О таинстве крещения
2. Церковно-исторические примеры, показывающие, что никто не может войти в Царствие Божие без крещения
Корнилий сотник имел добродетели в самом язычестве: он удостоился видения ангельского; он уже уверовал во Христа и получил с прочими домашними благодать Всесвятого Духа, так что все в его доме стали говорить на разных языках; однако ж апостол Петр не признал довольным остановиться ему на этом, но повелел ему креститься и крестил его (Деян. 10:45–48).
Подобным образом и равноапостольный царь Константин еще до крещения своего удостоился нескольких небесных видений, – еще не будучи христианином, глубоко уважал крест Христов: однако ж не отклонил от себя крещения, хоть долго медлил креститься.
И не только доброта сердца какого-либо язычника, но даже и подвижническая жизнь его в язычестве не спасет без крещения. Так, в житиях святых, говорится об одном язычнике, что он желал быть иноком. Прозорливый старец Сергий объявил ревнителю, что он, как сын язычника, сам не знает о том, что остается еще не крещеным. Поэтому прежде всего вели ему креститься («Луг дух.» гл. СХХХVІІ).
Таким образом св. отцы и учители церкви утверждают: «Кто хотя бы добр был по делам, но не получил запечатления водою, не войдет в Царство Небесное» (св. Кирилл Иерусалимский); «Никто не входит в Царство Небесное иначе, как только через таинство крещения» (св. Амвросий Медиоланский).