Часть V. О зачатии и рождении сокровенного сердца человека
Для удрученного отчаянием и бесчисленными скорбями естества человеческого «сокровенный сердца человек», зачинаемый и рождаемый в сердце, есть врачевство и утешение, чаяние всей видимой твари (Рим. 8:19–21), решительное стремление познавать и исполнять волю Божию161 и цель искупления нашего162. Чтобы полнее изъяснить, каким образом новый человек зачинается и рождается в сердце, нужно раскрыть: возможность его зачатия и рождения; понятие о Зачинающем и Рождающем; самое действие зачатия и рождения.
Возможность зачатия и рождения сокровенного сердца человека
Сердца всех людей, заключенных под грехом163, могут быть открыты для зачатия и рождения в них нового, сокровенного человека, в каком бы состоянии они ни находились: неведения, как язычники (см. Деян. 17:30), или нерадения164, или неправоты165, или рабства166, или лицемерия167, или самопрельщения168, или ожесточения169, и даже отчаяния170. Возможность такого зачатия и рождения явствует из свойства благодати Божией, преизбыточествующей при умножении греха (Рим. 5:20); из свойства духовного зачатия, которое объясняется в Св. Писании через уподобление огню, все истребляющему, и молоту, стирающему камни (Иер. 23:29; Евр. 12:29), узким вратам и тесному пути, вводящему в жизнь (Мф. 7:13); из свойств плотского человека. Ибо никто до кончины своей не нисходит в совершенную глубину отчаяния; луч надежды не погаснет до тех пор, пока в жизни, подверженной переменам, остается еще возможность исправить и изменить собственное произволение.
Понятие о Зачинающем и Рождающем сокровенного сердца человека
Сокровенного сердца человека как сам человек без Бога родить не может, так и Бог без человека. Иными словами, для рождения его необходимо взаимное содействие как со стороны Божией, так и со стороны человека171. Это должно заключать из того, что возрождение приписывается то Богу172, то самому человеку173; равно как необходимая для возрождения вера, приписывается человеку174, а между тем она есть дар Божий175; или обращение есть дело Божие, и вместе – человеческое176. Разница в том, что в зачатии и рождении сокровенного сердца человека Бог участвует первоначально177, деятельно178, положительно179, а человек – второстепенно180, подчиненно181, отрицательно182. Такое взаимное содействие со стороны Бога и самого человека при зачатии и рождении сокровенного сердца человека можно видеть в притче о блудном сыне (Лк. 15:11–32). В ней со стороны человека представляются: некоторое предварительное познание о Боге, прекращение рассеянности, или возвращение ума к себе от вещей внешних; познание преизобильной благости Божией183; сознание собственной немощи и отчаянного положения, которое происходит со стороны его самого, ближних184, животных185 и вещей186 необходимо нужных; отклонение воли от настоящего бедственного положения и обращение к лучшему, или твердое намерение такого обращения187; признание грехов, или искреннее покаяние, осуждение, уничижение самого себя188, желание возвратиться к Богу, несмотря ни на какие препятствия189; сыновние молитвы к Богу, соединенные с отвержением самого себя190; сыновняя покорность Богу, надежда и постоянная любовь к Нему191. Со стороны Бога в этой притче представляются: предварительное возбуждение человека192, милосердие к нему, исхождение ему навстречу193; неизменяемая Отеческая любовь194; приглашение Ангелов к служению ему195; изнесение и дарование ему даров: одежды, уготованной Христом196, т.е. заслуг Его, перстня – печати искупления, сапог – духовного хождения и евангельского благовествования.
Самое действие зачатия и рождения
Само действие, по которому сокровенный сердца человек зачинается и рождается, поистине есть тайна; ибо через него в сердце человека зачинается царствие Божие (Лк. 17:20–21), которое находится во власти единого Бога Отца197, в любви Сына Его198 и в воле Духа Святого199. Впрочем, Св. Писание не оставляет этой тайны без возможного объяснения, называя ее обращением от себя к Богу (Иез. 18:30), восстанием от сна (Еф. 5:14), воскресением из мертвых (Рим. 6:4), или собственно совершенной преданностью Иисусу Христу, соединенной с трепетом и ужасом200, твердой решимостью любить ближнего201 и любовью ко Христу202, без которой нельзя любить ближнего. Отсюда видно, что зачатие и рождение нового человека сопряжены с различными чувствованиями, потрясающими поврежденное естество человека. Главные же из них – это чувствование скорбей, свойственных поврежденному естеству203, чувствование духовной сладости по причине уврачевания духовных болезней204 или восстановления духовной жизни205, и чувствование силы духовной, которая даруется сердцу206, принимается им207 и становится, так сказать, душой души208 и сердцем самого сердца209.
Пусть никто не прельщает вас вздорными и ложными словами о том, что можно познать Божественные тайны нашей веры без посвящения и просвещения Святым Духом. Вместилищем же даров Духа никто не может быть без кротости и смирения. Поэтому все мы непременно должны прежде всего положить твердое и непоколебимое основание веры в глубинах души нашей. Потом на этом основании создать храм внутреннего благочестия души, возведя высокие и крепкие стены из разных видов добродетелей. Когда, таким образом, ограждена будет душа со всех сторон, как стенами, и когда в ней водворится и укоренится всякая добродетель, – возложим на это здание и кровлю ведение Бога, и дом Духа будет завершен. Прп. Симеон Новый Богослов
* * *
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).
«Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3, 13–14).
«Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» (Гал.3, 22). «Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» (Рим. 3, 19).
«Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал.1, 13).
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству» (Евр.2,14).
«Увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?"" (Мф.3, 7).
«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» (1Кор. 3, 18–20).
«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, идам вам сердце платяное» (Иез.36, 26).
«Вы были без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф.2,12–13).
«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4,8). «Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас. Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без закона; но когда он обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и взыщет Его, Он даст им найти Себя» (2Пар. 15,2–4).
«И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное» (Иез. 36, 26).
«Отвергните от себя все грехи ваши и сотворите себе новое сердце и новый дух» (Иез.18, 31).
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас. Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2, 8–9).
«Обрати нас к Тебе, Господи, и мы обратимся; обнови дни наши, как древле» (Плач. 5, 21). «Слышу Ефрема плачущего: «Ты наказал меня, и я наказан, как телец неукротимый; обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой"" (Иер.31,18). «Посему Я буду судить вас, дом Израилев, каждого по путям его, говорит Господь Бог; покайтесь и обратитесь от всех преступлений ваших, чтобы нечестие не было вам преткновением» (Иез.18, 30).
«Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф.1,4–5). «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2, 11–12).
«Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп.2,13). «А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава... от века до века» (Еф.3, 20–21).
«В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11). И насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1Кор. 3, 7).
«Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2Кор. 3, 4–5).
«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).
«Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха... зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6, 6–7, 9–12).
«Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода"" (Лк. 15,17).
«И пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней» (Лк. 15,15).
«И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» (Лк. 15,16).
«Встану, пойди к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою"" (Лк. 15,18).
«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20).
«Сын же сказал ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим"" (Лк. 15, 21).
«А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги"" (Лк. 15, 22).
«Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15, 20).
«И сказал младший из них отцу: «Отче! Дай мне следующую мне часть имения». И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно... Придя же в себя, сказал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода...» Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его... А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся"" (Лк. 15, 12–24).
«Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лк. 15, 10).
«Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцем Моим и пред Ангелами Его» (Откр.3,5).
«Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3, 8).
«Савл сказал: «Кто Ты, Господи?» Господь же сказал: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна». Он в трепете и ужасе сказал: «Господи! Что повелишь мне делать?"" (Деян.9, 6).
«Закхей же, став, сказал Господу: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо"" (Лк. 19, 8).
«И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7, 37–38).
«Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих,– и того нет у меня» (Пс.37, 11).
«О горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3, 2–3).
«"Вот завет дому Израилеву,– говорит Господь,– вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом»" (Евр.8, 10).
«Да даст вам Бог, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Еф. 3,16–17).
«Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим. 8, 9).
«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 21). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мф. 22, 37). «Семя есть слово Божие; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8,11 и 15).