми! Вот что [делает] сребролюбие и нетерпение, двоедушие, ибо я двоился сердцем и мыслями еще во время исповеди, торопясь и скрадывая слова! Да простит мне Господь! Да простит мне душа жены моей! Я оскорбил ее.

А вся эта ерунда от пресыщения, от самолюбия, своенравия. Других учу, себя ли не учу? Других людей грехи разрешаю, а себя связываю – дело ли это? Благодарю Ангела Хранителя, вразумляющего меня. Долготерпеливе, Господи, слава Тебе! Пресвятая Богородице, избавительница моя, Заступница моя. Слава Тебе, Господи! Возьми в руце Твои жену мою Елисавету.

Из случая при исповеди и при счете свечей и денег познай, что я одержим страстию сребролюбия и из раздражительности частой на жену, что я не имею любви, ибо любовь не раздражается и не мыслит зла, всё терпит, всё покрывает [1Кор. 13, 1 – 8]; из обращения с нищими, холодного, нетерпеливого, неохотного, проникнутого скупостию, корыстолюбием, познай, что во мне нет любви, ибо любовь милосердствует. Во мне – самолюбие, самоугодие, плотоугодие, сребролюбие, гордость, зависть, лукавство, двоедушие, подобострастие, потворство, лицеприятие, нерадение и леность, своенравие, непокорство. Всего этого надо непременно отвергнуться. Тихому, ровному обращению научись дома. Были тихи среди вас [1Фес. 2, 7], как на исповеди это я делаю. Научитеся от Мене, говорит Господь, яко кроток есмь и смирен сердцем [Мф. 11, 29].

23 марта

Сегодня снегу много. Вчера и сегодня у меня поэтому насморк, нервная раздражительность.

В раздражении и гневе я пожелал вчера жене моей и с ребятами наказания, вразумления и зла за ненамеренное огорчение, которое они мне часто причиняют. Каюся в сем, желаю им всякого добра.

24 марта

Твоею благодатию, Твоими Святыми Тайнами я сегодня ожил, исцелился от сильного насморка и весь обновился. Слава Тебе!

Причащал я сегодня сорок два человека крестьян, исповеданных отцом Матфеем, и думал: они исповеданы другим, не мною; он исповедал, а мне дал труд причащать (согрешил, окаянный); две частицы Пречистых Тайн на пол уронил и поднял: (диакон замыл потом). А когда взглянул потом, что дал мне один офицер, исповедавшийся у меня пред ранней обедней, [Т...], [увидел], что он дал один три рубля, – вот щедроты Божии! И меня не оставил Господь. Благодарю Господа! Помилуй мя, Господи!

Смотри не на лице свое, а на сердце свое, ибо человек в сердце, а не в лице. Бог взирает на сердце. Лице – тень преходящая, цвет увядающий. Не о суетном пекись, а об истинном, существенном, вечном.

Слава Богу, Марья Арсеньевна поправляется. Я молился об ней – и теперь возблагодарили Бога и Пречистую Богородицу.

25 марта

Удивляюсь своей алчности: вечером вчера поел с большим аппетитом пирог с рыбой (Вербное воскресенье) и жареного окуня; нужно или нет есть – все аппетит (алчность). Но если есть приход пищи и питья в теле, то должен быть и расход, – а уйдет ли всё в расход? Нужно ли организму всё количество употребленной пищи? Не нужно. Вот и вред для души и тела от излишней пищи: обременение, усиленная похоть, усиленная алчность, злоба, зависть, скупость и пр., усиленные нападения злого духа, [наше] бессилие сердечное, черствость сердечная, жестокосердие.

Так и с деньгами: есть приход, должен быть и расход – не на нас, а на бедных. Одно тело мы все, они – члены. Сребролюбие – безумие.

25 марта

Три часа пополудни. Крайне тяжело было на сердце сегодня за утреней и обедней ранней от вчерашнего ядения вечером; многими трудами и слезами покаяния исходатайствовал я благодать Господню и неосужденное причащение животворящих Тайн. Еще ли буду безумен и не буду ценить подобающим образом дар причащения? Еще ли буду с вечера есть и пить, имея в виду литургию на следующий день? Славлю бесконечное милосердие Господа, сподобившего меня совершить громогласно и со дерзновением утреню Благовещенскую с поклонами земными и литургию Златоустого и причаститься чудных Божественных Святых Тайн Тела и Крови Его, Владыки живота моего.

Кивот Завета в Ветхом Завете был в великом почтении у всех евреев, так что левит Оза, прикоснувшийся к нему, чтобы поддержать его, был наказан смертию [2Цар. 6, 6 – 7]. (Бог Сам хранит Свою святыню, без нашего содействия.) Кольми паче одушевленный Божий Кивот – Матерь Божия достойна особенного благоговения и почитания и прославления. И святые угодники Божии суть тоже одушевленные храмы Божии – как их не почитать и не прославлять? Даже живущие христиане суть храмы Божии, ибо Дух Божий живет в них: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? [1Кор. 3, 16]. И их надо почитать, любить, им снисходить, прощать их, терпеть любовью, не ругать, не злословить, не осмеивать. А царь есть помазанник Божий, коему поручена держава Царствия Божия на земле. Его, как представителя власти Бога на земле, надо особенно почитать.

Обновился Святыми Дарами.

28 марта

Четверг Великий. Благодарю Господа, явившего на мне безмерную Свою милость и силу пред раннею литургиею и во время оной в избавлении меня от греховной тесноты, скорби, немощи, боязни, греховного смущения, бесчестия, и даровавшего мне вместо смерти – жизнь, вместо смущения – мир, вместо немощи – силу, вместо бесчестия – дерзновение, вместо хладости – слезы умиления и горячности. Благодарю Господа, даровавшего мне силу совершить литургию непреткновенно, кроме заамвонной молитвы, в которой пропустил несколько слов по напавшей на меня диавольской боязни. После употребления Святых Даров чувствовал себя весь день хорошо, покойно, бодро. У Александра Федоровича Федорова обедал и чай пил; у Серебрениновой ранее – тоже пил чай и токайское вино пил. У Федорова портвейн и херес – [Лемана].

От гороху, вчера еденного мною, стреляет сегодня золотуха в левом ухе.

Благодарю Господа, даровавшего мне Божественный мир и умиление дивное во время чтения двенадцати Евангелий, то есть во время всенощной на Великий Пяток. Мысль о Агнце Божием, вземлющем грехи мира (для проповеди).

Благодарю Господа, даровавшего мне слово на Великий Пяток, которое я составил легко, в один дух, а в Великую Субботу на утрени произнес. Благодарю Господа, даровавшего мне туне три рубля за вынос тела Александры (трактирщицы с горы и новорожденного младенца Наталии, коим она умерла) и за исповедь Екатерины Михайловны Казановой три рубля, да еще рубль за напутствие Георгия Кузнецова в дому Третьяковой. Случилось нечто странное: шедши с выноса покойников домой, я огорчился сильно на нищих, шедших за мной, несмотря на мои просьбы не гоняться за мной. Домой пришел расстроенный, огорченный, разгневанный. Когда я был в таком состоянии, от Казановой пришел извозчик сказать, что барыня отдумала причащаться и я бы не беспокоился идти (она была тоже расстроена домашними); но вот я припал ко Господу в покаянии о соделанном мною грехе – и Господь помиловал: успокоился; вскоре приходят опять от Казановой, просят исповедать барыню. Я отправился сначала к Кузнецову, а потом и к Казановой – и исповедал ее. Таким образом, Господь туне дал мне еще три рубля. Слава щедротам Его! Вперед нужно безропотно давать нищим. В Великий Пяток я исповедывал крестьян и некоторых офицеров и их жен; в этот день я не ел с утра до позднего вечера и только стакан чаю выпил поутру и, надо заметить, был силен духовно – препятствия от врага встречал слабые. Совсем не то бывало, когда я исповедывал поевши.

В Страстную Среду у меня было двести десять исповедников, в Великий Пяток сто тридцать. Нынешний год вообще было больше исповедников. Была одна поджигательница, деревенская молодая женщина (два дома сгорели). Любодеяние в народе сильно развито, равно и прелюбодеяние; пьянство тоже.

* * *

59

Имеется в виду подпорная береговая стенка – конструкция, выполняемая из различных материалов и удерживающая от обрушения находящийся за ней грунт.

60

Са́го – крупа из крахмала, получаемого из сердцевины ствола саговой и некоторых других пальм, а также искусственная крупа из картофельного или кукурузного крахмала.

61

Стро́потный (церк.-слав.) – неправый, шероховатый, искривленный.

62

Юже (цер.-слав.) – которую.

63

Преспея́ние (церк.-слав.) – совершенствование.

64

Имеется в виду Типикон – богослужебная книга, содержащая устав о дисциплине, а также о времени и порядке совершения богослужения.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874 / [над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1

Комментарии для сайта Cackle