Восьмой член Символа веры
4. Излияние Св. Духа на верующих через Иисуса Христа
Бог Отец излил обильно Духа Святого на всех верующих через Христа Спасителя. Изрекая апостолам обетование о сем, Господь говорил: «Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам» (Ин. 14:16). Так Господь Иисус Христос посредствует в ниспослании на апостолов, а через них и на всех верующих Пресвятого Духа. Положено было в совете Божием, чтоб Сын Божий, воплотившись и прошедши чрез крестные страдания и смерть, прославился в воскресении и вознесении, и тем проложил путь нисхождению Св. Духа. Сей закон божеских в устроении спасения нашего действий открыл св. евангелист Иоанн, сказав: «не убо бе Дух Святый, яко Иисус не у бе прославлен», – Святой, Дух, Которого имели приять верующие, в таком обилии, что «реки от чрева их потекут воды живы" (Ин. 7:39, 38). Излит Дух Святой первоначально на апостолов, а через них изливался Он и на всех верующих.
И видим в деяниях и посланиях многие примеры, осязательно о том свидетельствующие: апостолы обыкновенно возвещали евангелие о спасении, уверовавших крестили, на крещеных возлагали руки, и Дух Святой изливался на них, свидетельствуя о том явными дарованиями. Верующие все знали сие и испытывали, и апостол нелестно в лицо говорил, что Бог излил на нас с вами «Духа Святаго Иисус Христом, Спасителем нашим, да оправдившеся благодатию Его» (Тит. 3:5, 6) – не объявленные правыми, а сделавшись праведными, святыми и чистыми, такими, в которых и следа нет нравственных худоб. Совершает сие благодать. Она, нисходя на нас, отвращает от всего худого, и воодушевляет на все доброе, давая силу и действовать по сему воодушевлению. Действуя так, мы все злое из себя изгоняем, все же доброе насаждаем и укореняем, – и делаемся таким образом во всем чистыми и непорочными. Се и цель домостроительства спасения нашего202. – (Сост. по кн. «Толк. пастырских посл. св. ап. Павла», еп. Феофана, М. 1882 г., стр. 123, 124).
* * *
Примеч.: „Бывают минуты, – как говорит Филарет, митроп. Московский, – в которые преданный миру и плоти человек пробуждается от очарования, в каком они держат его; видит ясно, что прошедшая жизнь его есть цепь заблуждений, слабостей, преступлений, измен Богу, что дела его естественно суть меня будущих казней, и что самые добродетели его не постоят пред взором вечного Судии; осуждает сам себя; трепещет всем существом своим, и, будучи отчаян в самом себе, чрез сие отчаяние влечется к упованию на Бога – сие расположение к покаянию что есть иное, как не тот Дух велик и крепок, разоряя горы и сокрушая камение (3Цар. XIX, 11) (т. е. низлагающий гордость и умягчающий жестокосердие), Которого посылает пред Собою мимоходящий Господь?“ (Ч. 1-я, стр. 166).