О таинстве крещения
1. Понятие о таинстве крещения.
Крещение занимает первое место в ряду христианских таинств. Первый, по повелению Божию, начал крестить крещением покаяния Иоанн Креститель, говоря людям (Лк. 3:2, 3), чтобы веровали в Грядущего по нем, т. е. Христа (Деян. 19:4). Потом Сам Господь освятил для нас крещение примером Своим, приняв оное от Иоанна232 (Мф. 3:13, 16, 17 и др.); после, в беседе с Никодимом, Господь показал нам великую важность и необходимость для нас возрождения в крещении: «аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие» (Ин. 3:5); наконец, перед вознесением Своим на небо, посылая учеников Своих на всемирную проповедь, торжественно заповедал им: «шедше... научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Сватаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф. 28:19).
Согласно заповеди Господа, апостолы и их преемники крестили всех обращающихся ко Христу без различия пола, возраста, происхождения и состояния. Крестили целые семейства (Деян. 2:38, 39, 16:14, 15, 30–33, 18:8; 1Кор. 1:16).
Крещению предшествовало наставление в вере и исповедание сей веры (Деян. 18:25. Сн. Деян. 35:37). Крещение совершалось везде, где была вода, и в домах, и на реках, и в собраниях народа, и наедине с служителем веры.
Что крестили и детей, видно из того, что крестили целые семейства, и притом крещение заступало место обрезания, а обрезание совершалось над детьми (Кол. 2:11, 12). Тоже видно и из свидетельств отцов церкви (Иуст. Муч. Апол. I гл. 18. «Ирин. Лионс. 2 кн. пр. ерес.» Кипр. в 59 письме к Фиду. Ориг. в бес. 14 на Луку и др.).
Крещение совершалось через троекратное погружение тела в воде (что показывает самое слово βαπτισμός). Крестили по заповеди Христа во имя Св. Троицы (сн. «Вас. В. о Св. Духе», гл. ХХVII. «Прав. апост.» 49, 50).
Великие плоды сего таинства233, указываемые в самом Писании суть: омовение грехов (Деян. 2:38, 22:16), оправдание и освящение (1Кор. 6:11), духовное возрождение (Тит. 3:5), соединение с таинственным телом церкви Христовой (1Кор. 12:13) и вечная жизнь и спасение (1Пет. 3:21; Тит. 3:4–7; Рим. 6:22).
Столь великие плоды апостолы производили не от внешнего омовения водою, но от видимого действия благодати Св. Духа (Тит. 3:5; 1Кор. 6:11). И потому от крещаемого требовались истинное покаяние (Деян. 2:38), живая вера во Христа (Мк. 16:16; Деян. 8:37) и твердое намерение вести жизнь святую богоугодную234 (1Пет. 3:21; Рим. 6:4, 12, 13). (Сн. «Опыт библ. словаря собствен. имен» – прот. П. Солярского. Т. IV, стр. 698 – 699).
* * *
Примеч. Для чего Господь наш И. Христос крестился от Иоанна? Господь пришел креститься на Иордан к Иоанну не по тем побуждениям, по которым крестился от Иоанна народ, ибо безгрешный не имел нужды исповедовать грехи Свои и креститься в покаяние. Он принял крещение: 1) для того, чтобы освятить Своим примером крещение, которое со временем должно было сделаться таинством при вступлении человека в христианскую церковь; 2) для того, чтобы Он был явлен Израилю (Иоан. I, 31) и миру, как истинный обетованный Мессия – Христос, явлен свидетельством Бога Отца, сошествием Святого Духа, и прямым указанием на Него, как на Мессию, Предтечи Иоанна (Иоан. I, 31–34); 3) «крестится чистый, дабы нас омыть и показать нам, что, приступая к крещению, должно наперед очиститься, дабы впоследствии не осквернить крещения, падая в грех по худому навыку» (Феофил.). („Толк. Еванг.“ еп. Михаила, т. I, стр. 46 – 47). Вот несколько святоотеческих соображений отцов и учителей церкви о крещении И. Христа от Иоанна: 1. Св. Иоанн Златоуст говорит, что И. Христос крестился от Иоанна, чтобы исполнить всякую правду. Когда Иоанн сказал Ему: аз требую Тобою креститеся... то Спаситель отвечал: остави ныне, тако бо подобает нам исполнити всяку правду (Мат. III, 14 – 15). «Замечай здесь и кротость раба и смирение Владыки. Но что значит: исполнить всяку правду? – Правдою называется исполнение всех заповедей; например, говорится: беста праведна пред Богом, ходяще во всех заповедех и оправданиях Господних беспорочна (Лук. I, 6). Все мы должны сами исполнить эту правду, но ни один не исполнил, и потому для – исполнения ее явился Христос. – Но что за правда – скажет кто-нибудь – крестится? Отвечаю, что правда и состояла в том, чтобы повиноваться пророку: ибо как Христос и подчинился обрезанию, и принес жертву во очищение, и выполнял субботы, и хранил все праздники иудейские: так надлежало Ему выполнить и остальное – подклониться под руку пророка, посланного для крещения. На то была в то время воля Божия, чтобы все принимали крещение, как видим из слов Иоанна: пославый мя крестити водою, и как свидетельствовал Христос: вси людие слышавше и мытари оправдиша Бога, крещшеся крещением Иоанновым, фарисее же и законницы совет Божий отвергоша о себе, не крещшеся от него (Лук. VII, 29 – 30). Если же правда состоит в повиновении Богу, Который послал Иоанна для крещения народа; то, исполняя прочие заповеди закона, Христос исполнил и эту; и потому не сказал Иоанну: подобает нам исполнить ту или другую заповедь закона, но – всяку правду. Мне – Господу подобает исполнить за всех не исполнивших весь закон. – Сии-то суть причины, по которым Господь наш принял крещение от Иоанна» („Воскр. Чт.“ за 1855 г., № 40). 2) Св. Епифания, отвечая па вопрос: для чего И. Христос, святейший всех святых благоволил принять крещение от Иоанна, говорит: „Господь пришел на Иордан и крестился от Иоанна не потому, что имел нужду в этом омовении, но для того, чтобы исполнить до конца все, что свойственно воспринятому Им человеческому естеству, и показать, что Он носил истинную плоть и есть истинный человек. Он не хотел преступить законов должного и отвечал Иоанну: «тако подобает нам исполнити всяку правду» (Матф. III, 15). По этой причине Он сошел на воды крещения, но так, что чрез сие даровал им несравненно более, нежели сколько мог воспринять, не имея ни в чем нужды; ибо самые воды Он озарил Своим светом и сообщил им некую особенную силу, по которой верующе в Него, приступая к водам крещения, облекаются этою сообщенною Его нисшествием силою в озаряются светом Его“ (См. кн. прот. С. Вишнякова: „Св. великий прор., предтеча и крест. Иоанн», стр. 218). 3) „Никогда бы воды крещения, – подтверждает св. Амвросий, – не способны были бы очищать грехи человеческие, если бы они не были освящены прикосновением к телу Спасителя. Погрузившись в воде, Спаситель освятил воды, бездны и ключи всех источников“ (Там же, стр. 218).
Примеч. Вот учение правосл. церкви о плодах таинства крещения. „Во-первых, сие таинство уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный, и произвольный; во-вторых воссозидает человека и возвращает ему ту праведность, которую он имел в состоянии невинности и безгрешности» („Правосл. испов.“ ч. I, отв. на вопрос 108).
Примеч. Замечание об учении беспоповцев о таинстве крещения. Сознавая необходимость и важность совершения таинства крещения, которое есть тайна «потребно нужная», «второе рожение», «чрез нее бываем чада Божия» (Б. Кат. л. 312, 316 об. и 313 об.), и не имея законных совершителей этого таинства, беспоповцы, за исключением Спасова согласия, позволяют совершать оное мирянам и в подтверждение этого указывают множество исторических примеров совершения крещения лицами неосвященными. Но 1) такое позволение прямо противоречить учению св. отцов и учителей церкви и толкователям церковных правил. В Б. Катехизисе» на вопрос кто может сия тайны (т. е. все 7 таин) строити? дается такой ответ: „Никтоже, разве святителей хиротонисанных, имже дана есть власть от Господа Бога рукоположением наследников апостольских... Аще в ветсем завете никтоже дерзну не освящен строити тайны, множае паче не достоит у нас дерзати» (л. 358). Св. Златоуст говорит, что крещение, равно как и причащение «ни чим же другим, токмо святыми онеми совершаются руками иерейскими глаголю» (Сл. о свящ. 3, гл. 4, л. 58). Дионисий Александрийский также пишет: „Никтоже крещает, аще не имать рукоположения. Сие же рукоположение бывает от архиерея» (Скриж., л. 97). 2) Что же касается примеров, будто бы доказывающих правильность практики беспоповцев, то относительно их нужно заметить следующее. Действительно, по нужде дозволяется церковию крестить и лицу неосвященному. Но то, что допускается по нужде, составляет не более как исключение из закона, а исключение не может быть правилом. „Случаи смотрительные в обдержность не приемлются» и доказывать ими какое-либо общее правило нельзя. Преп. Никон Черногорец поучает „испытывать смотрительных силу и отнюдь не приимати, ниже в беседу», т. е. в рассуждение; „бегати же нужно есть немогущих праве разумети таковая смотрительная. Обаче довлеют нам яже обдержительне в божественных писаниях предаемая» (Тактик. сл. 28, л. 126). В книге Матфея правильника читаем: „еже чрез правил не приносится во указ, или в притчу... Несть закон церкви скудное» (Сост. 2, гл. III, л. 102) (Ивановский).