О таинстве крещения
3. Что требуется от того, кто желает принять крещение?
Покаяние и вера – необходимые условия для того, кто желает крестится. Об этих условиях крещения апостол Петр в своей проповеди так говорить: «покайтеся, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Покаяние – исповедание грехов с решимостью переменить жизнь греховную на праведную – есть перемена всего духовного религиозно-нравственного и умственного направления жизни, совершенный переворот в жизни. Апостол вышеприведенными словами требует того же, чего требовали от Иудеев Предтеча Христов и Сам Христос, первою проповедию которых по вступлении в дело общественного служения была проповедь о покаянии (Мф. 3:2, 4:17 и парал.). Таковое покаяние есть необходимое условие для вступления в царство Христово или церковь Его.
Второе требование апостола есть требование крещения во имя Иисуса Христа: понятие и действие крещения предполагаются уже известными слушателям из действий Крестителя и учеников Христовых; оно определяется здесь только точнее, именно – как крещение во имя Иисуса Христа, во имя Иисуса, как Мессию. Сим уже необходимым предполагается вера в Иисуса Христа, как Мессию. Иисус есть Христос – в этом главное содержание веры и исповедания желающих принять крещение и чрез то войти в церковь Христову.
Выражение «и да крестится... во имя Иисуса Христа» не означает, что должно креститься только во имя Христово; Сам Господь повелел апостолам крестить все народы во имя Отца и Сына и Св. Духа (Мф. 28:19), оно обозначает только главное основное содержание веры и исповедания крестящихся – признание Иисуса Мессиею Господом и Богом, с чем необходимо соединяется принятие всего учения Его о Боге и мире и искуплении человечества, т. е. всего учения христианского. Бл. Феофилакт приводит еще такое толкование этих слов апостола о крещении во имя Иисуса Христа: «Слова эти не противоречат словам – «крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19), потому что церковь мыслит Святую Троицу нераздельною, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Св. Дух нераздельны по существу».
Для прощения грехов: через покаяние и в крещении по вере в Иисуса Христа, как Искупителя, Своею смертию примирившего человечество с Богом, снимается с человека ответственность за грехи, прощаются ему грехи. Это – отрицательная сторона, отложение ветхого человека с греховными деяньми его; положительная – принятие крещаемым даров Св. Духа, создание нового человека. Под даром Св. Духа разумеется здесь не дар языков, полученный апостолами в день пятидесятницы, но вообще благодать Св. Духа, даруемая через покаяние в крещении, хотя не исключается сим и сей частный дар языков, как внешнее свидетельство и выражение и удостоверение в сообщении благодати Св. Духа (ср. Деян. 10:45, 11:17), а равно и другие дары Духа, указанные в пророчестве Иоиля (Иоил. 2:28). – (Сост. по кн. «Толк. Апост.» кн. 1-я, еп. Михаила. М. 1876 г. стр. 84 – 85).