Глава XII. Кипр
Ж. Димитриана.
О. Кипр известен был в старое время, преимущественно в IV в., значительным количеством святых и достопочтенных мужей: св. Тихоном в Амафунте, еп. Филоном в Карпасии, мощами св. Лазаря Четверодневного в Китии, св. Спиридоном в Тримифунте, св. Трифиллием в Левкудии, агиографом св. Иоанна Милостивого, Леонтием, в Неаполе, св. Софронием в Константии, наконец св. Димитрианом в Хитриде.
Житие Кипрского (Хитридского) епископа Димитриана544 сохранилось в синайской рукописи № 789, XII в., где оно занимает последнюю тетрадь, писанную другою рукою. Первый издатель жития г. H. Grégoire, прославившийся дурным знанием греческой палеографии, относил и эту тетрадь к XII в., но проф. Лейпцигского университета Gregory относит её по письму к более позднему времени, и мы склонны более доверять последнему ученому. А в таком случае пришитая тетрадь представляет вероятно значительно позднейшую обработку жития, может быть и написанную в позднее время.
Рассмотрим однако сначала общее содержание памятника.
Δημητριανός родился в местечке Συκαῖς, не далеко от кипрского города Χυτρίδων,545 «в начале царствования христоненавистного царя Феофила» (ок. 832 г.). Пятнадцати лет (ок. 847 г.) он вступил в брак с девушкою, которая прожила с мужем только три месяца546 и умерла. Димитриан, через год своего вдовства (в 848 г.), удалился на высокую гору, где стоял монастырь св. Антония с небольшим числом иноков, но совершенных мужей, и поселился здесь. Хитридский епископ Евстафий, узнав о добродетельном житии его, рукоположил его во священника и назначил экономом своей епископии. Новая служба Димитриану однако не понравилась, и он отпросился у Евстафия снова в Антониев монастырь. Здесь он был выбран игуменом.
Спустя некоторое время Евстафий был переведен на митрополичью кафедру г. Саламина. Тогда он вспомнил о Димитриане, которого хотел видеть своим преемником в Хитриде. Избегая этого бремени, Димитриан скрылся в северной части горы у одного своего друга, Павла, поселившись на морском берегу. Когда посланцы Евстафия стали пытать (!?) Павла, он открыл им местопребывание «покойного» Димитриана. Последний был приведен к Евстафию и должен был (ок. 887 г.) принять епископство в Хитриде, где ранее епископствовали Папп и Афанасий чудотворцы. Димитриан правил престолом 25 лет (887–912). Конец его правления ознаменовался вторжением на остров арабов,547 которые грабили Хитриду и увели пленных. В глубокой старости Димитриан сопровождал свою паству в «вавилонский» (Багдадский) плен и там выпросил у халифа свободу своим землякам. Скончался он 6 ноября (ок. 912 года). Из чудес святого видно, что у Димитриана был в услужении воловий пастух Македоний.
Мы согласны с H. Grégoire’oм и Kurtz’ем в том, что житие это могло быть написано на о. Кипре и даже в Хитриде; но мы не разделяем их оптимистического взгляда, что житие написано очень образованным автором, знакомым с классиками и даже с философией: мысль, заимствованная из классика, может и не говорит о пользовании подлинником, – она могла быть взята из риторического руководства, которое он усвоил по-видимому хорошо; напротив того, ошибки в грамматическом строе предложений (ср. τῆς αὐτοῦ 222, ἅπας νόσος 236 и пр.548 указывают, что мы должны значительно разочароваться в писательской деятельности нашего автора. Далее мы не можем согласиться с г. Grégoire’oм и Курцем и в том, что житие написано вскоре после смерти Димитриана, не позже первой четверти X века.
Имени Димитриана не встречается в истории Византии после IV столетия. Такие сложные имена с окончанием на – ανός, как Μαξιμιανός, Διοκλητιανός, Εὐφημιανός (ср. Εὐφημία) существовали только в старое время (известен один мученик Δημητριανός в I веке, другой, диакон саламинский, пострадал ок. 306 года), но с VI столетия уже не встречаются в жизни, поэтому уже одно существование в IX в. имени Димитриана вызывает недоумение.
В житии слишком много общих мест: бегство от епископского сана, выкуп пленных и т. д.; а обилие этих loci communes свидетельствует о несамостоятельности памятника.
Нашествие арабов, приуроченное к концу епископства Димитриана в Хитриде, с точностью не оправдывается. С 867 до 904 года Клир, как находившийся во власти арабов, не мог быть завоевываем; в 904 г. Иоанн Камениат, взятый арабами в Солуни, был привезен в кипрскую гавань Поф, откуда был отправлен в сирийский Триполь. По Масуди, кипряне навлекли на себя арабское нашествие нарушением договора, а наш агиограф говорит, что арабы обвиняли кипрян не за нарушение дани, а произвели просто разбойническое нападение; и здесь агиограф не знает обстоятельств экспедиции, что было бы странным, если бы он был современником начала X века.
Путешествие Димитриана в начале X столетия в Багдад для освобождения христианских пленников H. Grégoire считает «совершенно вероятным»,549 но так ли? Епископу было около 80 лет от роду, и едва ли он мог бы предпринять такое долгое и трудное путешествие в столь преклонном возрасте. Выкуп пленных из неволи входил в агиографическую схему, и его мы можем видеть в десятках поздних житий.
Вообще нам кажется, что это житие подложное. Составленное в позднее время, оно имеет претензию на современность, но и тут агиограф выдает себя головою: в подлинных и современных житиях агиографы напр. пользуются термином ὁ μακαρίτης (покойный, недавно умерший) очень умеренно, но наш автор употребляет его не в меру часто, что уже подозрительно.
Вероятно, какой-нибудь поздний хитриец для прославления своей церкви сочинил житие святого из времен арабского господства на острове, как памятного каждому киприйцу; имя святого явилось под несомненным влиянием Димитриана, Саламинского (Кипрского) мученика V столетия.
* * *
Byz. Zeitschrift, XVI, 217–237; AA. SS. Boll. ноябрь, III, 300–308 (Ἡ παντουργὸς καὶ ὑπερούσιος καὶ παντεπίσκοπος μία θεότης).
иначе Χύτροι.
XVI, 222: ὁ δὲ Κύριος ...τάχιστα τῶν αὐτοῦ ἀγκαλῶν τὴν συζευχθεῖσαν ἀπέζευξε.
XVI, 232: γεγονεν ἐπανάστασις Βαβυλωνίων βαρβάρων κατὰ τὴν τῶν Κυπρίων νῆσον, οὐ φόρων παραβάσεως ἐγκαλεῖν αὐτοὺς ἐχόντων, οὐκ ἐπαναστάσεως αἰτίαν, ἀλλὰ τὸν ληστρικὸν τροπον συνεργὸν ἐχόντων, καὶ τὴν ἔμφυτον ἀγριότητα.
Cp. Ed. Kurtz, в Anal. Boll. XXVII, 28–34; Η. Ν. Παπαγεωργίου, в Ἐκκληαστι κὴ Ἀλήθεια, XXVII (1907), 269– 271.
Byz. Zeitschr. XVI, 212.