Источник

4. Уставные иноческие правила других св. Отцов подвижников

1. Три небольшие сборника правил св. отцев

Между уставом пр. Пахомия и уставом Св. Василия должны занять место следующие три небольшие сборника правил для иноков, начертанных великими Отцами на общем совещании. Их сохранил Венедикт Анианский в своем сборнике правил св. Отцев. (Patrol. Lat. t. 103, стр. 435).

а) Правило св. Отцев, Серапиона, Макария, Пафнутия и других 34 старцев

1. Сошедшись вместе для спасительного совещания, мы просили Господа нашего в теплой молитве, да ниспослет Он нам Духа Святаго, Который бы научил нас, какое правило жизни, или какой устав положить нам для братий.

2. Пр. Серапион сказал: «милости Господни исполнь земля» (Пс. 32:5), и многие полки ревнителей стремятся к совершеннешей жизни. Но поскольку по неудобствам пустыни и по причине страшных бывающих там от врага привидений и нападений, жить братьям по одиночке крайне затруднительно, то находим наилучшим, чтоб они собирались воедино и жили в послушании одному опытнейшему старцу, следуя его заповедям, как внушениям Духа Святаго. Не наши это слова; не и Писание ли тоже подтверждает, говоря: «се что добро, или что красно, но еже житии братии вкупе» (Пс. 132:1), – и еще: «Бог вселяет единомысленные в дом» (Пс. 67:7)?

3. Итак, постановляем, чтоб братья многие собирались в одну обитель и жили совокупно, в единодушии и взаимной любви. Как соблюсти сие единодушие и любовь, – при помощи Божией укажем и это.

4. Постановляем, чтобы над всеми собравшимися воедино братиями, начальствовал один старец, от совета и повеления которого уклоняться никто не должен; но как самому Господу, так да повинуются ему все со всякою радостью, по слову Апостола: «повинуйтеся наставником вашим: тии бо бдят о душах ваших» (Евр. 13:17). Да помышляют также таковые, единодушно желающие подвизаться в деле Божием, что повиновением Авраам угодил Богу и «друг Божий наречеся» (Иак. 2:23); чрез повиновение Апостолы сподобились быть свидетелями Господу, среди народов и племен земных; и Сам Господь наш, с горнего неба нисшедший в дольняя, говорит: «снидох с небесе не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца» (Ин. 6:38). Да соблюдается убо такими свидетельствами подтверждаемое послушание со всем усердием.

5. Пр. Макарий сказал: о совокупном житии, о единодушии и послушании сказано; теперь с помощью Божиею покажем, каковы должны быть начальствующие отцы. Должно вам, отцы настоятели, являть себя такими, какими желает вам быть Апостол, говоря: «яко быти вам образ верующим» (1Сол. 1:7). Должно вам и теплотою любви и строгостью власти возводить души братий от земного к небесному, всячески назидая их, как говорит тот же Апостол: «обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» (2Тим. 4:2), и в другом месте: «что хощете? С палицею ли прииду к вам, или с любовию и духом кротости?» (1Кор. 4:21). Настоятель с рассуждением должен определить в какой мере являть к каждому отеческое расположение любви и в какой – строгость власти, помня слово Господа, Который говорит: «в нюже меру мерите, возмерится вам» (Мф. 7:2).

6. Когда собираются братия на молитву, никто не смей начинать петь псалом без приказания настоятельствующего отца. И всегда должно держать тот порядок, чтобы ни в чем не упреждать Аввы монастыря, ни в стоянии, ни в пении, по слову Соломона: «на месте сильных не стани» (Прит. 25:6); – и слову Господа: «не сяди на преднем месте» (Лк. 14:8–9); и слову Апостола, который говорит: «не высокомудрствуй, но бойся» (Рим. 11:20). Если он замедлит почему-либо, надлежит известить его, и потом поступить так, как он прикажет.

7. Покажем вам и то, как должно испытывать тех, которые, оставляя мир, желают вступить в обитель. Надо, чтоб они прежде всего обнажились от всех стяжаний века сего. Пусть и бедный кто приходит, есть и у него стяжания, от которых должен он обнажиться. Это те, на которые Премудрость указывает у Сираха, говоря: «убога горда и богата лжива ненавидит душа моя» (Сир. 25:4). И в другом месте говорится: «ты смирил еси, яко язвена, гордаго» (Пс. 88:11). Итак, настоятельствующему Авве должно со всем вниманием держать такое правило: когда кто приходит из мира, первее всего пусть сложит с себя бремя гордости и по испытании да будет принят. Для сего, пусть с неделю протерпит за вратами монастыря: никому из братий не входить с ним в общение, и никакой ласки ему не оказывать, напротив, обращаться с ним будто с презрением и неприязнью. Если несмотря на все это, пребудет он, толкая в двери, не отказать ему во входе в обитель. Принимая, однакож, такого, Авва настоятельствующий пусть покажет ему, как живут братия, и каким порядкам должен он подчиняться. Если кто из богатых и имеющих большие стяжания желает отречься от мира, пусть прежде исполнит волю Божию и прямую заповедь Господа, к нему относящуюся, которую изрек Он богатому юноше: «иди, продаждь имение твое, и даждь нищим и иди в след Мене, взем крест» (Мф. 10:21). Авва настоятельствующий должен убедить его, чтоб ничего себе не оставлял, кроме креста Христова, который взем и да последует Господу. Если желает он внесть какую часть в монастырь, да ведает, что это не дает ему никакого преимущества в обители. Если из рабов своих приведет кого-либо в монастырь, пусть не имеет его более, как раба, но как брата, – да во всем будет совершен человек тот.

8. Когда приходят странники, никто не должен выходить к ним, кроме того, кому вверено попечение о странноприимнице. Никому из приходящих не должно давать целование мира, пока не повидает его Авва: тогда, по совершении вместе молитвы, своим порядком, следует давать и целование мира. Никому из братий непозволительно заводить разговор с приходящим; и заботы ни у кого не должно быть расспрашивать его, откуда и зачем пришел, или куда идет, кроме Аввы, и тех, кому он прикажет. Когда братия пойдут в трапезу в должный час, брату страннику не следует позволять кушать с ними: пусть покушает с Аввою для большего назидания. Ничьего слова не должен он слышать, кроме Божия, которое почитать для него по книге, или слов Аввы, или тех, кому он велит поговорить с ним, и притом о чем-либо божественном.

9. Пр. Пафнутий сказал: много полезного для спасения души изречено уже, братие; но не должно умолчать и о том, какого порядка должно держаться относительно подкрепления себя пищею. В сем отношении, братия должны держаться такого порядка, чтобы никогда не принимать пищи раньше девяти часов, исключая дня Господня и дней Пятидесятницы. В день же Господень ничего не должно делать, а весь его посвящать Богу, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных.

10. Заповедуем также братиям, – время от первого часа до часа третьего посвящать Богу; от третьего часа до девятого работать, что кому прикажет Авва, без роптания, помня слово Апостола: «вся творите без роптания» (Фил. 2:14), и боясь страшного на таковых изречения: «не ропщите, якоже нецыи от них ропташа и погибоша от всегубителя» (1Кор. 10:10). Смотреть за работами пусть определяет Авва одного, – и все должны его слушаться.

11. Если кто из братий, посту прилежа и трудолюбно занимаясь рукоделием, по примеру Апостола, который говорит о себе: «своими руками делали мы, да не отягчим кого из вас» (2Сол. 3:8), – если кто из таковых заболит, Авва должен позаботиться помочь ему в этой немощи. Кто напротив немоществует духом, тот да преутруждает себя более; подражая Апостолу, как он умерщвлял и порабощал тело свое (1Кор. 9:27). Надобно, однакож, и то наблюдать, чтоб ни в чем не творил он воли своей.

12. Если братство велико, настоятельствующий Авва должен учредить недельных, и установить череду, в которой братия должны следовать одни за другими в служении; определить также должен и то, как должен поступать тот, кто содержит келарню братскую. На эту должность надо избрать такого, который силен бы был препобеждать все искушения чревоугодия и по евангельскому слову раздавал бы праведно братиям своим житомерие, всячески стараясь избегать и того приговора, который заслужил Иуда, т.е., что он изначала тать бе. Приставленный к сему делу, да ревнует услышать: «служившии добре, степень себе добр снискивают, и многое дерзновение в вepе» (1Тим. 3:13). Все, служащие по монастырю братия, должны содержать в мысли, что в монастыре сосуды, орудия и все прочее суть вещи священные. Если кто из братий будет небрежно обходиться с этими вещами, да ведает, что часть его будет с тем царем, который с наложницами своими пил из освященных сосудов дома Божия и какое заслужил отмщение (Дан. 5). Все эти правила надо строго соблюдать и почаще перечитывать вслух братий, чтоб по неведению не впадали в погрешности.

13. Другой пр. Maкapий сказал: сама истина свидетельствует, что «при устех двою и триех свидетелей станет всяк глагол» (Мф. 18:16). Этим подтверждаются изреченные уже правила благочестия; но не следует умолчать и о том, как обители должны сохранять между собою твердый мир. Для сего не следует принимать братий из другого монастыря без воли настоятельствующего в нем Аввы; даже и на глаза такого не принимать, потому что он, по слову Апостола, «веры отверглся есть и невернаго ropший есть» (1Тим. 5:8). Если он упросит своего Авву дать ему позволение вступить в другой монастырь, то Авва его пусть напишет сведение о нем к Авве обители, куда он желает пустить; в таком случай принять его. Без согласия же Аввы, нигде не следует принимать чужого брата. И брат этот, принят будучи законно, сколько найдет в другом монастыре братий, столько да имеет над собою и старших себя. Не следует смотреть на то, чем он был прежде, а то испытать, каков начал быть теперь. Если он имеет что-нибудь, вещи ли или книги, да не будет более владетелем их, чтоб явиться здесь в совершенстве, какого не имел в прежнем месте. Когда братия сходятся для беседы о предметах Писания, не следует такому говорить что-либо, если не повелит Авва.

14. Когда кто из служителей алтаря приходит посетить обитель, принять его со всею почтительностью. Жить же в монастыре не позволять никакому клирику, кроме падающих в грех и ищущих врачевством смирения исцелить язву греховную.

15. При исправлении братий, по качеству вины, должна быть и эпитимия. Держаться в сем отношении такого порядка. Кто попразднословит, тому повелеваем три дня быть в отлучении от сообщества братий; никто пусть не входит с ним в общение и не говорит с ним. Кто замечен, что заводит шутки и раздражает на смех, «яже неподобная», по слову Апостола (Еф. 5:4); того повелеваем, в продолжение двух недель держать во имя Господне под смирительною епитимиею, по заповеди Апостола, «не примешатися, если кто братом именуясь, бесчинничает» (1Кор. 5:11), «не как врага его имея, но как брата наказуя» (2Сол. 3:15), как он же говорит в другом месте: «братие, аще и впадет человек в нeкое прегрешение, вы, духовнии, исправляйте таковаго духом кротости» (Гал. 6:1).

16. Вам, настоятельствующие Аввы, паче всего вменяется в обязанность не иметь лицеприятия, но всех любить равною любовью. Такое уравнение угодно Богу, как говорить Пророк: «аще во истину правду любите, правая судите сынове человeчестии» (Пс. 57:2). Ваше дело также внимательно смотреть за падающими и всячески стараться врачевать их мудрыми мерами исправления. Ведомо да будет вам, что кто оставляет погрешающего без исправления, тот ответит за него своим лицем. Будьте для всех верными и благими наставниками; обличайте неспокойных; болезнуйте о немощных: будьте терпеливы ко всем. Скольких приобретете вы для Господа, за стольких и награду получите, от праведного мздовоздаятеля.

Этих правил достаточно для вас, братие, и соблюдая их, вы пребудете безукоризненными пред Богом.

б) Другое подобное св. отец правило для монахов

Собравшись вместе во имя Господа нашего Иисуса Христа, мы рассудили, руководясь преданием святых мужей, отцев наших, написать устав, который, соблюдая братия по монастырям, востекали бы к совершенству, и при котором как нам было бы покойнее, так и у Аввы не было бы колебания в образе действования; но все, единодушно и единомудренно честью друг друга больше себя творя, строго жили по одним законам, повинуясь им, как благому игу Господню.

1. Прежде всего надо иметь любовь, смирение, терпение, кротость и прочее, чему учит Апостол (Кол. 3); так чтобы никто ничего не присвоял себе как собственность, но как написано в Деяниях Апостольских, чтоб все было у всех обще (Деян. 4). Кто по суду Божию и постановлению старчества избран настоятелем, того надлежит почитать, любить и во всем ему повиноваться. Кто его презирает, Бога презирает, как написано: «слушаяй вас, Мене слушает; отметаяйся же вас, Мене отметается. Отметаяйся же Мене, отметается Пославшаго Мя» (Лк. 10:16). Без его воли ни один брат ничего не должен делать, ни получать что от кого, ни дать кому что, ни отлучиться куда-либо.

2. Наблюдать надобно, чтоб между братиями не заводилось пустословие, но чтоб всякий руками делал свое дело, помышлениями же своими был у Бога. В общем собрании младшие не должны ничего говорить, разве когда спросят. Кому нужно утешение или вразумление, пусть взыщет их наедине и в удобное время.

3. Когда придет странник, дать ему целование мира, и только; о том, откуда идет он, куда и для чего, не следует расспрашивать, – или заводить с ним разговор о сторонних вещах.

4. В присутствии Аввы никто не должен начинать делать что-либо прежде его, ни петь, ни говорить, ни вести поучительную беседу. Все делать по его началу и указанию. Когда он велит, способный и поучение может говорить вместо его братству. Все же любовью да бывает, без соперничества и притязаний.

5. Последование молитв и псалмопений должно соблюдать, как постановлено. Утром до второго часа братия должны всегда прилежать чтению с размышлением; разве только встретится нужда, оставя чтение, обще всем порану выйти на какое дело. После второго часа всякий пусть берется за свое дело, и работает до часа девятого «без роптания» (Флп. 2:14), как учит св. Апостол. Если кто заропщет, или спорить станет и противиться данным распоряжениям, держать его под епитимиею, пока покажет полное раскаяние и исправится. Состоящий под епитимиею никуда не должен выходить. Если кто из братий станет с ним заодно, подвергнуть и его такому же отлучению.

6. Когда дан знак на молитву, если кто тотчас оставя дело, какое делает (ибо молитве ничего не должно предпочитать) не поспешит в собрание, такого со стыдом оставить вне. Да приложат братия старание, чтоб, когда во время церковных собраний, днем ли или ночью, надобно бывает подольше постоять на молитве, не ослабевать и не выходить вне из Церкви, потому что в Евангелии написано: «подобает всегда молитися, и не стужати си» (Лк. 18:1). Если кто думает выходить не по нужде, а по блажи, пусть ведает, что когда замечен будет, осудится, как виновный, и сам за себя, и за то, что своим нерадением и других соблазняет. На бдениях наблюдать надобно, чтоб если кто, будучи обременяем сном, выходит на двор, не занимался там пустословием, а скорее возвращался назад на дело Божие, для которого собрались. В собрании же, где происходит чтение, ухо свое да приложит всяк к словесам Писания и все да хранят молчание.

7. И еще одно надобно прибавить, чтоб брат, которого обличают в каком-либо проступке и усовещевают быть исправным, терпение имел и не противоотвечал обличающему; но смирился во всем, зная, что «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1Пет. 5:5), и что «смиряяй себе, вознесется» (Лк. 14:11). Кто после частых обличений и убеждений не исправится, тому велеть стоять последним в порядке, как говорит Господь: «буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17). – За трапезою никто не должен говорить, кроме разве Аввы, и когда кого спросит он о чем.

в) Третье такое же св. отец правило для монахов

1. Собравшись вместе с братиями нашими, во имя Господа нашего, мы велели сначала прочитать подряд Устав и Постановления отцев наших. По прочтении же их рассудилось нам постановить, чтобы, когда кто желает поступить в монастырь, был ему прочитываем устав и объявляемы все порядки монастырские. Если он согласится все то исполнять охотно и беспрекословно, принять его как следует и причислить к братству. Если он желает внесть что-либо в обитель, пусть положено будет то на стол при всех братиях. Принятый не властен уже после сего не только над тем, что внес, но и над самим собою.

2. Авве непозволительно ничего обращать в свою собственность, потому что и без того все, по милости Божией, находится в его власти. Если какой из них что-либо, доставшееся от родителей или кем подаренное, удержит собственно для себя, а не внесет в общину, да будет обличен в том братиями. Если он останется при своей неисправности, довесть до сведения о том совету старцев; если и после их внушения не исправится, сменить его.

3. Одеяния для братии Авва должен распорядиться приготовлять такие, какие приличны монахам, – не цветные, исключая кукуллия, которому, полагаем, надлежит быть черным.

4. Вход в монастырь женщинам, и родным и чужим, и свидание с ними монахов решительно воспрещается, во избежание сетей диавольских и сохранения чистоты помыслов. Если какой Авва сделает послабление в сем отношении, то ему не следует более оставаться Аввою. Над стадом святым надо поставлять такого пастыря, который всех овец приводил бы к Богу непорочными, а не отдавал их на расхищение мысленным волкам – диаволам.

5. По окончании Утрени братия пусть занимаются чтением до часа второго; если, впрочем, нет никакого общего дела, на которое надлежало бы всем выходить, оставя чтение. От второго часа до девятого пусть всякий сидит за своим делом, какое кому дано и трудится усердно без роптания.

6. В час молитвенный, когда кто, по данному знаку, не явится тотчас в собрание, оставя дело, которое делал (ибо молитве ничего не должно предпочитать), Авва сделает ему выговор, и если он падши на землю с сокрушением, не испросит прощения, отлучить его.

7. 3а трапезою никому не позволительно говорить, – разве Авве нужно будет что сказать, или спросить кого о чем.

8. Выходить за потребным для братий надо определять двоих или троих, – таких, которые не охотники много говорить и не болезнуют чревоугодием.

9. Если кто без ведома Аввы, или второго по нем, выйдет куда-либо и там будет без меры есть и пить, такого на тридцать дней отлучить от общения с братиями.

10. Если кто под предлогом какого-либо соблазна захочет выйти из обители, ничего ему не давать, кроме самой плохой одежды – и в таком виде пусть удалится неверный из братского общества.

11. Постановляем также, чтобы Аввы во всякое время принимали пищу вместе с братиями. Без крайней нужды не следует им отдаляться от братий, когда бывает нужда в надзоре и отеческих внушениях.

12. Для соблюдения доброй славы об иноках, постановляем, чтобы никакой монах, во время болезни, не уходил из монастыря к родителям или родным, потому что там видением мирских вещей и слышанием о них более осквернится он душевно, нежели сколько уврачуется телесно.

13. Если какой монах учинит воровство, каковое лучше назвать святотатством, то его надлежит наказывать телесно.

14. Чужого монаха никакой Авва не должен принимать в свой монастырь, если он не с позволения и без воли Аввы своего вышел из прежнего монастыря.

2. Два начертания правил св. Макария Александрийского

а) Правила св. Макария Александрийского

1. Воины Христовы так должны располагать шествие свое, чтоб во всем являть совершеннейшую любовь, – любить Бога от всей души, от всего сердца и всею силою (Мф. 12).

2. Им надлежит являть между собою взаимно совершеннейшее послушание, быть миролюбивыми, кроткими, скромными, не гордыми, не обидчиками, не клеветниками, не насмешниками, не многоречивыми, не притязательными, не себе угождающими, но Христу Богу, Коему воинствуют, не хулителями, и ничего кроме доброго не говорящими, не ленивыми на послушании, усердными к молитве, совершенными в смирении, стойкими в бдениях, охотниками поститься.

3. Никто да не почитает себа праведным более другого; но всякий смотри на себя, как на худшего всех: «яко всяк возносяй себе смирится, смиряяй же себе вознесется» (Лк. 14:11).

4. Заповедь старца принимай, как спасение; всякое дело исполняй без роптания; и не позволяй себе сказать что-либо против, когда приказывают тебе.

5. Не возносись и не величайся, что сделал какое-либо полезное дело; не радуйся о прибыли и не печалься об ущербе.

6. Не увлекайся знакомством с мирянами, но все утешение твое пусть заключается внутри келии твоей. Келию имей как рай, и братьев твоих духовных, как вечных родных.

7. Авву обители бойся, как господина, и люби, как отца. Равно должен ты любить и братий всех, с которыми вместе чаешь увидеть славу Христову.

8. Не возненавиди трудного дела (Сир. 7:15), и праздности не люби. Будь бодр в бденьях, неутомим в трудах, веруя обрести покой у Христа Господа.

9. Люби чин монастырский, и в молитвах будь неусыпен, веруя, что кто часто молится, тот обретает обильнейшую милость у Христа.

10. После утрени до второго часа пусть монахи прилежать чтенью и богомыслию: если впрочем не встретится какого дела, на которое, оставя чтение, надо будет выйти всем.

11. Со второго часа пусть всякий сидит за своим делом до часа девятого, трудясь над тем, что поручено, без роптания, как учит св. Апостол (Фил. 2).

12. Кто будет роптать или спорить, или противиться распоряжениям старших, того подвергать положенным епитимиям, соответственно вине и чувствам его раскаяния или ожесточения.

13. Кто за одно с погрешающим в чем-либо в Церкви, или в келии, того одинаково с ним считать виновным.

14. Если кто, когда дан знак к молитве, тотчас оставя дело, какое делает, не поспешит в Церковь, того оставлять вне ее, для пристыждения: ибо молитве ничего не должно предпочитать.

15. Во время бдений братия должны стараться соблюдать бодренность. Если кого крайне тяготит сон и он выйдет, чтоб освежиться, пусть не заводит там пустословия, а скорее возвращается назад, к делу Божию, для которого собрались. В собрании, где происходит чтение, всякий пусть прилагает ухо свое к слушанию Писания, и все да хранят молчание.

16. Надлежит также наблюдать, чтобы брат, которого обличают и укоряют за какую-либо провинность, имел терпение, и не противоотвещал обличающему, но смирялся во всем, по заповеди Господа, рекшего: «Бог гордым противится смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6) и: «смиряяй себе вознесется» (Мф. 23:12).

17. Кто после частых обличений, не показывает исправления тому велеть стоять на последнем месте. Кто и после этого не исправится, отстранить его, как сказал Господь: «буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18:17).

18. За трапезою никто не должен говорить, кроме разве Аввы и того, кого он спросит.

19. Не возносись своим искусством и не возвышай голоса, но смирением водись и о послушании радуйся.

20. «Держись страннолюбия» (Рим. 12:13), не отвращай ока твоего от бедного и не отпускай его от себя с пустыми руками. Не Господь ли пришел к тебе в страннике или бедном? Смотри, как бы, нашедши тебя нерадушным, Он сам не презрел тебя. Будь же всем рад и всякому послужи, чем можешь.

21. Когда подвергаешься напраслине, молчи. Сам никого не обижай, а когда другие обижают, терпи. Не обольщайся пустыми надеждами, но паче утверждайся во Христе. Не считай никого ближайшими тебе родными, кроме живущих с тобой братий.

22. Когда нужно послать куда за потребным для братии, пусть идут двое или трое, и притом таких, которые имеют в себе страх Божий, не многоречивы и не чревоугодливы.

23. Когда кто из мирян хочет поступить в монастырь, прочитать ему Устав и рассказать все порядки монастырские. Если пообещает все то исполнять, тогда, по порядку, принять его в число братства.

24. Если он желает внесть что в монастырь, положить то на стол пред всеми братиями, как указывает Устав. Принятый в обитель, не только над тем, что внес, но и над собою не имеет уже власти.

25. Если потом, по поводу какого-либо соблазна, пожелает он выйти из монастыря, то ничего не может получить обратно, кроме одежды, в которой пришел.

26. Если какой-либо брат провинится в чем, наказывать его удалением от общения с братиею в молитве и трапезе. Если падши пред всеми братиями с сокрушением испросит прощение, простить ему.

27. Если он упорствовать будет в своем непотребстве и в гордости скажет: не хочу более здесь оставаться, но возьму свое и пойду, куда Богу угодно; кто из братий первый услышит такие речи, пусть скажет препозиту (второму по Авве или наместнику его), а препозит Авве. Авва сядет пред всеми братиями, сотворит над ним суд и велит наказать розгами. Затем помолятся о нем все и примут его в общение. – Кто не исправляется словом увещания, того наказывать розгами.

28. Смиренно и с терпением неисходно да пребывают братия в обители, веруя, что смиренные и миролюбивые достигнут Царствия Небесного, признаны будут сынами Вышнего и получат пресветлые и многоценные венцы, а сыны противления пойдут во тьму кромешную на вечные муки. «На кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих» (Ис. 66:2).

29. Кто нарушает пост среды и пятка, тот почитается причастным Иуде, который предал Христа.

30. И то также надобно наблюдать, чтоб в монастыре мастерством занимался только тот, чья верность испытана, и готов все, что ни делает, делать в пользу монастыря.

б) Послание блаженного Макария к монахам

Обилие дров возбуждает сильнейший пламень: множество же яств рождает похоть.

Непотребное похотение яств и непослушание рождают смерть.

Голодное чрево способствует бодренности в молитвах и доставляет венец душе: насыщенное же наводит тягчайший сон.

Глаз чревоугодника высматривает, где пиры, око же мудрого помышляет о воздержании.

Трусливый воин ужасается трубы, зовущей на брань; и чревоугодник не охотно слушает того, кто проповедует о воздержании.

Потухшее пламя снова воспламеняется, если подложить дров и похоть усыпленная опять оживает в сытости.

Не жалей тела, когда оно притворяется изнемогшим: конь смирный – иссушенное постом тело, и никогда не сбрасывает седока.

Гортанобесие есть мать похоти.

Елей питает пламя светильника, а беседа с женщиною возжигает огнь похоти.

Взор женщины стрела с ядом: он смертельно ранит душу.

Как яда избегай беседы с женами, если хочешь сохраниться чистым: в них сокрыт пагубнейший яд змеин.

Лучше приближайся к огню пламенеющему, чем к молодой женщине.

Особенно, когда ты юн, бегай беседы с женою, чтоб избежать нападений похоти.

Кто, наполняя чрево, думает сохранять чистоту, тот сам себя обманывает.

Вид красоты разрушительнее бури и молнии.

Если внедрится в душу лице женщины, то заставит презирать ради ее самую душу.

Как огонь, оставленный в соломе, возбуждает пламень, так память о женщине, оставленная в душе, возжигает похоть.

Как грузный корабль и при небольших волнах легко разбивается, так многоименный монах не спасется.

Ничего не имеющий монах – борец непобедимый; ничего не имеющий монах – легкий скороход, скоро достигающий к почести звания.

Монах достаточный о работе небрежет; а ничего не имеющий после умеренного труда прилежит молитве и чтению.

Монах достаточный собирает себе гнев на день гнева; а ничего не имеющий собирает себе сокровище на небеси и с Ангелами будет воздавать хвалу Богу.

Слава монаха – терпение в скорбях.

Слава монаха – великодушие с любовью.

Слава монаха – ничего не иметь из вещей мира сего.

Слава монаха – бдение и плачь в молитвах.

Слава монаха – кротость сердца и молчание уст.

Слава монаху, когда он Бога возлюбил от всего сердца, а ближнего своего, как самого себя.

Слава монаха – воздержание от яств и многословия.

Слава монаху, когда он ближнего своего терпит, как себя самого.

Слава монаху, когда дела его соответствуют словам.

Слава монаху, когда терпеливо пребывает на своем месте и не блуждает туда и сюда.

Слава монаха – благодушное терпение всего.

Что светильник в темном месте, что солнце блистающее, то монах трезвенный умом и бодренный сердцем.

Как тяжелая ноша гнетет слабосильного, так сон нерадивого монаха.

Что терния и волчцы па доброй земле, то злые помышления в сердце монаха.

Как моль истачивает одежды, так суетные заботы душу монаха.

Не вдавайся в беседу с женою, чтобы не быть отлучену от Царствия Божия, и не дерзни сказать: и с женщиною поговорю, и чист буду.

Монах мудрый делает своими руками и приобретает себе каждодневное содержание; в прибыль же у него идут молитвы и посты. А кто получает содержание от другого, какая ему польза от молитвы и бдения? Он всегда гол, как худой наемник. Почему написано: лучше есть даяти, неже приимати (Деян. 20:35).

Читающий сие и да разумеет о Господе.


Источник: Древние иноческие уставы пр. Пахомия Великого, св. Василия Великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные епископом Феофаном / [Изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря]. - Москва : типо-лит. И. Ефимова, 1892. - 654, VIII, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle