Святой Дионисий Ареопагит
186
Обращён апостолом Павлом, был первым епископом в Афинах. B IX в. аббат Галдуин ошибочно отожествил его с Дионисием Парижским.
С именем святого Дионисия известны сочинения: «Об именах Божиих», «О таинственном богословии», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», десять писем к разным лицам и др. Автор их выдаёт себя за Дионисия апостольского века. Упоминаемые в них имена относятся к тому же времени. Например, десятое письмо адресовано апостолу Иоанну Богослову. В седьмом письме говорится о чудесном затмении солнца, бывшем при крестных страданиях Спасителя. Тем не менее происхождение этих сочинений нельзя отнести к апостольскому времени: в них новозаветный канон является завершённым, законченной выступает и троичная терминология ( ύπόστασις уже противопоставляется ούσία), описывается обряд пострижения в монашество, говорится о пении на Литургии Символа веры (введено только в 476 г.), и др. Стали известны эти творения только в VI в. Их распространению много содействовал преподобный Максим Исповедник составлением на них комментария.
Учение Ареопагитик отличается мистическим характером и зависит от философии Прокла. В нём проведено воззрение на христианское Богослужение, как на символы, выражающие скрытые и возвышенные идеи.
Древние переводы Ареопагитик это: в 1371 г. монаха Исаии (ученика преподобного Григория Синаита), в 1675 г. чудовского монаха Евфимия. Первым выступил против подлинности данных творений профессор К. Скворцов в книге «Исследование об авторе сочинений, известных с именем святой Дионисий Ареопагит» (Киев, 1871). Его доводы отверг епископ Порфирий Успенский в статье «Святой Дионисий Ареопагит и творения его»187.
* * *
ПБЭ. T. IV. СПб., 1903. С. 1076–1082. См. также: Попов И. В., проф. Дионисий Ареопагит // Труды по патрологии. М., 2004. Т. 1. С. 315–320
См.: ЧОЛДП. 1878.(113)