Источник

4. Учение церкви о необходимости крещения младенцев

Отцы собора Карфагенского постановили (в 418 г.): «Кто отвергает нужду крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что хотя они крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыти банею паки бытия (из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении), тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: «единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть, и тако смерть во вся человеки вниде, в немже вси согрешиша» (Рим. 5:12), подобает разумети не иначе, разве как всегда разумела кафолическая церковь, повсюду разлиянная и распространенная, – ибо, по сему правилу веры, и младенцы, никаких грехов сами собою содевати еще не могущие крещаются истинно во отпущение грехов, да через паки рождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»235 (правило 124).

 

* * *

235

Примеч. Вот несколько святоотеческих свидетельств о необходимости крещения и для младенцев. 1. Св. Ириней учит: «(Христос) пришел спасти чрез Себя всех, – всех, разумею тех, которые возрождаются чрез Него для Бога: младенцев, и детей, и отроков, и юношей, и старцев» (Adv. hаеrеs, II, 22, п. 4; сн. V, 15, n. 3). 2. Между свидетельствами писателей III-го века первое место принадлежит Оригену. Свидетельства его настолько ясны и определенны, что их нельзя не привести вполне и в количестве нескольких. „Церкви предано, – говорит он, – чтобы мы крестились все» (Ориген. «Commentar. in Epist. аd Bоman.“ Lib. V, сар. VI. Patrol. Ser. Grаес. Т. XIV, col. 1038.). Указывая взгляд церкви в его время на крещение младенцев, он говорит в другом месте: «(Давид) говорит: „в беззакониях зачат есмь и во гресех родя мя мати моя», показывая, что всякая душа, рождающаяся во плоти, заражена скверною греха... Поскольку никто же чист будет от скверны, аще и един день жития его на земли. К этому можно присовокупить наследование того, почему, по заповеди церкви, крещение преподается и младенцам, когда крещение преподается во отпущение грехов? Если бы ничего не было в младенцах такого, что бы требовало отпущения и крещения, то благодать крещения казалась бы для них излишнею» (Ориген. In Lеvitiс. hom. VIII, n. 3. Curs. Compl. Рatrolog. Ser. Graec. Tom. XII, col. 496.). Приведем, наконец, еще одно cвидетельство: „младенцы крещаются в отпущение грехов, – говорит он. – Каких грехов? или когда они согрешили? и каким образом может быть для них нужна купель крещения, если не в том смысле, о котором мы только что сказали: „никто же чист будет от скверны, аще и один день жития его на земли». И поскольку чрез таинство крещения очищаются скверны рождения, то крещаются и младенцы“ (Ориген. In Lеvitiс. hоm. XIV. Curs. Compl. Patrolog. Sег. Graec. Тот. XIII, col. 1834 – 1835.). Обобщая все, приведенные нами, свидетельства Оригена, мы, естественно, должны прийти к такому выводу, что церковь его времени, веруя в действительность прирожденности всем и младенцах первородного греха, считала крещение последних законным и нужным и полагала начало его от апостолов, а потому и несомненно совершала его. 3. Блаж. Августин: „Это (крещение младенцев) церковь всегда имела, всегда содержала; это прияла она от веры предков; это соблюдает она постоянно даже до конца» (Serm. СLХХVІ, de vеrb. Ароst. n. 2). 4. Св. Григорий Богослов: «у тебя ест младенец? – Не давая времени усилиться повреждению, пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу. Ты боишься печати, по немощи естества, как малодушная и маловерная мать? Но Анна и до рождения обещала Самуила Богу, и по рождении вскоре посвятила, и воспитала для священной ризы, не боясь человеческой немощи, но веруя в Бога“ (Слов. на крещен., в „Тв. св. отц.“ III, 287).


Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle