Восьмой член Символа веры
3. Значение выражения: «Иже от Отца исходящего»
Слова символа веры «Иже от Отца исходящего» а) служат доказательством Божества Духа Святого, ибо исхождение от Бога Отца ясно показывает, что Дух есть одной природы с Отцом, точно так же, как и Бог Сын, рождающийся от Отца, есть одной с ним природы; б) указывают на отличительное свойство Духа Святого от Бога Отца и Бога Сына. Об исхождении Святого Духа от Отца, ясно и определенно говорит Сам Христос Спаситель в Своей прощальной беседе с учениками: «Егда же приидет Утешитель, Его же Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне» (Ин. 15:26). Таким образом, личным свойством Святого Духа признается исхождение, точно так же, как за личное свойство Сына Божия принимается рождение. Сущность того и другого свойства и различие между ними, для нашего разума непостижимы, и потому принимаются одною верою.
Священное Предание представляет нам свидетельства многих отцов и учителей церкви, как восточных, так и западных, которые учили, что Дух Святой исходит от Бога Отца199. Наконец, 2-й вселенский собор ясно выразил это учение в Символе веры, а на 3-м вселенском соборе строго было запрещено изменять Символ веры, составленный на первых двух вселенских соборах200, в чем погрешила западная церковь, прибавив к словам: «иже от Отца исходящего», слова: «и от Сына»201.
* * *
Таких свидетельств насчитывается до тысячи (Сн. Прав. Д. Богосл. преосв. Макария, т. I, стр. 302).
7-е Прав.
Теперь представим разбор главнейших доводов, приводимых западными богословами в защиту их учения об исхождении Св. Духа и от Сына (Filioque). Об исхождении Cв. Духа от Отца вполне ясно и определенно высказал Сам Спаситель наш в Своей прощальной беседе с учениками: егда же, – говорил Он между прочим им, – приидет Утешитель, Его же (Которого) Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне (Иоан. XV, 26). Здесь ясно говорится, что Дух Святой, от Отца исходит. Эти самые слова Иисуса Христа приводятся и в Катехизисе, в ответ на вопрос об исхождении Св. Духа от Отца; причем, в виду особенной ясности и определенности их, Катехизис употребляет знаменовательное выражение, что из них мы знаем об исхождении Св. Духа от Отца: «Сие знаем из следующих слов Самого Иисуса Христа;..» т. е. мы не выводим только чрез ряд здравых соображений и умозаключений, а прямо, непосредственно, из слов Иисуса Христа, знаем, что Дух Святой исходит от Отца, подобно тому, как мы знаем всякую непосредственно-очевидную истину. Вследствие такого ясного учения об исхождении Св. Духа от Отца у Самого Спасителя, а равно в силу соборных определений о сем предмете, учение об всхождении Св. Духа от Отца не может подлежать какому-либо изменению или дополнению. Во-первых, потому, что православная церковь в учении сем повторяет точные слова Самого Иисуса Христа; а Его слова, без сомнения, суть достаточное и совершенное выражение истины; во-вторых, потому, что второй вселенский собор, которого главный предмет был утвердить истинное учение о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил сие учение в символе веры; и кафолическая церковь признала сие так решительно, что третий вселенский собор седьмым правилом своим запретил составлять новый символ веры. – Посему Св. Иоанн Дамаскин пишет: Духа Святого и из Отца быти глаголем, и Духа Отча именуем: от Сына же Духа быти никакоже глаголем, но точию Его Духа Сыновня нарицаем» (Богосл. кн. 1, гл. XI, ст. 4). Но западная церковь, как известно, сделала прибавление в символе, в учении об исхождении Духа Святого, ииенно между словами: от Отца и исходящего – вставила слово: и Сына (Filique), и таким образом, по учению западной церкви, Дух Святой исходит от Отца и Сына. В первый раз это прибавление к символу было сделано на поместном соборе испанской церкви, именно Толедском, в 589 году. Поводом к такому прибавлению послужило, как гласит история, следующее обстоятельство. На соборе Толедском решено было присоединение вестготов-ариан к православной церкви. Так как основным пунктом арианской ереси было учение о неравенстве Сына с Отцом, то, настаивая на полном равенстве Их, испанские богословы на Толедском соборе решились поставить и Сына в то же отношение к Св. Духу, в каком находится к Вену Отец, т. е. сказали, что Дух Св. исходит от Отца и Сына, и внесли в символ слово: Filiоque. Понятно таким образом, что первый повод ко внесению в Символ слова: Filiоque не был хорошо обдуман осуществившими его, и прибавление было сделано чисто под влиянием одних внешних условий, без всякого отношения к существу дела. Тем не менее в VII и VIII веках это прибавление из испанских церквей распространилось в церквах франкских. Сам император франков Карл Великий и франкские епископы ревностно отстаивали Filiоque, когда восточная церковь высказалась против этого прибавления. В 809 г. в Ахене составился по этому предмету нарочито собор, под личным председательством самого императора, и хотя папа Лев III, к которому отправлены были на утверждение заключения собора, решительно отказался признать эти заключения законными и, для большего ограждения чистоты учения, приказал вырезать на двух серебряных досках, на одной по-гречески, а на другой по латыни, никео-цареградекий символ без всякой перемены и положить эти доски в храме при гробнице апостолов Петра и Павла, какы под защиту их ( На досках была сделана надпись: haec Lео роsui аmore еt сautela orthodoxae religionis, т. е., «Я, Лев, поставил это по любви к православной вере и для охранения ее». Свидетельства о достоверности сего события см. в «Догм. Бог». Преосв. Макария, Т. I, стр. 259, прим. 709. ): но испанские и французские христиане, надеясь на покровительство Карла Великого, продолжали употреблять символ веры во время богослужения с прибавлением: Filiоque. В IX и X веках учение об исхождении Св. Духа и от Сына стало распространяться и в самом Риме. Восточная церковь, в лице константинопольского патриарха Фотия (во второй половине IX в.), обличала это нововведение западной церкви и доказывала его неправильность; но западная церковь, уже начавшая тогда вражду против церкви восточной, не приняла во внимание голоса церкви восточной, и папа Бенедикт VIII в 1014 г. окончательно внес в символ: Filioque. С этого времени учение об исхождении Св. Духа и от Сына осталось навсегда в западной церкви. Лютер, восставав против многих злоупотреблений и заблуждений католиков, принял однако же и удержал прибавление римской церкви к символу: Filioque, и таким образом прибавление сие перешло и остается и у лютеран. Из самой истории прибавления Filioque видна вся несправедливость его; во эта несправедливость обнаружится еще более, когда мы обратик внимание на те доводы, которые приводятся западными богословами в защиту своего учения об исхождении Духа Святого и от Сына. Вот главнейшие из этих доводов: Говорят, что самые слова: Иже от Отца исходит (в приведенном выше месте – Иоан. XVI, 26) отнюдь не исключают исхождения Св. Духа и от Сына; напротив, даже заключают в себе эту мысль, потому что Отец и Сын едино по существу, и все, что имеет Отец, имеет и Сын. Но в приведенном месте Отец разумеется именно как Лице, с Своим личным свойством, которым Он отличается и от Сына и от Св. Духа, и след., когда говорится, что Дух Св. исходит от Отца: в имени Отца никак нельзя подразумевать и Сына, Который едино со Отцом по существу, но не по личности. Эта истина видна из самого состава речи, в которой находятся слова Иже от Отца исходит.. Обещая ученикам ниспослать им, вместо Себя, Св. Духа, Иисус Христос это ниспослание приписывает как Отцу, так и Себе: Его же Аз послю вам от Отца; но когда вслед же за сим начинает говорить об исхождении Св. Духа, то уже указывает на одного Отца, а о Себе ни намека. Почему же, – спросим с Марком Ефесским, – упомянувши так близко о Самом Себе, и приписав Себе и Отцу ниспослание Духа Святого, Господь не сказал и об исхождении: Иже от Нас исходит? Ясно таким образом, что Он полагает различие между тем, что принадлежит Им обоим в отношении к Духу Святому, и тем, что принадлежит одному Отцу: исхождение Духа Св. принадлежит одному Отцу, а ниспослание – Отцу и Сыну. Останавливаются и на этом последнем изречении Спасителя: Егоже Аз послю..., и умозаключают: если Дух посылается от Сына, то, следовательно, от Него и исходить; ибо иначе Сын не мог бы послать Духа. Но мысль, будто в таинстве Пресв. Троицы послание одного Лица от другого непременно предполагает происхождение Посылаемого от Посылающего, не имеет ни малейшего основания в Свящ. Писании, напротив даже противна ему: ибо Писание говорит, что и Сын посылается от Св. Духа, а не от одного Отца (Ис. 61, 1, сн. Лук. IV, 16 – 21), между тем предвечное рождение Сына усвояет исключительно Отцу и нигде Духу Святому. Причина, почему Сын говорит о Себе, что Он пошлет в мир Духа Святого, заключается в том, что Сын, как Искупитель мира, приобрел заслугами Своими пред лицом вечной правды Божией бесценное право ниспосылать людям благодатные дары Духа Святого, для возрождения и освящения грешников: потому-то посольство на землю Св. Духа и полагается в зависимости от прославления Иисуса Христа, последовавшего уже за окончанием Его великого дела: еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (Иоан. VII, 39). Указывают на следующие слова в той же беседе Спасителя к апостолам: еще многое имело сказать вам: но вы теперь не можете вместит. Когда же приидет Он, Дух истины; то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорит будет, но будет говорит, что услышит, и будущее возвестить вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет, к возместить вам. Все, что имеет Отец, есть Мое: потому Я сказал, что от Моего возьмет, и возвестит вам (Ин. 16, 12–15). Здесь останавливаются, во-первых, на выражении; от Моею возмет, и говорят; от Моего, т. е, от Меня возьмет, т. е. происходит, а во-вторых – на словах: все, что имеет Отец, ест Мое, и умозаключают, если все, что имеет Отец, имеет и Сын; а Отец, между прочим, имеет то свойство, что от Него исходит Дух Святой, – след. Дух Св. исходит и от Сына. Но из самого состава речи видно, что слова: от Моего возьмет, и потом: все, что имеет Отец есть Мое, – относятся исключительно к учению, которое Сын, как приходивший на землю исполнить волю Отца для спасения людей, принял от Отца; а Святой Дух, как преемник Сына на земле в том же великом деле, имел принять от Сына. От Моего возьмет, и возвестит; т. е. «Он будет после Меня продолжат Мое же учение, а не какое-либо другое, – Он напомнит вам все, что Я говорил вам (сн. Ин.14:26), – Он вспомнит вам, вместо Меня, и то, что Я имел бы еще сказать вам, но чего вы теперь не можете вместит». Почему же так будет действовать Дух Святой? „Потому, – продолжает Спаситель, – что все, что имеет Отец, есть Мое, т. е. потому, что Мы едино с Ним по существу, имеем одну и ту же мудрость и знание, одно и тоже нераздельное действование; поэтому-то Я и сказал, что Он от Моего возьмет, и возвестит вам». Вот объяснение самое естественное и самое ясное. А объяснение католиков ведет только к самым странным выводам. Выводы эти странны не только сами в себе, т. е. по отношению лишь к догматической стороне дела, по искажению как догмата о Троичности, так и тесно связанной с ним всей вообще системы христианского вероучения; но они кладут искаженную же печать на самую нравственность нашу. Как ни отвлеченно учение о личных свойствах Божиих, но из него мы можем почерпнуть для себя нравственные уроки. 1)Все лица Пресв. Троицы, кроме общих свойств, принадлежащих Им по естеству, имеют еще свойства особые, которыми отличаются друг от друга, так что Отец ест именно Отец а занимает первое место в порядке Божеских Лиц, Сын есть Сын и занимает второе место, Дух Святой есть Дух Святой и занимает третье место, хотя по Божеству Они все совершенно равны между собою. И каждому из нас Творец даровал, кроме свойств общих всем нам по человеческой природе, еще свойства особые, отличающие нас друг от друга, даровал особые способности, особые таланты, которыми определяется наше особое призвание и место в кругу наших ближних. Узнать в себе эти способности и таланты и употребить их во благо свое и ближних и во славу Божию, чтобы таким образом оправдать свое призвание, – есть непременный долг каждого человека. 2) Различаясь друг от друга по личным свойствам, все Лица Пресв. Троицы находятся, однако-ж, в постоянном взаимном общении между Собою: Отец пребывает в Сыне и Св. Духе; Сын во Отце и Св. Духе; Дух Св. во Отце и Сыне (Ин. 14:10; Ис. 14:2; 1Кор. 2:10). Подобно тому и мы, при всем различии своем но личным свойствам, должны соблюдать, возможное для нас взаимное общение и нравственное единение между собою, связуясь единством естества и союзом братской любви. Но все эти великие правила нравственности подрываются католическим учением об исхождении Духа Святого и от Сына: 1)Допуская исхождение Св. Духа и от Сына, западные богословы сливают Ипостаси Отца и Сына, вводя между Ними, кроме единства по существу, какое-то особое единство, вследствие которого эти два Лица, как говорят, служат для Духа Святого одним началом, одним виновником. Отсюда, я то личное различие, которое существует между людьми и в силу которого каждый из нас должен знать свое призвание и свое место и в ряду других наших ближних, стушевывается таким учением и как бы дозволяется каждому вмешиваться в роль и действия других наших ближних, не признавая никаких особенностей между собою и ими. 2)Уча об исхождении Св. Духа и от Сына, западные учители допускают, что Сын имеет со Отцом большее единство, нежели Дух, когда говорят, что Отец и Сын суть едино еще, как единое вечно-нераздельное начало Святого Духа. Отсюда, и людям позволительно, стало быть, делиться на расы, нации, сословий и проч. до такого взаимообособления, по которому одни из нас как бы больше имеют прирожденного единства и связи с своим родоначальником – Адамом, другие – меньше, забывая великие слова апостола, что от одной крови Бог произвел вес род человеческий (Деян. XVII, 27), и истину „братства» отрицая. Это один из образцов, показывающих нам на то, как много значит в учении нашей веры целость и неизненяемость ее догматов: вся система христианства искажается от малейшего изменения одного из них! А посему то в догматах нашей веры нужно строго держаться учения слова Божия и православной церкви, и не воображать себе, что отступление в частных пунктах религии ничего не значит. Не прелагай предел вечных, яже положиша отцы твои по вере, говорит премудрый царь Соломон (Притч. XXII, 28). Св. апостол, равно, пишет: возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов от Бога ли они (1Иоан. IV, 1). В наши дни, к утешению всех благомыслящих людей – христиан, и на западе, а именно в среде старокатоликов, учение об исхождении Св. Духа и от Сына признано неправильным. Вот к каким положениям пришли старокатолические и англо-американские богословы на второй Боннской конференции, бывшей в конце июля и в начале августа 1876 года: „1) Мы согласны в принятии вселенских символов в вероисповеданий древней нераздельной Церкви. 2) Мы согласны в признании того, что прибавление Filioque к Символу сделано незаконно с церковной точки зрения (nicht in Kirchlich rechtmassier Weise erfolgt sei). 3) Мы все обязываемся излагать (оur bekennen uns аllеrseits zur Darstelling) учение о Св. Духе так, как оно преподавалось отцами неразделенной Церкви. Мы отвергаем всякое представление и всякий способ выражения, в которых бы заключалось принятие двух начал, или ἀρχαi или αἰτίαι в Троице» (см. Церковный Вестник, 1875 г., № 33, стр. 2). – (Догматич. Богосл. М. Макария, т. I, стр. 271 – 280; сн. «Уроки по простр. катихиз.» Прот. Г. Титова, изд. 2-е, т. I, стр. 319 – 326).