Источник

Часть 14, Глава 6Часть 14, Глава 8

Восьмой член Символа веры

7. Плоды Св. Духа

«Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22, 23).

1. "Любы». Как все страсти от самолюбия, все к себе стягивающего, так все добрые расположения от любви, поправшей самость и всем готовой жертвовать для блага других, не помышляя о себе. И какой из добродетелей прилично держать первенство между плодами Духа, как не любви, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями, и от которой рождаются все блага? И в Законе и Евангелии ей предоставлено главенство: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоей и всею силою твоею: и ближнего твоего, якоже самого себе» (Втор. 6:5; Мф. 22:37) (Иероним). Св. Павел в послании к Коринфянам, сказавши, что без любви все ничто, описывает потом дела любви так: «Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не беcчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине, вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» (Кор. 13:4–8). Все последующие добродетели указывают лишь разные стороны любви.

2. «Радость.» Радость конечно «о Дусе Святе», в порядке духовной жизни: ибо «нечестивому несть радоватися» (Ис. 57:21). Обычная радость – от получения земных благ; радость духовная от ощущения благобытия в Духе. Как чувство здравия неотъемлемо от здорового, так радость духовная от живущего духом и похотей плотских несовершающего. Это радость спасенного, который видит ясно, что миновал пагубность. Ее нельзя раздуть, она сама рождается и стоит. Заповедь апостола: «Всегда радуйтеся» (1Сол. 5:16), может быть более есть признак, что если не радуетесь, то вы не стоите в настоящем чине. По уверению Палладия Еленопольского в «Лавсаике», в обители аввы Аполлоса было братий до пятисот, и они все всегда радовались, не смотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь на земле не укажет такой радости и веселия телесного. Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говаривал: «Не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут Иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» («Лав.» 47, стр. 168).

3. «Мир.» Поправший страсти имеет мирное устроение сердца, ничем невозмутимое, светлое состояние духа, стоящего в сердце сознанием пред Богом, все неправое отревающего и в одном правом ходящего. Это внутреннее мирное устроение является и во вне мирностию со всеми и распространением мира вокруг. Есть такие благодатные личности, которые, как только явятся в каком круге, тотчас водворяют мир и согласие. «Это блаженные миротворцы, коих отличил Господь чрез наименование сынами Божиими. Они и с ненавидящими мира бывают мирны (Пс. 119:6). За то и Бог в них обитает: ибо «в мире место Его» (Пс. 75:3) (Иероним).

4. «Долготерпение». Оно, как несокрушимая стена, ограждает мир, радость и любовь, само от них ползшая и закаленную крепость, и нерасторжимый цемент. «Мир во зле лежит» (1Ин. 5:19); живя в нем, нельзя избавиться от уязвлений зла. Скорби и лишения не столько разят, сколько напраслины и нападки злых людей. У врага они суть самые сильные оружия к возмущению живущих в духе. К ним он приступает обычно с этим оружием, когда увидит, что они не поддаются уже ни в чем пожеланиям похоти. Видя, что этим путем нельзя их взять, он направляет против них злых людей, чтоб, если кто ушел от похоти, задержать его гневом и ненавистью к обидчикам, и через то отнять у него содеваемое им спасение: ибо гневаяйся на брата повинен геенне. Против этих козней благодать Божия воздвигает в сердце необоримую стену, – долготерпение, которым отражаются все стрелы лукавого. Долготерпение все стоит на том убеждении, что напраслины и нападки от других суть не их дело, а дело врага; потому оно не на людей восстает гневом, а на врага вооружается неприязнию, храня к людям доброе расположение. Этим долготерпение перехитряет врага, почему о нем говорит Премудрый: «Долготерпелив муж мног в разуме, малодушный же крепко безумен» (Притч. 14:29).

5. «Благость» – (χρησότησ) – «приятность, располагающее к содружеству обращение, сладкая речь, привлекательные, приемы» (Иерон.). Особую печать носят на себе те, кои живут в духе: как у них все стройно, все ко времени, к месту и лицам, и в слове и в поступках! И это не умом определяется, а идет прямо из сердца. Всем они по душе, для всех, как елей на раны. И это всегда почти без всяких внешних преимуществ: ни знатность рода, ни образование, ни достаток не имеют части в этом качестве. Оно от богатства духа, покрываемого глубоким смирением.

6. «Милосердие» – (ἀγαδότης), – сердоболие и сострадательность, с готовностию все сделать в благо другого. Как мать болит о детях, так милосердие о всех христианах, их благо – его благо; оно себя не помнит. Оно готово себя раздеть, чтобы одеть другого, себя оставить голодным, чтоб накормить другого, свое тело здоровое отдать больному, а его больное взять себе. Оно паче всех добродетелей восхвалено будет на суде.

7. «Вера», не догматов содержание, а уверенность в Боге, что Он никогда ни в чем не оставит, что держит и ведет самым лучшим путем, и приведет к благому концу, что все от Него и все во благо, хотя бы неприятно было, что никто ни сказать, ни сделать не может, на что не соизволил бы Бог, что во всем воля Его святая, почему живет покойно в преданности в волю Божию. Эта вера породила мучеников, а последних произвольных страдальцев – пустынных подвижников. Она и всюду воодушевляет благочестие и жизнь в духе.

8. »Кротость" – «противоположна гневу и всякой раздражительности. За нее раб Божий Моисей удостоен такого свидетельства: «Моисей кроток зело паче всех человек сущих на земли» (Чис. 12:3). И о Давиде сказано: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его» (Пс. 131:1), которая особенно проявилась в нем в отношениях к Саулу, Авессалому и Семею» (Иероним). Это не беcчувствие сердца, а Духом, деяния плотская умерщвляющим, в сердце образуемое расположение, за которое Господь обетовал наследие земли благих: «Блажени кротцыи: яко тии наследят землю» (Мф. 5:5). И в себе Господь указал для подражания наипаче кротость смиренную: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

9. «Воздержание» – «не только как начало целомудрия, но и как обуздание пожеланий относительно пищи, пития, и всякого другого похотствования» (Иерон.). Есть воздержание первоначальное, когда, возлюбив сию добродетель, ищут ее, – тут помыслы и пожелания возбуждаются, и нередко порождают сочувствие и влечение, но отвергаются силою воли, духом укрепляемой; воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют. Строгая во всем жизнь становится тогда постоянною нормою (правилом). Предмет воздержания – обучение тела и приспособление его к жизни духовной, через навык удовлетворять необходимые потребности его наименьшими средствами и издержками. Подвижники говорят: обучи тело, и оно будет тебе самым добрым помощником в жизни по духу. Всякая сласть от удовлетворения тела сном, пищею, одеждою и жилищем – только тогда теряет свою привлекательность, когда возрождаются и возрастают утешения духовные. – (Сост. по кн. «Толкование послания к Галатам», еп. Феофана, М. 1875 г. стр. 379 – 384).

 

Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии / Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с.

Комментарии для сайта Cackle