Источник

Святой Иоанн Златоуст и его враги († 14 сентября 407 г. – 14 сентября 1907 г .) 185

Родился святой Иоанн в 347 г. в Антиохии. Отец его, Секунд, принадлежал к знатной фамилии и занимал важную должность в войске.

Мать, Анфуса, оставшись молодой вдовой, всю свою жизнь посвятила воспитанию сына. «Ах, какие у христиан есть женщины», – говорил о ней языческий софист и учитель святого Иоанна – Ливаний.

Вначале святой Иоанн трудился в качестве адвоката, а после кончины матери (374 или 375 гг.) удалился сначала в ближайшую обитель, затем – отшельником в пещеру. «Когда я пришёл к мысли, оставив город, уйти в кельи монахов, – свидетельствует он сам о своих внутренних борениях, – то много раздумывал и беспокоился о том, откуда мне будет доставляемо необходимое, и можно ли будет есть хлеб, испечённый в тот же день; не заставят ли меня употребить одно и то же масло и в светильнике и в пище, не принудят ли питаться гадкими овощами, не отправят ли на тяжёлую работу, приказав, например, рубить дрова, таскать и исполнять все прочие такие службы? И вообще у меня было много забот о своём покое». Болезнь желудка понудила его вернуться в 380 г. в Антиохию. Вернулся он в мир преисполненный любви к монашеству и сразу же стал писать в защиту аскетического идеала.

Аскетизм выработал в нём смелость говорить всё до конца и всякому. По своему богословскому направлению святитель Иоанн принадлежал к Антиохийской школе, через всю историю вероучения которой красной нитью проходила идея активности человека, достигающего божественного достоинства энергией нравственной самодеятельности. В истолковании святой Библии антиохийцы придерживались исторического метода. Из этой школы он вынес умение пользоваться буквальным смыслом слова Божия для проведения в жизнь евангельского нравственного идеала.

Только в первые годы своего проповеднического служения святой Иоанн произносит ряд бесед исключительно на темы догматические (против язычников, иудеев, аномеев), в последующее же время он касался догматических вопросов лишь по мере потребностей паствы, главное же внимание сосредоточивал на нравственном возрождении. Он нередко повторял, что содержащий правильные догматы, но живущий по-язычески, вечной жизни не наследует.

Как религиозный деятель Златоуст был против насилия, самосуда, проявлений фанатизма и вражды к инакомыслящим и инаковерующим. «Непозволительно христианам ниспровергать заблуждения принуждением и насилием; нам заповедано словом, убеждением и кротостью совершать спасение людей» (свт. Иоанн Златоуст); действовать любовью – этой великой наставницей, отклоняющей от заблуждений и из камней делающей людей. Ненавидеть нужно не грешников, язычников и еретиков, а порок и ересь. Иначе, идя другим путём, «малопомалу мы отделимся от большей части братии или, лучше сказать, от всех, потому что никого нет без греха» (свт. Иоанн Златоуст). То, что говорил святой Иоанн, сам осуществлял и на деле. Например, он не согласился подписать анафематствование Оригена, произнесённое на Кипрском соборе под председательством Епифания.

Сразу после вступления на Константинопольский престол святой Иоанн сократил излишние расходы на содержание архиерейского дома, запретил отпускать средства на ненужное украшание комнат, на постройку фонтанов, отказался от всяких приёмов и проч. В личной жизни он ограничивался лишь самым небходимым. Вырученные таким образом средства были употреблены на помощь нуждающимся.

Святитель ясно видел, что для утверждения христианства нужно одно – христиане на деле должны осуществить Божественные глаголы. «Не чудеса обращают неверных ко Христу, потому что они всегда допускают возможность подделки и сомнения в их подлинности, а чистота жизни, в действительности которой нельзя сомневаться и отрицать которую невозможно» (Попов).

Своей целью святитель Иоанн поставил: оживить совесть верующих. Средства к сему он видел в истовом Богослужении, систематическом чтении Священного Писания и в проповеди. «Я убедил душу свою, – говорит он, – чтобы доколе буду дышать, и Богу угодно будет продолжить мою настоящую жизнь, исполнять служение проповедника и делать повеленное, будет ли кто слушать меня или не будет слушать». Чтобы поддерживать неослабное внимание слушателей, он старался разнообразить содержание бесед, внимательно следил за реакцией паствы и как бы от неё ставил себе вопросы. Святитель хотел обострить совесть паствы, пробудить её сознание греховности и указать практический способ осуществления нравственных принципов – применить евангельский идеал к жизни. Во влиянии на паству он искал поддержки и самой паствы. «Если вы захотите принять участие в спасении друг друга и взять на себя каждый по одному из беспечных братий, то у нас быстро пойдёт дело назидания» (сет. Иоанн Златоуст).

Главное своеобразие наставлений святого Иоанна – это утверждение евангельских начал в общественных отношениях. Он вступил в мир, чтобы научить его осуществить евангельский идеал в житейских условиях, чтобы убедить людей, что мирянин отличается от монаха только супружеством. Святитель не отрицал невинных радостей, увеселений жизни, освежающих силы человека, но желал, чтобы «всё было проникнуто достоинством, благопристойностью и хорошим вкусом» (сет. Иоанн Златоуст). «Я не запрещаю вам, – говорит он, – сходиться и совместно отобедать, а запрещаю позорить себя, желаю, чтобы ваше удовольствие было действительным удовольствием, а не обращалось в наказание, муку, в пьянство и буйное веселие».

Говоря об отношении к земной власти, Святитель определяет такие задачи Церкви: утешать подвергаемых наказаниям и обличать, нравственно воздействовать на злоупотребляющих своим положением. «Дело священника только обличать и показывать дерзновение, а не употреблять оружие, не браться за щиты, не потрясать копьём, не натягивать лук, не бросать стрелы, но только обличать и показывать дерзновение» (свт. Иоанн Златоуст).

Эти принципы нашли применение в деятельности Златоуста. Ярко проявились они в событиях низвержения царских статуй в Антиохии (см. беседы «О статуях») и в поведении Святителя в деле временщика Евтропия. С императрицей Евдоксией он столкнулся в связи с её стремлением отнять виноградник у вдовы Феогноста, умершего в изгнании, и в связи со строительством в честь неё (императрицы) статуи близ храма Софии.

Больше всего святой Иоанн говорил о богатстве и бедности. В идеальном христианском обществе не должно быть неравенства, ибо движущей силой его есть любовь, которая связывает всех его членов. В реальных условиях богатство не всегда есть зло. Оно благо, если приобретается не хищничеством и если расходуется на нужды бедных. Святитель отрицает не вообще владение, а роскошь или неправильное употребление богатства. Но на вопрос: «Может ли быть законно приобретённое богатство? – отвечает: – В отношении имущества невозможно быть одному богатым без того, чтобы наперёд другой не сделался бедным». Себя святитель Иоанн добровольно поставил в ряды бедных, чтобы поднять их, вдохнул в них нравственную бодрость, освободил от принижения. В нищем он видел Господа, как бы продолжающего Свой искупительный подвиг. В уста Спасителя он вкладывает такие слова: «Склонись жалостью к самому естеству, видя Меня нагим, и вспомни о той наготе, какую Я терпел за тебя на Кресте. А если не хочешь вспомнить о ней, представь наготу, которую терплю в лице нищих». Хотя Златоуст убеждал бедных не роптать на свою судьбу, но эта проповедь далека от призыва к пассивному терпению.

Святитель старался влить христианское содержание и в рабовладельческие начала тогдашнего общества. Рабство своим происхождением обязано греху и по своему существу есть насилие. Грех нарушил свободу и ослабил достоинство, дарованное человеку. Отсюда напрашивается только один вывод, – хотя Златоуст прямо и не делает его, – что в христианском обществе рабов не должно быть. Господин должен помнить, что раб тоже искуплённый Христом человек. А находящихся в зависимости Златоуст учит: «Не делайтесь рабами человеков, т. е. не повинуйтесь людям, когда они повелевают что-нибудь постыдное».

Проповедуемый Святителем евангельский идеал восставил против него обличаемых. Обыкновенно говорят: «Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты». Также можно судить о человеке и зная его врагов. У Златоуста врагами стали: имущие классы, страстные к нарядам и кокетству придворные дамы во главе с Евдоксией, отдельные клирики, привыкшие к лени и покою, обиженные простотой и прямотой Златоуста епископы, особенно Феофил Александрийский, хитрый, корыстный и мстительный интриган. Святой Исидор Пелусиот называет Феофила «неистовым любителем камней и поклонником золота».

Скончался святитель Иоанн Златоуст в изгнании. Но через десять лет (в 417 г.) его имя уже вписали в диптихи, а в 438 г. Перенесли в Константинополь и его святые мощи.

Для христиан остаётся священным завет Святителя: «Сила и слава Церкви созидается евангельской любовью».

* * *

185

Сергиев Посад, 1908. С. 96. См. также: БВ. 1907. № 11. С. 569–607; № 12. С. 798–855. См. новое издание: Попов И. В., проф. Святой Иоанн Златоуст и его враги // Труды по патрологии. М., 2004. Т. 1. С. 321–389.


Источник: [Собрание сочинений] / К.Е. Скурат. - Яхрома : Троицкий собор, 2006-. / Т. 4: Святость Руси. - 2011. - 725 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle