Источник

Часть 14, Глава 7Часть 14, Глава 9

Восьмой член Символа веры

8. О разнообразных явлениях в мире Духа Святого

«Господь Бог, – говорит св. Димитрий Ростовский, – обещал через пророков послать Св. Духа Своего, и сие обещание несколько раз исполнил: ибо, не однажды, но несколько раз в различных видах Дух Святый являлся в мире. Так, Он являлся в виде голубине, при Крещении Христовом, – в светлом облаке, во время преображения Иисуса Христа, – в бурном дыхании ветра, как свидетельствует св. Лука: «бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще» (Деян. 2:2), наконец, по свидетельству того же евангелиста, – в огненных языках. Для чего, спросишь, в столь различных видах? Для многих, назидательных для нас причин.

И во-первых, Дух Святый явился в виде голубине потому, что св. церковь именуется в Писании голубицею (Песн. 2:10), и что голубь есть не хищная птица, но простейшая, не имеющая в себе никакой лести. Потому и жилищем Св. Духа бывают только такие люди, которые имеют сердце простое и смиренное, а не коварное и лукавое; далее, Дух Святый явился в виде голубине и для того, дабы научить нас, через богомыслие возноситься на высоту и водворяться с Богом. Кто непрестанно стремится в селения небесныя и восклицает сь псалмопевцеы: кто даст мне криле яко голубине, и полешу и почию (Пс. 54:7), того Дух Святый таинственно переносит на крыльях Своих в селения небесные.

Во-вторых, Дух Свтый явился в облаке на Фаворе, так точно, как и в Ветхом Завете Он явился в облаке Моисею, ибо написано: «сниде Господь во облаце» (Исх. 34:5). Из облаков изливается дождь, орошающий и оплодотворяющий землю; так и Дух Святый, по словам апостола, изливает дождь Своей благодати на сердца наши: «любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам» (Рим. 5:5). В облаках рождаются молнии и громы, из них исходят молниеносные стрелы и огненное запаление: подобно сему действует Дух Святый в устах учителей церковных, ибо, как молния светом своим прогоняет тьму, и как гром устрашает человеков: так, исполненные Св. Духа учители церкви, проповедию своею, разгоняют темные грехи человеков и устрашают грешников, напоминая нам вечные мучения, ожидаюшие всех работающих греху.

В третьих, Дух Святый явился в бурном дыхании ветра. Ветр имеет силу отделять плевелы от пшеницы: так Дух Святый отделяет плевелы, т. е. грешников от праведников, которые именуются чистою пшеницею. Добрая пшеница был Ной и его семейство, а все современники их были плевелы, и – Дух Святый отделил плевелы от пшеницы, т. е. спас Ноя с семейством его и погрузил всех прочих в волнах потопа; добрая пшеница был Лот и его семейство; а Содомляне были плевелы, и – Дух Святый отделил плевелы от доброго семени, извел из Содома Лота и его семейство, а Содомлян погубил огнем жупельным. Опять, ветр имеет такую силу, что не только отделяет плевелы от пшеницы, но искореняет высокие деревья: финики цветущие, кипарисы благовонные, дубы васанские и кедры ливанские; подобно сему Дух Святый ниспровергает и искореняет напыщенных, горделивых и высокомерных людей, которых пророк уподобляет высоким деревьям: «Видех нечестиваго превозносящегося... яко кедры Ливанския: и мимо идох, и се, не бе, и взысках его, и не обретеся место его» (Пс. 36:35). Наконец ветр имеет еще и такую силу, что проникает в расселины и пещеры подземные, очищает в них воздух от тлетворных паров, – и иногда, не находя выхода, движет и колеблет землю: так Дух Святый проникая в сердце человеческое, очищает его благодатным веянием своим от губительных страстей, воздвигает его от греховного сна, и обновляет дух правый во утробе человека (Пс. 50:12).

Наконец, Дух Святый явился в виде огненных языков для того, чтобы дать апостолам слова огненные: ибо слово Божие именуется в Писании огнем (Апок. 11:5). Еще же и для того, дабы показать, что Он есть тот же самый Бог, Который в Ветхом Завете показался Моисею в купине огненной, изводил Израиля из Египта столпом огненным, явился ему на дымящемся Синае, и Даниилу на престоле огненном. Равным образом, через сие явление в виде огненных языков Дух Святый показал Свое Единосущие со Христом, Сыном Божиим, Который приидет некогда на землю также во огне, судить живых и мертвых, как предсказал псалмопевец: «огнь пред Ним возгорится, и окрест его буря зельна. Призовет небо свыше, и землю, рассудити люди Своя» (Пс. 49:3), и как свидетельствует ап. Петр: «небеса... с шумом мимо идут, стихии же сжигаеми разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят» (2Пет. 3:10). «Душе благий и истинный! прииди ныне с высоты святыя Своея и вселися в ны, отыми от нас сердце каменное и даруй нам сердце плотяно, и благодатным веянием Твоим потреби в нас тлетворныя страсти и дух правый обнови во утробах наших, да облагодатствованные Тобою, мы единодушно восклицаем: видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, Ему же со Отцом и Сыном подобает честь и поклонение во веки, аминь» (Из «твор. св. Димитрия, митр. Ростовского», сн. «Душ. Соб.» 1890 г. вып. VI, стр. 167 – 169).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle