Восьмой член Символа веры
9. Воздействия Святого Духа на пророков
Пророки потому сподоблялись дара пророчества, как особенного призвания Святого Духа, что были способны к тому, быв чистыми и непорочными. «Сделавшись как бы зерцалом Божия действования, они (т. е. пророки) отображали в себе ясное, не слитное и не помраченное плотскими страстями изображение, – говорит св. Василий Великий, – ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственно силу Свою являет в чистых от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено нечистотою грехов... Как изображение лиц не во всяком веществе видим, а только в веществах гладких и прозрачных: так и действие Духа отражается не во всякой душе, а только в душах, которые не имеют в себе ничего стропотного и ничего развращенного... Поэтому то, когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, силою своей любви к Богу постоянно сохраняет в себе ясное о Нем памятование и через это соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда от сильного стремления и неизреченной любви к Богу, став богодухновенною, она соделывается достойною пророческого дара, так как тогда Бог дает ей божественную силу и отверзает очи для уразумения ведений, какие сообщить Ему угодно» (Comment. in Isаi n. 3). Мнение, будто пророки, вдохновляемые Духом Святым, должны были находится в состоянии исступления, соединяемого с потерею сознания и воли, ложно. «Некоторые говорят, – учит св. Василий Великий, – что они (пророки) пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно самому посланническому назначению божественного наития богодухновенного делать исступленным, так чтобы он, когда исполняется божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума, и когда приносить пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал кого-либо подобным лишенному ума и Дух ведения лишал разумности? Свет не производит слепоты, а напротив того возбуждает данную от природы силу зрения: так и Дух не производит в душах омрачения, а напротив того возбуждает ум, очищаемый от греховных скверн, к созерцанию мысленного. Что лукавая сила, злоумышляющая против человеческой природы, может производить в мыслях смешенность, в этом ничего нет невероятного, но нечестиво утверждать, чтобы то же самое действие производило присутствие Божия Духа»203) (Commen. in Isaem proem. n. 3. Patr. curs. comрl. grаес. Т. XXX col. 121, 124. Сн. «Опыт прав. догм. Богосл.» Еп. Сильвестра. Киев. 1884 г., т. I, стр. 294 – 295, 301).
* * *
Примеч. Представим здесь несколько библейских примеров вдохновения от Св. Духа. 1. Моисей: пойди; и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить (Исх. IV, 12). 2. Аарон: ты будешь ему (Моисею) говорить и влагать слова (Мои) в уста его; а Я буду при устах твоих и при устах его, и буду учить вас, что вам делать (Исх. IV, 15). 3. Саул: когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошел на него (Саула) Дух Божий, и он пророчествовал среди их (1Цар. X, 10). 4. Давид: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня (2Цар. XXIII, 2). 5. Иеремия: и простер Господь руку свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер. I, 9). 6. Иезекииль: и нисшел на меня Дух Господень, и сказал мне: скажи, так говорит Господь: что говорите вы, дом Израилев и что на ум вам приходит, это Я знаю (Иез. XI, 5). 7. Даниил: в третий год Кира, царя персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение (Дан. X, 1). 8. Михей: а я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его и Израилю грех его (Мих. III, 8). 9. Захария-священник: и Захария, отец его, исполнился Святого Духа. и пророчествовал (Лук. I, 67.) 10. Симеон: тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный, и благочестивый, чающий утешения Израилева, и Дух Святой был на нем (Лук. II, 25). Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (ст. 26). 11. Апостолы: и исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать (Деян. II, 4). 12. Петр: между тем как Петр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя (Деян. X, 19); встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их (ст. 20). 13. Филипп: Дух сказал Филиппу: пойди и пристань к сей колеснице (Деян. VIII, 29).